Приглашение к путешествию

Уважаемые читатели!

Приглашаю Вас прочесть путевые очерки диакона Сергия:
- "Благословенный Кавказ" http://vera.mrezha.ru/409/4.htm  ("Вера-Эском" Христианская газета Севера России, март 2002, 2-й вып.,  № 409, стр. 4)- о паломничестве к святыням Северного Кавказа;
- У колодца преподобного Макария  http://vera.mrezha.ru/430/3.htm ("Вера-Эском" Христианская газета Севера России, январь 2003 г. 2-й выпуск № 430,стр.3) - о преподобном Макарии Римлянине и возрождении Макариевской пустыни.
 
Автор с юных лет много путешествует, и не единожды приходилось ему бывать в труднодоступных уголках нашей планеты. О необыкновенных встречах и событиях, происходящих с ним во время путешествий, о. Сергий живо и увлекательно, и, что самое главное, душеполезно, рассказывает в своих дорожных заметках, прочитывая которые, мы как бы заново вместе с автором отправляемся в путь: совершаем  восхождения на труднодоступные вершины Кавказа, Алтая, Саян, Памира и  Тянь-Шаня, преодолеваем тропические африканские джунгли и  каменистые дороги предгорий, устремляясь  к вечным снегам Килиманджаро, и с высоты гор созерцаем первозданно-прекрасные, еще почти не потревоженные людьми пейзажи.

Закончилась одна дорожная повесть, перелистнули страницу, а перед нами – новая история странствий. И вот уже мы,  подобно величественным орлам, парим на параплане среди ослепительных горных вершин, сплавляемся по рокочущим, горделиво-стремительным рекам, где студеная вода столь прозрачна и светла, что нигде на всей земле чище и прозрачней ее быть не может. А потом переносимся в уютную старую Европу, путешествуем автостопом по ее гладко асфальтированным благоустроенным дорогам,  и вдруг… переживаем тягостную неизвестность хорватского плена  и радость освобождения.

И вот, наконец, вдоволь побродив по  просторам маленькой нашей планеты, автор, подобно тверскому купцу Афанасию Никитину, возвращается из диковинных краев,  из-за трех морей-океанов – домой, на родную Русскую землю, и словно говорит ей: «Всякий раз, прощаясь с тобою, я не в далекий безвозвратный путь отправлялся, но шел к тебе, моя милая Родина. Шел, чтобы сказать: на всей Земле нет страны тебя прекрасней!»

И, возвратившись домой,  автор в новых очерках-письмах с теплом и любовью  открывает пред нами величавую красоту родного Санкт-Петербурга, терпеливо и чутко  призывает  услышать музыку безмолвных симфоний, воплощенных Творцом в неповторимой красоте северного задумчивого неба,  заботливо склонившегося над  ажурно-строгой каменной вязью  архитектурных ансамблей города, а в неподвижности его кафедральных соборов, просторные купола которых  уподобились малым сферам небесным, –  увидеть неудержимый восходящий полет  в небеса.

И вновь нас, вместе с возвратившимся домой автором, как желанных гостей, встречает   своими белыми ночами и неторопливой приветной музыкой вечно юный город, посвященный святому апостолу Петру. Город-легенда, который когда-то возрастал, мечтая стать подобным прекрасной Венеции и называться ее северным братом. Но вот наступила пора, и уже саму изысканную песнь Венециианских дворцов и каналов можно уподобить лишь одному прекрасному, но кратковременному  аккорду неотмирной вечной музыки, воплощенной в городе на Неве. Потому что  имеет уже чудо-город Святого Петра нечто большее, чем благородное пышное изящество своей старшей южной сестры, – имеет горячее, доброе, щедрое сердце. И бьется оно в миллионах сердец населяющих город  людей, тех, что во все времена рождались, жили,  любили и творили добро на этой земле. Потому что согрет он молитвенным теплом святого благоверного  княза Александра Невского, почтен присутствием святого Царя-мученика Николая и всей святой царской семьи, храним молитвами всероссийского батюшки, св. праведного Иоанна Кронштадтского. Потому что бережно исхожен этот православный город святыми стопами блаженнной Ксении и Матренушки-босоножки, овеян сиянием славы мученической кончины митрополита Вениамина и с ним целого сонма святых, сбережен, укреплен и благоукрашен трудами, молитвами и подвигами  именитых и безымянных, явленных и неявленных героев земли Русской, которым нет числа. Вечная им  хвала и слава – и на земле, и на небесах!

