Действенный анализ 1-3

\отрывок\

   РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ДЕЙСТВЕННО-ПСИОХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ "ЧАЙКИ" А.П.ЧЕХОВА -

      (1, 2 И 3 ДЕЙСТВИЯ)

   Пьеса начинается диалогом Маши и Медведенко. На первый взгляд, это спокойный разговор ни о чём в ожидании треплевской постановки. Такое ошибочное представление может сложиться, если вырвать эту сцену из контекста предлагаемых обстоятельств.
   Маша сейчас находится, пожалуй, в самой экстремальной ситуации. Сегодня, через 10 минут, она может навсегда потерять Треплева. Сегодня, как говорит ей Медведенко, “их (Нины и Треплева) души сольются в стремлении дать один и тот же художественный образ”. Что она может сделать, чтобы помешать этому? Вернее, что она делает в этой сцене, чтобы помешать этому? Вопрос кажется смешным, Чехов показывает Машу в такой момент, когда ни о каких действиях, казалось бы, не может быть и речи. Но это не так. И первый её поступок - то, что она сейчас с Медведенко. Она не одна, не преследует Треплева, а позволила учителю гулять с ней, более того, привела его на то место, где должен быть Треплев, где он увидит их и где у него будет всего несколько минут на свидание с Ниной. Медведенко - приспособление, помогающее Маше облечь свое преследование Кости в самую невинную форму, так как открытое действие с её стороны в данный момент может только навредить, то есть настроить Треплева против неё, сделать её одним из виновников неудачи. Сразу после провала пьесы надобность в Медведенко отпала, и действия Маши приобрели открытый характер.
   Об отношениях Маши и Треплева стоит сказать подробнее. Обратим внимание на её слова: “Когда он сам читает что-нибудь, то глаза у него горят и лицо становится бледным”. При том положении вещей, которое сложилось к началу первого акта, трудно представить, чтобы Треплев, бегающий от Маши, как от огня, читал ей что-нибудь. Остаётся предположить, что их отношения не всегда были такими.
   Треплев, одержимый своими поэтическими замыслами, попадает в имение примерно два года назад. С Ниной он не мог познакомиться сразу, так как живёт она за озером и отец её не выпускает. О недолговременности этих отношений можно судить также со слов Нины: “Трезор ещё не привык к вам”, тогда как у Маши проскальзывает иная временная характеристика своих отношений с Треплевым: “Любить безнадёжно, целые годы всё ждать чего-то...” Естественно, что одним из первых слушателей поэтических творений Треплева оказалась Маша. Насколько далеко зашли их отношения до появления Нины, из пьесы судить трудно. Со стороны Маши, для которой пример матери на протяжении многих лет являлся очень сильным фактором, формирующим сознание, были все предпосылки для достаточно близких отношений. У Треплева в то время не было причин не ответить ей взаимностью. Наконец, в пользу этого говорит поведение Маши в четвёртом акте, но не будем забегать вперёд, тем более, что все перечисленные моменты не дают достаточных оснований для однозначного ответа на этот вопрос, являясь лишь отправными точками, на которые должна опираться интуиция читателя. К тому же, решение данного вопроса не столь существенно, так как Маше, которая “тащит волоком свою жизнь”, чтобы влюбиться, было бы достаточно “горящих глаз и бледного лица”, не говоря уже о “печальном голосе и манерах, как у поэта”. Последующее появление Нины, довело Машу до “чёрного платья”, в котором она появляется в первой сцене.
      Далее Чехов выводит на сцену Сорина, несущего груз безразличия и усталости и являющего собой живой пример того, как может затянуть человека тихая жизнь в имении. Это само по себе уже является сильным раздражающим фактором для Треплева, а сейчас ему просто необходима поддержка Сорина-зрителя, которой он тщетно пытается заручиться. Конфликт между ними ярко проявляется в реакции на присутствие Маши. Если Треплев просит их уйти: “...теперь нельзя здесь. Уходите, пожалуйста”, то Сорин своей просьбой задерживает Машу. Её отказ ещё более накаляет атмосферу, разрядить которую пытается Медведенко, проявляя беспокойство: “Так вы перед началом пришлите сказать”. Это была маленькая капелька в деле доведения Треплева, и без того находящегося в возбуждённом предпремьерном состоянии, до истерики. Сонный вид Сорина, его медлительность и невинные реплики: “Отчего сестра не в духе?”, “Выдумаешь, право...”, “Без театра нельзя”, “...что за человек этот беллетрист?” - продолжают взвинчивать Треплева.
   Следующую сцену, где Нина и Треплев остаются одни, часто представляют некой идиллией, проявлением самых возвышенных чувств двух молодых героев. Однако в контексте предстоящего спектакля прослеживается иная линия поведения. Треплев предчувствует провал. Собственно говоря, с приездом Тригорина успеха быть не может, и пьеса нужна теперь в качестве удара по беллетристу. Если спектакль не произведёт подобного эффекта, то он должен быть достигнут его срывом, скандалом, что мы и видим далее. Поэтому Треплев готовит своему самолюбию нишу для отступления. От бросается к Нине, спасаясь от мысли о надвигающейся грозе. Нина же своим поведением останавливает его влюблённые порывы, умело избегая сближения. Она желает сохранить отношения в том виде, когда их можно развить в случае успеха Кости и легко разорвать в случае провала.
   “Моё сердце полно вами”, - признаётся Нина и тут же оглядыва-ется, показывая тем самым, что они не одни, и предупреждая порыв Кости поцеловать её. Диалог продолжается в том же ключе:

