НАстоящее-обзор от Владимира Безладнова

Владимир Безладнов сделал
Обзор НА-конкурсных работ

[НА] обзор от Владимира Безладнова



ПО МЛЕЧНОМУ ПУТИ…
(обзор конкурсных работ в номинации «НА_»)



«…По Млечному пути
Нам весело идти.
Куда мы захотим, туда и полетим.
Для нас преграды нет.
Обгоним даже свет.
Назад вернется каждый, хоть на четверть невредим!..» –

беззвучно, чтобы не разбудить соседей по палате, напеваю я марш, написанный где-то в далеких шестидесятых, когда в Стране, в бесконечной череде профессиональных праздников – дней Металлурга, Шахтера, Вахтера, Летчика, Пулеметчика и Водопроводчика – появился еще один совершенно замечательный праздник – День Космонавтики.

Боже, с каким упоением, приняв в этот день энное количество 33-го или 13-го портвейна, единственно доступных нам по цене, горланили мы этот самый «Марш Космонавтов» на набережной Невы, сидя на любимой скамейке и, постепенно, собирая вокруг себя огромную толпу совершенно незнакомых, но объединенных общим энтузиазмом, людей!..

«…Пускай уже не пионеры мы,
Пускай,… пускай почти пенсионеры мы,
Но, до последней капли крови,
Врррезаться будем в стррратосферу мы!..» –

орали мы припев под три гитарных аккорда, в которые этот марш очень легко укладывался, и наши юношеские голоса звучали так весело и оптимистично!..
Это сегодня, когда мы, действительно, уже почти пенсионеры, вспоминающие с ностальгией «…эйфорию шестидесятых и похмелье пришедших вслед трех мучительно долгих десятков проведенных под прессом лет…» и растерявшиеся, как слепые щенки, «…в век жестокого прагматизма, меркантильности и суеты…», наши голоса способны только на старческое брюзжание. А тогда!.. Ах, какое же это было ФАНТАСТИЧЕСКОЕ время!..

«…Нам космос нипочем!
Космическим лучом
Нам пррожигало органы уже не раз.
Манит к себе простор.
Летаем до тех пор,
Пока от нас останется один летучий газ…» –

и мы, действительно были готовы на все, мы, действительно, готовы были лететь куда угодно – на Марс, Венеру, Целину… – и, конечно же, все мы запоем читали Фантастику. Да и разве могло быть иначе в те дни, когда наши, советские Майоры, выстреливаемые в Космос, как пули из обоймы АК, эту самую фантастику претворяли в жизнь, а на прилавках магазинов, помимо Еремея Парнова и суперкоммунистической «Туманности Андромеды», появились Саймак и Бредбери, Азимов и Шекли, в «Новом мире» – «Мастер и Маргарита», а в таинственной «Звезде Востока» – «Сон инженера Рейна» Булгакова?!..

«…В глубоком вираже
Нас давят сотни «g» –
Лежишь себе в тепле, плюешь на потолок,
А выглянешь в окно – ё!.. –
Кругом темным-темно,
И только видно: нА небе встал Раком Козерог…» –

вот я сегодня и лежу на жесткой больничной койке, созерцая экран дисплея ноутбука, стоящего на моем животе, и – попутно – загипсованную ногу, маячащую за ним, и качающуюся, в подвешенном состоянии, словно в невесомости.
Ноутбук, после десятидневной войны с медперсоналом и, получив, наконец, разрешение, принесла мне жена, а ногу я сломал, поскользнувшись на обледенелой пешеходной дорожке одной из центральных улиц с детства любимого города. Ничего удивительного: антиутопия – один из самых любимых мною жанров.
Соседи по палате спят. Они устали. Сегодня (по их просьбе) я им вслух читал рассказы, присланные на звездоголический конкурс – что поделаешь, телевизора в палате нет – теперь, я полагаю, им снятся весьма фантастические сны, и, судя по их сонному бормотанию (с периодическими вкраплениями мата) –  сны эти не слишком радужны.

«…В созвездье Гончих псов
Для нас обед готов.
В созвездье Девы ждет нас теплая постель.
И летом, и зимой
Нам космос – дом родной.
Он греет нас не хуже, чем майорская шинель…» –

ну, чем не Гимн для Звездоголиков, собравшихся на очередной прозарушный фантастический (виртуальный) конкурс? Вряд ли, кто-нибудь из Звездоголиков нынешних слышал его. Берите! Дарю! «Майорская шинель» – мне кажется, очень точная метафора. Прошлое, Настоящее и Будущее во всем, в том числе, и в литературе, делали и делают не генералы, а именно – первопроходцы-майоры (генералы, забыв, что они когда-то тоже были майорами, почивая на лаврах, перепевают самих себя). А уж в литературе фантастической – особенно.

