В кривом зеркале анекдота
По этому поводу есть весьма подходящий анекдот: «В соревнованиях по бегу между двумя лидерами СССР и США победил Рональд Рейган, о чем и сообщили американские газеты. В советской же прессе появилась такая информация: «Леонид Ильич Брежнев продемонстрировал хорошую форму и на финише был вторым, в то время как американский президент Рейган занял лишь предпоследнее место». Пример утрированный, но он демонстрирует, что даже простенькое сообщение при желании можно подать под нужным соусом, избегая прямой лжи. А в более сложных случаях, умело жонглируя цифрами и фактами, и вовсе не так сложно навязать некую идею (особенно характерно это для «бульварной» прессы; яркий пример - прошлогодняя наукообразная статья в «МК», «убедительно» доказывавшая неизбежность в августе 1999 г. всемирного потопа). В статье «Нежданный муж...» она такова: анекдоты свидетельствуют о кризисе семьи.
Разумеется, проблем у нашего общества в этой сфере превеликое множество (за рубежом, кстати, тоже) и корни их главным образом социально-экономические. Однако при чтении статьи сразу напрашиваются несколько резонных «но». Речь идет о нашем времени, но для иллюстрации кризиса семьи приводятся главным образом «бородатые» анекдоты, которые я, например, слышал минимум два десятка лет назад. Если следовать логике статьи, значит, кризис «процветал» уже в те «застойные» времена. Однако, по данным демографических справочников, например, в 1987 году в СССР на 1000 браков приходилось 342 развода (в 1980 - 330, в 1970 - 273, в 1960 - 104). Тенденция к снижению прочности семейных уз, конечно, наблюдается, но она приблизительно совпадает с общемировой: те же цифры в 1987 г. составляли для США около 500, ФРГ - 298, Франции - 308, Великобритании - 404. Так что число 700 из 1000, приведенное в статье, вызывает некоторые сомнения. Каждый может оглянуться вокруг и приблизительно подсчитать, действительно ли среди его родственников, друзей, коллег 70 процентов составляют разведенные или вступившие в повторные браки. Кстати, в статье признается, что число мужских и женских супружеских измен, приводимое в анекдотах, не соответствует действительности. Значит, столь же некорректными могут оказаться и другие данные, почерпнутые из этого жанра устного народного творчества. Так что при «научном прочтении» анекдотов вряд ли уместны слишком резкие и смелые выводы, тем более что речь идет о чрезвычайно сложном явлении, неоднозначно оценивающемся на протяжении всей истории человечества.
В то же время забавно наблюдать, что анекдоты и смежные с ними жанры многие воспринимают слишком уж серьезно (недавно даже пародийная «информационно-паразитическая» передача В.Шендеровича «Итого» едва не получила приз как лучшая информационная программа). Не лучше ли вспомнить Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? Ведь анекдоты не отображают жизнь с беспристрастностью фотографического аппарата. Скорее, это кривые зеркала комнаты смеха, и уродливо-гротескное изображение в них нашей жизни - просто повод посмеяться над собой.
г. Новочебоксарск, 6 - 10 марта 2000 г.
Свидетельство о публикации №204031100096