Future Imperfect

“Там-там-да-да-там…”- оживает крышка чайника, нарушив покой бесконечно долгого зимнего вечера; тугие струйки пара вырываются наружу – уносят тепло прочь и, соприкасаясь с холодом оконного стекла, смиренно оседают на нем плотным туманом, превращая праздничные огни города в расплывчатые радужные пятна. Закрыв глаза, вслушиваюсь в разноголосие хора…
С каждым мгновением голоса становятся громче и отчетливее:  “… газеты в ящике спалили, лампочки повыкруч’вали…”
Это наши почтенные старушки-персионерки вышли в коридор посудачить на темы бескрайние, в перерыве между любимыми сериалами по “телевизеру”.
- Нiнка на Каляды прыязджае, цi ня чулi?
Узнаю бабку Марью – седовласую, необыкновенно жизнелюбивую старушку, прилагающую немало усилий, чтобы подъезд был чистым и уютным: сколотила костяк из пенсионеров, договорилась на каждой площадке горшочки с цветами повесить, занавесочки на окна пошила. Молодые жильцы ее не понимают – плечами пожимают, усмехаются: “Дура бабка! Не сегодня – завтра дубу даст, а она дергается. Тут власть надо менять”. Иногда очень обидно высказываются в ее адрес: “Зря, бабка, стараешься. Нам это на… не надо: завтра отсюда сваливаем”.
Одной из первых она вселилась в нашу малосемейку, но никак не желает изменять своему прежнему образу жизни, цепко держится за свой родной язык, традиции, веру. До этого она в деревне жила. Домишко на ней после смерти мужа остался, хозяйство небольшое. В годы перестройки, когда заинтересованные лица стали активно разваливать коллективные хозяйства в пользу фермерских, молодежь дружно рванула в города, оставив стариков на произвол судьбы. Марьина дочка тоже в город переехала. Мать навещала только по осени, чтобы “витаминчиками запастись”. А как лета перестали позволять старушке рыться в земле, воду носить, дрова заготавливать, так зять ее на зиму в город забрал. Очень она тогда на него обижалась и держалась до последнего – так не хотела дом покидать, от земли родной, что кормила ее, отрываться. Не долго тот дом простоял без присмотра, - сгорел той же зимой. Кто-то, видно, поджег, чтобы участок подешевле выкупить. С тех пор живет бабка Марья у зятя своего на правах погорельца. Сейчас полиартрит ее совсем скрутил, а, бывало, в годы войны вытаскивала с поля боя раненых бойцов. Но она молодцом: настрой всегда бодрый, глаза солнечные, ни видом ни словом не кажет,  какую боль терпит денно и нощно.
- Эт’ какая Нинка? – допытывается соседка Наталья, недавно переехавшая из России вместе с сыном - инвалидом: потерял зрение в горячей точке.
Девушка у него была. Дня не проходило, чтобы она к нему не зашла - значит, любила. В Израиль с собой звала – отказался. Теперь один мается. Было дело – руки хотел на себя наложить - мать спасла… и увезла подальше от кривотолков.
- Станиславны дочка, что-ль?
- Яна самая. Якая-ж яшчэ? 
- Так… говорили она в Америку убежала, – осторожно спросила Ядвига.
- Ну дык, адтуль i едзе. Званiла учора. Мабыць, грошай багата зарабляе, таму й скача… туды-сюды, - покачала головой бабка Марья. -  Лепей бы ужо там заставалася, а то, як прылятае сюды, дык толькi гадзiць… матке сэрца iрве: то яда ёй не такая, то жывем не гэтак, як трэба, то людзей нашых на дух цярпець ня можа... 
В неописуемый восторг приводит меня купание в искристой симфонии сотен наречий и тысяч акцентов подлинно живого народного языка – не схороненного под вековым слоем пыли, не выхолощенного жаргона келейных эпигонов. Невозможно передать тот невероятный прилив душевных сил, который дает пребывание в окружении своего народа, с его давними обычаями, традициями, преданиями, чаяниями, устоявшимся бытом. Каким обделенным, обездоленным и заброшенным кажется человек, сознательно отказавшийся делить радости и печали своего народа!
- Понятное дело. – вступает в разговор Ядвига. - И откуда у неё столько злобы? Да и ведет себя не по-нашенски, язык коверкает - не поймешь… Будто в другом месте выросла.
Может, правда, в другом? В детстве ее часто возили в Европу от всяких фондов. Привозила набитые “гуманитаркой” сумки, массу впечатлений и цветных фотографий, хвалилась, что никогда не скучает вдали от дома, взахлеб рассказывала о важности и необходимости таких поездок, так как они помогают узнать больше о других странах, научиться понимать и любить другие народы. Я слушал ее и думал: “Как это, должно быть, нелегко любить все человечество”. Ещё она говорила, что в будущем не будет национальностей, останется только один язык, общие ценности, а человек будет путешествовать свободно и сможет жить там, где захочет.
Однажды, вернувшись из очередной поездки в Италию, Нинка заявила матери:
- Ты все время врала мне: говорила что любишь меня. Смотри! –  кричала Нинка, выбрасывая из сумки многочисленные коробки с подарками, стоимость которых во много раз превышала месячный заработок ее матери. – Ну, кто меня любит больше?
Дело тогда закончилось нервным срывом у Нинкиной матери. А сколько еще таких меценатов в своих и чужих землях, зарабатывающих на искалеченных детских душах! 
Несколько дней спустя, я встретил Нинку во дворе и спросил:
- У тебя мама очень бедная. Ты бы хотела поменять ее на богатую?
Нинка посмотрела на меня как на пришельца из дальних  миров и спросила: - А разве так можно?
