Человек и сознательная деятельность


 

Эпиграф "Беготня за богатством  - это ловушка,   попадая куда,     мы забываем о    своем, - естественном".

Труд и работа. Почему используются разные слова, когда почти во всех славянских языках они отождествляются и означают деятельность, тяготы, нужду, заботы и т.п.

Правда, мы видим, что в психологии изучающей сознательную деятельность, к которой относят работу и труд, рассматривают только труд и игру, но в инженерной психологии игра из сферы внимания выпадает, а описываемые работа и труд опять практически отождествляются.

В художественной литературе и во многих философских работах слова труд и работа у авторов перемежаются больше с целью развеять монотонность повествования, однако, к слову труд относятся с большим уважением.
В народной практике использования слов, безусловно, проявляемой в поговорках, труду и работе также придается одинаковый смысл. Например, "Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает", "будешь упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться" или "если есть работа, так и спать не охота", "кто любит трудиться, тому без дела не сидится" или "кто не работает, остается без хлеба", "не трудиться – хлеб не добиться".

Небрежение разницы между этими терминами просматривается в ироничной пословице "кляча воду везет, козел бородою трясет, значит оба работают".

Может это свидетельствует о незначительности рассматриваемой проблемы?

Нет. Жизнь показывает, что это далеко не пустяк. Так, закрепление данного небрежения в сталинской конституции, провозгласившей, что труд – это обязанность и долг чести каждого работоспособного гражданина, привело к серьезным последствиям.

Перефразируя слова Некрасова можно сказать, что миллионы людей вынужденно стали жить по принципу "трудягой можешь ты не быть, а работягой быть обязан". В соответствии с этой формулой всякий желающий жить на "свободе", особенно в цивилизованных условиях, обязан был зарегистрироваться на какой-нибудь работной должности, в противном случае считался нежелательным асоциальным персонажем, подвергаясь законным, но не всегда справедливым гонениям.

В качестве наглядности можно привести пример И. Бродского. Никто сейчас не сомневается, что И. Бродский если и не "работал когда-то, как полагается", то "потрудился на Славу".

Интересно, что на явлении, описываемом словами деятельность, труд, работа вырастили научную дисциплину под названием эргономика. В то же время и по сию пору не всякий может понять почему, образно выражаясь, и "кляч" и "козлов" и "бродских" уничижительно ставили и ставят в один ряд?

Попробуем в этом разобраться.

Терминологическую небрежность практиков в некоторой степени можно понять и оправдать, поскольку даже теоретики языковой деятельности, увлеченные бесконечностью языковых просторов, порой забывают обращать внимание на близлежащее. Для нашего случая показательно  высказывание Л. Ельсмлева в "Пролегоменах к теории языка", где он объясняется "…невнимание к языку вызывается самой природой языка, который, прежде всего, является средством познания, а не его целью".

Но, веря на слово ученым, не следует забывать, что человек живет и в мире языка, среда которого во многом формирует  и определяет наше поведение и взаимоотношения с окружающим.

Уточнение значения слов и границ их применения служит "изображению" мира и принято людьми не только для удобства совместной деятельности. Следует вспомнить общеизвестную истину – что вверху, то и внизу, что на небе, то на земле. Слова земные можно уподобить небесным координатам, а небесные координаты имеют очень точное значение. Там нет неопределенности.

И ничего лишнего.

Б.И. Ничипоров (Введение в христианскую психологию., М.1994) так рассматривает подобного вида ситуацию "И одна из духовных проблем, за что во все века шла борьба – называть вещи своими именами. И это как в обыденном, так и в собственно психологическом смысле. Вещь, у которой отняли ее имя и дали ложное – болеет, страдает и разрушается".

В.В. Розанов (О понимании. М.1996) говорит о том, что за различием имен скрывается и различие действительности. Данные слова относятся и к рассматриваемому явлению "сознательная деятельность", когда ее виды должные иметь определенные наименования, отражая отношение людей к деятельности как к проклятию, смешались, превратившись в подобие кличек.

Хочется еще привести мнение Б.И. Ничипорова о том, что наименование вещи ее подлинным именем порождает богатство смысла.

В инженерной психологии сознательная деятельность описывается вектором мотив-цель, где под мотивом подразумевается потребность человека (пища, информация, движение и т.п.), т.е. те внешние "пружины", которые заставляют человека двигаться, а под целью понимается идеальный или мысленно представляемый ее результат. Вектор в зависимости от направленности и интенсивности порождает бесчисленность, трудноотличимых видов деятельности: трудовая, профессиональная, операторская, научная, языковая и т.п. Однако при видимом множестве форм, объединяет их одна, находящаяся вне человека, вынужденная потребность – приспособиться к системам (техническим, социальным, религиозным и т.п.) и окружающей среде.

Таким образом, инженерная психология описывает только один вид сознательной деятельности.

Указанная ограниченность во многом связана с тем, что психологи (А. Леонтьев, Л. Сэв и др.) не только отрицали внутреннюю "пружину" или заложенный в человеке перводвигатель, предшествующий развертыванию самой деятельности, но и рассматривали не все элементы механизма деятельности, а лишь цель и средства.