Зачем мне понадобилось это длинное и ни к чему не обязывающее предисловие? Понятия не имею. Скорее всего – десять дней без работы, без информации (если не считать предвыборных лозунгов), без нормального интеллектуального общения – это весьма тяжелое испытание, и пальцам, дорвавшимся до ПК, самим хочется немного постучать по клавиатуре. К тому же, непосредственное мнение читателей (точнее – слушателей), которые ни в жисть не прочли бы предложенное для рассмотрения и оценки жюри «интерактивное чтиво», не поломай они (слушатели), в нужный момент, руки и ноги, мнение тех, на кого я буду периодически ссылаться, кажется мне весьма ценным как для меня, так и для тех, кто является, в одно и то же время, и авторами, и читателями, и критиками.
Ну, а космонавтский марш… – он вспомнился мне, скорее всего, просто в связи с гагаринским юбилеем, о котором, вот уже несколько дней, талдычат все средства массовой информации, в надежде, очевидно, возродить национальную гордость хотя бы в этой, действительно героической области.

Ну, да ладно!.. перехожу, собственно, к обзору, благо теперь я в состоянии это сделать. Результат скину на дискету и попрошу свою половину отослать его с чьего-нибудь компьютера. Иначе – довольно долго буду чувствовать себя виноватым за невыполненное обещание.

По поводу критериев непосредственно оценок:

Не знаю, с чьей легкой руки, но – уже довольно давно – в лексиконе сетевых критиков появился один очень любопытный, с моей точки зрения, неологизм – «сетература», отделяющий, как надо понимать, литературу сетевую от «бумажной», и предлагающий рассматривать ее, как совершенно самостоятельное явление. Скорее всего, так оно действительно и есть, поскольку сетевая литература – достояние вполне определенной группы лиц, в основном, эту самую литературу и пишущих. Иными словами – сетевой литературной тусовки. И так же, как рынок сам определяет цены на продукты потребления, так и в литературной тусовке самопроизвольно возникает своя литературная шкала ценностей. В принципе, в этом нет ничего плохого. Интернет – потрясающее средство коммуникации для людей, объединенных общими интересами, но, создавая, в силу своей виртуальности, иллюзию признания и успеха у широкой аудитории (а она действительно может быть неограниченно широка – от Нью-Йорка до Хабаровска), он, в то же время, регулирует эту шкалу до уровня среднестатистической. Да и как же может быть иначе, если писатели, читатели, обозреватели и критики – одни и те же лица? Поэтому литература в Сети постепенно становится, в первую очередь, не целью, а скорее – средством общения, способом интересного и полезного для участников проведения свободного времени. Можно только приветствовать обилие в сети этих литературных объединений, но, поскольку я ни к одному из них не принадлежу, буду выставлять свои оценки по совокупности мнений соседей по палате (слушателей), а также – своего, воспитанного на классике Фантастики «бумажной». Писать буду не в хронологической, а именно в той последовательности, как просили меня читать соседи по палате, поскольку то или иное название вызывало у них, иногда, весьма активное неприятие.

Оговорюсь сразу, что разделение оценки на «Ф» и «Л», кажется мне весьма нелепым и искусственным, поскольку Фантастика существует, как одно из направлений литературного, драматургического и любого иного вида творчества, лишь потому, что именно в нем автор с наиболее, с его точки зрения, яркой и убедительной позиции, на фантастическом материале способен рассмотреть проблемы СЕГОДНЯШНЕГО человека, находящегося в СЕГОДНЯШНЕМ ЖИЗНЕННОМ ПРОЦЕССЕ. Проанализировать поведение и нравственный выбор человека, находящегося  в ситуации ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ. Неважно, в настоящем, прошлом или будущем происходят те или иные события – автор просто создает фантастические ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ставит в них человека и предлагает ему (а вместе с ним, и читателю) решить в этих фантастических обстоятельствах проблему, актуальную и требующую анализа именно сегодня. Полагаю, что и авторы, так называемой, «деревенской прозы» пишут совсем не о том, когда, где и что надо сеять и убирать, да и для наших «баталистов» хронология военных действий – не самое главное. В любом случае, на первом месте находится ЧЕЛОВЕК. Именно этим нам дороги и «Блокада» Чаковского, и «Материнское поле» Айтматова, и «Марсианские хроники» Бредбери,  и блестящие, неоднозначные, многоплановые романы Стругацких.

