Творческий портрет Одри Тоту

А. Фельдман:
Творческий портрет Одри Тоту.

Она — само лекарство против стресса,
Прекрасно-лопоухая принцесса.

     Как часто какой-нибудь актер или актриса запоминаются зрителю лишь по одной роли, пусть яркой, насыщенной пестрыми красками, но, увы, не превзойденной после. Если такое случается в пожилом возрасте — это апогей карьеры, к которому они упорно шли долгие годы, наконец, создав тот образ, который отложится в умах современников; для молодых же — это неудача, ведь все последующие работы так или иначе будут сравнивать с успешной, однако очень нелегко постоянно держать планку на высоком уровне, превращая каждый новый создаваемый характер в маленький шедевр.
     В жизни французской актрисы Одри Тоту стала знаковой роль Амели в одноименном (в русском переводе) фильме Жан-Пьера Жене, и многие зрители, критики и даже сами кинематографисты соединили в своем сознании реального человека и вымышленного персонажа, воспринимая Одри именно как «девушку не от мира сего». Актриса сердилась, говорила, что на самом деле она полная противоположность Амели, что это всего лишь перевоплощение, и у нее самой никогда не возникало ни малейшего желания поступать так же, как мадмуазель Пулен. Но страсти не утихали: режиссеры предлагали ей похожие роли, критики говорили, что «в очередной работе Амели (то есть, извините, Одри Тоту) сыграла идеалистку, мизантропа, нимфетку, нереальный образ, в общем, как всегда». А обычные зрители, поклонники ее таланта, на сто процентов ставшие таковыми после неоднократного умиления картиной «Амели», по большей части неадекватно и абсолютно влюбились как раз в образ, правда такому развитию событий косвенно поспособствовала и сама Одри, засекретив свою личную жизнь и предоставляя широкое поле для фантазии некоей загадочностью. Целью настоящей работы является попытка развенчать миф, что Одри Тоту — актриса одной, пусть и раскрученной, роли и рассказать о менее известных работах, некоторые из которых так и не вышли в российский прокат.
      Как и многим актерам, прежде чем пробиться на большой экран, приехавшей из небольшого городка Бомон, что расположен в центральной Франции, девушке пришлось поработать на телевидении. Она снялась в нескольких сериалах, в том числе, показывавшемся российскому зрителю «Жюли Леско», и, это можно считать подарком судьбы (хотя, как говорится, везет сильнейшему, в данном случае, заслуживающему такой подарок), на нее обратила внимание Тони Маршалл и пригласила на роль второго плана, но довольно большую, в фильм «Салон красоты «Венера». Тони Маршалл — сама женщина и кино снимает для лучшей половины человечества, причем ее фильмы в большей степени ориентированы на представительниц бальзаковского возраста, чем на молодежь. Анжеле (Натали Бай) сорок с небольшим (об этом она сообщает уже в первых кадрах), но она не желает остепениться: ее ровесницы давно счастливы в браке, занимают начальственные позиции или держат свое дело, а Анжела, двадцать лет тому назад покинув Пуатье ради Парижа, продолжает оставаться «девочкой», работая в салоне красоты, управляемом авторитарной хозяйкой мадам Надин (Бюль Ожье), наряду с молодыми девушками — Самантой (Матильда Сенье) и Мари (Одри Тоту). Привыкнув к случайным связям в основном с женатыми мужчинами (знакомство в кафе — номер в отеле или машина), главная героиня перестает верить в любовь, пытаясь найти хоть какого-нибудь, пусть даже некрасивого и небогатого, типа, чтобы на старости лет, наконец, устроить свою судьбу. Внезапно в ее жизнь врывается Антуан (Самюэль ле Биан), молодой и красивый блондин, да еще и скульптор к тому же, который, оказалось, увидел ее однажды на вокзале и потерял голову. Он раздражает не верящую в романтику Анжелу, которая произносит сакраментальную фразу: «Я тебя еще не знаю, а ты мне уже надоел»; рассказывает о своей двадцатилетней невесте, с которой решил расстаться, преследует всегда и везде так, что у главной героини закрадывается сомнение: а может и вправду счастье существует, и вот он принц, которого она ждала всю свою жизнь?