При изучении деятельности упускается из вида то, что это слово является одной из дефиниций греческого слова "энергия". С энергетической точки зрения деятельность – это постоянное преобразование энергии и восполнение ее запаса, причем, наличие, назначение, результаты и интенсивность проявления энергии определяет количество, вид и форму деятельности.

Применяемое в психологии описание деятельности векторным отношением отражает только формы ее проявления, количество которых можно уподобить количеству точек на прямой, поэтому дает лишь поверхностное описание, но не понимание механизма деятельности. Такой подход лишает возможности оценки происходящего и выявления взаимоотношений с ним, низводя человека до уровня существа, смысл жизни которого заполнен постоянным удовлетворением "прорвы" неконтролируемых потребностей.

Сколько же должно быть видов сознательной деятельности?

Если мы хотим получить истинное представление о сознательной деятельности, то следует принять во внимание три ее основные элемента:

во-первых, цель, которая как общеизвестно, в основном, определяется характером и историческими условиями общественных отношений или внутренней и внешней средами человека;

во-вторых, важным элементом следует считать средства для достижения цели (в дальнейшем будем называть средства), которые применительно к человеку в разные эпохи были разнообразными (потенциал человека, т.е. возможности накапливать и отдавать энергию, физические и психологические особенности и их надежность, опыт, навыки, а также способности манипулировать техникой, внешней энергией и информацией);

в третьих, - это процессы деятельности, которые впитали в себя ценности освоенных культурных достижений, их распределения, воспроизводства и умножения, т.е. все процессы собственно жизни (условия, данные и действия над ними, а также их последовательность и способы приведения к достижению результатов).

Поток сознательно преобразуемой энергии, реализуемый через те или иные из указанных элементов, определяет три основных (ведущих) вида сознательной деятельности, а мотивы – бесчисленное количество форм их проявления.

Каждому из трех основных видов сознательной деятельности свойственны цель, средства и процесс – вот почему создается видимость их тождественности. Видимость, кажущаяся незыблемой – вот почему сознательная деятельность рассматривается, в основном, как результат проявления целостной структуры, без изучения влияния на нее отдельных элементов.

Какие же "имена" должны быть у этих видов?

Вид деятельности, где человек (его  энергия) используется как орудие (раб) для удовлетворения потребностей вынужденных внешней реальностью – должны называться работой. Человек, неконтролируемо и безвозмездно отдающий всю энергию, является рабом, в общепринятом понимании этого слова, а отдающий часть энергии в обмен – рабочим.

Вид деятельности, где самостоятельно формируемая цель трансформации энергии направлена на развитие и реализацию потенций человека – связан с преодолением значительных трудностей, поэтому достоин названия – труд, а человек – труженик. Этиология слова «труд» напоминает некоторое сходство со словом «труп». Но в нашем случае это можно рассматривать, скорее, как процесс оживления трупа.

Вид деятельности, где целью трансформации энергии является понимание сущности процесса сознательной деятельности, должен называться игрой, а человек – мыслителем.

Предлагаемую инженерами и психологами схему необходимо скорректировать следующим образом.

Для понимания функционирования, смысла и места в жизни человека деятельности, ее следует рассматривать не изолированно (в виде векторов), а комплексно (в виде кольцевой взаимосвязи) с включением - первоисточника, т.е. энергии или жизненной силы (Э), сознания как регулятора проявления деятельности (С) и результатов (Рез.), которые определяют смыслообразование деятельности.
  Человек, часть энергии расходует на поддержание гомеостазиса,  а оставшуюся, условно называемую свободной, может использовать на развитие индивидуальных особенностей и на взаимоотношения с окружением. Если у человека есть свободная энергия, то он имеет возможность изменять сознание и взаимодействия с миром и тем самым активно реагировать на внутренние и внешние потребности. Если ее нет, то сознание сужается, уменьшая потребности и результаты деятельности, сжимая сферу взаимодействия с миром до минимума, порой, отторгая мир, вплоть, до ухода в другой.

Возможности накапливать свободную энергию и реализовывать ее, ограничены индивидуальными особенностями, изменение которых, как мы отмечали ранее, связано с большими трудностями.
 Какие формы примет свободная энергия при складывающихся взаимоотношениях с окружением – в виде крика и разрушения, попадающих под руку предметов или в виде созидания, определяется уровнем развития и  контролируемости сознания, которое формирует восприятие соответствующих мотивов. А в каком виде трансформируемая энергия возвращается человеку, определяется достигнутыми результатами и имеет значение для формирования видов сознательной деятельности.
Рассмотрим макроструктуры основных видов сознательной деятельности (работа, труд, игра).