Треплев. Мы одни.
Нина. Кажется, кто-то там...
Треплев. Никого.
Поцелуй.
Нина. Это какое дерево?

Нина пытается перевести разговор на деревья, но Треплев возвращает его в прежнее русло.

Треплев. Я люблю вас.
Нина. Тсс...

   Наконец, удар по Тригорину никак не входит в планы Нины, у которой с приездом известного писателя появились совсем иные мечты. Она тоже готовит себе пути для отступления на случай неудачи, заранее перекладывая вину с исполнителя на автора: “В вашей пьесе трудно играть. В ней нет живых лиц”. “Не правда ли, странная пьеса?”- скажет Нина Тригорину, окончательно открещиваясь от теперь уже неудачника Треплева.
   Если Маша приходит к месту представления раньше положенного времени, то Полина Андреевна пытается устроить какую-нибудь задержку. Только так можно расценить её слова, обращённые к Дорну: “Вернитесь, наденьте калоши”. Взятые вне контекста, они похожи на заботу о близком человеке. Но Полина Андреевна прекрасно знает, что спектакль должен начаться “ровно в половине девятого, когда взойдёт луна”, иначе “пропадёт весь эффект”. Если время так важно для Треплева, то он наверняка уже не раз сообщал его каждому, прося при этом не опаздывать. Дорн остаётся глух к заботам Полины Андреевны, но это хороший пример именно того, как герои Чехова хорошо слышат и понимают друг друга, понимают не текст, а подтекст, мотив речевого действия.
   Для Полины Андреевны приезд Тригорина долгожданная радость. Вот уже много лет она вынуждена мириться с тем, что Дорн оставляет её ради актрисы, перед которой она бессильна. Но в этот раз Аркадина привозит с собой любовника и озабочена тем, чтобы удержать его и ещё сильней привязать к себе. Это увеличивает шансы склонить Дорна “не прятаться, не лгать”. Полина Андреевна, хотя и говорит ему: “Конечно, вы доктор, вам нельзя избегать женщин”, прекрасно знает, что именно сейчас это не так, да потому и говорит, что видит: ни Дорн, ни Аркадина не могут себе позволить в сложившейся ситуации возобновления своего романа. Для Аркадиной это чревато потерей любовника, а Дорн не даёт ей использовать себя в качестве катализатора её отношений с Тригориным. Ведь, как ни странно, Аркадина большую часть времени проводит с врачом, красуется перед ним, пока беллетрист удит рыбу. Она представляет Тригорину Дорна, прозрачно намекая на свой роман с ним. Всё это призвано пробудить в Тригорине если не любовь, то хотя бы ревность. Как ведёт себя в этой ситуации Дорн? Он активно бездействует, тем самым не позволяя Аркадиной использовать его в своей игре. Даже будучи отрекомендованным Тригорину, Дорн не проронил ни слова, и Аркадина была вынуждена переменить тему разговора.
   В литературоведении много внимания уделялось лирическому плану “Чайки”, атмосфере, возникающей в каждой сцене, изменению тональности. Этот план рассматривался в отрыве от драматического действия, часто даже подменял его. На небольшом примере мне хотелось бы показать, насколько они взаимосвязаны и насколько органически лирический план включается в драматическое действие.
   Шамраев выносит на сцену атмосферу театральной публики, театральных сплетен. Аркадина не желает включаться в неё: “Вы всё спрашиваете про каких-то допотопных. Откуда я знаю!” - а Дорн охотно поддерживает беседу. Если Шамраев и Дорн разговаривают до начала спектакля, то Сорин, Аркадина и Полина Андреевна - во время него, окончательно разрушая театральное настроение и лирическую атмосферу. Именно это в конечном счёте приводит к провалу пьесы.
   Нельзя также отделять эмоциональное состояние героя от его действий. Эмоции, с одной стороны, являются реакцией героя на происходящие события, на достижение или не достижение цели, с другой - мотивируют новые поступки, меняя поведение героя. Передать эмоциональное состояние героя можно только через те изменения в действии, которые оно производит (смену ритма, приспособлений, целей, мотивов и даже ценностных ориентаций).
