Книга детей и книга для детей

Выступление на   фестивале  детской  книги «Время  читать» в Вологде по приглашению  областной  детской  библиотеки  (второй  день 13 апреля)


1Воспитание творчеством на  примере детской  литературной  студии  «Лист» центра  «Единство». Добро и зло в представлениях юных  авторов. Как создание  книги  влияет на творческую  активность.
Наверно  все  присутствующие знают о существовании в  Вологде различных литературных объединений и  студий, излишне  доказывать их  необходимость. Ведь  Вологда – один  из  самых  литературных  городов  России, поэтому  нам, людям неравнодушным  к  этому обстоятельству,  важно  не  допустить, чтобы  эта  литературная  слава  погасла. В городе  плодотворно работает  литобъединение  «Среда»  под руководством  О. Фокиной (Советский проспект, 48)  литобъединение  «Вологда молодая» под рук. И. Никитиной в  Центре  дополнительного образования,  литературная  артель  «Ступени» под моим руководством. Литературная  студия  «Лист»  возникла  как учреждение дополнительного образования  осенью 2003 года. Ее  задачи в  целом  схожи с  задачами  студии  «Вологда  молодая» – пробудить творческие  силы, дремлющие в  школьниках, дать им  основы литературной  грамоты,  познакомить с талантами  Вологодчины, выявить новые таланты  на  самой  ранней  стадии их  развития, расширить  из представление  о культуре  родного  города.
В  сентябре  2003 центр «Единство» провел  для  одаренных  школьников  слет «Интеллект».Эта работа  - знак ориентации  не на средних, а  именно на особенных, у влеченных  детей, которые готовы  заниматься  любимым  предметом с  утра  до вечера,  будь литература, математика, или биология. Они  ведь даже  в лагере отдыха  забывают, что есть лес, речка, грибы. Они просмотрели несколько  видеофильмов,  получили рекомендации и стали участниками областного конкурса  сочинений  на  тему  «Что я знаю о  кино»,  а некоторые  из них  даже получили призовые места. Подведение  итогов  конкурса  сочинений  состоится  20  апреля в 14 часов в  кинотеатре  «Салют» на большом  кинопразднике с премьерой нового российского фильма  «Честь  имею».
Кроме того,  сочинения трех  человек отправлены на  другой  всероссийский                                конкурс-  «Илья-Премия»,  утвержденный  в  честь  юного  поэта  трагически  утонувшего в Москва-реке  - Ильи Тюрина. В этом  году   прием  работ на  этот конкурс  продлен,  итоги будут подведены не  мае  как  обычно,  а  позже, их  приурочат к  фестивалю «Август». Работа по организации  конкурса и притоку  туда свежих  сил облегчается  тем, что  я как руководитель  студии  «Лист»  являюсь одновременно  координатором  конкурса  Илья –Премия по Вологодской области.  На конкурс  «Илья-Премия» принимают  работы творческой  молодежи до  25  лет в  жанре  поэзии и эссеистики, там  есть и специальная номинация для школьников. При этом  надо  помнить что   участие  в  конкурсе  необязательно для  всех, но для  честолюбивых детей  это  важно, так  помогает  им  утвердиться и  заявить о  себе. Вологда  уже  третий год  участвует в  этом  конкурсе и каждый  год приносит победы вологжанам. Теперь в  Москве  прекрасно  знают, что  наша литература на  Рубцове не  кончилась и  ждут от  меня новых  сюрпризов. А для  меня  самой  явилось  сюрпризом, что  кроме  стихов  участницы  студии написали  два  очень умных  эссе  по творчеству  самого  Тюрина. Это  сложный  поэт, для  того чтобы понять его, они  делали  усилия, размышляли над  его  книгой  «Письмо».У  нас  было около 10  занятий  по  Тюрину.
(написаны работы - В.Мастерчук «Любовь  без  любви»,  К.  Хромовой.)
 Таким образом, воплощается в  жизнь один из самых  важных принципов литературной  работы  с  одаренным  ребенком: никакого творческого  эгоизма!  Пока не пишется  свое,  личное, пиши о  чужом, кроме того, что ты  поэт,  ты  можешь быть еще и  критиком!
Недавно объявлен новый  конкурс по истории Древней  Руси:  «Князь Владимир».  Жаль что  на  раздумия  отведено  мало времени, в мае - до  середины  июня работы  должны  быть отосланы. А  могут они  быть  в трех  номинациях -  изобразительной, учебно-исследовательская (реферат) и  литературно-творческая (стихи, поэмы, проза). Но  на  следующем  занятии  я  показываю  студийцам  фрагменты  из   фильмов   «1000 лет и  три  дня »  и «В начале  было  слово», повествующие о  князе  Владимире, чтобы   четко обозначить  тему  конкурса.
Конкурс – это самый простой инструмент для  выявления таланта. Выявление талантов  - это  самая  почетная  миссия  литературной студии Но не  самая  главная. Главное, чтобы  ребенок в  процессе  творчества  определился  с  самим  собой, со  своими ценностями, учился в  процессе  творчества разделять для  себя  добро и зло.