…Небольшая передышка после молитвенного поклонения святыням северной столицы России,  – и  вот мы уже снова в пути. Автор сопровождает нас по неторопливым, но стремительно испрямляющимся ныне дорогам Святой Руси – к возрождающимся монастырям и храмам, к местам, прославленным подвигами прославленных ныне новомученников и исповедников Российских.

И путешествуя вместе с автором по преогромной нашей, необъятной стране, омываемой двенадцатью морями трех океанов, мы воочию видим грандиозную картину возрождения, картину все еще медленного, но уже неотвратимого пробуждения могучего духа православного русского народа.
…Вот мы, решившись быть попутчиками автора в его странствиях по Святой Руси, от рассвета до заката все идем и идем по перелескам, полям и  проселочным дорогам, а к вечеру, с первыми звездами, едва переставляя  от усталости ноги, стучимся в двери удалившейся от мира древней обители.  Стучимся, и нам отворяют, и мы обретаем приют и покой, окруженные вниманием и заботой монастырской братии. Выполняем легкие – с благословения настоятеля – послушания в трапезной и на хозяйственном дворе, и душа наша радуется от приятного Богу молитвенного труда. Затаив дыхание слушаем всенощное бдение, и в сердце вновь и вновь воскресает надежда на то, что все-то – все еще у нас в стране наладится, и снова мы, соединенные в исповедании Святой Православной веры, станем единым и непобедимым народом православным. И расправит свои могучие плечи народ русский, и больше уже никогда не склонит смиренную главу ни перед кем, кроме  Бога, который лишь Один – наше упование, наша Звезда путеводная, наша Дорога прямоезжая, через все чащи и глухомани житейские своих верных чад невредимыми сопровождающая. И, исцелившись от тоски-уныния и хмельного разгула, поймут, наконец, миллионы людей России, что только Господь Бог,  и больше никто во всех видимых и невидимых мирах – наша единственная надежда на  спасительное и неразлучное с Ним воссоединение в Жизни Вечной.
…До последнего времени, отчасти из-за скромности, отчасти из-за чрезмерной занятости, диакон Сергий не публиковал свои путевые очерки. Однако, вернувшись из недавного паломничества  на Западный Кавказ, все же согласился, что ради важности и душеполезности того, что видел он в пути, его записки можно предложить вниманию читателей.
И вот сегодня впервые публикуется очерк  о паломничестве в Зеленчукскую пустынь, вблизи которой совсем недавно на голой отвесной скале был явлен Лик Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Очень советую, прочтите, друзья мои, повествование сие чудесное – оно дышит неподдельной, настоящей свежестью и чистотой горных стран, к которой прикоснулся автор во время своего одиночного путешествия, подражая, «подвигу страннолюбивого пилигрима». Здесь вы побываете вблизи затерявшихся в горах жилищ подвижников-аскетов,  найдете  описание удивительных христианских святынь,  встретитесь с теми, кто возрождает сегодня древний заброшенный монастырь. А потом вдруг… окажетесь в одинокой палатке-обители, которую поставил странствующий современный пилигрим на высокогорном плато, среди благоухающей свежести альпийских лугов.

