Перед тем как...
(подражание Бэккету)
Гостиничный номер или дешевая меблированная комната. Слева входная дверь и дверь в туалет. Около входной двери на подставке цилиндр с перчатками. В центре кровать, задние ножки слегка приподняты. Кровать достаточно далеко отстоит от задней стенки, но так, что спереди тоже остается место. Кровать освещена только светом лапочки на прикроватной тумбочке. Больше света нет. На кровати справа лежит Она, слева Он. Она лежит голая, на спине, одеяло закрывает Ее ноги и живот. Ее глаза закрыты, руки спокойно лежат вдоль тела. На протяжении всей пьесы Она не шевелится и не произносит ни слова. Он лежит на боку, слева от Нее, Он тоже наполовину закрыт одеялом. На протяжении всей пьесы до последней реплики Он гладит Ее грудь и смотрит Ее в лицо. Играет тихий вальс. За кроватью медленно вальсируют Ее Образ (Она1) и Его Образ (Он1). Она1 одета в открытое белое платье, на шее, в ушах и на пальцах брильянты. Он1 во фраке и белой рубашке. Медленно вальсируя, Она1 и Он1 движутся вокруг кровати и оказываясь перед кроватью, по центру, останавливаются, так, что она оказывается спиной к залу, слегка откинувшись назад, а он лицом. Тут же музыка замолкает. Одновременно включается прожектор, который горит до последней фразы, прожектор направлен на Него1 так, что Она1 оказывается не освещенной. (Важно добиться одновременности всех трех событий: (1) остановка вальсирующих, (2) остановка музыки, (3) включение прожектора).
Он1 (мечтательно, немного торжественно): Грудь возвышается над одеялом двумя небольшими бархатными холмиками. Как я люблю ее гладить, нежно обходя семь маленьких родинок образующих созвездие Медведицы точно по середине между холмиками. Пальцы еще ощущают персиковость твоей кожи, а мысли уже не с тобой. Еще немного, и надо будет сказать: «Ну ладно, я, пожалуй, пойду...» и встать и начать одеваться. Еще чуть-чуть, еще пять минут и пора. А пока я еще лежу и глажу твою грудь. Надо бы уже перестать, а я не могу. Мне надо решится перестать, а я все лежу и лежу и лежу....
Когда Он1 замолкает, включается музыка, пара делает три вальсирующих движения почти на месте, так, что когда музыка замолкает, пара останавливается точно в том же месте, где была до того, только теперь Она1 повернута к залу лицом, а Он1 спиной, отогнувшись. Прожектор, не двигавшийся с места, светит теперь только на нее.
Она1 (без эмоций, монотонно): Вот, он уже не чувствует меня. Вот сейчас скажет: «Ну ладно, я, пожалуй, пойду...», и встанет и начнет одеваться. Хотя нет, он сначала пойдет в ванну, потом побродит по комнате, поправит вазу, часы, когда уже не останется что потрогать, что поправить... О, как он будет смешен в своем беспомощном шатании...
Как только Она1 замолкает, пара расходится. Она1 встает перед правым передним углом кровати, Он1 – перед левым. Прожектор перемещается на Него1. Как только Он1 освещен, Он1 начинает говорить.
Он1 (мечтательно): Когда все будет стоять на своих местах, когда мозг уже не сможет придумать за что зацепиться, я опять сяду на кровать, а она будет на меня смотреть, снизу вверх. Я не могу смотреть в ее глаза. Я буду сидеть и думать: «Ну, пожалуйста, ну скажи хоть слово, хотя б свое любимое – «Ты не сказал сегодня, что любишь меня». Ты будешь молчать, а я буду сидеть…
Как только Он1 замолкает прожектор перемещается на Нее1. Как только Она1освещена, Она1 начинает говорить. Он1 и Она1 говорят не слушая, даже не замечая друг друга. После каждой реплики прожектор перемещается с одного на другого, и одновременно другой начинает говорить.
Она1(монотонно): Он будет сидеть на кончике кровати, не в силах посмотреть мне в глаза, даже просто мне в лицо, на меня. Он будет сидеть и ждать, пока я заговорю, но... Я почти открою рот, я почти скажу: «Ты не сказал сегодня, что любишь меня». Но вспомню, сколько раздражения, сколько боли и тоски будет в его вздохе, и ... он, не дождавшись, встанет...
Прожектор переходит с Нее1 на Него1.
Он1(грустно и монотонно): И не дождавшись ни слова, ни даже вздоха, я встану и начну одеваться. Медленно. Трусы, левый носок, правый носок, рубашка... С каждым следующим закрытым участком тела отдаляясь от нее, становясь чужим, как бы облачаясь в непроницаемый кокон... И мне будет казаться, что если сейчас, вот сейчас, она скажет мне: «Останься», я останусь навсегда, и уже не надо будет одеваться дальше под мучительным взглядом ее подернутых слезой глаз...
