Запах, цвет и вкус на лезвии ножа в защиту южной женской поэзии

...Тяжела и сурова уральская поэзия. ...Нет, на самом деле, без ерничанья. Записываю первые же пришедшие на память строки:
Испей! Целебный бьет родник
У счастья с гибелью на грани...
(В. Охотникова)
...Упасть, не встать,
Но для кого-то стать
Мостом над разразившимся обрывом.
(Н. Терехова)
«Две грани жизни» (Наталья Терехова), а, если точнее, две грани уральской «женской» поэзии — сентиментальность и глубина. Попытки совместить эти грани, балансировать между ними приводят к поистине «душераздирающему зрелищу» (ослик Иа). «Шерше ля фам», — говорят французы. Ищу. Не нахожу. Истинную, красивую женщину в уральской (подчеркну — исконно уральской, о чем я — поймете позже) поэзии не ви-жу! Вижу сентиментальность. Вижу пресловутую самостоятельность и обиду на весь «мужеский пол»:
Мы — родственники, мы — единоверцы,
А ты со мною, как с любой другой...

...Наверно, я совсем не той породы,
Не собиратель и не пофигист,
Всегда в прогаре и всегда не в моде,
Мой папа был не Шмидт и не Мавроди,
И бывший муж — обычный журналист.
(Р. Кирпикова)
Залатаю ли заплатою
Сердца сброшенный наряд?
Бил и мало зарабатывал,
Да не в том был виноват...

...Здесь груб и неустроен быт,
Как на мели, врастаю в землю,
Но связан быт с глаголом «быть»,
И значит, я его приемлю...
(Е. Шукаева)
Да, «приемлю». Но — без высоты. Приземленно. Яркости — нет. Шарма — нет. Красота... ну если только внутренняя. «Я сама» приводит в конечном итоге к выхолащиванию женской сущности. Женская сущность — нравиться мужчинам, если хотите — вертеть ими, строить глазки. А в стихах уральских — почти под копирку: «Я независима от этих мужиков», «да пошли они все!!!». Глубинная поэзия, скорее, присуща излишне (я могу быть не совсем прав, ни в коей мере не претендую на истину в последней инстанции) самостоятельным женщинам, если можно так выразиться, «ушедшим от зова пола», женщинам с мужским складом ума.
Совсем иное дело — «южная» женская поэзия. Попробуем в ней разобраться.
Сравнивать уральский воздух с воздухом юга — дело безнадежное. Точнее — банальное. Воздух Одессы, Киева, Минска, Ростова-на-Дону даже — и уральский — не то чтобы небо и земля, а, скорее, луна и солнце. Екатеринбургский — темный и тяжелый. Минский и одесский — тонкий, изысканный, заставляющий трепетать ноздри, заставляющий сердце биться в предчувствии, предощущении любви. Воздух юга — это воздух страсти, курортных (да только ли?..) романов. Воздух мягкого южного «хэ» и неповторимого «шо?»...
Не случайно заговорил я о Минске и Одессе. Два автора. Две поэтессы — южных, юных, красивых и... Да просто — две женщины. Даже не так — Женщины. Диана Балыко (Минск) и Виктория Чемоданова (затрудняюсь даже сказать — откуда: живет в Екатеринбурге, а по рождению, по духу — одесситка; говорят, одесситы бывшими не бывают). Не случайно на обложках стихотворных сборников Дианы и Виктории — полу- и совсем обнаженное женское тело.
В заголовке моей статьи стоит: «Запах, цвет и вкус». Запах Екатеринбурга — дым, помойки, пыль... Цвет Екатеринбурга — серо-черный. Вкус — металлический.
Здесь только мутная Исеть,
Но нету моря, нету воли.