РАБОТА

Известно, что до развития мануфактуры существовало ремесленничество.
Ремесло в самом полном смысле этого слова было равнозначно священнослужению.  Оно включало в себя обряды, главной целью которых являлось описание процесса человеческого самопознания и обретение своей подлинной сути, т.е. развитие потенциальных способностей человека. В качестве примера можно привести повсеместно существовавшие ранее цеха, масонства, касты и т.п. Результат, порожденный таким человеком в виде вещи или действия, служил полем приложения его знания и сознания и мог стать подлинным шедевром или поступком (подвигом) если появление их было связано с ритуалом и служило целям посвящения подмастерья в тайны ремесла. Повторяем, что ремесленничество включало в себя все три рассматриваемых нами аспекта сознательной деятельности.
Со временем от человека стало требоваться лишь получение строго определенных результатов, с компенсацией  личной энергии набором определенных благ. Поэтому деятельность постепенно, но устойчиво стала восприниматься формально, лишь как основа для самоутверждения в социуме. Тем самым человек практически был лишен возможности самоусовершенствования и самопознания. Трансформация энергии в этом виде сознательной деятельности стала протекать следующим образом.
Прежде всего, отметим особенность работы:
Направление энергии на достижение целей вынужденно:

а. внутренней необходимостью поддерживать существование во внешней среде;

б. внешними требованиями поддерживать и развивать общественную структуру (социум);

Средство для достижения целей и процесс трансформации энергии определены устоявшимися и идеологическими условиями и в каждый момент регламентированы (образование, навыки или подражание чему-то устоявшемуся) и считаются наиболее приспособленными и не нуждающимися в переустройстве;

Достижение цели фиксируется по заранее определенным результатам;

Затраченная свободная энергия по оговоренным условиям компенсируется человеку за счет получения материальных, эстетических благ, удовольствия или морального поощрения в виде общественного признания (награды, общественные полномочия и т.п.).

Работу можно определить: "Вынужденный обстоятельствами вид сознательной деятельности, где достижение реальных или абстрактных целей регламентируется извне или самостоятельно: способом, характером действий и процессом; заранее определенными результатами; материальной, эстетической или  моральной компенсацией за расходуемую человеком энергию".

При рабочей деятельности результатом трансформации энергии являются удовольствия от внешних благ, восстанавливающие запас энергии, а также накопление опыта и укрепление (точнее, отверждение) сознания.

Для  рабочей деятельности свойственны механически повторяемые, подражательные, монотонные действия, которые приводят к натасканности, недостатку оригинальности, педантизму, к застою, старческой усталости и бесчувственности, доводящей человека до ничтожества.

Человек, вовлекаемый в работу, чаще всего перестает понимать смысл того, что он делает, а при слабости индивидуальности практически не оказывает влияние на происходящее. Встречая новые для него вещи, события, явления, он уже не может совершить усилие для понимания и лишь спорит или отрицает их, сохраняя мнение, которое усвоил в процессе работы и в общении. Свойственная такому человеку жесткость поведения, лишает его возможности формировать жизненное пространство, которое заменяется жизненной позицией или одной точкой зрения. Известно, что такого типа люди склонны прилагать все усилия, чтобы сохранить существующую ситуацию. Если ситуация все же меняется, то они легко теряют возможность ориентироваться и контролировать ее, поскольку старые стереотипы и нормы во многом не действенны, а новые еще не выработаны.

К ним относится тип людей, который назван трудоголиком, но согласно нашей терминологии вернее бы назвать работоголиком. Сплошь и рядом можно увидеть работоголика,  который с утра до вечера звонит по телефону, проводит деловые встречи, составляет и рассылает бумаги, годами не получает  приличных результатов, и умудряется не оставить себе ни одной минуты на анализ: почему же то или иное не срабатывает?

Иллюстрировать такой тип отношения к деятельности может такой случай.

Человек старательно пилит дрова тупой пилой. Работает с напряжением, не ленится - и даже усиленно потеет. Но видно, что воз и ныне там. Прохожий, желая ему помочь, советует наточить пилу.
-Мне некогда, ты же видишь, я занят!ПИЛЮ!

Прикованность к работе, точнее, просто к совершению постоянных действий, называемой неверно трудолюбием, скорее миф — и очень опасный. Тяжелая работа ложно оправдывает человека перед самим собой, семьей, сотрудниками. Упрекая такого человека за недостаточные результаты, можно как бы и несправедливо обидеть. Ведь, посмотрите, как он много работает.
Работяга - подряжается сложить печь. Он и раньше делал их  у других, т.е.  и опыт есть и уверенность в движениях. Сделал все  сам - без помощников. Но! Кривую. Косую. И  к тому же - постоянно дымящую. На претензии отвечает обескураживающей фразой - но я же старался!

Вторая причина работоголизма — тщеславие. Я работаю больше, значит, я лучше вас.

Третья причина — желание избавиться в работе от тревожащих мыслей. Алкоголик для этого пьет, пока не свалится от опьянения, работоголик работает, пока не упадет от усталости.

Таким образом, человек-работник:

используемый как орудие или средство для достижения целей государства, общества  или группы, затормаживается в развитии, тяготея к косности и накоплению опыта, который, облегчая выбор или перебор целей, не дает возможности понять их смысл;

по достижении результата ощущает иллюзию творчества, которая заставляет его интенсивно, но инерционно двигаться не развиваясь;

не имея шансов приобрести ничего нового, становится человекообразной копией окружающего;

теряя чувство ответственности, способности к принятию новых решений, волю и свободу воли, лишается смысла и ценностей жизни и впадает в состояние беспомощности как дитя;

требует от окружающего мира определенности и порядка, поскольку его незащищенность приводит к стрессам и разного рода травмам, которые лишают его последней энергии и сил.