Для  того  чтобы определиться в этом  важном  направлении,  мы  писали домашнее  задание «Что я  люблю». Понятно,  что  большинство  студийцев  поняли задание  буквально и описали  любовь к  мальчику или  девочке. И  это очень  красиво: снег,  фонари и  почти  взрослая  вокзальная печаль расставания.
Есть  оригиналка, которая  ценит более всего информацию, пускай  она  даже  исходит «от  пьяного». Одна  девочка  написала:  люблю  людей, которые  любят  людей». А другая так: «мне  нравятся  стервы». И  ее  поддержали  остальные. Из-за  этих стерв разгорелась  настоящая  дискуссия. Я  поняла  что  ориентиры нравственные  сбиты. Стала  допытываться – откуда пошло. Оказалось – боготворят  «Коллекционера» Джона  Фаулза, попросила, стала  читать. Полный  ужас. Описание издевательства! Как один человек ради собственной страсти загубил чужую  жизнь. И  сначала  жалко  жертву, а потом оказывается – и  жертва так  же  полна  ненависти… Замкнутый  круг. Я тут  же стала  бороться за  добро в детских  душах. Принесла  им «Сонечку»  Людмилы  Улицкой, где  история предательства дана  именно от лица  жертвы. И  ее  христианская  любовь все ставит на  свои места. Оказывается  весь мир все  держится не  надо злобе и потребительстве, а на  Сонечке, мир  живет ее прощением и  лаской, независимо от того, достойны  люди  этой ласки или нет!
И знаете, понемногу  такой  противовес начинает  склоняться в сторону  добра.
Дети любят  писать про  зло и смерть. Это первое  что бросается им  в  глаза. Важно показать им альтернативу, а  заставлять никого не  надо.
 Света  Малышева  которая  писала про  смерть принесла  чудесную  ведь про  солнечный  свет,  весну и веснушки. Диана  Савкова приносит не только схоластические   абстрактные рассуждения об идеалах, но  стихи про  утиную  семью, спасенную  человеком,  петербургский  романс  полный конкретного и согревющего  чувства. Отчаянный  спорщик  Володя  Шайдаев,  солист  рок-круппы  «Левый  марш, пишет и  спорит с нами о России. Аня  Макагон написала  рассказ-утопию о вселенском равнодушии, протестуя  против него. Запутанные  элитарные  миниатюры   Вики  Мастерчук, полные  смятения, сменяются  живыми  и юморными расказами о школе, семье, друзьях. Абстракция – тоже  своего рода   болезнь  молодого  поэта: писать обо всем и ни о чем. Самая  талантливая  студийка Ксения  Хромова  пишет миниатюру «Отец» т.е. ей  становятся интересны не только  придуманные герои, но те  люди,  которые ее  окружают. И эти позитивные ростки мне  очень  дороги.
Света  Бажина очень  увлекается историей, книгами Лукьяненко, пишет  целые  баллады. Наряду  с  этим  очень взрослая  лирика.(«Ни  слов о любви. Я ненавижу  март»), есть даже  опыты прозы,  которые внушают  надежды, что это  будет  разножанровый  автор. Недавно  выступила на областном радио.

Очень полезно не только разбирать  написанные  стихи и  рассказы, но и  создавать накаленную  заинтересованную  атмосферу  творчества. Я  для  этого приглашаю в  студию  взрослых  сложившхся  поэтов, так   у  нас  побывали  Яков Авербух, Андрей  Таюшев,  Татьяна  Ермакова из  Белозерска, модные  молодой  поэт   Антон Черный,  поэтессы  Елена  Попова (наверно единственная верлибристка в Вологде)  Ната  Сучкова  (воспитанница  литартели Ступени ныне  студентка  литинститута, участница  всемирного дня  поэзии в Москве…)
Дети должны  почувствовать шок. И  еще – частью того  чудесного  мира откуда к ним приходят интересные  современные  авторы. Вот будет   литературный  вечер   СРП в  библиотеке – надо и детей  понемногу   выталкивать  в  люди, пусть смотрят,  изучают,  ищут  свой   имидж – как  выступать, с  чем, что говорить надо и что нет на  взрослую  аудиторию.