     На фоне зарождающихся порывистых отношений между Антуаном и Анжелой мы видим, как складывается жизнь и у остальных работниц салона: за мадам Надин, которой перевалило за шестьдесят, ухаживает солидный седой мужчина в очках, Саманта, нервная и увлекающаяся натура, влюбляется чуть ли не каждый день, но сразу же разочаровывается в своем избраннике; наглотавшись транквилизаторов, Рождество она встречает в больнице, двадцатилетняя Мари, в начале фильма кажется вовсе божьим одуванчиком, этаким несмышленышем, говорящим глупости и ежеминутно извиняющимся, или примерной девочкой, покупающей подарки родителям на Рождество; к ней тепло относится один старик (Робер Оссейн), в войну бывший летчиком легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман». После очередного массажа Мари рассказывает Анжеле историю о том, что всё тело у ветерана в шрамах после катастрофы, и даже его супруге (скончавшейся год тому назад) пришлось дать своей кожи с ягодиц, чтобы сделать ему на лице пластическую операцию. Экс-летчик одаривает девушку подарками: норкой, жемчужным ожерельем, говоря, что это раньше принадлежало его жене, и теперь ему будет приятно, если она это примет. Мари не отказывается от ухаживаний старика, более того соглашается посетить его дом, где обеспокоенные ее будущим Антуан и Анжела притаились у окна, наблюдая, что же будет, и в этот самый момент мы понимаем, что Мари — не неопытная девчонка со школьной скамьи из провинциального Осера, а самая настоящая женщина, которая знает, чего она хочет и умеет своего добиться.
     Еще одной несомненной удачей в плане профессионального роста актрисы была встреча на съемочной площадке ее первого нетелевизионного проекта с выдающимся Робером Оссейном, которого российские зрители помнят еще со времен «Анжелики», поэтому можно утверждать, что, несомненно, в творческом плане такой старт принес больше дивидендов, чем потерь. Не забудем, что именно на афише «Салона красоты «Венера» и увидел будущую звезду Жан-Пьер Жене. Роль в фильме Тони Маршалл произвела фурор и принесла ей премию «Сезар» в категории самая перспективная актриса. На следующий год ей предложили сразу четыре роли: в «Распутнике» Габриэля Агийона, в «Плохих девочках» Сержа Мейнара, в «Выходи за меня» Хариета Марена и в «Взмахе крыльев мотылька» Лорана Фирода. К сожалению, три последних фильма, благодаря нашим прокатчикам, российские зрители до сих пор не имели возможности увидеть.
     С одной стороны можно спорить о художественной ценности «Распутника», утверждая, что он годен исключительно для тех, кто хотел бы полюбоваться обнаженной натурой известных французских актеров, с другой же — считать его восстановлением исторической справедливости жизни известного энциклопедиста Дени Дидро (Венсан Перес). В любом случае, большую часть экранного времени занимают разного рода совокупления, разговоры о прелюбодеяниях и попытки лишиться девственности. На этом фоне идет второстепенная линия об энциклопедии, которую печатают в подпольном цехе в замке баронессы д’Ольбах (Жозиан Баласко), прослышав об этом, церковь направляет туда ее родственника, кардинала (Мишель Серро), чтобы он на месте разобрался с еретиком и остановил работу; туда же под видом художницы, желающей нарисовать портрет Дидро, прибывает шпионка (Фанни Ардан). Все морочат друг другу голову, пока, наконец, кардинал не натыкается на тот самый цех и не вызывает подкрепление. Но все усилия тщетны: Дидро уже далеко, развлекается с очаровательной шпионкой, а кардиналу вручают Библию, которую — уверяет  баронесса — и печатали втайне, готовя ему сюрприз ко дню ангела.
