Итервью с Эллой Дерзай

1. Здравствуйте, Элла! Приоткройте, если можно, тайну Вашего литературного имени.

элла - это уменьшительный варьянт от моего настоящего имени - елена то бишь.
выбрано вослед за еленочкой щукиной.
а дерзай - не помню, почему. давно это было, лет восемь назад. говорят, это кличка собаки))) ругай, кусай и пр.)

2. Когда Вы впервые осознали себя творческой личностью? С какого произведения начинается автор Элла Дерзай?

слишком сложный вопрос. когда мне было лет 8-10. мы писали с кузиной таней из
вологограда фантастический роман "дети марса". подробности согласовывали в
письмах. но кажется, тогда я была не эллой дрезай, а старшей из сестер
марсиных.
да, мы были помешаны на марсе.
потом, лет в 12 я написала мушкетерский рассказ про какой-то сапфир. недавно
нашла его, долго смеялась. над детьми марса не смеюсь, потому как даже не
смешно)
в 14 я окончательно осознала себя творческой личностью, что породило ужасающий
в своей идиотичности рассказ "воздушные шары", который даже можно отыскать в
сети.
лет в 15 стала писать стихи.
в 18 стала писать их всегда и везде. окружающие посмеивались.
а в 19 поступила в мгу и поняла, что писать - это нормально. все вокруг
писали. тогда же незвалась эллой дерзай.
нескоторое писала стихи и страшные рассказы, а потом как отрезало. конфликт с
музой привел меня в многолетний творческий тупик, который завершился только
год назад.
год назад я вдруг поняла,что не писать не могу.
почувствовала себя эллой дерзай форевер.
с тех пор просыпаюсь поутру и стучу по клавишам. не знаю, значит ли это, что я
творческая личность. возможно, это психическое заболевание графомания))) ах. да.
стихи вернулись ко мне в ноябре прошлого года, благодаря прозке, точнее
прозарушнику одному.

3. Когда Вы садитесь писать рассказ или повесть, Вы уже знаете весь сюжет наперед или он рождается, так сказать - «в процессе»?

когда я сажусь за рассказ, сюжет я знаю уже почти до последней буквы. мне
нужно просто записать. я долго думаю, перед тем, как садиться. и если сажусь
слишком рано - рассказ может лежать неделями недоделанный. в процессе
появляются какие-то незначительные детали, языковые находки и пр.
иногда - но редко - взбрыкивают герои. в одном из недавних рассказов героиня
вдруг под самый финал отчебучила ТАКОЕ, что я долго смеялось. но ее поступок
помог вытащить рассказ довольно слабый)))


4. А, что для Вас служит начальным импульсом к созданию произведения?
Как зарождаются Ваши литературные идеи?
У какого Вашего произведения самая интересная история возникновения?

импульс? влюбленность. в жизнь, в слово, в мужчин, в себя... идеи - повсюду.
подслушанный в метро разговор, телевизионный сюжет, мелькнувшая бредовая
мысль... сюжеты вне и внутри меня. тот же степняк появился, когда я ехала по
ночному волгограду на машине, громко играла музыка, и я вдруг почувствовала
себя всемогущей. хотела написать миниатюру, но без компьютера почти
разучилась писать. набросала сюжет, чтобы не забыть. думала об этом еще дня
три, сюжет подрос до рассказа.
а потом я вспомнила о своем юношеском экзистенциальном погружении в степь и
поняла, что это повесть. через месяц вернулась к своему компьютеру, и вскоре
засела писать. уже было готово почти все. сюжет, структура... история появления у многих рассказов очень интересная. серафима, например,
лежала недописанной пять лет. я боялась того, что слово в очередной раз
материализуется. я описала в первых частях там свою слегка безумную подругу,
планируя затем свести ее с ума совсем и убить. и вдруг прототип действительно
попал в психушку. потому дописывать было страшно. сейчас с девушкой все в
порядке, да.
ну и у десятка рассказов еще истории вполне заслуживающие внимания. ага.


5. Ваши друзья, которые служат прообразами, они себя узнают в Ваших произведениях? Как они реагируют на своих двойников?

у меня есть парочка рассказов, где друзья оные описаны почти фотографически.
реагируют правильно: радуются, что их светлые образы увековечили. одна
подружка, которую я регулярно описываю в историях об элен, вообще считает
моими лучшими рассказами те, где о ней есть хоть слово. а если нет, считает,
что рассказ неудачный. при этом я изображаю ее довольно смешной, а порой и
нелепой.

6. А насколько толст Ваш «литературный портфель»? Сколько Вы уже написали рассказов, стихов, повестей, пьес…? И сколько из них, по Вашему мнению, достойны показаться читателю?

а я не пересчитывала точно)) рассказов - настоящих, а не в формате мини - штук
20-25. повесть одна. роман недописанный. пьес две, миниатюрок - до 5 тыщ
знаков - сотня где-то. ну, еще стишки кое-какие, их я считаю килограммами),
поэма...
подсчитываю я только то, что стоит показывать. так, еще с десяток старых
рассказов не считаются. и несколько пьес - тоже.

7. Что-то из перечисленного живет или собирается оживать в виде настоящей бумажной книги, журнальной публикации и проч.?

пока только собирается. я плохой ходок, хотя мне многие реальные авторы и
критики разнообразные говорили, что печататься я смогу.
нужно найти литагента, а то мне природная робость мешает себя рекламировать)) сооружаю концептуальный сборник рассказов - плюс повесть. "психоанализ
по-московски". иными словами, сумасшедшие столичные снобы и их заёбы))

8. А поконкретнее? Ведь «собираться» может и двадцать лет…
Что Вы (или кто-то за Вас) реально делаете для материализации на полках книжных магазинов?


