Что? Где? Когда? и другие

Люблю я смотреть телевизор.
Местное телевидение на редкость провинциально и не интересно, а Российский канал у меня всего один – новенький цифровой блок уже два года лежит без дела – всё никак не соберусь поставить. Вот и смотрю только первый канал. Правда, больше слушаю, так как параллельно, всегда что-то делаю на компе, и телевизор оказывается у меня за спиной. Я даже автомобильное зеркальце приспособил, чтоб оборачиваться только если что действительно того стоит.

Очень я люблю смотреть «Что? Где? Когда?» У меня в видеотеке сотни часов этой передачи вместе с брейн рингом. Эта НАША, рождённая ещё во времена СССР, передача, действительно уникальна. В отличии от новомодных лицензионных куиз-программ, изначально игроки сражались ради самой борьбы!

Недавно был фильм об отце этой программы Владимире Ворошилове. Отличный фильм. Только его авторы как-то замолчали то, что явилось прототипом игры, её изюминкой!
А идеей игры послужил известный приём коллективного мышления называемый «мозговой атакой» или «мозговым штурмом» давным-давно применяемым многими фирмами для решения сложных инженерно-конструкторских задач, для создания новаторских, не традиционных решений. Проводится «мозговой штурм» так: собирается группа специалистов, им излагается задача и разрешается излагать идеи не взирая на то, на сколько абсурдными они могут казаться. Шутки и стёб – поощряются. Роль координатора штурма заключается в зажиме любой критике идей. Короче – полная анархия! Всё это записывается и уже после штурма начинается анализ...
Приведу только один пример изобретения рождённого этим методом. Перед командой была поставлена задача придумать новую застёжку для скафандра, которая могла застёгиваться одновременно по всей длине. В ходе обсуждения была высказана идея прикрепить к каждой из соединяемой деталей по гусенице, которые мгновенно сцеплялись бы лапками...
Абсурдная идея, но, в результате родилась известная всем – «липучка»

Но вернёмся к В. Ворошилову.
Самая большая его заслуга, что взяв за основу принцип, он сумел сделать его максимально зрелищным. Мы видим на экране анатомированную минут коллективного творчества!
Гениальная идея! Игра, где главное не знания, а умение мыслить! Умение, зная, что вопрос не случаен, а значит решаем – находить это решение.
Никогда не забуду игру, когда «знатокам» показали картину Клода Моне «Впечатление», или «Импрессион» - по-французски... Картину, которую знает любой двоечник художественного училища! А из шести играющих за столом не знал никто, но тем не менее они вычислили её!
Это было что-то!
И так, следуя основной идее – совершенно вне игры лежат ответы без обсуждения, ибо они означают только одно – вопрос оказался на готовые знания! Трудно представить, что ответ был найден за несколько секунд эвристическим путём. Но дополнительная минута команде – совершенно справедливая награда, точнее – это справедливое наказание редакторской команде выложившей на игровой стол «неправильный» вопрос.
Точно так же противоречило духу игры, когда за игровым столом оставляли одного участника, и он в тишине и молчании думал целую минуту...
Один игрок – это всегда игра на знания, да и не зрелищно, нельзя же его заставить размышлять вслух!

Второе гениальное изобретение  Ворошилова – авторские вопросы!
В мировом телевиденье существуют тысячи куиз-программ, но до «Что? Где? Когда?» такого никогда не было. Потом нечто подобное стало изредка встречаться, как, к примеру, в программе Дмитрия Диброва «Народ против»... Но где та программа!?
Правда, кроме интриги, эта изюминка родила партию болельщиков «телезрителей».

Идея болеть за телезрителей, то есть за создателя вопроса, по началу может показаться нормальной, но если разобраться...
Мы можем и должны болеть за создание интересных, закрученных и изящных вопросов, но в тот момент, когда этот вопрос лежит на игровом столе – творческий процесс его создания уже давно в прошлом.
Решение же этого вопроса за игровым столом – это сиюминутное творчество! А это значит, что болеть за телезрителя – это болеть против творчества! Нонсенс! Всё перевернулось в этом мире. Нельзя болеть «против», а только «за»! На футболе болеют, в первую очередь, за хорошую игру своей команды, а не за плохую – противников...

За годы существования «Что? Где? Когда?» правила менялись. Одно приходило, другое уходило, но у меня такое ощущение, что всё возвращается на круги своя. Я уже не говорю, что две изначальные идеи остаются неизменными, как и атрибутика – волчок на игральном столе, хотя он-то, как раз и не обязателен. Удивлены? Если вы давний любитель этой игры, то наверное, успели заметить, что абсолютное большинство игр заканчивается со счётом 5 : 6, а это значит, что, как правило, не играет всего один вопрос, а роль волчка сводится только к выбору очерёдности. А это не столь уж важно. Другое дело, если бы секторов было штук тридцать... Впрочем, это моё персональное мнение, и никому навязывать его я не собираюсь.

А сейчас я чуть-чуть выскажусь о других телевикторинах.