     Одри Тоту здесь играет подругу дочери Дидро, явно родственницу баронессы; весь фильм ее героиня пытается потерять девственность, заигрывая то с героем Переса, то с прочими мужчинами. Позже Одри сетовала на то, что согласилась сниматься в этой картине: она предосудительно относится к появлению обнаженной натуры на экране, считая, что каждое такое действие должно быть мотивировано сценарием, а иначе такой фильм никак нельзя назвать искусством, во всяком случае, киноискусством. Эта роль разительно отличается от первой, однако же, есть и некоторое сходство: и в «Салоне красоты «Венера» и в «Распутнике» героини Тоту по своей сути являются нимфетками, мечтающими, так сказать, опериться, стать взрослыми, обрести уверенность в себе и попробовать настоящую жизнь на кривой зубок.
     Романтико-фантастическая комедия «Выходи за меня» относится уже совсем к другому жанру кинематографа, нежели первые два фильма. Ориана (Мишель Ларок) очень хочет сохранить свой брак с Адрианом (Венсан Перес), часто позволяющим себе выпить лишнего и любящего время от времени помахать кулаками. С этой целью она отправляется к адепту черной магии (Мики Манойлович), который открывает ей тайну: брак разрушится в тот момент, когда во время полнолуния Адриан повстречает красивую молодую художницу Мари-Анж (Одри Тоту). Однако Ориане не нравится такой поворот событий, и она просит мага еще раз заглянуть в волшебный шар. На этот раз история повторятся с тем лишь отличием, что сама Ориана влюбляется в жениха Мари-Анж — Ксавье (Арно Джованинетти), тем самым окончательно приведя семейную жизнь с Адрианом к краху. Но Ориана не хочет обладать ни одним мужчиной, за исключением собственного мужа, поэтому она, не довольная предсказанием будущего, спешит к Эйфелевой башне, где, по словам мага, и должно случиться то происшествие, которое навсегда изменит ее жизнь, дабы изменить его ход. Здесь Одри уже больше не нимфетка, а молодая красивая художница, которая способна, пусть и при помощи невинности и неопытности, разрушить семью. На съемках Тоту уже второй раз встречается с Венсаном Пересом, после везде заявляя, что они большие друзья, но журналисты всегда всё понимают превратно, выдавая желаемое за сенсацию, и примерный муж, обожающий свою жену, Карин Силла, Венсан Перес, наряду с партнером актрисы по «Амели» Матье Кассовитцем, часто фигурирует в прессе, как тайный любовник молодой французской звезды.
     В основу фильма «Взмах крыльев мотылька» положен миф о том, что взмах крыльев мотылька над Атлантикой способен вызвать ураган в Тихом океане. Так в течение всего лишь одного дня  принимает другой оборот не только жизнь главной героини Ирен (Одри Тоту), но и других, самых разных людей, оказавшихся в этот момент в Париже. Причиной глобальных изменений служат, казалось бы, совершенно незначительные вещи: плитка шоколада, белый камушек, таракан, лист салата, кусочек печенья, случайно услышанное слово и многое другое. Герои фильма пытаются узнать свою судьбу при помощи примитивных гаданий и жребиев, уловить знаки свыше в голубином помете, опустившемся именно на ту самую фотографию, понять, почему всё произошло так, а не иначе, и удивляются окружающим их явлениям. Утром в метро, когда Ирен ехала на работу в супермаркет, ей предсказали, что сегодня она встретит свою любовь, однако она не подозревала, что это предсказание сбудется, навсегда изменив десятки жизней, и в конце фильма, с разбитым, заклеенным носом (тот самый белый камушек), сидя на скамейке, девушка повстречает молодого человека с абсолютно идентичной травмой (печенье, голубиный помет, таракан) — так было угодно судьбе. Во всех вышеперечисленных картинах от Одри требовалось, прежде всего, не мастерская актерская игра (кто бы мог подумать, что она на это способна), а загадочный вид и томный взгляд прекрасных глаз. Так стоит ли удивляться тому, что в отличие, скажем, от режиссеров, актриса совсем не запомнилась массовому зрителю, но всё же приобрела необходимый опыт, дабы раскрыться во всей красе уже через год.