Те, кто читал мои критические обзоры в других конкурсах, знают, что я – критик весьма ехидный, въедливый и занудный. Но прежде мне не приходилось выставлять оценок. Очень просил бы авторов не обижаться на меня за весьма низкие баллы. Я сужу не по себе – я не пишу фантастики, и, вряд ли, буду писать ее когда-либо – я просто буду ориентироваться на Мастеров, соотнося работы конкурсные именно с Их уровнем.

Итак…



На_2. БОРЬБА МИРОВ (Эскалация зла).

Именно этот рассказ я читал первым.

«… – Смотрите туда! – крикнул командир.
Космонавты, все трое, в изумлении всматривались в пространство над облаками вокруг Земли.
Там на пустом месте, из ничего, вдруг, возник и засветился маленький красный шарик, который начал заметно расти в размерах.
- Идёт по орбите, чуть ниже нашей, - заметил командир.
- Но радар показывает, что он на неизменном расстоянии от нас, почему же он растёт? – спросил второй космонавт.
Светящийся шар, между тем, набрал уже приличный размер, радар показывал больше ста метров в диаметре, и круто устремился вверх, выходя на траекторию выше орбиты корабля…».

– Э-э,… погоди!.. погоди!.. Кто устремился-то? Радар, что ли? – перебивает меня Серега – тридцатилетний дозиметрист с 16-й площадки, которому, Бог знает чем, перебило руку на недавней аварии.
– Да причем тут радар? У тебя – уши или хрен знает что? – возмущается Алексей. Этот – примерно, моих лет. Он слушает, лежа, как и я, на спине.
– Ну, как же – причем? Радар… показывал,… потом устремился вверх…
– Сам ты устремился! Только, хрен знает, куда?! Устремитель долбаный!..
– Ладно, хватит киздеть-то! Дайте послушать. – Это дядя Саша «Гуляй-нога». Мало того, что он привыкает к новому протезу, ему, вдобавок, совсем недавно вырезали полжелудка, он ест манную кашу, и ужасно зол, потому что ему жутко хочется выпить. – Интересно же, че дальше будет. Валяй, читай, Николаич, дальше!..

И я читаю. Читаю с бесконечными остановками. С остановками потому, что любой авторский логический или стилистический ляп (а их, как и грамматических, пунктуационных и прочих ошибок в тексте множество) провоцирует моих слушателей на очередной – порой, совершенно бессмысленный – диспут. Я их прекрасно понимаю: им скучно: они уже до чертиков надоели друг другу, а тут – повод, тут есть о чем полялякать, не касаясь тем медицинских, тут есть прекрасная возможность проявить свои «эрудицию и интеллект». И, прерывая чтение, они спорят о чем угодно: о душе, как таковой, о месте, в котором она помещается, о кружках для космического кофепития, о Высшем Разуме и бабах, о радужном сиянии в затылке, стратосфере, ноосфере, прогрессе и Интернете, о том, как назывался роман Уэллса – «Борьба миров» или «Война миров» – и о том, что означает «эскалация зла», поставленная в скобки. Не стану пытаться воспроизвести эти споры (слишком много в них было ненормативной лексики), перейду сразу к коллективному резюме моих слушателей.

– Ну, как? – спрашиваю я.
– Да ну!.. Хренотень с мутотенью, – отвечает за всех Серега, и, взглянув на остальных, я не вижу ни малейшего возражения в их глазах.

Теперь позвольте немного поговорить и мне.
Я прекрасно понимаю разочарование своих соседей по палате. Они, как и большинство читателей фантастической (да и не только) литературы, ждали яркого, динамичного, развивающегося во времени и пространстве СЮЖЕТА, ждали СОБЫТИЙ, рождающих КОНФЛИКТ, ждали ПОСТУПКОВ, совершаемых героями для достижения, какой бы то ни было, цели. Ничего этого, увы, в предложенной работе нет. Действия нет. Людей нет. Характеров нет. Персонажи безлики. Речь их лишена даже подобия индивидуальности. Диалогов нет. Есть лекция, прочитанная «американами» на некоем симпозиуме (и тут они, гады, нас обскакали) и пересказанная просвещенным капитаном за «ритуальным» питием кофе, неизвестно почему, не на земле, а в космосе (пардон, в стратосфере, ведь именно в этом атмосферном слое мы летаем пока, с точки зрения автора) бедным, неподготовленным членам экипажа, выполняющим в этом самом космосе неизвестно какую задачу. И как надо понимать финал? Как первый контакт человека с ноосферой? В таком случае, непонятно, по какой же причине эта самая «мыслящая структура» решила вступить в контакт именно с ними, да еще при помощи «увертюры к Шестой симфонии» (вот ведь какое глубокое знание музыкальных форм!), отчего все трое очень сильно «ТРЯХНУЛИСЬ», по выражению автора. К слову, сама гипотеза, представленная непоследовательно, неаргументированно и, местами, весьма противоречиво при серьезном анализе (чего я, разумеется, делать не стану – ей Богу, лень) не выдержит никакой критики.
Так что автору до звания звездоголического майора, к сожалению, пока еще весьма и весьма далеко. Пока он, увы, ходит только в сержантах. А посему и оценки мои (в отличие от оценок других «обзорщиков») выглядят так: Ф – 3; Л – 2. Не обижайтесь, уважаемый автор: сержант – это, все же, лучше, чем рядовой.

