Крошки

Длина

Бродский где-то заметил, что наибольшее удовлетворение ему доставляет длинное стихотворение – чёрный столбец текста на белом листе похож на прямо стоящего человека. Прекрасно, особенно если автор пишет на большом разматывающемся рулоне.
Однако не следует забывать, что в руки к читателю попадает не многометровый папирус, а книга – предмет, как правило, небольшого формата. На её странице и даже развороте длинное стихотворение просто не умещается, и книгу приходится листать, что неизбежно приводит к (пусть кратковременной и почти незаметной) потере концентрации и целостности восприятия текста. Видимо, наибольшей разумной Д. стихотворения является такая Д., при которой оно целиком умещается на книжном развороте. Недаром Ахматова утверждала, что редкое стихотворение требует более восьми строк.
Итак, размеры стихотворения должны быть таковы, чтобы его можно было полностью охватить одним взглядом. То же относится и к женщинам.


Жара

Когда температура воздуха, в котором находишься, превышает некий индивидуальный предел (лично для меня равный примерно плюс двадцати), перестаёшь ощущать границы собственного тела. Чувствуешь собственное расползание по всем направлениям и слияние со Вселенной. Больше не воспринимаешь себя как отдельный материальный объект, отличающийся от других объектов. Общей субстанцией становится проникающая внутрь и овладевающая организмом пыль.
Соединение (совпадение) индивидуума с "не-я" является главной непереносимостью лета в отличие от зимы. Зимой каждая клетка осознаёт своё пограничное с миром (холодом, снегом) состояние. Только это позволяет чувствовать себя существом – то есть тем, что существует и создаёт своим сознанием весь окружающий мир.


Марсий

Миф о том, что Аполлон содрал живьём кожу с М., ВЫИГРАВ у него состязание по игре на флейте, на которое тот дерзнул его вызвать, кажется полным бредом. Сдирать шкуру имеет смысл не с побеждённого, а с ПОБЕДИТЕЛЯ.
Примерные сценарии.

Традиционный:
М. Эй, Аполлон, давай соревноваться. Я тут на флейте классно играть научился.
АПОЛЛОН Да куда тебе, сопляк, против меня!
М. Что, слабо?
АПОЛЛОН Ну ладно, поехали.
(соревнуются, Аполлон побеждает)
АПОЛЛОН Вот и вали отсюда, придурок. Тоже мне – Луи Армстронг выискался…
(М. уходит целым и невредимым)

Реальный:
М. Эй, Аполлон, давай соревноваться. Я тут на флейте классно играть научился.
АПОЛЛОН Да куда тебе, сопляк, против меня!
М. Что, слабо?
АПОЛЛОН Ну ладно, поехали.
(соревнуются, М. побеждает)
АПОЛЛОН Ах ты, собака! Да я же с тебя шкуру спущу, пока всем не раззвонил!
(Аполлон спускает шкуру с М. и уходит целым и невредимым)


Пешка

Рассмотрим, что чувствует П., когда
а) стоит на месте,
б) делает ход,
в) берёт фигуру противника,
г) берётся фигурой противника,
д) превращается в ферзя.
Неподвижное расположение П. (а) разветвляется на несколько частично перекрывающихся вариантов.
В начальном положении П. предвкушает азарт игры, изучает намеченный путь, ревниво поглядывает на соседок, сравнивая и оценивая перспективы, ощущает сзади недовольные взгляды фигур, которым перекрывает дорогу, и благодарные – фигур, которых защищает от возможных неприятностей.
В атакующем положении П. исполнена оптимизма от возможности изменить изначально предписанную ей траекторию, радости от намеченной трапезы и некоторого волнения из-за неизвестности, ожидающей на новом месте.
В атакованном положении П. тревожится из-за реальности гибели, надеется на поддержку, стремится вперёд, а в случае, когда она атакована другой П., просчитывает возможность ударить первой, если не лишена такой возможности последствиями опрометчивого прохода через битое поле.
В блокированном положении П. испытывает тупую усталость от невозможности движения и безнадёжность от того факта, что её дальнейшая судьба целиком находится в руках Предводителя Лагеря Противника.
П., делающая ход (б), ловит кайф от мгновенной лёгкости, встречного ветра и перемены обстановки, не оглядывается на остающихся сзади, испытывая перед ними чувство лёгкого превосходства ("захотят или смогут – догонят"), чуть смешанного с неловкостью ("всё в руках Игрока – на моём месте мог быть каждый из них").
Особый случай – когда сделанный П. ход оказывается последним в партии: матующим (в момент завершения хода П. охватывает опьяняющий восторг и острая тесная сопричастность мирозданию) или патующим (наступающее разочарование по абсолютной величине космического масштаба примерно эквивалентно описанному в предыдущих скобках восторгу).
П., берущая фигуру противника (в), наслаждается победой над поверженным врагом, на её глазах уносимым с поля, и чем выше ранг уничтоженного врага (чем больше была его ценность для уязвлённого соперника), тем больше испытываемый П. прилив сил и энергии.
П., которую берёт фигура противника (г), внезапно и окончательно оказывается в невесомости в тот момент, когда рука Предводителя Лагеря Противника снимает её с доски, чтобы больше не поставить обратно (бытие вне доски находится за гранью опыта, доступного участвующей в игре П.).
Превращение П. в ферзя, равно как в другую фигуру по выбору Игрока (д), при всей кажущейся торжественности события, в действительности тождественно равно той же самой смерти П., с которой мы имели дело в предыдущем абзаце. Дело в том, что реально П. не претерпевает никакого превращения, а просто снимается с доски (то, что это делает не Предводитель Лагеря Противника, а Игрок, несущественно) и заменяется фигурой.
Таким образом, два последних варианта по воздействию на П. эквивалентны не включённому в предварительное дерево вариантов в силу своей трансцендентности моменту завершения партии и снятия всех фигур (в том числе и П.) с доски. Ясно, что в дальнейшем П. может попасть как на ту же самую, так и на любую другую доску для игры, а может и вовсе быть признана негодной и выброшена – одна или со всем бывшим комплектом фигур.