   Написание и постановка Треплевым пьесы - поступок, который растягивается во времени на много месяцев. Цель - вернуть расположение матери и её материальную поддержку. Приезд Тригорина переносит акцент на удар по старым формам и, соответственно, по беллетристу. Аркадина противодействует этому, умело парируя выпады сына. В результате он не достигает цели, к которой шёл так долго. Следует незамедлительная реакция. Она проявляется прежде всего в смене ритма действия и приспособлений. Постановка больше не нужна, Треплев прерывает её, пьеса вскоре будет сожжена. Но цели (расположение матери и удар по Тригорину) остаются, способы их достижения становятся более открытыми: выпад против монополии в искусстве, демонстративная попытка застрелиться, вызов Тригорина на дуэль и т.п., - события развиваются в бешеном ритме.
   Повышается для Треплева значимость отношений с Ниной, которые должны были компенсировать поражение в борьбе с Тригориным. Эта цель тоже удаляется, и достижение её идёт в том же ключе: он ищет её после провала пьесы, потом несколько дней пропадает на озере, где Нина, возможно, встречается с Тригориным, кладет у её ног убитую чайку, говорит, что убьёт самого себя и т.п.
Мы уже говорили, что треплевская постановка затрагивает интересы всех героев. Её провал меняет поведение самого Треплева. У Маши появляется возможность стать для него единственным островком утешения, она бросает Медведенко (по цепочке это бьёт по нему) и убегает за Костей. Нине наоборот, Треплев больше не нужен, её мысли заняты Тригориным. Полина Андреевна сохранила основное препятствие на пути Дорна к Аркадиной и теперь бы желала, чтобы та поскорее уехала. Аркадина, отразив новые формы, сталкивается с новыми угрозами своей “собственности”. Сорин пока сохраняет Треплева, у которого так и не будет денег уехать из имения, так как расположения матери он не добился. Провал пьесы затрагивает Дорна и Тригорина, но их линии поведения требуют особого рассмотрения.
   Первый разговор Нины и Тригорина ещё один пример того, как чеховские герои хорошо слышат и понимают друг друга. Тригорин, в присутствии всех, в том числе Аркадиной, сообщает Заречной, где и когда его можно найти: “Для меня нет больше наслаждения, как сидеть под вечер на берегу и смотреть на поплавок”. Нина не преминула воспользоваться этим приглашением в те несколько дней, которые проходят между первым и вторым актом. Об этом свидетельствует то, что измена Нины для Треплева во втором акте является свершившимся фактом, не зря он проводил на озере целые дни.
   Говоря об измене Нины, мы имеем в виду её охлаждение к Треплеву и проявление интереса к Тригорину. Оснований для категоричных выводов, сделанных режиссёром А.Вилькиным в статье “Отчего стрелялся Константин”, что Нина отдалась Тригорину прямо на берегу колдовского озера и что Треплев был тому свидетелем, в пьесе нет. Тем более нельзя преувеличивать роль этого события, делая измену основной причиной первой попытки Треплева застрелиться1 . Она лишь одна из многих причин, точно так же, как попытка застрелиться стоит в ряду других подобных ей действий. А отдалась Нина Тригорину на берегу или, намекая, что знает на озере каждый островок, только хотела показать ему некоторые из них и не успела, -сути дела не меняет.
   Ничего пока не подозревающая Аркадина в начале второго акта продолжает красоваться перед Дорном. Она даже собирается с Полиной Андреевной в город. Такая поездка могла бы форсировать развитие романа Нины и Тригорина, о котором Полина Андреевна осведомлена через Машу, и ускорить отъезд Аркадиной. Но вот появляется Нина, нарядная, интересная и свободная на целых три дня. На вопрос Аркадиной: “Где Борис Алексеевич?” - Нина тут же отвечает: “Он в купальне рыбу удит”, она даже знает, что тот “поймал двух голавлей”. Но когда Аркадина спрашивает про сына, то ответ дает уже не Нина, а Маша. Значит, она здесь не ради Кости. Просьба Маши почитать что-нибудь из его пьесы и отказ Нины окончательно проясняют ситуацию. Аркадина понимает всю опасность сложившегося положения и ищет выход. А выход может быть только один - скорее увозить Тригорина. Осталось найти повод. Первое, что попадается ей на глаза - больной брат. Может быть, срочно организовать ему лечение.

