Фанатики
Некогда халиф Омар приказал сжечь бесценные сокровища знаменитой Александрийской библиотеки (редчайшие рукописи собирались не один век, и без того часть их погибла в 47 г. до н.э. при подавлении войсками Цезаря восстания местного населения), заявив следующее: «Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить. А если сказано то же самое, то они не нужны». Те же арабы обезобразили стрельбой из пушек египетского Сфинкса, считая благочестивым делом уничтожать изображения человеческого лица (произведения дьявола в их понимании). А при освоении Америки уже христиане преспокойно переплавили в золотые слитки предметы индейских религиозных культов. В нашей стране точно так же большевики после Октябрьской революции уничтожили огромное количество архитектурных и культурных памятников православия. Подобные примеры можно перечислять достаточно долго. Все эти случаи роднит пренебрежение к чужой культуре, ее фанатичное неприятие.
Когда-то первобытный человек, не в силах объяснить природные явления, включил свою буйную фантазию и населил мир многочисленными сверхъестественными существами. Шли века и тысячелетия, и количество и разнообразие подобных сказок и легенд стало невообразимым (достаточно подробный и толстый энциклопедический мифологический словарь все равно лишь бегло в состоянии ознакомить с ними). Как и все прочие проявления человеческой фантазии, они воплотились в огромное число творческих произведений самых различных жанров, в гигантский пласт мировой культуры. Это, к примеру, языческие статуэтки; древнегреческие и древнеримские мифы, Библия как литературные памятники; иконы; картины (вроде «Сикстинской мадонны Рафаэля» или «Тайной вечери» Леонардо да Винчи); пышные храмы (буддийский Боробудур в Индонезии, православные храм Христа Спасителя и Покровский собор в Москве, католический Собор святого Петра в Риме) - перечислять можно бесконенчно.
При этом непременно одни люди считают свои легенды более правильными, «истинными», чем легенды остальных (и даже «находят» как бы научные аргументы для этого; когда-то можно было бездоказательно объяснять гром и молнию гневом Зевса или Перуна - сейчас не выйдет, зато можно назвать такие представления языческими суевериями, а за «истинные» чудеса выдать что-то другое, чего наука пока разъяснить не в состоянии). Все это вполне объяснимо и, в общем-то, терпимо, пока разные культы не вмешиваются в дела друг друга, являясь исключительно делом совести каждого индивидуума (как это должно быть в идеале). Однако неизбежно находятся группы экстремистов, которые активно действуют, уничтожая чужую культуру, а порой доходя и до физического истребления иноверцев или инакомыслящих среди своих. Сколько раз из-за этого люди доходили до крайностей! Самый свежий пример: несколько гражданских войн (социально-экономические причины которых были усилены религиозными различиями) на Балканах между говорящими на одном языке (сербскохорватском) «братьями-славянами»: католиками-хорватами, православными сербами и мусульманами-боснийцами. Не случайно Вольтер писал: «В самой сущности религии лежат злоупотребления, насилие над человеческой совестью и террор против инакомыслящих».
Однако и вне религиозных верований люди находят множество поводов для разногласий, принимающих порой уродливые формы. Болельщики разных спортивных команд, точнее, их наиболее активная и фанатическая часть, патологически ненавидят друг друга, что систематически выливается в массовые драки на стадионах и других спортивных аренах и приводит порой к трагическому исходу (вспомним, к примеру, гибель в прошлом году болельщика футбольного «Зенита» в Петербурге или двоих поклонников английского «Лидса» в Стамбуле). А начинается все, возможно, с пустяка. Скажем, молодые новочебоксарцы по музыкальным пристрастиям и способам одеваться, проводить время делятся на несколько групп (вроде «гопников» и «неформалов»), которые не стремятся контактировать друг с другом. Такие трещины достаточно легко могут превращаться в раскол (по своей сути стоящий ровно столько же, сколько войны лилипутов и жителей острова Блефуску по поводу того, с какой стороны правильнее разбивать яйцо). У большинства юношеский максимализм со временем проходит, а кто-то навеки закостеневает в заблуждении, что только его вкусы, взгляды (музыкальные, спортивные, религиозные и т.п.) или национальность, или цвет кожи имеют право на существование, и тогда горе всем остальным: под угрозой не только культурные ценности, но и человеческие жизни.
Трудно сказать, сколько пройдет времени, когда человечество в своей массе начнет терпимо относиться друг к другу, а все формы фанатизма и экстремизма канут в Лету. Во всяком случае, у известного американского фантаста К.Саймака в романе «Город» только занесенная извне марсианская философия джуэйнизма смогла помочь людям наконец-то полностью понимать друг друга.
г.Новочебоксарск, 13 апреля 2001 г.
Свидетельство о публикации №204031200095