Звериный оскал социализма

Недавнее резкое падение курса рубля и последовавший за ним рост цен вызвали к жизни почти забытые очереди и ажиотажный спрос на продукты и прочие товары. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. С одной стороны, это напоминало сюжет из «Двенадцати стульев», когда ничем необоснованная паника, вызванная многозначительными намеками слесаря Полесова, охватила жителей Старгорода, которые занялись активной скупкой продуктов и спекуляцией, так что даже мадам Грицацуева временно приостановила поиски ушедшего из дома товарища Бендера.
С другой стороны, все еще прекрасно помнят не столь далекие времена, когда в одночасье все товары действительно могли необъяснимо исчезнуть, а вместо них появиться талоны и грамотные объяснения, что мыло и стиральный порошок от долгого хранения портятся; в масле много холестерина (поэтому американцы предпочитают маргарин); углеводная пища способствует ожирению, к тому же весь сахар скупают самогонщики и кооператоры и т.п. Вот и сейчас мэр Москвы Лужков громогласно посмеялся над теми, кто собирается есть прогорклое масло, закупленное впрок.
Однако простому люду, не очень хорошо понимающему, что же такое вызвавшие кризис ГКО и с чем их едят, было явно не до смеха, когда скудные сбережения и ничтожные оклады и пенсии грозились с катастрофической быстротой обратиться в ничто. Трагикомический массовый психоз со скупкой всего и вся автоматически стимулировал подъем цен в условиях резкого роста спроса. И если небезызвестный Альхен в таких условиях застенчиво перепродавал на рынке добытые после длинных очередей призреваемыми им старушками муку, сахар и прочие товары, то нынешние владельцы магазинов почему-то решили на всякий случай товар придержать, хотя в «закромах» (как было показано в ряде телевизионных сюжетов) кое-что имелось. Если верить старику Марксу, то в подобной ситуации (когда дело пахнет сверхприбылями) капитал ничто не может остановить.
У Герберта Уэллса в «Острове доктора Моро» животные, превращенные скальпелем хирурга в людей, после прекращения ухода за ними быстро потеряли человеческий облик и вернули звериный. Примерно так же нынешнее углубление кризиса на глазах сбросило нестойкий капиталистический налет с большинства населения, мгновенно повсеместно возродив впитанные с молоком матери инстинкты времен, вероятно, еще «военного коммунизма». Несколько перефразируя пословицу, можно заметить, что, сколько нашего постсоветского человека ни корми ростками капитализма, он по-пионерски всегда готов вернуться в «первобытное» социалистическое состояние. И так, видимо, будет продолжаться еще довольно долго: согласно библейской легенде, Моисей сорок лет водил свою паству по пустыне, пока не умер последний человек, рожденный в рабстве.
Действительно, по-чеховски выдавливать из себя по капле раба чрезвычайно сложно, прежде всего раба своих собственных привычек и представлений. Хочется верить, что новому поколению удастся освободиться от тяжкого психологического наследия, которое по-прежнему довлеет над теми, кто вырос и сформировался как личность в эпоху «развитого» социализма. Привычка во всем полагаться только на всемогущее государство, зная при этом, что оно в любой момент способно к самым неожиданным решениям, обращающим в прах накопленные за много лет материальные и моральные ценности, чем-то напоминает собачью привязанность к строгому и жестокому хозяину, о чем с горечью писал еще Некрасов: «Люди холопского звания сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа».
Как бы хотелось, чтобы народ по-настоящему почувствовал себя свободным и не впадал в панику, играющую на руку лишь тем, кто пытается ловить рыбку в мутной воде и наживаться на трудностях самой обездоленной части населения. Полагаться нужно в первую очередь на себя, поскольку ни бог, ни царь, ни герой, ни «добрый дядя Сэм» (которому гораздо актуальнее и важнее смыть непотребные пятна с платья Моники Левински кровью реальных или вымышленных для такого случая ближневосточных террористов) действительно не помогут. Вот только задумываться об этом нужно раньше, чем клюнет жареный петух и придется хвататься за любую спасительную соломинку в полном соответствии с тезисом о том, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Заблаговременно обезопасить себя от участи пресловутых утопающих - и никакой нечистоплотный делец не наживется на «спасении», искусственно создавая дефицит и очереди.

г. Новочебоксарск, 10-11 сентября 1998 г.


Рецензии