Человеку работы свойственно желание убить время, т.е. он все  время пытается отключиться от реальности, в страхе от возможности появления собственных мыслей. Такого рода самоубийством он занимается и может заниматься всю жизнь, не пропуская ни минуты. Работая, ждать конца рабочего дня. Возвращаясь домой, ждать ужина. Ожидая ужин, сидеть в кресле с ожиданием сна, затем ожиданием пробуждения. Ждать следующего выходного праздника, отпуска, пенсии… Такое частичное  самоубийство равно самоубийству полному, т.к. один и тот же результат.
 
Человек-работник живет в мире, где;
 проучившийся 10-11 лет в школе и затем 5 лет в институте, общим числом 15-16 лет, знает про устройство инфузории туфельки, может решить систему уравнений, но ничего не знает о том, как заработать себе на жизнь;

хорошее настроение редкость, а жалобы на жизнь — норма;

всю жизнь ненавидит свою работу и с двадцати лет начинает мечтать о пенсии, а когда попадает на пенсию, недоволен пенсией и всей своей жизнью;

родители-работники старательно деформируют своих детей по своему образу и подобию с одной целью, чтобы дети прожили свою жизнь так же глупо и бездарно, как и они;

слабоумие таких работников так же привычно, как грязные подъезды, загрязненная химией вода из водопроводного крана и реклама женских прокладок;

слабоумные работники, чаще поддаются влияниям  хищников, которые определяют их мораль, ценности и правила в игре под названием жизнь.


ТРУД.

История показывает – то, что должны совершать все, приходится делать отдельным представителям, в силу их индивидуальных особенностей.

Формирование деятельности такого человека происходит по схеме, где целью трансформации энергии является рост средств, когда человек природой поставлен в такие условия, где он не может не развиваться, за устоявшееся. При этом, достигая состояния озарения, он получает приток новой положительной энергии, а сопутствующая ей радость и интерес к происходящему существенно расширяют сознание. На первый взгляд данная схема может восприняться как процесс обучения. Однако, существующие ныне формы обучения, скорее, разновидности рабочей деятельности, поскольку при обучении во главу ставится цель выходящая на уровень внешней деятельности (например, выучить урок с целью получить хорошую оценку; научиться манерам, которые должны вызывать похвалу окружающих; обучиться производственной ловкости, чтобы больше зарабатывать и так далее).
 
Главной отличительной особенностью обучения является то, что социум всемерно поощряет обучение, но до определенных пределов, свойственных каждому историческому и психологическому уровням развития общества.

В трудовом виде деятельности объектом становится, прежде всего, человек с его набором индивидуальных свойств. Даже если при применении активных или пассивных, динамичных или статичных форм воздействия используются те или иные внешние объекты, основной смысл рассматриваемой деятельности состоит в преобразовании индивидуальных особенностей и способностей человека. Внешнее имеет значение лишь в качестве индикатора такого изменения и само по себе не является ни целью, ни предметом деятельности.

Поскольку спектр человеческих способностей широк, то практика трудовой деятельности становится длительной во времени, что непосильно людям слабой воли и заурядных способностей.

Хорошо известно, что без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен скатываться назад.
  В процессе труда идет самосовершенствование человека, произвольные психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие и т.п.) начинают преобладать над непроизвольными. Расширяется сфера контролируемого сознания (процесс осознания).
 
Самоусовершенствование человека многотрудно еще и потому, что человек занимающийся этим не только очень требователен к себе,  но и вынужден преодолевать препятствия создаваемые со стороны общества. Ни общество, ни отдельные люди,  в большинстве своем не желают нового и тратят энергию только на расширение возможностей уже освоенных средств,  на накапливание  опыта, который, предвидением механических последствий, подменяет понимание.

Поэтому путь человека труда зачастую является путем последовательного отхода и отрешенности от целей, которые ставит перед собой общество работников, точнее отхода от тех целей, которые не позволяют человеку совершенствоваться, приводят к отходу и разрушению и природы и человека.

Человек труда, подвергаясь со стороны окружающих довольно суровым испытаниям (насмешки, презрение, наказания), как говорят спортсмены, "лучше держит удар", обладает большей пластичностью, внутренним спокойствием и выдержкой в любой, даже самой экстремальной ситуации. В результате этого у него появляются цели, возвышающиеся над личными интересами, что порождает бескорыстие и самозабвение, позволяющие легко переносить личное неблагополучие.

Свойственная для человека труда смена ценностей, происходящая при расширении жизненного пространства, порой не позволяет сознательно предвидеть многие последствия, что приводит к некоторой жесткости по отношению к окружающим.

 В то же время, поскольку люди живут по другим, «привычным» представлениям, то тот, кто отличается от общества не на словах, а на деле, немедленно получает агрессивную реакцию в свой адрес.

