Сомова и театр
Сомова знала, что осень – это время собирать картошку и ходить в театр на откры-тие сезона. «Театр», – вздохнула Сомова. Последний кусочек визита смыло осенним дождем.
…Это было много лет назад. Сомова тогда работала в лизинговой фирме Миши Осьминина, и, хотя была еще молода не первой молодостью, уже ждала изменений в судьбе. Миша очень заботился о лице фирмы и совсем не заботился о лице Сомовой, ко-гда однажды вечером негромко сказал ей:
- Ну что ж, мать….
Сомова напряглась с давно забытым чувством социальной незащищенности жен-щины-труженицы.
- Тебе пора заняться делом, - перешел к делу Миша. - Мне нужна реклама.
«Ему нужна новая секретарша», - поняла Сомова, но изобразила готовность.
Через два дня она сидела в самом дальнем углу здания, которое занимала фирма, и на ее месте устраивалась новенькая. Новенькую звали Света Кошкина, но об этом Со-мова вспоминать не любила.
Света Кошкина была ноль. Таким нолем была много лет назад и Сомова, когда заступала на пост Мишиной секретарши. А теперь Миша вошел в пору мужчины средних лет, которая, как известно, захватывает закат женской молодости, ее зрелость и первые годы женской пенсии. Ему нравилось, как путаются в волосах Светы Кошкиной доку-менты первой, второй и третьей степени важности, как она их сметает со стола, как по-том ловит и снова раскладывает.
- Это вносит эмоциональную разрядку в напряженные будни, - заявлял Миша на планерках.
Сомова сердцем чувствовала, что в приемной Миши происходят самые отврати-тельные вещи, те самые, что происходили когда-то и с ней, но тогда это было другое де-ло.
Надо было забыться. И она ушла в работу, что случалось с ней крайне редко. Ко-гда в дверь постучали, Сомова почему-то поняла, что это судьба стучится в дверь!
Спустя несколько минут перед ней сидел обходительный мужчина.
«Это не поставщик», - подумала Сомова, привыкшая иметь дело с поставщиками и потребителями, - но и не потребитель». Мужчина оказался агентом по продаже билетов на упаднические спектакли местного театра, как раз переживавшего в эти дни очередной упа-док.
- Осень, знаете ли, – пожаловался мужчина, - все на дачах грядки копают, а о нас забы-ли…
- Да! – сказала Сомова, пытаясь вспомнить, когда она последний раз была в театре, и что давали. Кажется, «Когда голодный насытится»… - Я вас понимаю, у меня самой дачи нет. Я каждый свободный вечер в театре, у меня даже свой монокль. Хотите посмотреть?
Что заставило Сомову, имевшую к тому времени две дачи и огород под картош-ку и никогда не державшую в руках никакой оптики, тем более монокля, – так нагло сов-рать? Она не могла понять даже для себя.
Но мужчина поверил на слово. Работа у него была такая – верить. Почему никто не покупает у него билеты – он объяснял разными причинами, о которых говорить не лю-бил. Звали мужчину Павел Валерьевич. И неожиданно он выразил огромное, как сцена, желание видеть Сомову на сегодняшней премьере и даже после нее. Сомова в последний момент вспомнила про Альфредыча, который ждал ее с мотыгой на огороде, вглядываясь вдаль. Но, Боже мой, она уже забыла, кто и когда последний раз слушал ее так долго и так сочувственно, кто и куда приглашал ее, выражая при этом какие-то желания…
«Я вижу, вы меня понимаете, – добивал Сомову Павел Валерьевич, - но вижу и другое! Вы не понимаете себя! Вы глубже и чище… Поэтому идите в театр! Только там…»
Сомова с каждой минутой чувствовала, что любит театр бескорыстной, возвы-шенной любовью. «Вот что значит удачно подобрать распространителя!» – мелькнуло в голове. После чего Сомова впала в какое-то беспамятство.
…Даже Альфредыч заметил, что у Сомовой появился жизненный тонус.
- На дачу-то… - заметил он по данному поводу.
- Милый, - сказала Сомова, - ты не подумай, мы всем коллективом на премьеру. Отпус-ти-ааа?
Альфредыч напрягся вспомнить, что такое премьера и спросил:
- Че играх?
- Ты не подумай, но «Капризы свободной любви».
- Конечно, – покорно согласился Альфредыч, и в глазах его возникло недоверие.
Каждый вечер, когда Сомова собиралась в театр, Альфредычево недоверие росло. Сомова чувствовала, что он может начать о чем-то догадываться, но роман с распростра-нителем был только в самом начале второго акта, а в буфете давали шампанское.
Они уже целовались. Можно скрывать беременность, но когда тебя начинает цело-вать обходительный мужчина – это скрыть невозможно. И Сомова, по природе мало чем отличающаяся от других женщин, вдруг похорошела.
Миша первый понял, что промахнулся дважды, если не трижды. Глупость Светы Кошкиной заполнила всю приемную, затмила ее длинные волосы и красоту. Миша пы-тался отвлечься и задержать после работы одну из сотрудниц, но каждая, купив у Сомо-вой билет на “Без вины невиновных», сдержанно стремилась уйти с последним, шестым сигналом точного времени. Перебрав всех, Миша познакомился со всем репертуаром ме-стного театра, начиная с «Невесты из Кологрива» и кончая новаторскими «Плутнями Жан-Клода». Оставалась одна Сомова.
Три раза заходил Миша к ней во флигель. Он успел заметить поразительные пе-ремены в лице, голосе, взгляде. «Воздух здесь чище, что ли?» - подумал Миша. А Сомо-ва все время принимала заявки на завтрашний спектакль «Неугомонной мухи» и уходи-ла от разговора.
«Ты намерена поднимать местный упаднический театр? А как же наша реклама?» - решилась прочитать Сомова в Мишиных глазах. И молча нахамила: «А никак!»
Миша все понял и пошел к себе в кабинет. В приемной Света, как обычно, ловила летающие документы. Издав приказ об увольнении Кошкиной и возвращении Сомовой, Миша осторожно двинулся во флигель.
Там никого не было. На вешалке покачивались пустые плечики? А на столе, увы, лежало заявление по собственному и ничьему больше желанию.
…Сомова много лет потом работала распространителем билетов. Павел Валерье-вич, который так и не решился стать ее любовником, cтав посему редким исключением, которое называется «мужчина-друг». Вдвоем он однажды затащила в театр даже Альфре-дыча. Тот был потрясен паркетом и весь второй акт «Женитьбы Карасика» провел в рас-смотрении кладки.
Миша… Он еще несколько раз встречался на жизненном пути Сомовой, непремен-но пытаясь ее чем-нибудь оскорбить. Сомова не обижалась. Она же знала, что теперь ее жизнь – театр…
Свидетельство о публикации №204041300175