В окно стукнул камешек. Серега через форточку спустил на леске авоську и вытащил на свет божий два «пузыря». Это Витек, двадцатилетний пацан, уже готовящийся к выписке, сбегал в самоволку. Глаза остальных заметно оживились.

– Наливай! – скомандовал Гуляй-нога, – Причастимся, да дальше погоним. Как, Николаич, не возражаешь?

Я не возражал.



НА_6. ПОСЛЕДНИЙ ВЛАСТЕЛИН ЗЕМЛИ.

Читать именно этот рассказ предложил Дядя Саша. Название ему понравилось. Чтение продолжалось недолго. Очевидно, после «принятия на грудь по первой» слушатели несколько расслабились, и полемический задор поутих.

– Ну, а на это что скажете?
– Да вон, пускай Гуляй-нога говорит. Его заявка, – махнул рукой Алексей и отвернулся.
– А че говорить? Спасители, блин! Да на хрена они нам нужны, эти спасители?! Сами, как-нибудь, разберемся.
– Не скажи! – Алексей снова повернулся к нам, – Мы сами такой фигни наворочать можем…
– Да какой фигни?!.. какой фигни?!.. – вскинулся, было, дядя Саша.
– А я вам вот что скажу, мужики, – глубокомысленно изрек Серега, – если им на нас, да и на самих себя, в придачу, с Эвереста насрать, то нам-то уж на них – тем более. Нам-то пока никакие пришельцы не угрожают.
– А вот это, Серега, ты – в точку! Это правильно, – Гуляй-нога остыл так же мгновенно, как и завелся, – а посему – давай по второй!
– Э-э, нет! Куда гонишь? Весь вечер еще впереди. Давай, Николаич, читай дальше, да не выбирай по названию, бери от фонаря.

Но, прежде чем «взять от фонаря» и двигаться дальше, я обязан высказать уважаемым читателям и авторам конкурса также и свое суждение.

Сама идея перемещений во времени с целью вмешательства в исторический процесс для изменения настоящего или будущего настолько не нова и обсосана со всех возможных сторон, как гигантами фантастической литературы, так и авторами рангом пониже, что любые попытки сказать в этой области что-то еще, чаще всего, кончаются неудачей, да и рассматривать их можно лишь как ученическое эпигонство. Что же касается литературной стороны, то, если рассматривать эту работу, как рассказ, претензии к нему будут те же, что и к рассказу предыдущему, а если это обращение к человечеству, предупреждение, т.е. жанр публицистический, – оно требует совсем другого ритма, другого принципа построения фразы, другого темперамента, другой внутренней наполненности. Страстности, если угодно. Нельзя спасать человечество с холодным носом. Тем более что и предлагаемые обстоятельства, заданные автором требуют этого. Цитирую: «…Месяц назад арестовали меня, никаких обвинений предъявлено не было. Я нахожусь в одной из спец лабораторий, вероятнее всего на Юге Франции, точнее определить не могу. Можно предположить, что нечто подобное случилось и с моими коллегами. То что мне удалось разослать это сообщение по Интернету на адреса электронных средств массовой информации иначе как чудом не назовешь…». Вот в этом случае, человеку, чудом вырвавшемуся из-под наблюдения, чудом добравшемуся до компьютера, оказавшемуся в условиях ограниченного времени, я мог бы простить и многочисленные опечатки, и даже грамматические ошибки (не все же путешественники во времени, как и авторы фантастических рассказов, в детстве были отличниками). Но человеку, которому все «бара бир», как говорят в Средней Азии, который просто читает нам очередную лекцию – поверить не могу.
Поэтому Ф – 3, Л – 3.



НА_1. РАЗГОВОРЫ С КУЗНЕЦОМ.