     Правда, стоит упомянуть еще об одной работе Одри Тоту: «Плохие девочки» — фильм-исключение из комедийного ряда картин, в которых она принимала участие в том году. Это — драма, где требуются совсем другие актерские краски, нежели те, что Одри пришлось использовать в своих предыдущих работах. Потом, уже после успеха «Амели», этот опыт поможет Одри в работе со Стивеном Фрирзом («Грязные прелести») и Клер Девер («Погибшие моряки»). Безусловной же удачей актрисы стало приглашение на роль Амели знаменитым французским режиссером Жан-Пьером Жене.
     На следующий, 2001 год, на экраны вышло две картины с участием Одри Тоту «Амели» и «Бог — большой, я — маленькая» Паскаля Байи. По большому счету, их можно назвать противоположными друг другу. Паскаль Байи решил озаботиться проблемами религии в жизни юной парижанки: в жизни двадцатилетней фотомодели Мишель (Одри Тоту) всё пошло прахом. Быть может в том, что у нее не заладились отношения в семье и проблемы с парнями виновата неправильно выбранная религия? И из католички в мгновение ока она становится буддисткой, а потом встречает еврея Франсуа (Эдуард Баэр) и понимает, что ее истинная вера — иудаизм. Стараясь ревностно придерживаться каждой религии, Мишель раздражает своим поведением окружающих, Франсуа приходится расстаться с ней. Но в конце фильма, не сомневайтесь, Мишель образумится и поймет, что причиной всех ее бед является отнюдь не Бог, а она сама. Жене же, отстаивающий свой собственный почерк в кинематографе, снимает исключительно нереальные фильмы, готические сказки для взрослых, до этого его фильмы были больше выдержаны в темных тонах, но на этот раз режиссер взял за основу светлый образ новой парижанки Амели Пулен и построил картину вокруг него. Про этот фильм написано немало статей, сломано огромное множество критических копий, но несомненным остаются два факта, первый: любая актриса, снявшаяся в роли Амели, была обречена на успех, так как эта картина заранее готовилась как бомба, способная взорвать общественное мнение; второй: утверждение на главную роль Одри Тоту — безусловный успех Жене, увидевший в этой актрисе, снявшейся до этого уже в пяти фильмах, ни в одном из которых она не воплощала столь сложного образа, ту самую, способную донести до зрителя непростой характер Амели, заставить полюбить ее и принять не как обычную сумасшедшую или фантазерку, а как одну из них, сидящую на соседнем кресле в кинотеатре и разглядывающей мух на экране. Безусловно, это был риск, но режиссер с лихвой добился того, чего хотел, и теперь уже самой Одри приходиться открещиваться от Амели, которую она мастерски воплотила в картине. Жене, в первую очередь, — диктатор, извращающий действительность до неузнаваемости, его герои отсутствуют в реальной жизни, они лишь обнаженные фантомы больных душ, скрывающиеся за непроницаемыми масками лиц, скрытыми из стыда, именно поэтому его признали культовым режиссером, открывающего в своих фильмах изнанку повседневности. И всё же, повторяю, не стоит олицетворять что-либо, увиденное в «Амели» с тем, что окружает вас в обыденной жизни. После премьеры возникли кривотолки о взаимной симпатии (эвфемизм) актеров, снявшихся в главных ролях — Одри Тоту и Матье Кассовитца; действительно, на всех презентациях и показах они держались вместе, явно получая удовольствие от общения, но потом, когда страсти вокруг «Амели» улеглись, Матье занявшись своими актерскими и режиссерскими проектами, всё меньше стал оказываться в одних компаниях с Тоту, что не мешает им сохранять, пусть и на расстоянии, хорошие дружеские отношения.
     Теперь, когда Одри стала настоящей звездой, ее постоянно приглашали на телевидение и радио, одаривали всевозможными премиями, а каждый режиссер мечтал с ней работать, она могла, не тяготясь выбирать сценарии тех фильмов, которые ей нравились, и сниматься только у близких по духу ей режиссеров. В 2002-м на экраны вышло три картины с участием Тоту: «Любит — не любит» Летиции Коломбани, «Испанка» Седрика Клапиша и первый зарубежный фильм «Грязные прелести» англичанина Стивена Фрирза.