Никогда не понимал Нинку. У нее был свой, непостижимо огромный мир и великая цель в жизни - особняк с огромной зеленой лужайкой и длиннющим белым лимузином. Мне казалось, что остальной мир она рассматривала в кривом зеркале избранности – с особым вниманием относилась она к собственной персоне, даже кандидатуру свою в депутаты выдвигала. Подруги, многие из которых уже далече, завидовали ее красному диплому, ее необычайному проворству и деловитости. Особенно она “взлетела” в материальном плане, когда народную собственность в частную “превращали”. Как бы там ни было, стать душой местечкового бомонда ей помешало рабоче-крестьянское прошлое. Однажды поиски молочных рек и кисельных берегов привели ее в американское посольство, где, пройдя ряд проверок и унизительных процедур, она получила долгожданную наклейку в паспорте, которая, казалось, должна была поднять ее в глазах окружающих, выделить ее на сером фоне, - но никто даже не заметил ее отъезда - все произошло быстро и буднично. Через недели две узнали, что Нинка уехала навсегда. Потом о ней надолго забыли.
За что всевышний Нинку так наказал – останется тайной. Для меня, заграница - место ссылки, как бы его не пытались расписывать в рекламных буклетах. Меня страшит мысль, даже временно, оказаться безучастным, выброшенным за борт своего корабля: быть вырванным из кипучей жизни своей страны, во всех ее противоречиях. Что может быть ужаснее, чем отречься от своей культуры и раствориться в чужой, обречь себя на прозябание в воспоминаниях или - что неизмеримо хуже – дать возможность чужим мыслям поглотить свое сознание? Только в родном краю отдыхаю, только в родном краю вижу цветные сны. Здесь мое прошлое, настоящее и будущее мое. В ином уголке, коли пожелаешь отведать взаправдашнего крупеника с портошным молоком, да чарочку вишневки опрокинуть, да заесть свежеиспеченным поклеванным хлебушком, часом, с паюсною икоркою, да похрустеть крепеньким моченым яблочком с кваском, и, прикрыв вьюшку, прикорнуть на горячей лежанке, завернувшись в овчинный тулуп и, вдыхая дурманящий запах опары, задремать под убаюкивающее завывание ветра на дворе, непременно сочтут тебя за увечного ублюдка. И совсем немыслимо оторвать одно от другого: запаха от окреста, окрест от времени, буйство “засидок” от страданий в войну и голодуху, народ - от земли его. Не ведет отрыв от истока к биологической смерти, но представлю себе душу-ободранку – жуть берет. Лучше уж тело на растерзание отдать… Никак без студеной колодежной водицы не могу… Может Нинка тоже не может? О нет, у нее другие мотивы: пытается заявить о себе, доказать правильность своего выбора. Вот, только, кому?
- Может и правда забыла, как по нашему-то? Ведь там по-английски нужно знать… Мы вот, языка не знаем, потому нас в ихний рай и не пущают.- весело усмехнулась Наталья, сверкнув коронками из серебристого металла.
- Нашто нам ихний рай? Наш рай - на небе, а жыць, дык й тут нядрэнна можна, - успокоила всех бабка Марья.
- Нам можно: мы привыкшие, а девки молодые не хотят по-нашему жить. Да и как иначе? Им с детства в голову вдалбливают, что “так жить нельзя”. И главное, кто уезжает-то?  Хранительницы очага! Просто помешались на этой загранице, на деньгах, на домах, на машинах… Наши ребята головы за них кладут, а они с итальяшками да французиками милуются, – с болью выдохнула Наталья. – Вот не тянет их к своим...  и все тут!
- Да какие они свои? Половина двора – темненькие да кудрявенькие, - возразила, было, Ядвига. Видно, задело ее: дочка ее замуж за итальянца вышла и уехала - через год заболела и умерла. На чужбине умерла. Матери пришлось за свои деньги за прахом ездить. Слухи ходили - продукты европейские её погубили. Мол, в них нитратов и пестицидов раз в десять больше, чем в наших. Думаю - дело в другом. Я где-то читал, что виноват наш организм -  вырабатываемые им ферменты, генетически настроены на определенный вид пищи. Можно выучить чужой язык, перекреститься в чужую веру, раствориться в толпе иноземцев, но, рано или поздно, гены дадут о себе знать. По этой причине, традиционно иммигрантские страны сидят на пороховой бочке. Нинку тоже гены не отпускают: до Америки стройненькая и привлекательная была, а сейчас – человек-слон. Хотя, она уже до отъезда начала поправляться, когда стала помогать одной американской фирмежке эти продукты в Россию “спихивать”.
- Свае-свае, не чапай, - вступилась за соседских детей бабка Марья… Яны й па-нашаму гаворуць, кнiжкi нашыя чытаюць, песьнi пяюць, на яду нашую не плююць, у царкву нашу ходзюць…
- Иди-ты! – недоверчиво отшатнулась Ядвига.
- Да-а, до-обрыя хлопцы, – заверила Марья. - Кожны дзень вiтаюць мяне. Кашелку падносяць, як з базару iду. Захварэю- лекi прыносюць. А Нiнка тая у царкву нiколi не хадзiла, у Бога ня верыла. Як амерыканкай зрабiлася, дык нос ад нас вороцiць… Цi ж яна свая? Вось i матку хоча у Амерыку забраць. Кажа: “там лепей, бо людзi адзiн аднаго любяць”. – Можа й так, алеж ёй яшчэ няма каму у доме прыбрать, ды есцi згатовiць. Самой няма калi, бо целы дзень працуе…
Далась вам, бабаньки, эта Нинка? – подумалось. - Ну уехала, ну бросила… Может, это мечта всей ее жизни…была. Хотя, по-моему, это от бедности. Ведь у нее тут ничего не было – избушка да околица. Вот она это убогое хозяйство и оставила.
Нет, даже не могу представить, чем бы сейчас был, если бы не ваша поддержка, бабаньки. Туманом на холодном стекле...