Не мудрствуя лукаво, на сей раз читаю самую первую работу с ни на что не претендующим названием.

– Я, что-то, не понял, Николаич, – это опять Сергей, – башку-то он себе, отчего оттяпал? Из-за бабы? Или, все же, это эксперимент? Так для эксперимента мог бы и руку… нет, руку нельзя – кузнец все-таки, а вот ногу – запросто.  Скакал бы на деревяшке, вон – как Гуляй-нога. Ну, а если из-за бабы, так никакая баба такого не стоит.
– Это, смотря, какая баба. Бывают такие, что… э-эх! – крякнул Гуляй-нога и потянулся к тумбочке, в которую была спрятана бутылка, но схлопотал по руке от бдительного Сереги.
– А ну, убери руки, ты, сексуальный разбойник! Сказано – рано! Не дурака, понимаешь, валяем. Работаем.
– А мне вот что непонятно, – это уже Алексей, – сколько раз, когда и с кем, кроме профессора грек этот «за жизнь» разговаривал? Ни хрена без поллитры не разберешь.

«Наблюдательные мужики, – подумалось мне, – ничего не пропускают». А и в самом деле, если частичная амнезия происходит с этими бывшими богами в тот момент, когда они начинают осознавать весь ужас своего бессмертного положения в человеческом социуме, то именно его – этого самого последовательного процесса осознания – мне, явно, недостает. Да и отношения с молодой красавицей-женой можно было бы выстроить, а не просто констатировать факты, коснувшись их вскользь. Впечатление от миниатюры, как от наброска к чему-то более серьезному. Короче говоря, если автор не намерен в ближайшем будущем «расширить и углУбить» предложенный им эскиз, предлагаю ему продать мне идею за некоторую разумную сумму прозарушных фантиков. С удовольствием куплю, и сделаю из нее серьезную полнометражную пьесу для Театра. А пока, за то, что это первый, прочитанный мною, рассказ, в котором появился Человек со своими проблемами (а он, несмотря ни на что, Человек, поскольку ощущает себя именно человеком и, как человек, действует и мыслит), ставлю чуточку более высокие баллы.
Ф – 4; Л – 4.



НА_3. АРМАГЕДДОН.

Реакция слушателей, пока я читал следующий опус была весьма своеобразной. Вначале, при описании бытовых удобств и неудобств, идиллического пейзажа и неразрешимых проблем бедной одинокой женщины с подрастающим ребенком и старушкой-матушкой в инвалидной коляске на руках, в палате стояла сонная тишина (очевидно, мой монотонный одинокий голос убаюкивал массы, но когда я добрался до летящего по небу ангелочка с трубой, слева от меня раздался первый сдержанный смешок. Это был Витек, уже давно вошедший в палату и принявший внутрь свои трудовые сто грамм.

– Ни хрена себе! И тут, блин, хер-рувимы! – пробасил Алексей, и Витек, не сдержавшись, фыркнул еще громче.

Не обращая на них внимания, я читал дальше, но когда добрался до пятиметровых людей с рогами, хихикали уже двое – Витек и Сергей. А когда двухметровый человекообразный козел в пиджаке стал совершать развратные действия с безучастной женщиной, тупо смотрящей неизвестно куда, они хохотали уже в голос.

– – Ну, чего ржете-то, чего ржете? – цыкнул на них дядя Саша. Голос его был нарочито строг, но в глазах тоже плясали чертики.
– – Не, дед, ты только представь! Ну, ты же у нас половой гигант, представь: ты, значит, употребляешь свою старуху, а сам в это время руку ей по локоть уже откусил и жуешь, жуешь… А она – ни бе, ни ме, ни кукареку!.. – и мужики вновь покатились от хохота. На сей раз уже вместе с Гуляй-ногой.
– – Так мне читать или не читать?
– – Читай, читай, Николаич, – успокоил дядя Саша, – не боись, мы больше не будем

Но обещание было дано напрасно. Смех и комментарии вызывало абсолютно все: и сортировочный пункт, и перфокарты без дырочек, и толпы зомбиков, эту самую сортировку проходящих, и мутанты и лекция на тему охраны окружающей среды, а уж когда, невесть откуда появились «…Сергей Кириллович Ткачев со своими очистными технологиями, и другой замечательный ученый, Павел Тихорецкий, который изобрел способ ликвидировать радиоактивные загрязнения…», восторгу моих слушателей вообще не было предела. Хохотали все, и я в том числе. Нет, я, конечно, понимаю и разделяю тревогу автора за будущее человечества, но писать на полном серьезе (даже из самых лучших побуждений) подобный бред?!.. И если опус начинается и заканчивается многоточиями, надо полагать, это – часть какого-то большого, эпохального полотна, из которого эта самая часть вырвана. Берегитесь, читатели!