     «Любит — не любит» в нашем прокате называли не иначе, как продолжение «Амели», при том не видя очевидного: все-таки характер замкнутой фантазерки не очень-то близок по духу агрессивной нимфоманке. В этом фильме молодого французского режиссера Летиции Коломбани переплетено несколько жанров: черная комедия, триллер, драма; посмотревший фильм человек так до конца не сможет понять, кто же на самом деле Анжелика (Одри Тоту): монстр, сумасшедшая или простая тихая девушка, доведенная до безумия собственными фантазиями. В первой части картины мы наблюдаем если не идиллию, то вполне обычную картину. Молодая художница (снова Одри играет живописца) Анжелика влюблена в женатого кардиолога Лоика (Самюэль Ле Биан), она на седьмом небе от счастья: посылает ему подарки (цветок, картину), рассказывает подругам о том, что ее возлюбленный скоро разведется, и они вместе уедут во Флоренцию, однако, по-видимому, из-за собственнических чувств и боязни остаться одной супруга не только не дает Лоику развод, но и пытается удержать его беременностью. Всё это очень расстраивает Анжелику, потому что Лоику приходится расстаться с ней ради жены, но она не теряет присутствия духа, собирается бороться за свою любовь и надеется на благополучный исход. В этот самый момент, когда зритель проникся симпатией к девушке и ненавистью к тем, кто мешает ей обрести свое счастье, история делает крутой поворот и возвращается к самому началу, но если первый раз мы видели события как бы глазами Анжелики, то теперь настала очередь рассказать, как это было, другой стороне — Лоику. И тогда к своему ужасу мы узнаем, что такая симпатичная трогательная художница на поверку оказывается агрессивной нимфоманкой, способной даже на убийство, выдавая желаемое за действительное, что всё, о чем она говорила, было ложью, а бедный кардиолог знать не знал до поры до времени, кто же одаривает его подарками, которые вызывают ревностные подозрения у жены, и учиняет столько неприятностей, пока, наконец, они не встретились и не объяснились, после чего, Анжелику поместили в психиатрическую клинику. После «Амели» было ясно, что актерский талант Тоту (снова отдадим должное Жене) многослоен и многогранен, быть может, она сама не знает на что способна. Этот фильм внес еще одну краску в творческий портрет Одри — теперь она доказала, что способна на многое, в частности, на психологическую ломку (даже большую, чем в «Амели»), ведь всем известно, чтобы играть сумасшедших, необходимо обладать очень крепкими нервами, а ведь на момент съемок актрисе было всего 23...
     О замечательном фильме Седрика Клапиша «Испанка» можно говорить очень долго, но не в связи с Одри Тоту, так как она снялась в роли второго плана, сыграв обычную девушку (вы не поверите, но это так, — по-видимому, ей просто захотелось чего-то неброского, воплотить заурядный, не слишком прописанный в сценарии характер, без возможности как-то выделиться, привлечь к себе внимание). Единственное, что можно сказать по поводу ее образа — он встал в один ряд с десятком работ ее коллег по этой картине, не слишком яркий, но запоминающийся. Для того чтобы получить работу в престижной фирме парижанину Ксавье (Ромэн Дюри) предлагают съездить на год в Барселону, дабы защитить в местном университете диплом по экономике. С одной стороны перспектива поездки его радует — как говорится, новые друзья, новые впечатления, а с другой — не очень, потому что его девушка Мартина (Одри Тоту) очень переживает из-за необходимости длительной разлуки и не хочет оставаться в Париже одна. Но Ксавье убеждает ее и, понимая, что это начало конца их отношений, принимает решение ехать. В аэропорту он знакомится с молодоженами — Жан-Мишелем и Анн-Софи (Владимир Йорданов и Жюдит Гюдреш), которые любезно соглашаются приютить его, пока он не подыщет себе квартиру. Это сделать не так-то просто: сотни студентов пытаются обрести крышу над головой, но предложение скудно, а финансовый запрос владельцев, наоборот, слишком велик, и тогда Ксавье снимает квартиру в центре, которую он вынужден делить с шестью такими же, как он иностранцами: итальянцем, немцем,  англичанкой, датчанином, испанкой и бельгийкой (Сесиль де Франс). На первый план выходят развлечения, проблемы общежития, постоянные приезды знакомых, роман Ксавье с Анн-Софи, но никак не учеба;  всё же год пролетает очень быстро, и вот молодой француз уже снова в престижной фирме, где ему предоставляют отдельный кабинет, дают не сложное на первых порах задание... Только в самом Ксавье за этот год, проведенный в «Испанской гостинице», слишком многое изменилось...