Рецензии
Вот-вот, к концу рассказа я тоже думал - да что же на эту Нинку-то все набросились? Очень уж черно-бело получилось, плохая Нинка уехала за богатством (уж не знаю, нашла чего искала или нет), а хорошие бедные люди прозябают на родине).
Назидательный тон и перехлест(по-моему) в патриотизме немного портит впечатление от текста, а что радует - живой народный язык.
успехов)

Павел Херц   12.03.2004 16:18     Заявить о нарушении
Спасибо за первый отзыв. Не тех пожалели, однако - это насторажавает (буду думать). Это Нинку надо было жалеть: это она прозябает, т.е. ведет бессодержательную и бесцельную жизнь, тогда как жизнь хороших "бедных" людей до самых краев наполнена смыслом, ибо они заняты куда более творческим делом, чем обеспечение личного благополучия.
Эти бабульки знают нечто такое, чего молодые люди, ослепленные внешней стороной материального мира, не замечают.
Что касается перехлеста в патриотизме, то у меня следующий вопрос: можно ли любить Родину слишком сильно?

Михаиллесин   12.03.2004 18:14   Заявить о нарушении
Если прямо ответить на поставленный вопрос - я думаю "слишком" возможно делать что угодно - и любить и ненавидеть и жалеть. Другое дело, что контролировать меру наших чувств - не всегда нам под силу.
А насчет жалости - да не сказал бы, мне лично никого в рассказе не было жалко - все герои живут так, как они и хотели, в соответствии со своими понятиями о жизни, никто не жалуется, чего же их жалеть?
успехов)

Павел Херц   15.03.2004 14:38   Заявить о нарушении