Союзники

Самое отвратительное и противоестественное в условиях любых боевых действий. До тех пор, пока ты воюешь один, ты знаешь, что можешь надеяться только на себя. Это мобилизует и организует. Как только появляются С., взаимоотношения с партнёрами по войне усложняются до ненужной крайности.
Так, в случае победы С. норовят присвоить все лавры себе и урвать у тебя побольше добычи, мотивируя это, разумеется, жертвами (которые тебе лично абсолютно не требовались), принесёнными ими ради (провозглашённого ими же) Общего Дела. В случае поражения С. немедленно вешают на тебя всех собак. Это украшение служит качественным дополнением к и без того испытываемой проигравшим горечи.


У вэй

Бродский где-то заметил, что, если мысленно накрыть стихотворение волшебным покрывалом, сквозь которое видно только глаголы, лист должен остаться чёрным от слов. С другой стороны, в моей практике можно найти множество текстов, которые под таким одеялом исчезнут полностью, зато их легко разглядеть под пледом, пропускающим прилагательные. Здесь сталкиваются два подхода к жизни – западный и восточный. Первый делает ставку на действие, активность, стремление возвыситься над. Второй – на недеяние (у вэй), покой, стремление к гармонии с. Соответственно для выражения сущности двух стилей жизни лучше всего служат две разные части речи.


Цель

Краткое содержание лекции, прочитанной за утренним чаем. Реквизиты: кисть правой руки, банка растворимого Nescafe Classic. В исходном положении банка находится в центре стола, кисть с опорой на указательный и средний пальцы – на краю.
В начале процесса Ц. выглядит далёкой и идеальной. Прельщают красота и форма. Радует предчувствие движения и узнавания.
Движение начинается с указательного пальца. После первого шага взгляд на цель с новой точки меняется. Ц. начинает заслонять окружающий мир, отчего становится слегка темнее. Это компенсируется ощущением приближения к объекту. Он по-прежнему достаточно далёк и привлекателен.
Следующий шаг средним пальцем. Ц. становится ещё ближе и крупнее. Начинаешь обнаруживать первые странности объекта. Появляется подсознательное желание исправить кажущееся подозрительным написание слова "жилательно". Ц. загораживает основную часть небосвода. Возникает стремление ускользнуть из-под набрасываемой на тебя тени.
Указательный. Внимание концентрируется на неравномерном распределении краски по поверхности, невыдержанности цветовой гаммы (двадцать шестая красная вместо сто восемьдесят пятой), неодинаковом наклоне отдельных букв. Раздражение нарастает. Всплывает мысль о том, что кроме этой Ц. могут быть и другие.
Средний палец ударяет в бок банки-Ц. Банка отскакивает влево на несколько сантиметров. Начинается поиск новой Ц.


Шахматы

Традиционная трактовка рассматривает Ш. как сплав спорта, науки и искусства. Интереснее, однако, проанализировать обратное сопоставление.
Так, искусство может быть с большой долей справедливости уподоблено Ш. Создание произведения искусства принимает форму партии, в которой белыми играет Бог, а чёрными – автор. Творческая деятельность индивида становится матчем (или турниром, если добавляются новые источники вдохновения). Структурные же параллели очевидны и тривиальны.


Шубы

Вероятно, они до сих пор валяются в какой-нибудь кладовке на базе в Конча-Заспе…
Несколько лет назад киевские динамовцы начали свои выступления в Лиге Чемпионов с победы над греками. И всё бы хорошо, да после матча судивший его испанец Антонио Лопес Ньето стал нахваливать всем подряд неслыханную доброту руководителей украинского клуба, презентовавших ему парочку меховых Ш. Судя по последовавшей дисквалификации киевлян, благородный идальго Ш. не взял.
Без четверти десять вечера в субботу девятого октября тысяча девятьсот девяносто девятого года влетевший в ворота вместе с пущенным Андрием Шевченко от боковой линии мячом Александр Филимонов получил полное моральное право позвонить президенту киевского Динамо Григорию Суркису и поинтересоваться судьбой одежды из меха киевского пошива. Двухтысячный год Саша встретит в тепле…

1999


Полюса

Ужасно: слова садовника Мюллера,
бывшего барона Мюнхгаузена,
в пивной в ответ на вопрос,
чем он сейчас занимается:
– Ничем. Живу.

Прекрасно: кленовая листва
тёмной июньской ночью,
ярко освещённая
прокравшимся в её гущу
фонарём.

2020


Рецензии
Здесь наиболее интересными и даже.. трогательными
показались рассуждения о Пешке.
Так ведь и играть будет страшно - вдруг
обидишь или расстроишь кого-нибудь на доске?:)
А вот с этим - не согласна:
"..Превращение П. в ферзя, равно как в другую фигуру по выбору Игрока (д), при всей кажущейся торжественности события, в действительности тождественно равно той же самой смерти П.."(С) - ?? - так ведь по идее Душа Пешки переселяется
в эту фигуру ? Только, конечно, предыдущая память забирается.

Сидор Сидорчук   06.01.2015 15:08     Заявить о нарушении
Ну да, это всё равно что читать бывшие одно время модными гороскопы "кем ты был в предыдущей жизни" ;)
Спасибо!

Александр Андреев   07.01.2015 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.