...Глаза открываю за шторами мрака,
Не манит успех, не спасают стихи…
(Е. Шукаева)
Вместо крови в артериях — ветер,
Задымленный, немножечко горький.
(Т. Суворова)
Тягучий сумрак выдыхает жар.
Сквозь тюль глядит в открытое окно
Плафон луны – зеленоватый шар.
Но душно и тревожно всё равно…
Ночь превратилась в медленный кошмар:
Нельзя раскрыть вспотевшее плечо –
Стремительно пикирует комар
И в грудь целует жадно, горячо.
(Н. Смирнова)
Запах юга... Цвет юга... Вкус юга... Мне их — не передать: я родился в Свердловске. Посему слово даю им, южанкам:
...Каштана пряный аромат,
И вечерний бриз фонтана...
(В. Чемоданова)
Сладким персиком закат
В глубине изюма гор.
Вечер — крупный виноград —
Гроздью спелою — за борт.
Изумрудною волной
Берег грушевый омыт...
(Д. Балыко)
В туманной дали серебристой
Мерцает томно огонек.
В прохладном утре золотится
Едва алеющий восток.
(В. Чемоданова)
Второй медовый, нет, фруктовый месяц,
Клубничный поцелуй, соленый бриз,
Ласкающий прибой игрив и весел,
Разбит на миллиард хрустальных брызг.
(Д. Балыко)
Ночных небес аквамарин
Туманил вздох души,
И только лунный мандарин
Пылал в немой тиши.
(В. Чемоданова)
Ночью падали с неба звезды
Апельсиновой кожурой.
Тонким запахом алой розы
Разгорался июльский зной.
(Д. Балыко)
Похоже? Очень! Ярко, чувственно, образно. Красиво. «Вы еще хотите песен? Их есть у меня...»
Дымный вечер подходит к концу.
Рассыпаются гроздьями звезды.
(В. Чемоданова)
Звонко звезды падали с небес.
(Д. Балыко)
Могут в Екатеринбурге так падать звезды? Гроздьями, звонко... А там — даже
...из аорты фонтаном бьет
Перезвон соловьиной трели.
(Д. Балыко)
Там
...соломенный рассвет,
Расписав миндаль,
Щедро бросит горсть монет
В голубой хрусталь.
(Д. Балыко)
Там «пряных ночей броженье», там «алой пеной струится рассвет» (В. Чемоданова). Там можно быть немного беспечной:
Спят каштаны у забора,
Ветер гонит пух.
Ухожу от разговора,
Напеваю вслух.
(В. Чемоданова)
Можно
Лечь на миндаль цветных камней,
А ноги — в ласковую воду...
Как сладко обмануть погоду
Невыносимо жарких дней!
(Д. Балыко)
А какие дворы — там, в Одессе! —
Тенистый дворик. Золотой запас
Воспоминаний радужного детства...
...Лениво дефилируют коты
В слепых лучах немого восхищенья,
И голуби с прозрачной высоты
Слетаются за крошками печенья.
(В. Чемоданова)
Пожалуй, хватит о звуках, цветах... Впрочем, нет, вот еще — о них:
В дом приношу живые цветы
В вазе с морской водой...
(Д. Балыко)
А в Екатеринбурге где — живые цветы? В вазе с какой водой? Водопроводной, ржаво-хлорированной?
Сентиментальность уральская женская — либо в самоуничижении, либо в уничижении мужчин. Южанки на самоуничижение неспособны. И на уничижение мужиков — тоже. Они преподносят себя — именно преподносят. Не нравится вам? Что ж, как говорится, это ваши проблемы...
Ну нет такой изысканности на Урале. Быть не может! И — хуже всего! — не привык Урал к ней. И не только не привык, но и не приемлет. Потому что — не наше! Не из нашей они «стаи». Красивы. Изысканны. Грациозны. Эротичны. Не в робах, а в мини. В платье с открытой спинкой. С оголенными плечами:
Не нужны ни цветы, ни речи,
Задыхаясь в плену парчи,
Неспеша оголяю плечи,
Возбужденно шепчу: «Молчи».
В кружевах, под узором звездным
Налилась в ожидании грудь:
Дар любви не бывает поздним,
Обо всем, кроме нас, забудь.
(В. Чемоданова)
Я хочу срастись с тобой душой,
Сплестись корнями во едином древе,
Рабыней быть тебе и Госпожой,
Цветок любви — дитя — нести во чреве.
(Д. Балыко)
И —
Млечный жемчуг таится в ложбинке грудей.
(В. Чемоданова)
Да, они не уничижают мужчин, даже если те — бросили.
Ты еще в меня поселишь грусть.
А пока сквозь дождь и непогоду
Я безудержно с тобой смеюсь
И повелеваю небосводом.
(Д. Балыко)
Я соскучилась — дрогнули губы,
Обнимая, прижалась щекой,
Пахнут мятой жемчужные зубы:
— Всё такая же. — Ты всё такой.
До краев набежавшая влага
Размывает родной силуэт.
Пододвинулась на полшага,
Жарко выдохнула: «Привет».
(В. Чемоданова)
Они одновременно — рабыни и госпожи. Ласковые кошечки:
Я купила любовь
Трепыханьем ресниц,
Полушепотом снов,
Полулегкостью птиц...
(В. Чемоданова)
Не надо слов... А впрочем, очень надо!
Скажи, скажи, скажи, скажи «люблю».
С осенними дождями листопада
Я нежность отдаю тебе свою.
(Д. Балыко)
и стервы:
Говорят, мужчины любят стерв.
Черта с два! Я истинная стерва!
Каждое свидание как нерв.
Каждый мой возлюбленный как первый.
Извожу,
Ласкаю,
Низвожу,
Возвышаю,
Головы кружу...
Только под венец идут с другими.
Я их просто взглядом провожу.
(Д. Балыко)
Прическа стильная — натура сильная,
Глаза голодные — постель холодная.
Браслет из платины — на сердце вмятины,
Колье жемчужное — совсем ненужное.
(В. Чемоданова)
Они могут себе это позволить.
Взгляд мой солон. Характер — кремень,
Стихи сложно понять.
Мне по утрам просыпаться лень,
Чтобы тебя обнять...

