Жалобы обывательской публицистики

Забавно, все-таки, иногда почитывать издания типа «Русский журнал», познавать, чем же болеют наши прогрессивные публицисты. Слава богу, большинство из них не потеряло еще такого качества, как критическое отношение к окружающей действительности, даже, - пускай, и грешно, - западно-капиталистической действительности. Хорошо! Ведь за это еще и неплохо платят – ибо интеллигентская бузливость всегда в цене!

А. Чадаев, «Чтоб было». Откровения мелкобуржуазного обывателя, видно, публициста. Эта статья примечательна критикой западноевропейской социализации, буквально, успешной борьбы рабочего класса с капиталом. Это может показаться диким, - особенно для российского пролетария (конечно, если б он читал такие издания), но данному представителю нового поколения критиков ничто классовое не чуждо. Чадаев чурается: «Фиксированный рабочий день, борьба с эксплуатацией, профсоюзы...». Ух, это действительно ересь. Остается только уповать на Иисуса (или Путина?), дабы не заразилась Россия западной проказой. Автор жалуется на «Францию, где не летают самолеты, не ездят поезда и не работают службы по уборке мусора. Абсолютное торжество рабочего класса». И так воистину странно, когда «…высшие государственные соображения французам до лампочки. Они отвечают власти: "Это ваши проблемы"». И что самое ужасное, – что заставляет радоваться даже уюту бедной России! что эти несчастные пролетарии «под чутким руководством "школы коммунизма" превращают жизнь своей страны в одну сплошную нервотрепку». Неужели «призрак бродит по Европе» - как шутили Маркс с Энгельсом – «призрак коммунизма»? Ведь острожное паникерство представителей имущего слоя – один из хрестоматийных признаков наступающей социальной революции…

Да нет! Чур их! «С нашей бытовой точки зрения, однозначно: с жиру бесятся – успокаивает автор. – Ну как придет в голову такой идиотизм - при их-то зарплатах, да при семичасовом рабочем дне, при немыслимых по нашим масштабам размерах всяческой "социалки" еще и права качать по каждому поводу?».

Но все же, – некомфортно как-то. Деньги, вроде как, есть, а тут забастовки всякие, классовая борьба и прочая «красная угроза». Неэстетично! Как писал Маяковский, «Ах, зачем это, откуда это в светлое весело грязных кулачих замах!». «И молишься, чтобы договорились в конце концов» - вздыхает Чадаев.

Как тут не вспомнишь поэта Сашу Черного, обыватель которого жаловался:

Молю тебя, Создатель

(Совсем я не шучу),

Я русский обыватель –

Я просто жить хочу

Уйми мою мамашу,

Уйми родную мать –

Не в силах эту кашу

Один я расхлебать.

Жалоба эта была криком души времен первой российской революции, и в хоть сколько-то «прогрессивных» кругах вызывала иронию, а то и гордое самодовольство отдельных «революционеров» (готов спорить, - даже части кадетов).

А.Чадаев не одинок. Такие как он не одиноки – такие были всегда. Чувство столь слезной тревоги не только интернациональна, но и… вечна (вопрос о неисчерпаемости социальных конфликтов для большинства человечества вообще не вопрос, а констатация с оттенком обреченности). Чадаев удивительно схож с философом Чаадаевым, который, как известно, страдая от мракобесия российского государства, сокрушался по западному католическому раю. В данном случае вкус опиума имел принципиальное значение. Но диагноз стабилен: ущербность и реакционность. Говорят, время лечит. Время накаленных социальных антагонизмом – классовой борьбы – в конечном счете, подводит к обрыву неизбежно-трагической революционной поляризации взглядов. Тогда обыватель перестает быть обывателем – он прямо становится солдатом одной из армий враждующих сторон (если, конечно, он не тот самый анекдотичный интеллигент, получающий пощечины как «слева», так и «справа»).

Алекс Кинзер
www.revkom.com


Рецензии