  Однако убежденность, делает человека труда образцом поведения, т.к. сильная увлеченность легко становится межличностной. У окружающих проявляется интерес к набору новых точек зрения, созданию новых жизненных позиций, т.е. подготовки условий для последующего развития жизненного пространства, выводящего людей за существующие ограничения. Человек труда, являясь центром кристаллизации новых ориентиров и пределов для развития человеческих способностей и превращения возможностей в действительность, в конечном итоге изменяет целеполагание общества.

Каждого человека  можно учить старательно и долго. Но только человек труда останется человеком, поскольку он обладает  тремя  важными качествами: умением быть гибким, желанием видеть другого человека и способностью замечать свои ошибки, а иные, скорее всего, превратятся в зомби.

Человек труда имеет не только информацию, но и знание и  понимание, что формирует  — умение. Ведь только информация о назначении педалей, рукоятки переключения скоростей, руля — сильно отличается, а точнее, вообще не имеет связи с умением водить автомобиль.

Правда, не каждый человек труда  сможет объяснить, как он что-то делает, но обязательно может показать мастерскую работу.

Особенностями труда являются: самостоятельность в деле преобразования человеком себя; сосредоточенность на саморазвитии и самосовершенствовании, предполагающая непрерывное и через постоянное усилие преодоление собственной  и внешней ограниченности; отсутствие компенсации усилий со стороны общества.
 
Трудовой вид деятельности можно определить как - вынужденный индивидуальными особенностями вид сознательной деятельности, где самостоятельно поставленная цель направлена на саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию способностей человека без гарантии со стороны общества компенсации расходуемой энергии.

При трудовой деятельности, сопровождаемой постоянными усилиями со стороны человека, результатом трансформации энергии являются достигаемые состояния озарения, позволяющие расширять набор целей, когда он, воодушевляясь, увеличивает запас энергии, а проявляющаяся при этом радость и интерес, вводят его в новые области сознания, где он осмысленно корректирует свою жизнь.

 Следует сказать, что работа и труд это два аспекта рассматриваемого явления деятельности, волею времени ставшие похожими, но по сути противоположные и дополняющие друг друга. Несмотря на взаимосвязь работы и труда, они не равноценны. Ибо внутренняя суть (труд) всегда преобладает над внешней стороной (работой), включая ее в себя и тем самым, превосходя, даже не взирая на то, что работа приняла преобладающий характер.

Работа свойственна всем, тогда как труд доступен лишь некоторым и не по их желанию, а по их природе (назначению).

Результаты работы не порождают попыток к выведению человека из сложившегося состояния, а скорее наоборот. Цель труда – достижение состояния, преобразующего человека, способствующего совершенному расцвету всех его возможностей, которые соприродны его естеству, а успехи – пропорциональны его задаткам.

Если человеку труда приходится выполнять примитивную работу, для него это не становится тягостной преградой, т.к.  любая рабочая деятельность  организует, дисциплинирует человека труда, позволяя осваивать даже самую простую деятельность и  он в  это время учится самоорганизации и становится мастером своего дела. Как учил Станиславский - трудное можно сделать привычным, привычное - легким, легкое - приятным.

 Человек труда переводит работу на самовыполнение, а сам переходит в состояние самонаблюдения за работой своего ума и тела. В таком случае он только кажется занятым работой, но внутренне он свободен и может заниматься тем, что ему действительно интересно. Человек труда таким способом имеет возможность уйти от тупой работы к реальной свободе. Правда, это редко бывает успешным, т.к. окружающие его хищники, скорее всего, заметят освобождение и будут ему всячески мешать. И то, что человек труда работает не хуже других, не освободит его от необходимости защищаться, от пытающихся загрузить  его по полной программе. Ведь хищников мало интересует производительность труда - их интересует стопроцентная эксплуатация, гарантирующая полное закрепощение окружающих.

Выполнять простую работу и сохранять, ясным и спокойным ум, продолжая развиваться, не останавливаясь в развитии, - это требует от человека труда большого напряжения и развитого ума. Поэтому если работник чаще всего останавливается на одной квалифицированной работе, то человеку труда подходит практически любая.
 
 Ведь работоголик -  неэффективный человек, и ценностью  его деятельности является само количество проделанной работы, и чем ее больше, тем лучше.

 А для человека труда, т.е. эффективного человека, ценностью является результат, продукт. И чем меньше затрачено труда для получения результата, тем лучше.

Рачительное отношение к энергии труда своего и других — вот задача человека труда. Большое количество работы, с неконтролируемой тратой энергии — вот задача работоголика.

В итоге своей деятельности человек труда:
развивая потенциальные способности, изыскивает оптимальные варианты использования человеческой энергии в деле эволюции человека и окружения, возрождает к жизни новые возможности и цели, на почве чего вступает в конфликт с инертными окружающими и обществом;

в атмосфере пристального внимания со стороны окружающих, совершенствует интуицию, личную выдержку и душевную гармонию, на основе которых вырастают физические, моральные и интеллектуальные качества, позволяющие осознанно превосходить существующие в обществе пределы, препятствующие достижению высших состояний;

развив личное, переходит к всеобщему  и тогда цель жизни - следует общечеловеческому предназначению, а достигаемые при этом телесная чистота, благородство чувств, широта умственного горизонта и возвышенность духа являются образцом для окружающих, в преодолении жизненных трудностей.