– Ну, ребятки, – резюмировал, отсмеявшись, Серега, – если уж нам уготовано такое будущее, по-моему, самое время вмазать еще по одной. Что мы и сделали, причем, с большим удовольствием.

Баллы красивы, как лебеди: Ф – 2, Л – 2.



НА_7. СТРИПТИЗЁРША.

– Что дальше-то читать? – спрашиваю я и начинаю перечислять названия.
– «Стриптизершу» – вопит Витек, – Мужики, давай про стриптизершу!
– Ну, конечно… Тебе, кобелю, только бы про баб, – подначивает  Сергей, которого, как наиболее близкого по возрасту, Витек достал уже рассказами о своих эротических похождениях.
– Уж чья бы корова мычала… Будто мы не видим, как ты на Танькину задницу пялишься, когда она в Лехину задницу укол делает.
– А что? Есть на что приятно посмотреть.
– А ну, заткнитесь оба, – рявкает Алексей, – а то ведь у меня костыль под рукой – мигом достану!

Читаю «Стриптизершу», с большим трудом въезжая в перенасыщенный выпендрежными изысками текст. Попутно наблюдаю за реакцией слушающих и отчетливо вижу, как внимание их начинает постепенно рассеиваться. Вот заворочался и полез за чем-то в тумбочку Сергей, вот Витек осторожно встал, подошел к окну и уставился в него, вот засопел, задремывая, расслабившийся от выпитой водки дядя Саша, и только неясно, слушает или нет Алексей, лежа неподвижно и глядя в потолок.

– Ни хрена, блин, не понял, – заявляет он, когда я дочитываю до конца.
– А чего тут не понять? – кривится Витек, повернувшись, и медленно, с расстановкой начинает втолковывать, – Сказочка такая. Втюрился физик в сриптизершу. Дружбан-программист ее ему на дом заказал, а она возьми, да и окажись ведьмой, да, к тому же, еще и не простой, а заколдованной. Ну, а поскольку физик был шибко умный…
– Да я не о том. Про физику и, что там дальше, я и без тебя соображу. А вот ты мне скажи, Николаич, ну вот на хрена это нужно: выёживаются, выёживаются друг перед другом полтора часа, слова ни одного в простоте, все с кандибобером, да и сам этот… писатель – туда же… Ведь такого, блин, наворотил… Гоголь, ты ж понимаешь ты!.. А вот когда он – физик-то этот долбанный – сущность ее настоящую разглядел? Любовь-то настоящая, когда появилась? Когда она в телевизоре сиськами трясла у столба или уже тут, по заказу, перед ним непосредственно? – ни хрена не понятно.

А ведь действительно, думаю, за всем этим нагромождением формальных вывертов, не несущих в себе никакой полезной информации, кроме попытки создать видимость той «особой» среды, в которой, якобы, обитает наша техническая интеллигенция со своим, присущим  только ей, способом существования и манерой выражения своих мыслей, совершенно теряются и событийный ряд, и психологическая составляющая рассказа. Впрочем, вполне может быть, ее там и вовсе никогда не было, может быть, именно форма и была главной задачей автора. В любом случае, это типичный пример  рассказа исключительно для «внутрисетевого» потребления, если, разумеется, автор не захочет продолжить работу над ним. Хотя не могу отказать автору в остроумии и прекрасном умении строить фразу. Ну, а что это по жанру – старая-старая сказка, рассказанная на новый лад, или романс, как утверждает автор, – да разве так уж это и важно? Хотя, раз уж я коснулся понятия «романс», хочется процитировать последний куплет одного из романсов сегодняшних:

«Что такое старинный романс, объяснять я не буду.
Что такое романс – это, думаю, знает любой.
В нем – и радость, и боль, и печаль, и гусарская удаль,
И, конечно, – любовь… бесконечно большая любовь!»

Именно эти составляющие Романса мне и хотелось бы когда-нибудь увидеть в этом потенциально хорошем произведении.
Ф – 3; Л – 5.



НА_10. ВСЯ ПРАВДА О БУРАТОЗЕ.

Коллективное чтение этого рассказа было, на сегодня, последним. Мужики решили, что скоро обход, и надо закругляться. Хотя, по-моему, им просто надоела вся эта бодяга. Название не выбирали, я ткнул наугад. Читали весело, много смеялись, и я подумал, что во времена журнала «Юность» этот симпатичный непритязательный рассказец вполне можно было бы предложить в «Зеленый портфель» Галки Галкиной – юмористический раздел этого замечательного журнала, как вполне убедительный образец современного студенческого юмора.

