Реклама - 2 продолжение

С перестройкой реклама стремительно и бесповоротно вошла в нашу жизнь. С тех пор качество ее значительно улучшилось. Но шедевров среди рекламных роликов и сейчас - немного. Посмотришь рекламные ролики, участвующие в конкурсах Канского фестиваля ("Каннские львы") и понимаешь, что это тоже искусство, наряду с традиционным кино. Также и среди рекламных роликов, показывающихся на нашем телевидении, есть шедевры, которые заметно выделяются среди остальной рекламы, например, реклама BeeLine, Альфа-Банка ("Мы находим общий язык с любым клиентом!"), IKEA и др. (и это не только мое мнение).
Мне очень нравится журнал "Индустрия рекламы" - о рекламе как таковой. Очень хорош и сайт журнала в Internet (http://www.ir-magazine.ru), где также можно просмотреть наиболее интересные рекламные видеоролики российского и зарубежного производства, начиная со времени их появления в кино и телевидении.
Многие рекламные ролики или просто нелепы, или в них присутствуют ошибки, или же показываются отрицательные стороны поведения людей как нормальное явление. Я считаю, что в рекламе все-таки должна быть какая-то цензура (и не только от Министерства по антимонопольной политике). Приведу далее некоторые примеры.
В рекламе обуви Camelot в процессе опознания грабительницы потерпевший указывает на невиновную женщину и уходит с преступницей.
В видеоролике, рекламирующем паштеты Hame, женщина ворует в универсаме банки из корзин др. покупателей.
"Семья будет довольна!"- звучат фразы в рекламе мороженного "Золотой слиток" от Талосто. И зачем эти дурацкие ассоциации с бандитским миром?!
В рекламе Danette от Danon отец учит сына (и, понятное дело, др. детей, которые увидят эту рекламу) врать: "А папы нет дома, он пошел за хлебом!"
"Свежий 'Молоток'!- читай по партой!" В рекламе звучит явный призыв к нарушению дисциплины на уроках.
А в рекламных роликах чипсов Lays ("Захрустишь - не устоишь!") воспеваются недобросовестность и халатность в отношении к работе, воровство, жадность и пр. недостатки.
Идиотизм - норма жизни! В рекламе МТС-optima показывают идиотку: "Скажи, а как лук сажать: вот так вот или вот так вот?" И др. ролики МТС в том же духе.
"Теперь я знаю, что такое счастье! По крайней мере, я знаю его вкус!" (реклама пива Efes Pilsener). Пиво - счастье?!
Или: "Все - за Сибирскую Корону!" Молодой человек подарил своей девушке дорогое ожерелье, а потом отдает подарок за бутылку "Сибирской Короны".
В рекламном ролике о зубной пасте "Лаколют актив" упоминается вещество лаколют алюминия. Специалисты знают, что содержащие алюминий вещества обладают повышенной всасываемостью. Но алюминий-содержащие вещества - это сильный аллерген. Большинство вакцин также содержат алюминий для повышения всасываемости, в результате чего у некоторых вакцинируемых возникают осложнения. Так зачем открыто объявлять о содержании в продукте лаколюта алюминия, когда это вещество должно упоминаться в разделе о возможных противопоказаниях, а не преподноситься как достоинство продукта?
В рекламе батончиков "Snickers - черный шоколад" в видеороликах дается подросткам явные примеры (причем, очень плохие) для подражания: "Сникерсни по-черному!" (скатывание в покрышке с крутого уклона и др. видеоролики). То же самое - в рекламе шин Nokian: "Безопасность шин Nokian может привести к неординарным поступкам в поисках острых ощущений!"
Арбат-Престиж - магазин для трансвеститов. Именно эта мысль (и не только у меня) возникает при просмотре рекламных роликов этого учреждения.
"Полезные вещества уникальным образом сбалансированы в Kiti-Cat!" И каким таким, спрашивается, "уникальным образом"?
Или как вам: "Вы наслаждаетесь растительными экстрактами..." (Clarel Herbal Essences, а также в рекламе и др. парфюмерной продукции). Да почти все смеются над этой фразой! Ведь наслаждаются не экстрактами, а ароматом, приятными ощущениями и пр.
Head & Shoulders с ZPT-комплексом: могли бы аббревиатуру ZPT расшифровать или объяснить хотя бы, что это такое. Процессоры Intel с технологией HiperThreading: в рекламе даже не говорится про виртуальное разделение процессора на две независимые части для распараллеливания вычислений, хотя это могло бы подчеркнуть достоинства товара (хоть применение этой технологии и не всегда оправдано). На рынке также предлагается очень много и др. товаров с непонятными аббревиатурами и названиями технологий, применяемых в производстве продукта, значение которых не раскрывается (в частности, принтеры, цифровые фото- и видеокамеры, бытовая химия и др. товары). Причем, бывает, именно эти непонятные слова и аббревиатуры применяются в качестве основных достоинств товара, а не реальные характеристики товара.
Бывает, детские фильмы и передачи прерываются рекламой, в которой демонстрируются откровенно взрослые товары (прокладки, тампоны, женское белье и пр.) Просто "гениально" выбран момент показа, когда звучит несколько раз в прерывающих показ детского фильма "Дети-супершпионы" рекламных блоках фраза: "Спонсор показа - белье Golden Lady!"