ИГРА.

Термин "игра" в настоящее время воспринимается неоднозначно. У обычного человека он ассоциируется с соревнованием, отдыхом и развлечением.  В среде психологов одни считают, что это вид активности человека и животных, свойственный в основном молодым, осваивающим взаимоотношения между взрослыми. Другие, в частности Э. Бёрн, игру и деятельность воспринимают как самостоятельные явления. Порой игра и работа отождествляются, или высказывается мнение, что если это деятельность, то бессознательная.

Интересна эзотерическая точка зрения. Считается, что одной из форм передачи накопленных человечеством знаний являются традиции, легенды и сказки, которые в символическом виде через обряды, обычаи, или ритуалы связывают знания с повседневностью. Но повторяемость повседневности чаще всего вырождается в привычки, автоматичность которых создает преграду между знанием, человеком и жизнью, превращая происходящее в набор бессмысленных элементов. Когда человек научится воспринимать отдельные фрагменты и операции (действия, слова, жесты и т.д.) не буквально, а символически как намек на неразрывность человека с целым, только тогда перед ним будут открываться тайны происходящего, гармонии с природой и согласия с собой.

Понимание – вот ключ к освоению тайн человека. Ключ, который теряется между многочисленными целями и недостаточными или недоступными средствами для их достижения.

Вид сознательной деятельности, предполагает, что между целью и средствами не существует ни противоположностей, ни конфликтов, поскольку они объединены во времени и пространстве. Поэтому внимание зафиксировано лишь на освоении процесса достижения результатов. Отождествив себя с процессом, человек получает возможность освободить воображение и установить связи между самыми, на первый взгляд, отдаленными элементами рассматриваемого и прийти к пониманию их единства в явлении, событии, действии и т.п.
Главным результатом этого вида деятельности является освоение и постижение сущности физического (предметного), психологического или духовного миров.

Поскольку игра включает в себя совокупность идей, объединенных не столько аналитическим, сколько синтетическим способом, то каждый достигает их на любом уровне в силу своих возможностей. Поэтому игре в цивилизованном мире сегодня придается огромное значение в деле освоения потенциальных возможностей не только детей, но и взрослых, которые затеряли смысл существования.

Интересно исследование Йохана Хейзинга (Homo Lumens), где на большом фактическом материале рассмотрены игры людей в культурах разных национальностей, а также у животных.

Однако автор не смог выйти за рамки устоявшегося понимания термина игры. Он выделил для игры следующие характерные условия:

регламентация и обязательность соблюдения правил;

повторяемость элементов, порядок;

наличие воображения, которое должно стирать грань между иллюзией и реальностью, возможностью и действительностью;
разные формы выражения удовлетворения.

Таким образом, игру можно определить: "Добровольный вид сознательной деятельности,  направленный на постижение сущности  процесса жизни  и взаимосвязи  происходящего с человеком, где он, совмещая цели и средств во времени и пространстве, в силу своих способностей, осваивает регламентируемый правилами процесс ".

При игровой деятельности результатом трансформации энергии является возвышение и углубление сознания, а также удовлетворение от понимания появляющейся возможности рационально использовать и самостоятельно регулировать свободную энергию.

Человек игры не созидает новых жизненных пространств, но прилагает усилия к изучению существующего и возможного, тем самым как бы осуществляя связь между людьми труда и работы.

Анализируя происходящее, схватывая сущность вещей и процессов, раскрывая их непротиворечивость и совместимость, человек игры открывает возможности преодолеть свою субъективность и ограниченность, выявляет стимулы к движению по направлению к такому совершенству, которое только возможно.

Здесь, кстати, как и у человека труда также возникает проблема, связанная с взаимодействием человека игры, и социумом. Его работа не воспринимается как нечто важное, ценное.

Кажется, и на самом деле, что   игра – лишь развлечение;

все делается играючи, легко и быстро.
 И  человек игры органически не может принять важный, солидный вид; он смеется над собой, своими произведениями и другими людьми.

В результате игры человек получает возможность:

Развивать–силу, умение, ловкость, гибкость, терпение, сбалансированность, осторожность, предусмотрительность, любознательность, чувство ответственности, уверенность и самостоятельность, интерес к исследованию, размышлению и осмыслению происходящего;
Обучаться – пониманию физических, умственных и нравственных основ человека и социума;
Выявлять, овладевать и формировать грани между воображаемым и реальным, возможностью и действительностью, проверяя свои способности и подготавливая себя как к физическим, так и душевным взаимоотношениям с окружающим миром.

В случае направления энергии человека только на получение удовольствия, т.е. просто сброса свободной энергии, энергия в зависимости от уровня сознания (потребностей) может принять разные формы от развлечения до хулиганства.

В ситуации, когда у человека не сформировано отношение к цели и средствам, вид деятельности можно назвать бессознательным, непроизвольным или беспорядочным и он более свойственен малым детям, больным или необразованным людям.

Приходится признать, что сегодня весь информационный мир сооружается в основном бессознательными для бессознательных.

Век машин, механизмов и сложных технических технологий, усложняя ситуацию, в то же время и, прежде всего, отучает познавать и думать.