У  нас студийцы  отличаются не просто большим объемом чтения, но на  них очень действует  авторитет  книги вообще.
Как  только я  объявила им, что есть  поддержка  у руководства по поводу  выпуска их сборника – что тут  началось. Стихи полились рекой, звонки   тоже. Градус  обсуждений  тут же  повысился. Как же!  У них  будет публикация! Даже  те  кто НЕ  ходил на  занятия, например  Таня  Петухова, пришла на  заседание и   слушала все  внимательно ( учится  на  малом  журфаке). Жажда  самовыражения  повышает их  работоспособность  и  активность.
Важную  помощь, повторяю, оказывает большое  лито. И  детское  лито теперь тоже  влияет на  большое. Архипов  написал  новую прозу, носит читать только  детское  лито «Лист». А  какой  был  шок, когда  на  выставке «Вологда  литературная» собирателя  Малоземова мы  увидели  картины  того  самого  человека  -  Евгения Головкина,  который будучи нашим гостем  уже  читал  свои  «готические»  стихи. Оказывается он и поэт и художник. На  выставке нас вела научный  сотрудник Горская  Галина Васильева, она  так  была  вдохновенна,  все  заслушались.

У  моего  выступления   две  части. Одна  о  том,  как  получается  детская  книжка как  результат детского творчества  может   стимулировать  само творчество. Вторая - о моей  детской  книжке.
2. Читательская судьба  девочки  Баси. «Бася и компания» Галины Щекиной  и ее взаимодействие с юными  читателями. Это цикл рассказов о  девочке, которая  помешана на  книгах. Она  читает все подряд,  она  скучает о  папе и ей  ночью  снится, как  Гулливер  берет  ее на  руки, носит и качает, она ходит в  библиотеку и просит «Отверженных», хотя по программе ей  еще  рано. У нее  глаза  очень болят,  и все  же она  полночи  читает под одеялом  «Трех мушкетеров» с настольной  лампой.  Это  же догадаться надо. Сейчас  бы   любая  мать,  увидев  эту  картину,  заплакала  бы от  умиления, но  Басю  мама  ругает, так как  боится, что дочка  ослепнет. Когда у  Баси идут страшные проблемы с  растопкой  печи,  ей на помощь приходит  маленький  Трубочист из  сказок  Андерсена,  а  начитавшись Жюль Верна и Стивенсона,  Бася пишет записки и чертит  планы для  поиска  спрятанных    кладов. В  день  скандала Бася  решает  сбежать из дома в  знак протеста.  Она  влюблена  в  Питера  Блада, врача-бунтовщика  из романа  Сабатини  «Одиссея капитана  Блада», которого тоже считают  бесчестным  вором и пиратом, в то время как он благородный герой. Непонятая  Бася  шатается ночью по городу,  страдает как Питер  Блад,  пока не попадает,  слава Богу, в  руки доброй  бабули из  котельной.
Мальчик Андрис, первая любовь  Баси, ассоциируется в ее голове с  Федей Протасовым  из  пьесы «Живой  труп», поэтому  Бася не   смеет приблизиться к взрослому, но вполне  реальному  «гиганту  русской  мысли».
То есть  эти книжные  герои постоянно  живут не только в  воображение романтической  девочки, но и помогают ей  выдержать свои неудачи и одиночество. Такая  была  идея  книжки. Некоторые  черты  Баси  списаны  с меня  самой и  события  тоже  автобиографичны. Только она вправду намного лучше меня. На самом  деле Басей я наверно хотела бы стать в детстве.
Как это прочитывается  сегодняшними  школьниками?  Очень много  о читательской  реакции на   Басю я  узнала  период  работы в  центральной городской библиотеке. Я участвовала  в  организации  вечеров и различных встреч с  писателями и поэтами, на многие встречи выходила  сама.
Отзывов  похвальных  читать не буду, хотя вы  сами понимаете,  их было немало. А  вот  критика  интересней.
Бася  очень впечатлительная.  Уронила  панамку в  овраг, стоит и плачет. Если  никто  не услышит, не подойдет – так и будет  стоять. Такой маленький «Тормоз», который не может  быстро  выйти из трудной ситуации.