– Хороший рассказ, жизненный, – сказал уже проснувшийся к этому времени Гуляй-нога, – вот я, мужики, помню, году, этак, в семидесятом пустили по Институту такую пулю: будто бы…
– Ладно, хватит травить, дед, потом расскажешь, – перебил его Серега, доставая бутылку, – закругляться надо. А то – начнут обход раньше времени, найдут – так нам всем не то, что от буратоза, от чего хочешь, прививки сделают. Держи, Николаич!..
– Да нет, я не буду. Вы пейте, а мне сегодня еще поработать надо.
– Ну, как знаешь. А что касается рассказа, Николаич, – забавный-то он забавный, да вот только причем тут фантастика? Нам, буратинам, и без фантастики, куда ни плюнь – кругом лапшу на уши вешают.

Ну, что я могу, в связи с этим, сказать? Фантастическая составляющая, которую от меня зачем-то требуют, увы – нулевая, а литературная – на добротном студенческом уровне. То есть – на шестерку.
Ф – 0; Л – 6.



Все остальные рассказы, поскольку «концерт по заявкам» кончился, я стану комментировать подряд, но вынужден быть предельно кратким. Оказывается, времени у меня практически не осталось.



НА_4. EX OVO.

Вот ведь как оно бывает: читаешь, читаешь рассказ, написанный в стиле ефремовских научно-фантастических рассказов времен его палеонтологических экспедиций в пустыне Гоби, следишь за героями, вступившими в контакт с Неизведанным, доходишь до кульминации, ждешь, что же произойдет с ними дальше… и, вдруг, после 18000 знаков, они становятся ненужными автору. Он напрочь забывает о них. Ну, а как же иначе, если из метеоритного яйца, считывающего информацию о человечестве, появился неведомый и непостижимый Он. Причем, жутко сентиментальный.

Мне, как и Ему, разумеется, тоже очень жаль обреченное человечество, которому «так и не удастся достичь высот». Мне  больно сознавать, «что эта цивилизация долго не протянет». Мне обидно до слез, что «Он мог бы поведать людям многое, но они не в силах понять этого, как не могут понять домашние животные, видящие телевизор или компьютер, их устройство и принцип работы», и уж никак, разумеется, не способны понять, что Ему еще «Предстояло пройти по таким ступеням, как: Управление гравитационной модуляцией, Развёртывание виртуальных вакуумных вселенных, Моделирование спонтанных биологических флуктуаций, Аннигиляция комплементарных многомерностей, Иррациональное масштабирование вечностей: Многие и многие ступени». Что вы, господа! Понять подобное могут только неведомые «Тензоры Времени».
А больше всего обидно за героев рассказа, брошенных автором на произвол судьбы. Хотя, кому-то из них повышено IQ, и он теперь станет вторым Эйнштейном, но, возможно, именно это и ускорит
нашу гибель. Эйнштейн № 1 – это атомная бомба, Эйнштейн № 2 – это пока еще неизвестно что, но, наверняка, не менее страшное.

Резюме: Фантастическая составляющая достаточно интересна и убедительна, Литературная – значительно более низкого уровня.
Ф – 7; Л – 4.



НА_5. ПАПА, МАМА, И ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.

Типично сетевая безделушка: удобная по объему, ироничная, и для людей, не знающих ПК и Интернета, абсолютно не понятная.
Ф – 4; Л – 4.



НА_8. ИГРЫ РАЗУМА: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ.
      
Нечто подобное совсем недавно мне уже довелось читать на двух конкурсах драматургии. Сайты были разными, ники авторов – тоже, а вот название – одно: «Капитан Копейкин», и действовали там (точнее, занимались черте чем) так же, как и в данном случае, самые разнообразные литературные персонажи от Анны Карениной до папы Карло. Боже мой, подумал я, читая «Игры разума», да не может быть так, чтобы три разных автора думали и писали совершенно одинаково. И тут в мою душу закралось страшное подозрение: а что, если автор один, и просто многократно использует прием, возможно, однажды принесший ему интернетовские лавры, и создает «шедевры» один за другим. Ведь это так просто. Совместить, казалось бы, несовместимые персонажи, которые у всех на слуху (причем, чем их будет больше, тем лучше), заставь их делать все, что только тебе ни придет в голову, и умные, серьезные дяди и тети будут в этом винегрете искать философский и социальный смысл и говорить, что «текст заставляет думать», очевидно, из боязни выглядеть как-то не так в глазах среднестатистической тусовки, которая от «шедевра» в восторге. Я понимаю, что это стеб. Но стеб, повторенный дважды называется уже паразитированием на творчестве классиков. Это при том что у автора легкое перо, хорошее чувство юмора, и он вполне мог бы писать и представлять на конкурсы что-то самостоятельное.
Ф – 1; Л – 3.