Что такое - любая машина?

Человеческая функция, вынесенная вовне, в мир. Прежде всего, психическая функция, отчужденная от самого человека. А внутренние психические аналоги тем временем постепенно отмирают от бездействия из-за ненадобности и не востребованности.

Состояние бессознательности, как зараза, ширится и растет, поскольку человеку грозит отмена человека во всех сферах!

Технику обслуживают люди, но пока.
Состояние бессознательности влечет за собой и другие последействия: некомпетентность, безответственность, неумение предвидеть, и просто - нежелание смотреть и учиться делать, т.е. порождает бессмысленность существования человека.

Вот почему, в какой бы век человек не жил, встает элементарно практическая задача: не стать жертвой и выжить. 

 Люди, как любые биологические виды, на ухудшение состояния среды и увеличение опасностей реагируют одинаково: самоупрощением сознания и невиданным размножением. Сначала он согласен на любую работу, а потом – отказывается от всякой деятельности.

Но это только обостряет ситуацию...

Из самой безнадежной ситуации человека выведет только способность осознанно думать, поскольку  Человек выживает в той степени, в какой он сознателен и осмысленнен - и погибает в той степени, в какой бессознателен и придавлен бессмысленностью.
 Независимо от  образования, профессии и должности. Сознательность и Осмысленность жизни придадут человеку компетентность, т.е. умение видеть, познавать и  целесообразно применять в практике своего дела.

При всем том, что каждый из рассмотренных видов деятельности развивается самостоятельно, развитие всех ее видов взаимосвязано и должно быть взаимосвязано.

 В противном случае происходит следующее.
Развитие только одного вида деятельности:

только работы – подавляет человека, лишает радости и опустошает внутреннюю жизнь, отрицает право человека на творчество и духовное обогащение;

только труда – эгоцентрически замыкает человека на себе и отрывает его от реальности, лишая человека удовольствия и удовлетворения  от ощущения и видения воплощенных результатов усилий;

только игры – ведет к инфантильности и застреванию в абсурдном или мифологическом видах пространств,  т.к. замедляет процесс перехода из мира возможностей в действительность.

Подавление одного из видов деятельности болезненным образом отражается на других.

 Так, игнорирование труда как основы образующей человека, ведет к отрицанию человеком необходимости и возможности работы, а то, что игровая деятельность не сопутствует человеку в течение всей сознательной жизни, приводит к затемнению перспектив и значения труда для развития человека и тем самым обедняет работу и сознательную деятельность в целом.

Преобладание одного вида деятельности в ущерб другим прямым образом зависит от развития общественных отношений.

Когда работа является обязательной и единственной формой в общественных отношениях, тогда за счет ослабления развития человеческих начал происходит усиление в человеке звериного (хищнического) начала.

Только сочетание видов деятельности дает человеку возможность, через разные формы взаимодействия с окружающим, созидать основы для гармонизации своей структуры и внешнего мира.

Так, сочетание работы и труда ведет к преобразовательной деятельности, сочетание работы и игры – к изобретательству и рационализации, а сочетание игры и труда - к накоплению энергии возможностей.

Идеальной следует считать деятельность, включающую три ее вида и только тогда   создаются условия, позволяющие человеку проявить истину через творческое отношение к себе и миру и стать тем, что подразумевается под словом Мастер.

В настоящее время сложилось так, что на первом месте у человека то, что должно быть на последнем – работа. Она признается основанием и смыслом всей жизни, тогда как должна быть лишь ее крайним завершение – как итог осознания механизма взаимодействия с миром и соучастия в целостном процессе соединения возможного и реального.

От того, как человек относится к игре, как формирует труд, зависят цели работы при повседневных отношениях с окружающим, а это определяет, сумеет ли он достойно занять свое место в структуре мира и обрести потерянное единство с природой и с собой.

Образно выражаясь, работника можно представить — как человека, имеющего в запасе сотни (иногда намного больше) стандартных решений.

Он перебирает всю сотню ключей-решений в каждой ситуации и считает, что это и есть «думать». Подобрав похожий ключ, работник начинает ожесточенно пихать его в скважину замка. В большинстве случаев ключ не подходит, но виноват в этом оказываются замок, дверь, ключ — но не тот, кто открывает дверь. Или кажется, что в этой ситуации, якобы, сделать было ничего нельзя.

Подбор ключей легко заметен по выражению напряженного размышления на лице.

Второй признак  работника — отсутствие легких, быстрых, красивых решений, выражаемых в афористичной форме.


Действительно — для надежности нужно ведь перебрать все ключи, а так как ни один не подходит, то и не один раз. А на это нужно время.
 
В общении работник может выглядеть так. Несколько человек обсуждают ситуацию. Он пытается мучительно вспоминать что-нибудь подходящее к случаю и, если вспоминает, то тут же высказывает. При этом очень обижается, когда его резко обрывают. Невзирая на то, что сразу видно - данный ключ не подходит, работник этого не понимает, ведь он всегда так действует; кроме того, он совершил для себя открытие и добавил к своей коллекции еще один ключ, не подходящий ни к одной двери-ситуации.