...Тысячу праздников встретим не вместе.
Тысячу и один.
Я пожелаю твоей невесте
В постели февральских льдин...
(Д. Балыко)
Очень похоже на уральскую злость к мужикам. Но последние строчки — индульгенцией:
Только ведь в том, что мы не вместе,
Виновна одна любовь.
(Д. Балыко)
Они способны на самопожертвование (и пусть кто попробует сказать иное!):
Что мне делать с твоим сердцем,
Оставленным у меня в ладонях?
Ни о чем не просит, не стонет...
Не могу принять эту ношу,
Ведь мне и своего много.
Но раз дал, я твое не брошу,
Я свое положу на дорогу...
(Д. Балыко)
Здесь, на Урале, ночи — не для любви. Я имею в виду ночи — уличные, а не домашние. А там
Ночь пропитана любовью.
(В. Чемоданова)
Они, темпераментные южанки, не могут без любви:
Не спеша проведу рукой
По спине мускулистой, и нежно
Вдруг потрусь о плечо щекой,
Чтоб разверзлась под нами бездна...

...Я буду жить и от любви не отрекусь.
(В. Чемоданова)
Но, вместе с тем, они — одиноки. Как любой творческий человек:
Обогрейте меня, приласкайте,
Подарите кусочек души...
(В. Чемоданова)
Зовем друг друга на чужих языках.
Хотим друг от друга немного тепла.
(Д. Балыко)
Ты ли, ветреный Крез мечтаний,
Подсыпаешь печаль в вино,
Чтобы шалая от рыданий
Я песчинкой легла на дно?
(В. Чемоданова)
От сердца к сердцу бреду босая
И душу, как шляпу, в руках несу,
А люди в шляпу слова бросают,
Как опадает листва в лесу.
(Д. Балыко)
Буду ли любимой? Буду ли желанной?
Закипают слезы, мечется душа.
Не с тобой, но буду...
(В. Чемоданова)
Ухожу тем безвозвратней,
Чем сильней тебя любила...

...И будет солнце осколком дня
Для полой трели души.
И слишком мало будет меня,
Чтобы к тебе спешить.
(Д. Балыко)
И одна — как всегда...
(В. Чемоданова)
Я в одиночестве своем
Так безнадежно одинока.
(Д. Балыко)
Эти две поэтессы — похожи. Очень похожи:
Я — птица, и эти крылья — мои.
(В. Чемоданова)
Я пришла к тебе морская —
Просто дождь стучал по лицам.
Ты стоял, рукоплеская.
Ты подумал: «Вот ведь птица».
(Д. Балыко)
А вот — два стиха (полностью). На первый взгляд кажется, что в них ничего нет — просто милая женская болтовня. Но так ли на самом деле?
Безупречен твой выбор,
Да и мой не пустяк.
Я отправилась в Выборг
Слушать рыбий косяк.
На другом побережье
Ты резвишься, дельфин.
И звонишь мне все реже.
...А вчера мне понравился финн.
(Д. Балыко)
Я не читала «Мастера и Маргариту».
Стыдно, но это — факт.
Говорите, «сердца не в такт»?
Жаль. Я смотрела «Зиту и Гиту»,
Смешная такая история.
И еще: зовите меня Виктория.
А касательно остального...
Конечно, это не ново.
Я жестока порой, но в меру.
Примите это на веру,
На себе проверять не надо.
Жизнь похожа на вихрь торнадо
И опасна, как динамит.
Я пыталась учить иврит,
Преуспела не очень:
Понимаете, осень.
Скучно, грязь и повсюду сыро.
...А вчера я купила квартиру.
P.S. Правда, письмо получилось милым?
(В. Чемоданова)
И кто сказал, что, кроме изысканности, в поэтессах этих ничего нет? Что нет глубины переживаний? Они как раз балансируют на лезвии ножа (не случайно в заголовок поставил я это пресловутое лезвие!): между изысканностью и глубиной. Не падая ни туда, ни туда. Вы говорите: «Нет глубины»? А кто сказал, что должна быть — бездна? Попробовал бы кто из «наших» пробалансировать вот так. Как думаете, вышло бы? Сильно сомневаюсь, уж извините...
Я рыдала в льняную простынь...
С некрасиво опухшей мордой,
Я рыдала. Казалось, просто,
Бросив все, притворяться гордой.
Улететь? Раздобыть бы денег...
Взять взаймы на неделю где-то...
Убежать на Лазурный берег,
Где такое слепое лето...
А сегодня метель сквозь просинь
Замотала город в пеленки.
Я рыдала в льняную простынь...
Я хотела родить ребенка...
(Д. Балыко)
Или вот это — «Новому ангелу»:
— Я умираю?
— Все умирают,
спи.
— Ангелы, маменька!
— Сколько их, Катенька?
— Три.
Крылышки белые
Будто бы лебеди...
— Всхлип.
— Плакать не надобно,
Ангелы, маменька!
— Хрип.
— Я умираю?
— Все умирают,
Спи.
(В. Чемоданова)
Не знаю, как у вас, а у меня — мороз по коже... Впрочем, как и от стихотворения «Аборт»:
Выброшен за борт жизни —
Он оказался лишним.
Или она не была рождена.
Господи, кто в ответе
За тысячи дней нерождений,
За сотни важных решений
Без песен у колыбели?
Под стоны бездетной метели
Мысли о смысле жизни:
И я ведь могла быть лишней.
(Д. Балыко)
А вот в этом — тоже нет глубины? —
Остается понять и поверить:
Всё не так, как тогда и теперь.
Отсыревшую душу проветрить
И не думать о списке потерь.
Возвращаются мысли упорно
В тот далекий и солнечный день,
Где кудряшки топорщились вздорно
И краснел меднорогий олень.
Улыбается память беспечно
Молодым и упрямым годам,
Чьи рассветы всегда скоротечны,
Чей закат никому не отдам.
(В. Чемоданова)
Диана с Викторией похожи не только тематикой стихов. Они обе могут (намеренно!) написать совершенно банальные стихи, а в последних — ударных — строчках сказать все, щелкнуть зазевавшегося читателя по носу:
Звони мне иногда, узнать, который час,
Сказать, как хорошо, что я живу на свете,
Спросить, о чем пишу и думаю сейчас.
Звони назло делам, и день мой будет светел.
Звони под клекот птиц весеннею порой,
Услышать ерунду, философичность бреда,
Чтоб разделить тепло и холода со мной.