Откуда в нашей речи появляются слова вроде "е-мое", "блин", "гребанный", "заколебал", "песец" и мн.др.? Из выступлений эстрадных артистов и из рекламных роликов! Фактически, это - тот же мат, ругательства, только в этих нецензурных словах одни буквы заменяются другими, чтобы не так резали слух. Слишком очевидно, аналоги каких слов употребляются; и в нашей речи это воспринимается как нормальное явление. "Охученные фрукты!" (реклама фруктовых коктейлей Hooch). "Я худею от радио Диско!" (в видеоролике снялся актер Александр Семчев с "колоритной" фигурой). Или: "Е-мое, что же я наделал?!"- говорит в др. рекламном ролике электрик. (Это выражение - "е-мое", кстати, ввел эстрадный артист Геннадий Хазанов; и с тех пор оно прочно вошло в нашу разговорную речь.)
Очень часто в рекламе в СМИ идет информация об очень низких ценах или значительных скидках на какие-то товары. А попробуешь найти эти предложения по конкретным рекламным объявлениям - всю Москву объедешь - не найдешь. Везде говорят, что товар быстро разошелся, или только что продали последний, или рекламная акция, буквально, вчера закончилась. Вероятно, у продавцов - расчет на то, что кто-то из пришедших все-таки останется и приобретет товар по более высокой цене. Я могу привести очень много примеров ситуаций, в которых оказывался сам или мои знакомые, в частности, при покупке компьютеров, ноутбуков, автомашин, дубленок, шуб и мн.др. товаров. Или, когда обещают большие скидки (до 50%!) - в итоге всегда получается, что эти большие скидки - на товары с большими наценками! Так что не верьте подобной рекламе!
А призывы в рекламных кампаниях собирать и присылать крышки, этикетки, наклейки, штрих-коды, и пр. для участия в розыгрышах, получения призов и т.д.! Во-первых, весь этот розыгрыш - чистой воды профанация; выиграть, практически, невозможно. Например, во время рекламной кампании продуктов "Домик в деревне" призывали собирать части картинки, чтобы потом, собрав целую картинку, получить приз - "Домик в деревне". Но в нашем районе, например, продавались молочные продукты (молоко, кефир и др.) только с одной деталью картинки - верхний левый угол! А в др. городе (куда я часто приезжаю), продавались продукты с др., только одной частью картинки (уже не помню, какой). Это что, чтобы собрать всю картинку, нужно по всей России покататься?! Во-вторых, многие призовые сувениры (чашки и пр.) в большинстве случаев можно купить в составе сувенирных наборов с рекламируемым продуктом в магазинах. И это будет для вас дешевле, чем покупать несколько банок (пакетиков, упаковок и пр.), что-то посылать по почте. Ну, а в-третьих, для чего компаниям-производителям эти огромные количества крышек, этикеток, наклеек, штрих-кодов и пр.? Все равно они все это, присланное вами по указанному в рекламе адресу, не будут "коллекционировать", а просто выбросят на свалку.
"Количество выпущенных VIP-карт ограничено!" (реклама членских карточек Автомобильного клуба России). "Количество препарата поступает к нам в строго ограниченных количествах!" (реклама препарата "Алкогон"). "Но торопитесь, количество товара ограничено! Звоните сейчас!" (реклама мышечных электростимуляторов Джим Форм Квик Фитнес). И еще можно привести очень много подобных примеров (большей частью, в телемагазинах). Это как количество может быть ограничено, если реклама этих товаров идет, порой, год и больше, причем, на всю страну (а, может, и на весь мир)?!
Посмотрите на агрессивную и недобросовестную рекламу компании Intel: "Именно процессор дает компьютеру такие возможности. Убедитесь, что ваш компьютер сделан на базе процессора Intel!" Микропроцессоры Intel - самые лучшие и единственные в своем роде, и нет у них никаких конкурентов? А ведь процессоры AMD не хуже и составляют достойную конкуренцию микропроцессорам Intel. И такая реклама предназначена, прежде всего, для людей - не специалистов в компьютерной технике, составляющих подавляющее большинство среди всех пользователей компьютеров; и, конечно же, они будут покупать компьютеры только с процессорами Intel.
Есть и др. факторы, отрицательно влияющие на восприятие рекламы. Не нравится мне, например, когда в одном рекламном блоке, в котором прокручивается до десятка рекламных роликов, повторяется один и тот же рекламируемый продукт (2 и боле раз, причем, иногда и один и тот же видеоролик, пусть и в усеченном виде). У большинства людей это вызывает отрицательные эмоции. Не нравится также, когда музыка, использовавшаяся в уже приевшемся рекламном ролике, уже ассоциировавшаяся с конкретным рекламируемым продуктом, вдруг начинает использоваться для рекламы др. продукта. Мне кажется, что это, возможно, вредит бизнесу заказчиков рекламы.
В советские времена реклама тоже была, но менее заметная, ненавязчивая и простая. На телеканалах были даже рубрики с названием типа "Реклама и объявления", которые не прерывали идущие фильмы или телепередачи, а были самостоятельной телепередачей. "Летайте самолетами Аэрофлота!" "Храните деньги в сберегательной кассе!" "Пользуйтесь услугами Госстраха!" Рекламировали монополистов, которых можно было и не рекламировать. А сейчас на всех телеканалах идет, опять же, реклама таких монополистов, как Газпром, РАО ЕЭС, Мосэнерго и др.

2003-2004


Рецензии