Вспомним, ситуация всегда уникальна. И набор ключей — груда металлолома в рюкзаке. Ее приходится носить с собой, а это отнимает энергию.

Однако, социум считает, что умен тот, кто имеет много ключей и может эффектно один за другим их показывать и рассказывать о них.

А какое красивое, задумчивое лицо можно увидеть у человека, перебирающего мысленно ключи. Человек работает, интеллектуальным трудом создает решение. И сравните. Мастер мгновенно материализует ключ, одним движением открывает дверь и идет дальше, тут же забыв о найденном решении. Это просто издевательство над трудом, над накопленным десятилетиями запасом знаний, дипломов, законспектированных лекций и книг.

Для социума чем больше ключей, тем умнее; чем меньше — тем глупее. Ноль ключей социум не понимает — это абсолютная глупость; ее, как и абсолютного нуля температуры, не может быть.

Мастер — это то, чего с точки зрения социума быть не может. А, значит, социум его и не видит. Подсознание социума не пускает в сознание то, чего не может быть.

Таким образом, только осмысленное культивирование сознательной деятельности позволяет каждому приступить к формированию  того, что называется - иметь в жизни свое
Дело (не обязательно масштабное). Можно сказать, что в таком случае  человек получает возможность выполнять какую-то, т.е. свою миссию.

Свое Дело, человек миссии осознает не сразу, а со временем, разбираясь в себе, понимая, чем он занят по жизни. Человек миссии становится независимым, так как тщетная суета жизни его перестает занимать. А поскольку обыденная внушаемость с Делом несовместимы, то и свободным, потому что  всю энергию при любых обстоятельствах направляют на выполнение Дела.
Делая Свое  Дело, каждый начинает принадлежать своей сущности, и его время  принадлежит только ему.

Если для Дела нужно, он может быть и командиром и исполнителем. Так, например, Бен-Гурион поставил на ноги государство Израиль и ушел на покой - пошел простым кибуцником в простой кибуц (сельскохозяйственную коммуну).
Иметь свое Дело - значит нести Ответственность.
Ответственность - это серьезно.
Дело можно и провалить...
Можно наломать дров...

О своей занятости Делом люди Дела обычно не рассказывают - незачем (но по Делу всегда говорят с интересом), хотя могут быть исключения, подтверждающие правило. То, что считается успехом в миру, для человека Дела не имеет никакого значения. В смысле житейском, он может быть менее адаптированным. Но он имеет внутренний источник жизненной силы, что помогает проходить через трудные ситуации.

Люди, нередко завидуют представителям тех, кто имеют Дела, хотя повода для зависти нет. Дети могут завидовать Штирлицу, не понимая, что ради Дела ему пришлось отказаться навсегда от всех простых радостей жизни (причем с раннего детства). Завидовать ему можно, не понимая, какая судьба ждала его в награду за его труд, не понимая, что это был за труд...

Можно сказать так, люди Дела - это те, кто заинтересован в изменении Мира настолько, что за свое Дело готовы платить такую цену, какую никто другой платить не согласится.

Сегодня быть Человеком Дела не престижно - сегодня считается "нормально" просто и бессмысленно грести под себя, поскольку самоотверженность воспринимается как глубокий дефект личности...

Сознательную деятельность человека можно определить как – "Совокупность рабочего, трудового и игрового видов преобразования энергии человека, направленную на преодоление границ между сущностью и личностью, человеком и обществом, человеком и природой, при устремлении к претворению возможности и мечты в реальность, отражающую истину".

В заключение необходимо ответить на вопрос, что дает человеку в жизни рассмотрение содержания сознательной деятельности?

Многое. Например, внесение в конституцию формулировки "право на сознательную деятельность" вместо только "право на труд" – никому не позволит пренебрежительно относиться не только к бродским пишущим стихи, но и к клячам, везущим воду и к козлам, трясущим бородами, поскольку они получат на это право. Право – каждому рационально использовать свои энергетические возможности в общественной жизни и развитии общества или в освоении потенциальных возможностей себя и окружающего мира, на благо себя и окружающего мира. Повышение смыслообразующей значимости явления сознательной деятельности, повысит ценность самой жизни.

И так далее.

ВЫВОДЫ:

порождение сознательной деятельности определяется, наличием свободной энергии человека, сознанием и результатами;

содержание сознательной деятельности в наиболее общем виде представляется как система, состоящая из трех основных компонентов или видов - игры, как акта постижения,  труда, как акта самосовершенствования, работы, как акта  компенсационного обмена личной энергии и построения жизненного пространства, но в соответствие с Замыслом;

основной вид деятельности определяется уровнем развития человека и общества и может служить основой для типологии и планирования предсказываемого поведения;

деятельность может проявляться в условиях сочетания отдельных ее видов, при выделении одного из них или комплексности, но в общем понятии "сознательная деятельность" должно присутствовать количество всех видов, составляющее в своей совокупности содержание данного явления и в случае нарушения этого условия может служить характеристикой деформации или деструктивности человека или общества;

только осмысленное культивирование сознательной деятельности позволяет каждому приступить к формированию  того, что называется - иметь в жизни свое Дело.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.