Вы приобщитесь к тайне созерцания белоснежных горных вершин, ведущих нескончаемую безмолвную беседу со стаями белых облаков небесных. Вы вновь и вновь вместе с автором залюбуетесь   скрытой от глаз динамикой движения  пасущихся стад тяжеловесно-грациозных туров, переживете захватывающие миги двух одиночных восхождений. И, наконец, наступит кульминационный момент  – встреча один на один с образом Спасителя, проступившим на отвесной скале над долиной бурной реки Зеленчук, над местом, где когда-то располагался прекрасный город, столица одного из княжеств древней страны Алании, и даже была кафедра митрополита. А временами Вас потрясут  до глубины души вплетаемые в повествование сидетельства Истины, данные Святыми Отцами, или кратковременные экскурсы, предпринятые автором в церковную историю и археологию.

Итак, благословясь, отправляемся поскорее в путь, дорогие друзья, по краям нехоженым, заповедным. Ведь сейчас на земле остается все меньше мест, не тронутых цивилизацией и не оскверненных духовным растлением. И, на мой взгляд, эти роднички чистой природы, живительные оазисы чистоты и святости среди духовной пустыни нужно как можно дольше сохранить немноголюдными, девственными. Сам Господь мудро отделил заповедные края Земли   от шумных поселений и караванных дорог автострад  многокилометровыми пешими или конными переходами, непреодолимыми для новичка перевалами, стремительными реками и труднопроходимыми дебрями тайги и болот. Тот, кому дано пройти эти преграды – пусть испытает радость соприкосновения с девственно-чистой природой и мудрой святой простотой. Он воистину достоин того, потому что пришел в природу, как друг, как заботливый чуткий хозяин, а, значит, как долгожданный гость и покровитель. И еще более того достоин, потому что с умилением и страхом Божиим в сердце пришел ко святым местам, уподобляясь жаждущему поучения смиренному послушнику.

И совершенно недопустимо нарушать покой и безмолвие  заповедных краев наездами гостей незванных – современных цивилизованных «туристов» на    автобусах, автомашинах, самолетах и вертолетах – таким путешественникам не стоит удаляться от среды своего обитания – городов, отелей и автострад. Пусть хотя бы в местах заповедных останется все в первозданном нерукотворном порядке.  Пускай же здесь мирно отдыхает наша Планета, уже изрядно уставшая от  удушающих объятий цивилизации. Пусть она отдохнет и найдет в себе силы очиститься от той ужасной материальной и духовной скверны, которою мы столь бездумно, не по-сыновьи, обидели ее. Пусть прорастет она лесами на месте былых лесоповалов, проветрит воздушные и профильтрует водные океаны, наполнит иссохшие русла рек до краев чистой родниковой водою –  и все это произойдет не без помощи нас, земных человеков, населяющих планету на пороге третьего тысячелетия.

Но для того, чтобы мы действительно СМОГЛИ помочь или хотя бы не мешать Земле стать чище во всех ее биологических и духовных, видимых и невидимых, известных науке и навсегда от нее скрытых  сферах, мы должны знать, ЧТО ТАКОЕ ЧИСТОТА – чистая природа, чистый воздух, чистая вода, чистые мысли, чистая молитва, святое безмолвие. И сегодня, пожалуй, для многих из нас, годами живущих безвыездно в дебрях мегаполиса и зачастую из-за нечеловечески-стремительного уклада городской жизни, по-существу, лишенных возможности посещать благословенный Богом храм Природы и святой храм Божий (разделим число городских жителей на количество действующих храмов и глубоко задумаемся), почти единственной спасительной нитью является внимательное приобщение к свидетельствам о святости и чистоте. Главное из таких свидетельств, несомненно, содержится в Ветхом и Новом Завете, лучших богословских и философских книгах Святых отцов, житиях святых, трудах по истории Церкви, в самом православном богослужении (увы, для многих сегодня еще недоступном) и, представьте себе…, в записках, дневниках, очерках, видео- и аудиозаписях, сделанных современными пилигримами во время своих паломничеств к тем святым и заповедным местам, которые до самого конца времен будут хранить неизменно прекрасный лик родной нашей планеты Земля.
Приглашаю Вас сегодня совершить такое путешествие вместе с диаконом Сергием. В добрый путь, друзья!

Александр Ратыня

10-12 сентября 2001 г.


Рецензии