 У нас  сейчас  быстро меняются   оценки и  очень много  выходит книг фантастического  плана. Гарри Поттер, Питер  Пэн, все это  чудесно,  очень круто, мировая  слава, но  живого маленького  человека  тоже  нельзя  забывать.
Как  раз  героиня  моей  книжки живет   в  обычной  семье в  маленьком  городке,  который  сами жители называют захолустьем.                               
Первым  читателем рукописной  моей  детской  книги   был,  конечно же, наставник по литературному объединению  Юрий Макарович  Леднев.
Он каждого  вновь приходящего встречал  каким-то праздничным  словом. Когда  пришла  я, он  взял мой  рассказ и  сам  прочитал его в  приподнято- театральной  выразительной  манере. Мне  было  очень лестно, что известный  поэт меня хвалит.  Вдвойне  важно было его мнение, потому что он  умел писать для детей. Мне очень нравились его детские  рассказы. Юрий  Макарович прочитал  Басю еще тогда,  когда   у  меня было  всего три первых  рассказа  - и  сразу похвалил меня.
Его советы  очень помогали при  создании  книги. Он  хорошо  чувствовал   
интонацию,  стиль разговорной  речи и сразу  указывал на  несовпадение образа  мыслей героя и ребенка  соответствующего  возраста.
Особенно  трудной  оказалась  глава «Насладились» - про то,  как  Бася и ее  брат  Антоша  занимались  выпечкой в  отсутствии  взрослых, испортили  много  меда и  яиц. Бася  там  еще в  школу не  ходит, а  разговаривает как взрослая!  Я  стала  поправлять и  упрощать –   вышло  сюсюканье.  Так я  получила  урок  ценности языка. С  тех  прошу  себя и других  авторов – ни в коем  случае  нельзя  делать вид, подлаживаться, переходить на слабоумный  заискивающий   тон. Дети сразу  чувствуют  фальшь и начинают   крутиться на  месте и  зевать.
Стоит  несколько слов  сказать об  особенностях и привычках  самой героини Баси. Она   хоть и  маленькая в  начале  книги, но все-таки  очень любит  читать.
Это, можно  сказать, и  плюс, и минус. Она все  время  там - в книжке. Поэтому  «тормоз»,  медлит, прежде  чем обратит на  тебя внимание. Но когда  ей грустно, она думает о тех, кого любит – о  Трубочисте. О Короле из больницы, герое, которого сама  себе  придумала, о капитане  Бладе.
Какая  у меня  была цель? Когда я начинала  писать, я не осознавала этого. Потом поняла: самое главное, я  хотела - чтобы  дети научились  жалеть. Чтобы понимали  чужую боль так же  как свою. Чтобы нравственный  заряд от чтения  книги остался  с ним  навсегда. И я  убедилась, что это  действует. Была встреча с  16  школой и там  написала мне одна  девочка  Настя  Волохова – как мне  ее  жалко!
А один  мальчик из  3  школы –интерната сказал: что  тоже  хотел бы, чтоб его пороли  как родители  Басю – значит им не все равно, что с ней  будет. А я –то думала, что это жестокость!
Книга  о Басе  жила  и росла  в  зависимости от  читательской  реакции.
Особенно  17  школа  сыграла  тут  большую  роль. Именно школьники во  главе с  библиотекарем  Тамарой  Сизовой  дали  новую  жизнь   Басе. Они устраивали  для меня   КВНы,  рисовали   кроссворды,  которые я  сама не  могла отгадать, даже  один  раз  испекли   для  встречи  блины, которые  ест Бася  по ходу  действия! В  конце  концов,  они высказали, что Бася тормоз и только слезокапит, но  не совершает поступков. Я  после той  встречи  написал  рассказ посвященный моим  читателям – НОЧЬ  ПИРАТА. Как  Бася  уходит из дома.
Поэтому  вся  история о  Басе   во  многом  зависит  от  читательской  реакции. Вместе с  читателем  Бася  росла,  менялась и теперь вы  ее  видите  в  12  рассказах. По-моему  нормальный  набросок для   сценария.
И  самое  удивительное. Говорят, дети - наши  учителя, надо к  ним прислушиваться,  если они  пытаются  нам  что-то сказать. Так  вот   девочка  Бася  была моим проводником. Именно она  взяла  меня за  ручку и отвела в  мир литературы Она  как бы и мой  воспитатель тоже. Я рассказала   вам  об этом,  потому что сама  работала с этой  книжкой. И после того как я написала  ее, вышла Бася к  читателю моими ногами. Но зато есть опыт.  Которым я  поделюсь,  лишь бы  книжка не лежала в  пыли  на  полке.


Рецензии