Прожектор переходит с Него1 на Нее1.
Она1: (ему с жаром, как вызов): Кокон, именно кокон... (в зал монотонно): Он будет одеваться, постепенно становясь чужим, как будь-то прячась за такую тонкую но при этом такую несокрушимую стену одежды. И я буду смотреть на него сквозь пелену, застилающую глаза, ощущая в горле комок... И в этот момент мне до боли до безумия захочется вскочить, схватить его, вытащить из этого кокона, прижать к себе, покрыть всего его поцелуями, спрятать от неблагодарного мира. А он твердо, не говоря ни слова, освободится от моих рук и продолжит одеваться... Нет, я останусь лежать, и слезы будут подступать к глазам, и комок будет собираться в горле...
Прожектор переходит с Нее1 на Него1.
Он1: И тут, уже после того как я надену штаны, только теперь я смогу посмотреть на нее. На женщину, которую я только что гладил и целовал, которая таяла в моих руках, доставляя мне ни с чем не сравнимое удовольствие. И увижу маленького, потерянного на огромной кровати, запутавшегося в простыне, котенка. И я опять почувствую смесь жалости, тоски и желания. Желания обнять, и спрятать на груди этого маленького зверька. На груди, под пиджаком, под галстуком, под рубашкой, и унести, унести прочь, от всех, на край света...
Прожектор переходит с Него1 на Нее1.
Она1: И он наденет галстук и пиджак. И станет таким чужим, таким не моим. И слезы разом высохнут, и я найду в себе силы улыбнуться. Слабо, одними губами. В ответ на его такую же слабую, виноватую улыбку. Он улыбнется, и подсознательно потрогает большим пальцем след от кольца на безымянном пальце, и робко наклонится вперед для поцелую. И за секунду до того, как наши губы встретятся, я отвернусь, и он чмокнет мен в щеку, и, обиженный, распрямится, как пружина...
Прожектор переходит с Нее1 на Него1.
Он1: И опять, ощущая пощечину ее поворота, я подумаю: «Все. Это был последний раз». И посмотрю на нее так холодно, как только смогу, и, не оборачиваясь, пойду к двери.
Прожектор переходит с Него1 на Нее1.
Она1: И я увижу холод в его глазах и подумаю: «Все. Это был последний раз». И когда за ним закроется дверь, когда я уже не буду слышать его шаги по коридору, с меня сойдет оцепенение, наваждение, созданное завораживающим процессом одевания. И я буду метаться по кровати, рвать простыню, рыдать в подушку. И ощущать, как он спускается по лестнице, как садится в машину, как едет к себе домой...
Прожектор переходит с Нее1 на Него1. Лампочка на прикроватной тумбочке тухнет. Теперь освещен только Он1. Больше ничего не видно, ни кровать, ни Она1. Он1 медленно идет к двери. По пути подхватывает цилиндр и перчатки. Луч прожектора следует за Ним1.Он1 останавливается у двери, медленно, тщательно одевает перчатки, повернувшись лицом к двери, явно тянет время. Потом поворачивается, хочет что-то сказать, но не говорит и резко выходит за дверь. Как только дверь закрылась прожектор гаснет, и тут же включается другой прожектор, который светит на Нее1 вертикально вниз. Она1 лежит на полу, беззвучно плачет и протягивает руки к двери. Через 15 секунд прожектор гаснет, Она1 исчезает, и медленно загорается лампочка на прикроватной тумбочке. Он и Она лежат в той же позе, что и в начале. Он беззвучно гладит Ее грудь. Через 15 секунд Он садится на край кровати, кладет руки на колени и, отвернувшись от нее говорит в никуда.
Он: «Ну ладно, я, пожалуй, пойду...»
Свет гаснет. 15 секунд тишина. В полной темноте звонит телефон.
Она: Да?
Он (радостно, как ни в чем не бывало): Привет. Как ты?
Она (нейтрально): Нормально... Ты?
Он: Скучаю по тебе. Мы сегодня встречаемся?
Она (нежно): Конечно, дорогой.
Он (радостно, но торопясь): До встреч. Я люблю тебя.
Раздаются гудки от повешенной трубки
Она (печально, тихо): Я жду тебя... Как всегда...
ЗАНАВЕС
Свидетельство о публикации №204041000021
Мне лично кажется, что произведение не о непонимании между мужчинами и женщинами, как можно было бы подумать при невнимательном чтении, а о непонимании мужчин и женщин того, что на самом деле они понимают друг друга. Очень мудро и искренне.
Сэйвелл 06.12.2004 01:40 Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и за внимание ко мне.
Ваш,
Графоман 06.12.2004 23:05 Заявить о нарушении