     Особо хочется рассказать о первой иностранной работе Одри Тоту. Всемирно известный английский режиссер Стивен Фрирз решил пригласить известную французскую актрису на роль турецкой эмигрантки. Особой сложностью можно признать то, что двое французов, снимавшихся в этой картине (партнером Одри стал Сержи Лопес), совсем не знали английского языка, доводя съемочную группу своим произношением до истерики, но, преодолев все трудности, они смогли воплотить на экране яркие образы, не создавая ощущения фарса и держа в напряжении, особенно в совместных, по большей части, задумавшихся режиссером жестокими, сценах. Стивен Фрирз снял фильм-компромат на власти Лондона; однако, несмотря на все ужасы, показанные в нем, в конце наступает какая-то видимость хэппи-энда. Турчанка Шинай (Одри Тоту), работает горничной в шикарном лондонском отеле, большинство служащих которого нелегальные мигранты, также как и она сама. Шинай мечтает уехать в Нью-Йорк к сестре, а пока что ей приходится снимать квартиру пополам (хотя она не имеет на это право) с нигерийцем Окве (Чиветел Иджиофор), работающем ночным портье, а днем подрабатывающем таксистом. Когда-то он был доктором, и ему то и дело приходится помогать несчастным африканцам, не имеющим возможности обратиться к врачу и даже не владеющих английским. Однажды вечером Окве, прибираясь в номере, совершает страшную находку: застрявшее в унитазе человеческое сердце,  он обращается к хозяину отеля (Сержи Лопес) в надежде получить какие-то объяснения, но тот предлагает ему сделку... Перед нашими глазами предстает вся грязь мегаполиса: венерические заболевания, оральный секс, продажа органов, беспомощность и страх нелегалов перед миграционной службой. Плохие, обогатившиеся за счет преступлений и незаконной эксплуатации рабочей силы хозяин отеля и управляющий ткацкой фабрики против кучки хорошей, но бесправной, надеющейся только на себя дружной компании, состоящей из нигерийца, турчанки, корейца и проститутки. Фильм выстроен в остросюжетной манере, но не сомневайтесь: самому плохому человеку — хозяину отеля — в результате обязательно вырежут почку, дабы он на своей шкуре почувствовал грязные прелести жизни. Несмотря на жутковатое действие картины, сама актерская игра (не забудем — на неродном и плохо знакомом языке) Одри великолепна: у зрителя не возникает ни одной ассоциации с предыдущими воплощениями Тоту на экране, открывается еще одна грань таланта — трагедийная, прежде, даже в «Любит — не любит» она всё-таки была больше нелепа и умилительна, чем забита, унижена и опорочена, так что таких красок в ее игре еще не приходилось видеть.