НА_9. НЕМОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН.

Нет необходимости писать много. Хороший рассказ, добрый, нежный и очень «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ» и человечный. И пусть идея звонков «ниоткуда» уже неоднократно использовалась другими авторами, это нисколько не умаляет его прелести. И неважно, откуда конкретно телефон звонит. Каждый находит в нем именно то, что ему в данный момент нужно. И «тараканов» по тексту ловить совершенно неохота.
Ф – 5; Л – 7.




НА_11. ДЯДЯ МИША.

Ну, что можно сказать? Все лучше, чем американские комиксы. Добрее. Интересно, проверял ли кто-нибудь текст на детское восприятие?
Ф – 4; Л – 5.




НА_12.ВИСОКОСНЫЙ ГОД или КАСЬЯНОВ ДЕНЬ

Ф – 3; Л – 4. Прокомментировать не успеваю.




НА_13. ХРАМ ТЬМЫ.

Полное отсутствие всякого присутствия.
Ф – 1; Л – 1.




НА_14. ТАРЕЛКИНО СИЯНЬЕ.

Извините, господа, не моя это литература. Долго, нудно невнятно и безумно тяжеловесно… И, главное, практически – ни о чем.
Ф – 2; Л – 3.



НА_15. ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕПОРТ.

Когда-то очень давно, еще в далекой юности, мне довелось прочесть рассказ одного из классиков американской фантастической литературы. Сюжет его был весьма прост. Некий гений изобрел телепортацию, две фирмы боролись между собой за реализацию этого проекта, используя для этого все возможные дозволенные и недозволенные методы, наконец, фирма-победительница, реализовала его, испытания прошли блестяще, но во время показательной телепортации через Тихий океан, при огромном скоплении народа, с музыкой и речами, в кабину на одном берегу вошло весьма значительное лицо, благодаря которому заказ получила именно эта фирма, в костюме и с портфелем, а из другой кабинки вынесли только костюм и портфель. Значительное лицо, уж не помню сейчас по какой причине, материализовалось на полпути и оказалось голым на необитаемом острове посреди Тихого океана. Разумеется это было нехорошее лицо и, вообще, во всем были виноваты капиталистические отношения. Очень смешной был рассказ.
Не кажется ли вам, господа, что сюжет представленный на конкурс, очень что-то напоминает. Вплоть до костюма и портфеля. Правда, действие происходит в нашей бестолковой стране, голый мужик материализуется не на необитаемый остров, а в квартиру к чужой жене, да и то только гипотетически, но это ведь так по-русски!
Что же касается составляющей литературной, то я не знаю с каких позиций мне нужно рассматривать этот опус. Если как рассказ, то он тянет лишь на бородатый анекдот о нашей, во все времена, бюрократической машине. А если как стихи, то пусть простят меня уважаемые члены жюри, испытывающие, судя по обзорам, неописуемый восторг, подобные вирши можно строчить километрами. Но далеко не все, что зарифмовано, является стихами. Как там в пародии на Безыменского?..

«…Друзья мои! В чем тут вопрос?
Даешь сюда статью любую,
Коробку спичек, пачку папирос –
И я статью любую зарифмую!..»

Поэтому, в отличие от других членов жюри, ни оригинальности, ни особых литературных достоинств в данной конкурсной работе я не вижу.
Ф – 2; Л – 4.



НА_16. КОРОНКА НА ЗУБЕ МУДРОСТИ.
 
Ф – 5; Л – 7. Прокомментировать не успеваю.




***
От орг.
В среднем же по ламинации у господина Безладнова получилось, что
«фантастичность» - 3
«литературность» - 4
И это при сравнении конкурсных работ с классической фантастикой! По мнению Владимира, наши авторы фантазируют существенно слабее, чем оформляют свои фантазии.

15.3.04


Рецензии
Здравствуйте. Спасибо, Владимиру Безладнову поставившему наиболее высокую оценку моему скромному тексту.
Кстати, Из пяти жюриков по Настоящему мужчины дали моему тексту существенно более высокие оценки, чем женщины. Мда.
А мне-то казалось.....
С уважением, В. Шимберев

В.Шимберев   15.03.2004 12:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.