Счастье

1.
  Тем, кто не любил ни разу, никогда не понять тех, кто влюблен. Тем, кто терял, никогда не понять тех, кто ещё обладает. И счастье, наверное, столь призрачно и непостижимо, что сбывшаяся чужая мечта никогда не покажется большим, чем глупость.
  Даже для нас самих внезапная реальность сладких сновидений – лишь придает странный привкус горечи во рту. Мир ослепляет резкостью и яркостью красок, нет завтра, а есть нереальное сегодня, в которое нельзя поверить. Сердце становится восприимчивым до боли, леденеет в груди осколком волшебного зеркала, высыхают губы, плывет голова.
  И я впадаю в кому.
2.
***
  Не помню, от кого слышала эту историю – но кто-то определенно рассказал мне об этом. Её звали Саша – нашу героиню. Сама я видела её несколько раз – мельком, но она запомнила меня и улыбалась при встрече.
  Саша училась в университете, изучала историю искусств. Ей было девятнадцать лет, когда декан факультета отправила её с еще одной девчонкой с потока на практику в театр. Ту, вторую, звали Вера.
  Ничего особенного они в театре не делали: сидели на студии, пили чай, иногда проявляли неожиданный интерес к технике и расспрашивали работников цеха о её устройстве. И, конечно, смотрели спектакли.
  Саша всегда мечтала о жизни в других странах, и истории о молодых путешественниках, разыгрываемые на сцене, и рассказы режиссера о гастролях лишь вызывали новое – грустное – биение сердца.
***
  Один день был ничем не примечателен. С утра отменили занятия, и Саша семь часов провела, болтаясь по городу, а потом – сидя в уютном сквере, читая какую-то глупую книжку. Ничего интересного. Был сильный ветер, и она, замерзнув, потеряла голос. В пять часов – пришла к театру; через 10 минут прибежала Вера и потянула её за собой: «Там во дворе – собака. Не живая, из бронзы! Надо положить ей на холку руку и загадать желание; пойдем-пойдем, у нас ещё есть время!». Саша согласилась. Все самое сокровенное – принцы и кони, моря и пальмы – промелькнуло у неё перед глазами, и она прикоснулась к холодной статуе.
  Вечером звукорежиссер повел их с Верой в зал. Они проходили мимо гримерных и с любопытством, тихонько заглядывали в каждую чуть приоткрытую дверь. Из-за одной выплыл актер, кудрявый и лохматый, со смятым сценарием в руках, узнал у них, сколько времени, и исчез, нашептывая плохо выученный текст.
  В вестибюле уже толпились зрители, раскупая программки и осаждая буфет. У Веры развязался шнурок, и она попыталась исправить это. Вся троица остановилась. Тут мимо них пробежал высокий темноволосый паренёк. «А ну марш за сцену!» - шутя, скомандовал режиссер. Дима – так звали брюнета – споткнулся и рассмеялся. «Разминаемся!» - на ходу бросил он и скрылся в служебном входе. Сашу что-то ослепило, и она, забыв про тушь на ресницах, терла глаза. Вера закончила с ботинком и было принялась расправлять перед зеркалом складки блузы, но раздался третий звонок и девушки поторопились.
  Места были откидные, без спинок, но зато близко к сцене – и даже Саша, забывшая очки на студии, могла разглядеть лица актеров. Представление – не ахти какое, но было много знакомых артистов: даже тот, что спросил, который час, лихо отбивал чечётку в белых шортах и глупом чепчике. Он играл молодого барина, и, когда у него после танца пересохло в горле, гнусавым голосом крикнул: «Милорад, воды!». С графином в руке из-за декорации вышел
Дима.
***
  «…Ты ли проходишь мимо меня,
        Задевая плечом за рукав?..» -           (1)
шептала Саша по дороге домой, в переполненном вагоне метро. Пассажиры думали: «Сошла с ума». Может быть, были правы.
***
  Теперь Саша приезжала в театр заранее, сидела на скамейке у входа, читала модную дребедень, взятую у однокурсниц, но листала страницы очень медленно…  Приходила Вера, начиналась практика, музыка в тон ателье, кофе, разговоры, новые спектакли. И ничего не происходило.
  Однажды показывали какую-то сказку. Саша зевала и мечтала наконец-то выспаться. Но после антракта в пьесе появился новый герой – кот с черными усами и уже знакомым голосом. Что-то снова засверкала перед глазами – и расхотелось спать.
***
  Прошел месяц, и, тепло попрощавшись, студентки ушли из театра. Они знали весь репертуар, но посмотрели ещё не все. Теперь девушки старательно писали отчет, изучали сметы, другие документы – и копили на билеты.
  Время летело, а жизнь стояла на месте: все те же конспекты, лекции. Саша стала чаще бывать в центре города и больше читать – на скамейке Малой Парковой улицы, у любимого здания. Как-то раз, проходя с подругой мимо него, она увидела распахнутые двери служебного входа. Молодые ребята шумно выносили старый реквизит и складывали его на мостовой – ни одного из них Саша не видела раньше.
  Каждый четверг она ездила в церковь, ставила свечку Чудотворцу, но он упорно не смотрел ей в глаза. Саша молилась каждый вечер, всегда носила в сумке иконку; улыбалась всем прохожим и даже, достав из шкафа все свои старые игрушки, отвезла их в детдом. Но ничего не помогало.
========================
 (1)  …Ты ли проходишь мимо меня,
        Задевая плечом за рукав?
       Ты ли в отчаянии ищешь меня
        В недоступных для встреч берегах?»