Аркадина. Мне кажется, ему хорошо бы поехать куда-нибудь на воды.
Дорн. Что ж? Можно поехать. Можно и не поехать.
Аркадина. Вот и пойми.
Дорн. И понимать нечего. Всё ясно.

   После этих слов Дорна возникает пауза, подчёркивающая их двойной смысл: ему давно всё ясно. Не случайно ещё при первом разговоре Нины и Тригорина он кинул непонятную никому фразу: “Тихий ангел пролетел”.
Затея с лечением явно плоха, может быть, внезапно заскучать в имении: “Хорошо с вами, друзья, приятно вас слушать, но... Сидеть у себя в номере и учить роль - куда лучше!” - это тоже не то. Спасение приходит само - Шамраев не даёт лошадей. И вот Аркадина уже ведёт Тригорина собирать вещи, но отъезд откладывается ещё на неделю. Тому есть несколько причин: во-первых, лошадей действительно нет, во-вторых, Аркадина пока не хочет показывать истинную причину отъезда, а с тем прикрытием действия, которое у неё имеется, она не сможет устоять против уговоров остаться, и в-третьих, её задерживает событие, произошедшее по окончании второго акта, - попытка Треплева застрелиться.
   Выстрел Треплева и последующий вызов на дуэль Тригорина снимают прикрытия с действий героев. Если во втором акте почти все знают о тайных похождениях Нины и Тригорина, но никто об этом не говорит, то в третьем - это становится темой для открытого обсуждения. Её касаются в своем разговоре Маша и Тригорин, Аркадина и Сорин, Треплев и Аркадина, наконец, сам Тригорин признаётся Аркадиной, что любит Нину.
   Два поступка Треплева, совершённых в состоянии отчаяния, сохраняют прежнюю цель, так как показывают Аркадиной, что её любовник изменяет ей. Но старания Треплева не увенчались успехом, Аркадина довольно спокойно воспринимает его слова: “...он теперь где-нибудь в гостиной или в саду смеется надо мной и над тобой, развивает Нину, старается окончательно убедить её, что он гений”. Говоря это, Треплев не учёл, что отношения актрисы и писателя носят скорее дружеский, даже деловой характер, нежели любовный. Аркадиной нужен Тригорин-писатель, а не Тригорин-любовник.
   Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, под целью мы подразумеваем не осознанно поставленную героем задачу, а направляющую целого ряда его поступков. При этом степень осознания героем целей и мотивов своих действий может быть самой различной. Посмотрим на примере одного из самых сложных образов “Чайки”, на примере Тригорина, как выводится эта направляющая. Для этого выстроим линию его поведения.
   Тригорин приезжает с Аркадиной в имение, особо ни с кем там не общается, вполне соответствуя характеристике, данной ему Сориным: “Не поймёшь его. Всё молчит”. К месту треплевской постановки приходит один (Аркадина идёт под руку с Сориным), садится тоже не рядом с Аркадиной (после спектакля она просит его сесть возле неё). Никак не реагирует на Дорна, которого представляет ему Аркадина и с которым она проводит много времени. Впервые голос Тригорина мы слышим в разговоре с Ниной, когда после комплимента, он сообщает ей, где его можно при случае найти, и снова умолкает до конца акта. Следующие дни он проводит у озера, там его находит Нина, и оттуда его уводит рассерженная Аркадина. Оставшись без удочки, Тригорин берёт записную книжку и с ней, пока “Ирина Николаевна плачет, а у Петра Николаевича астма”, предстаёт перед Ниной, тоже покинувшей общество ради невинного собирания цветов. Тут Тригорин неожиданно преображается и разражается целым монологом, являющим собой классический пример применения литературы для развития молодой интересной девушки. В конце он предлагает Нине уговорить Аркадину остаться! Не смотря на попытку Треплева застрелиться и выход отношений с Ниной наружу, Тригорин встречается с ней, вернее, не препятствует тому, что она изредка находит его, каждый раз по благоприятному стечению обстоятельств, одного. Он признаётся Аркадиной, что любит Нину, просит отпустить его, но после атаки, предпринятой Аркадиной, сдаётся и уже сам отказывается от её предложения остаться, продолжая как ни в чём не бывало вести свои записи. Тем не менее, перед отъездом он уделяет Нине, как та просила, две минуты и назначает ей свидание в Москве.