     Во время съемок в «Грязных прелестях» к актрисе обратился известный американский режиссер Амос Коллек, предложивший сыграть в его новом фильме «Хэппи-энд». Через два дня она ответила согласием, и уже в скором времени отправилась в Нью-Йорк, где проводились съемки. Конечно, можно утверждать, что сняться в США — мечта любого актера, но не надо переоценивать этот проект хотя бы потому, что он не имел должного успеха за океаном, однако по сценарию и режиссуре видно, что он в первую очередь направлен на американского зрителя. Даже если принять во внимание мнение большинства критиков о том, что фильм получился недоделанным, слишком уж аритмичным (медленное начало, тягучее развитие действия и очень быстрая концовка, проносящаяся мимо вас будто на скором поезде так, что никак за ней не поспеть) с предсказуемой концовкой (смотри название) и вообще не слишком удачным сценарием (эвфемизм), о роли Валери Чипзик в исполнении Тоту стоит поговорить: то ли это было сделано намеренно, то ли случайно, но подбор актеров в этом фильме таков, что на фоне игры Одри они все кажутся картонными декорациями. Даже самый известный, исполнитель главной мужской роли, Джастин Теру (игравший режиссера в «Малхолланд-драйве» Д. Линча, а на этот раз предстающий в роли опустившегося сценариста, бывшего оскаровского лауреата, которого бросила жена), мямля текст, никак не смотрится актером уровня Одри, об остальных и говорить нечего. Зато сама актриса показывает в картине если не все, то очень многие грани своего великолепного таланта: Валери Чипзик поет, танцует, катается на роликах, гримасничает, перевоплощается в до боли знакомых российскому зрителю Квазимодо и Золушку, читает стихи Дилана, пробует говорить на тяжелом для нее английском с немецким акцентом, пытается удержать на носу швабру, музицирует на рояле, разве что не играет на гобое, заставляя всерьез задуматься, а может и правда, что Одри Тоту — актриса калибра Одри Хэпберн, как было сказано в одной из газет накануне вручения Валери Чипзик «Оскара» за лучшую женскую роль; клоун в юбке, не опасающаяся выглядеть уморительно смешной (и это после «Грязных прелестей»). Вообще, по-моему, стоит говорить об Одри, как о разноплановой актрисе, способной воплотить на экране широкий диапазон от глубоко забитого, трагического персонажа до такого, как Валери Чипзик, — клоунессы, поэтому, несомненно, участие в этом проекте Одри — огромная удача для режиссера, и в то же время — укор: он не смог вывести все остальные составляющие картины на один уровень с Тоту. Есть вопросы и к сценарию, к примеру, не совсем понятно: с чего бы это французская девушка из небольшого городка покинула благополучную Европу и попыталась стать актрисой именно в Нью-Йорке (заметьте, и не в Голливуде), а не в Париже — не последнем по кинематографическим показателям месте на земле, но американцы (опять возвращаюсь к тому, что фильм сделан по большей части для американцев) никогда не зададутся таким вопросом — как же, это очевидно, ведь Нью-Йорк — столица мира, и пр. Как вы считаете, может ли фильм под названием «Хэппи-энд» кончится плохо? Так что не сомневайтесь, несмотря ни на что, вас ждет очень предсказуемый, пресный финал, когда главные герои устроятся в спальном мешке и вытащат наружу трусы. Это и есть «Счастливый конец». Бенефис французской актрисы совершенно смазан уже упоминавшимися негативными обстоятельствами, так что приходится лишь с сожалением констатировать, что это фильм можно назвать самой большой неудачей Одри, произошедшей отнюдь не по ее вине.
     В конце прошлого года на экраны Франции вышли еще две картины с участием Тоту: комедия «Только не в губы» великого режиссера Алена Рене и драма «Погибшие моряки», поставленная Клер Девер. В России эти фильмы еще не выходили, поэтому ничего не могу сказать по поводу актерской работы Одри в них; кроме того, в октябре планируется выход на экраны очередной ленты Жене «Очень длинная воскресная помолвка». Таким образом к неполным 26 годам Тоту уже снялась в 14 картинах, воплотив на экране множество разных характеров и образов, однако можно всё-таки выделить одну явную черту, объединяющую девяносто процентов ее работ: по большей части это девушки, не удовлетворенные положением на любовном фронте, скромные, застенчивые. В арсенале актрисы не наблюдается ролей разбитных красавиц или женщин-вамп, но, надеюсь, это происходит из-за стереотипного видения режиссерами места Одри в современном кино, хотя, мне думается, что она смогла бы осуществить и такие перевоплощения. И да прибудет с ней удача, а с нами удовольствие от очередного появления великолепной Одри на киноэкране.

                Март 2004 г.


Рецензии