Помните, когда закончилась лицензия программы «Угадай мелодию» - её попытались заменить самопальным эрзацем, который быстро сошел с экрана?
Не в последнюю роль в этом сыграло то, что там совершенно смазался принцип: «Халиф на час»! Победитель передачи уходил так, как будто, передача устраивалась для ещё чего-то другого.
Собственно, и в последней версии передачи есть нечто подобное, тогда как зло можно обратить во благо, достаточно объявить, что артист или коллектив выступающий в конце передачи, выступает в честь победителя, а его самого, при этом, усадить на почётное место.

Самая популярная в народе телевикторина – «Поле чудес»...
Конечно же тут процесс отгадывания слов – дело второе, если даже не третье. Вся интрига – в выявлении интересных персонажей среди участников и их раскрутка. Надо отдать должное Л. Якубовичу – он это делает блестяще. Иногда – на грани фола, но любителю народа прощается всё.
Скоро пятнадцатилетие «Поля чудес», и, к юбилею, в рамках игры, я провёл бы два кубка. Первый – «Кубок супер-победителей Поля чудес» - между победителями супер-игры и второй – «Кубок надежды Поля чудес» - среди тех, кто попав на игру, так ни разу и не смог крутануть игровой барабан!
По-моему, это довольно интересно. Тут есть интрига!

Можно вспомнить почившую в бозе, вместе с выданным пудом золота «Золотую лихорадку»... Или, так напоминавшую графическим оформлением «Тривиал персуит» - «Русскую рулетку», но это не интересно.
Хочется сказать несколько слов о, к счастью, так и не появившейся в этом сезоне, «Слабом звене».

«Слабое звено» - по своей сути – полный антипод «Что? Где? Когда?». Если наблюдение за игрой в «Что? Где? Когда?» доставляет интеллектуальное удовольствие, то «Слабое звено» - как бы предназначено выявлять в людях самое отвратительное, я уже не говорю, что декларируемая цель – деньги. Рождённая в совершенно другой среде – эта игра в России так и не была понята. Деньги – деньгами, Но, как ни странно, в этой игре они не самое главное – важно уйти не унизив ни себя, ни других, не потеряв лица. Это удивительно, но так УЙТИ с этой игры, за всё время её существования, смогли едва ли человек десять!
Такой вот лохотрончик, друзья...

04.04.04. Салоники.


Рецензии
Привет, Владимир! Пришла к тебе в гости за чем-нибудь новеньким, но нашла старое-не читанное. В следующем, скоро новом году, будет 20 лет этой "народной" передаче. - " Скоро пятнадцатилетие «Поля чудес», и, к юбилею, в рамках игры, я провёл бы два кубка. Первый – «Кубок супер-победителей Поля чудес» - между победителями супер-игры и второй – «Кубок надежды Поля чудес» - среди тех, кто попав на игру, так ни разу и не смог крутануть игровой барабан!
По-моему, это довольно интересно. Тут есть интрига!"
- Ты мог бы свои соображения сообщить неизменному Якубовичу:-)
С уважением и улыбкой,

Асна Сатанаева   13.12.2013 21:43     Заявить о нарушении
Привет!
Я уже больше года ничего не выкладывал, хотя писать есть что.
Не в пример тебе... видел? сколько у тебя нового! Плодовита!
:-)
А сообщать кому-то что-то...
Понимаешь, я отношусь не к "лидерам" а к "придерживающим двери", а нам не свойственно навязывать свои идеи. Да и нет в этом особого смысла, поскольку там их не ждут. Это если бы кто-то им сообщил, что там-то есть идеи для вашей игры...
Да ладно.
Ты оценила и достаточно.
:-)
Спасибо!
В.

Designer   13.12.2013 15:37   Заявить о нарушении
С твоей легкой руки! Помнишь, как я переходила сюда? Я не забыла:-) Спасибо за всё!

Асна Сатанаева   13.12.2013 20:10   Заявить о нарушении
Переходила!
Да я тебя чуть ли не силой сюда пртащил!
:-)
А там появляешься?
:-)

Designer   14.12.2013 02:11   Заявить о нарушении
И, правда, перетащил:-) Нет, не бываю, увидела, что там ничего не изменилось - судят всех одни и те же непогрешимые критикессы, которые не любят этого в отношении себя:-)
Удачи и везения!

Асна Сатанаева   14.12.2013 14:22   Заявить о нарушении
ДВЕ ЖЕНЫ Ворошило подрались в суде, деля 8 миллионов долларов его гонораров (гигантские деньги, учитывая, что тогда зарплата была всего 10 дол). А его дело продолжил пасынок - Борис Крюк... Если б еще участники игры не заламывали театрально руки, не стонали, на охали!

Петр Евсегнеев   10.02.2019 15:45   Заявить о нарушении
Увы, такова сейчас жизнь. Бал правят те, кто вхож везде((

Асна Сатанаева   10.02.2019 21:24   Заявить о нарушении
Асна, я сегодня, наконец, что-то новое выложил!
Приглашаю.
Долго писал, хотя там немного.
:-)

Designer   10.02.2019 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.