пока только изычаю рынок. и общаюсь с людьми, которые делать что-то конкретное
умеют.

9. А Ваши повесть и роман - может быть это такие убойные вещи, что опубликуй Вы их в сети, как издатели сами к Вам в двери ломиться будут?

ой, ну конечно. нечеловечески убойные)))
хотя вру, конечно. лучше, чем многое, что публикуется. но не шедевры, увы.
хотя интерес вызвать они способны. поглядимммм))) шедевры я еще напишу,
непременно))) работаю над этим.

10. Если Вы понимаете, что они не убойные, значит знаете и критерии убойности? Какой, по Вашему, должна быть книга, чтобы Вы посчитали ее шедевром?

критериев не знаю.
но общаюсь с филологами.
филологи и утверждают, что убойности пока нету.
многие читатели думают иначе.
я не могу быть объективной, когда пытаюсь судить себя.

11. Вторая часть предыдущего вопроса была про чужие книги… Все же ответьте, какие книги Вам нравятся? Назовите, пожалуйста, несколько конкретных произведений…

над этим вопросом я должна подумать часа два, потому что список постоянно обновляется…
сначала - любмые авторы, которых читаю и перечитываю неоднократно. марк твен, о.генри, алан маршалл, ильф с петровым, чехов, зощенко, хармс, воннегут, моравиа, джулиан барнс, ремарк, замятин, астрид линдгрен, сэллинджер, торнтон уайлдер, маркес... у меня уже голова кружится их вспоминать. думаю, еще с десяток авторов наберется, но в связи с размягчением мозга не сейчас. далее - книги и авторы, которые мне понравились за последние полгода, потому что если список за всю жизнь попытаюсь совставить, у меня иголки из черепа полезут. итак, амели нотомб "влюбленный саботаж" - это последнее, но предыдущие пять романов тоже очень нравятся. жаклин арпман "орланда", анн-софи брасм "я дышу", лин ульман " прежде чем ты уснешь", барнс "метроленд" - любимая книга на данный момент. а, ну еще бел кауфман - "вверх по лестнице, ведущей вниз", пьесы сартра и "родная речь" вайля и гениса - перечитывала с огромным удовольствием. буквально вчера прочитала гениальный рассказ зюскинда - "тяга к глубине".
ах, да. еще я тайком почитываю детективы, преимущественно дамские - от агаты кристи до дороти кэннел со всеми остановками, из мущщинских жапризо и эксбрийя, фантастику, фэнтази - урсула ле гуин, силверберг, картнер, бредбери, иногда желязны - фсякое старье, короче))) поэтические пристрастия скрываю от всех. ага. мож еще че вспомню.

12. В Вашей повести «Степной Ветер» (можно светить это название?) я встретил упоминание группы «Пинк Флойд»… Это одна из Ваших любимых групп? Вообще, Вы предпочитаете трудиться (писать) под музыку, в тишине, за чашечкой кофе, рюмкой коньяка… т.е. какие внешние факторы должны сопутствовать Вашему вдохновению?


нет, пинк флойд мне не нравится. просто нужно было что-нибудь психоделическое
для героя. мы с мужем - бывшим музыкантом обдумали список групп и
остановились на этой. изначально там должна была звучать песня малоизвестной
московской рок-группы, но автор песни воспротивился популяризации его имени. пишу я одна - присутствие кого-нибудь в комнате мешает очень сильно. чаще
всего под музыку ирины богушевской. она меня стимулирует. не пью, не ем. если
пишу что-то большое, могу не есть пару дней, худею на килограмм-другой,
становлюсь полумертвой на вид и абсолютно асоциальной.

13. Неужели даже кофе не пьете и не курите?!

если пишу - не курю. иногда чай с лимоном и коньяком - очень редко. а курить - ох, как тяжело. курить бы курила, но в нашем доме не принято
дымить. в подъезд же бегать лень.
а вот уже неделю я и вовсе бросаю.
виски ломит от никотиновой ломки.


14. В сети Вас можно почитать на Прозе.ру, а есть ли другие места? На Прозе.ру самое полное собрание Ваших сочинений? Не боитесь, что когда выйдет книжка, то читатели пойдут не в магазин, а полезут на сайт и, тем самым, «разочаруют» Вашего издателя? Будете ли публиковать в сети свою повесть и роман (целиком, отрывками)?

на прозке не самое полное собрание.
самое полное в другом месте, спрятанном от общественности))) еще мои работы есть на рулинете и на точке зрения. и отдельные рассказы на
более экстравагантных сайтах, вроде сайта любителей лысых женщин или
толстушек.
повесть пока не публикую именно по этой причине - потом ее труднее пристроить. но читатели бумажные и сетевые - это частенько разные люди. сужу по себе,
заставить себя читать что-нибудь с монитора мне крайне трудно. в формате мини
- еще туды-сюды. но повесть, и тем более роман - увольте.
куплю книгу и прочту)

15. Боюсь, что интервью получится слишком затянутым - читатель нынче ленивый, ему надо, чтоб покороче и попонятней... Посему, вот такой последний хитрый вопрос – если бы Вы брали интервью сами у себя, то какой бы вопрос обязательно задали Элле Дерзай?

ну, я бы спросила, правда ли элла дерзай русалка, или это она выебывается.
ответ бы был: не знаю, вопрос слишком сложный, требует осмысления в социо-культурном контексте. ага

Спасибо.
Желаю Вам творческих успехов!



15, 16, 29 марта 2004 г., Москва-Красноярск.
(стилистика, орфография, пунктуация и т.п. - полностью сохранены)


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.