==========================
***
  Дело близилось к сессии, и Саша старательно учила лекции. Майским вечером она отдыхала в парке, наблюдая за прогуливающимися парами, но, утомившись этим бесцельным занятием, достала конспект. Чья-то тень упала на клетчатый лист тетради, Саша подняла глаза. И, казалось, не могла сказать ни слова.
***
  В августе, завершив тяжелые гастроли, труппа вернулась в родной город. В понедельник, одиннадцать вечера, из служебного хода вышел высокий, стройный брюнет в синем жилете. «Ну как, тебе понравилось?» - спросил он Сашу. Но она лишь обняла его и ничего не ответила.
***
  Зима была холодная, метельная. Снега – по колено, утонуть можно.
  Саша ушла из дома, взяв лишь немного вещей и ни с кем не попрощавшись. И номер мобильного сменила.
  Теперь они с «Милорадом», этим «усатым котом» жили недалеко от её университета, добираться недолго, можно с утра поспать подольше; а Дима ездил в театр на трамвае.
  После занятий Саша спешила домой, готовила любимому ужин, вытирала пыль в комнате. Квартира небольшая, убираться не сложно, приятно. Окна выходили на солнечную сторону – было светло и радостно. Вечером Саша звонила по номерам в длинном списке и спрашивала жильцов об их политических взглядах – какая никакая, а работа. Платили немного, но на новые туфли хватало.
  Иногда Саша ходила на репетиции к Диме, подружилась со многими актерами, и все однокурсники просили у неё контрамарки.
  Если Дима терял голос, она в панике обзванивала подруг, узнавала, что лучше: молоко с мёдом или овсом.
  Иногда, задремав на лекции, Саша мечтала: «Мальчик – Илья, девочка – Лиза…».
***
  Последний раз я встретила Сашу в начале сентября. Прошло полтора года с тех пор, как она закончила практику, и теперь девушка готовила диплом. Мы столкнулись на выходе с кинотеатра, после вечернего сеанса – «Верёвки» Хичкока.
  Саша увидела меня и подмигнула. На плечи она накинула легкую джинсовую куртку, волосы были распущены, лицо горело(2), на правой руке блестело золотое кольцо. Рядом шел брюнет в синем, немного потертом жилете. Он нежно взял Сашу под локоть и повел в сторону; обернувшись, она еще раз подмигнула мне и попрощалась.
  Не знаю, что было с ними дальше: я уехала в другую страну, на поиски принца. Здесь тепло, здесь пальмы. Но почему-то в сегодняшний ужасающе тихий полдень мне захотелось рассказать эту историю.
=================
 (2)Когда мои щеки горят, любовь – это медленный яд.
======================
3.
***
  Засыпать в объятиях, жить сердцем, а не разумом. И ни о чем не мечтать. Отказаться от всего – получить все. Небытие – не так страшно, когда знаешь, кто шагает с тобой по одной тропе.
***
  Я никогда не понимала тех, кто влюблен.
  Но кому известно, куда плывет человек, однажды впавший в кому? И есть ли там тот радужный свет, который, как всем нам кажется, мы ясно представляем и видим теперь, в здравом уме и трезвом сознании? Что мы знаем о тех, кто лежит, бездыханный, на дороге жизни, вне времени, пространства, направлений, но в единственном необходимом счастье? С румяными щеками(3), блаженной улыбкой.
========================
(3)  См. пункт 2


Рецензии