   Это ряд поступков Тригорина в первом - третьем актах. В чём стержень его поведения, чего он хочет, как относится к происходящим событиям? Ключ к разгадке этого образа находится в его фразе, обращённой к Нине: “Вот уговорите-ка Ирину Николаевну, чтобы она осталась”. Или он настолько глуп, что не понимает, отчего взвилась Аркадина, или хочет подлить масла в огонь. Даже Нина, с её наивностью, оставляет эту просьбу незамеченной, так как это не в её интересах. Глупым Тригорина не назовёшь, остаётся второе. Но зачем? Зачем он хочет помешать себе? Дело в том, что Тригорин явно преувеличивает, расписывая Аркадиной свои необыкновенные чувства к Нине. Красочность его рассказа не помогает, а, скорее, мешает убедить Аркадину остаться. Цель и средство меняются местами. Нам кажется, что цель - Нина, а средство её достижения - рассказ о любви к ней, но на самом деле, Тригорин использует отношения с Ниной для того, чтобы спровоцировать это объяснение с Аркадиной. Теперь в просьбе, обращённой к Нине, нет ничего странного. Если бы она пошла уговаривать Аркадину остаться, то Треплеву не пришлось бы стреляться.
   Чего добился Тригорин, доведя дело до объяснения? Результат мы видим в четвёртом акте: он остался с Аркадиной и завёл себе любовницу, тем самым отстояв свою свободу. Он добился именно того, чего хотел, поэтому результатом остался вполне доволен. Если теперь мы посмотрим на остальные поступки Тригорина, то увидим, что все они направлены к той же цели.
   В третьем акте он говорит Аркадиной: “У меня нет своей воли... У меня никогда не было своей воли... Вялый, рыхлый, всегда покорный - неужели это может нравиться женщине? Бери меня, увози, но только не отпускай от себя ни на шаг...” Подтекст этих слов можно выразить примерно так: хочешь владеть мной целиком и полностью - получай вялого, рыхлого, безвольного, получай мокрую курицу. То, что в третьем акте Тригорин выражает словами, в первых двух говорит всем своим поведением, за исключением отношений с Ниной, где он преображается, и курица превращается в резвого петушка. “Иногда люди спят на ходу, так вот я говорю с тобой, а сам будто сплю и вижу её во сне... Мною овладели сладкие, дивные мечты...” - образно расписывает Тригорин перемену, происходящую в нём. Но сам факт такой перемены, красноречиво говорящий, что любовник не питает к Аркадиной никаких чувств, её не волнует. Он должен быть с ней. Становится понятна и та лёгкость, с которой Тригорин отказывается от своего “счастья”. После объяснения цель его достигнута, и Нина больше не нужна, вернее, всё равно, кто там будет: Нина или кто-либо другой.
   Как ни странно, но действия Треплева, направленные против беллетриста, помогают ему. Особенно вызов на дуэль, после которого Аркадина уже не может делать вид, что ничего не знает и вынуждена объясниться с Тригориным. Совпадение целей двух соперников любовного треугольника - одна из самых парадоксальных черт “Чайки”. Например, треплевская постановка, разделившая героев на сторонников и противников успеха, объединила Аркадину и Полину Андреевну, Дорна и Тригорина. Дело в том, что в “Чайке” любовный треугольник превращается в цепочку, смежные звенья которой относятся к событиям прямо противоположно. Две цепочки: Медведенко - Маша - Треплев - Нина и Шамраев - Полина Андреевна - Дорн - Аркадина - соединяются через Тригорина. Получается расширенный треугольник, на вершине которого Тригорин, концентрирующий интересы всех героев, а в основании - Сорин, собирающий всех у себя в имении.