...Звони мне каждый час, а то ведь я приеду!
(Д. Балыко)
Банально? Да. Но последняя строка ставит все с ног на голову. Мастерски! А вот это — простенькое вроде бы, зарисовочное:
Незабудку у дороги
Раздавили чьи-то ноги.
Был голубенький цветок,
А остался лоскуток.
...И меня, как незабудку,
Отцветут. Всерьез и в шутку.
(В. Чемоданова)
Шутка? Вряд ли. Скрытая боль.
Мы друг друга не искали.
Это нагадали звезды —
Мы столкнулись на спирали
В мире, что так странно создан.
Мы друг друга проглядели,
Разминулись в бездорожье.
...И теперь скрипят качели
О простом и невозможном.
(Д. Балыко)
Ты не узнал меня. Скользнул лениво взглядом:
Такой далекий, а по сути — рядом.
Рванулось сердце, полыхнули щеки.
Ты не узнал меня. Совсем.
Я — в шоке.
(В. Чемоданова)
Словно большая птица,
Что, не заметив стекла,
Клювом в мой дом стучится,
В сердце твое вошла.
Села на подоконник
И распушила хвост.
Ласковый мой любовник
Не захотел всерьез.
Что ж... Я — большая птица.
Взмах. Унесли ветра.
...Милый, тебе не спится
В пятом часу утра?
(Д. Балыко)
Вот здесь — Женщина. Истинная. Южная. И в чем-то — питерская:
В босом ребячестве шагов
я одиноко
Любуюсь рамой берегов,
и тень востока
Лиловым щупальцем Неву
без ласки будит.
Жгу письма тихо и реву:
других не будет.
(В. Чемоданова)
...Вот такие они — южные женщины, пишущие стихи. Но хочется мне обратиться к нашим, уральским: неужели «южные» поэтессы более женственны, более страстны и чувственны, чем вы? Неужели они в большей степени Женщины, чем вы? Вам не обидно?
30.11 — 2.12.03.


Рецензии
Женя, интересная работа у вас получилась. Никогда не замечала различия в женской поэзии по регионам. Читаю много стихов. Замечала разницу между женской и мужской.
А вот в прозе чувствуется: проза сибиряков как-то честнее, суровее, настоящее, если можно так сказать. Но меня это заинтересовало, обязательно буду обращать внимание.
Наверное все таки более суровый климат, условия жизни. Ой. да здесь целое поле для исследований, много чего можно накопать.
С уважением,

Яблоко   30.03.2004 21:29     Заявить о нарушении
Сам недавно это заметил. Питерская поэзия тоже отличается от уральской, московской и пр. Это - отдельное исследование и, может быть, даже работа для филологов.

Лобанов Евгений   31.03.2004 08:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.