__________________ТРИГОРИН
__________________/________\
______________НИНА_________АРКАДИНА
________________/____________\
____________ТРЕПЛЕВ__________ДОРН
_____________/________________\
__________МАША_________________ПОЛИНА АНДРЕЕВНА
___________/____________________\
_________МЕДВЕДЕНКО______________ШАМРАЕВ

------------------------С-----О-----Р-----И-----Н

   
Так как постановка Треплева направлена против Тригорина, против его присутствия в цепочке, она затрагивает интересы всех без исключения героев. Представим, что его в пьесе нет, тогда сразу восстанавливается обычное течение жизни, и наша схема будет выглядеть так:

НИНА_______ТРЕПЛЕВ_________АРКАДИНА
            -----------/----------------/
МАША______/----------------ДОРН
            --/-------------------------/
МЕДВЕДЕНКО-----------------ПОЛИНА АНДРЕЕВНА
            ----------------------------/
-            --------------------------ШАМРАЕВ

         ------С-----О-----Р-----И-----Н

Аркадина приезжает отдохнуть в имение брата. Там её ждёт Дорн, с которым у неё давняя любовь. Сын подготовил матери прекрасный сюрприз. Он написал пьесу и вместе с любимой девушкой поставил спектакль. Увидев у Треплева талант, Аркадина прощает ему прежние обиды и помогает пробиться в печать. Нина ещё больше влюбляется в молодого писателя, Маша теряет всякую надежду на взаимность, Полина Андреевна терпеливо ждёт отъезда соперницы, а Медведенко и Шамраев довольствуются тем, что им остаётся. Жизнь Сорина наполняется рядом новых впечатлений.
      Появление Тригорина разрушает мирную жизнь в имении. Его приезд можно назвать основным событием, происходящим до выхода героев на сцену, то есть завязкой сюжета. Именно приезд беллетриста определяет ту расстановку действующих лиц, которую мы видим в первом акте. Меняет эту расстановку провал треплевской пьесы, дающий развитию действия новый толчок, результаты которого мы видим в третьем акте.
      Нина бросает Треплева и решает пойти в актрисы. Маша собирается выйти за Медведенко, Полина Андреевна получает прекрасные условия для решающей атаки на Дорна. Треплев остаётся без Нины и без денег. Даже Сорин, взбудораженный всем происходящим, оставляет его. Аркадина увозит Тригорина и решения своего уже не изменит, но это не мешает ему наметить продолжение романа с Ниной. На этом мы расстаёмся с героями на два года.


Рецензии
Зарегистрировался здесь с единственной целью-поблагодарить Вас!

Сергей Фатьянов   16.06.2015 00:35     Заявить о нарушении