Помогите вернуть себя

«Все люди рождаются свободными и равными». Так мудро и так демакратично звучит. Так вдохновляет на великие дела во имя свободы лично твоей и свободы человека вообще. Младенцы в роддоме отличаются друг от друга лишь какими-то физическими данными, кроваткой, биркой на запястье – словом ни чем таким, что могло бы поставить одного младенца выше другого, сделать его важнее, значимее. Каждый из них пока что просто «живое существо», маленький человечек, но еще не личность, не Человек.
Спустя какое-то время приезжают папа и родственники. Они забирают малыша и молодую маму домой. Тут-то и начинается тот процесс, который постепенно сводит на нет всю свободу и равенство, – процесс роста и воспитания; процесс программирования мировоззрения и мироощущения будущих мужчин и женщин. Иногда он – созидательный, направленный на формирования «Я» человека, а иногда – разрушительный, подавляющий «Я», уничтожающий индивидуальность, затеняющий неповторимость.
Наверное, и ты в детстве слушал вдохновленные речи отца и матери, бабушек и дедушек о том, кем будешь ты и каким будет твое будущее. «В нашей семье все врачи! И она, наша дочь, должна продолжить традицию!» – «...Наш выучится, станет дипломатом...» – «А я считаю, что мужик – защитник отечества. Поэтому мой сын должен служить в армии!» Однако редко кому доводилось испытывать то неоднозначное чувство одновременной свободы и неопределенности, слыша слова: «Тебе жить, тебе решать. Это твой выбор, твоя жизнь.» И это понятно, ведь каждый родитель хочет, чтобы ребенок воплотил в себе его идеального человека, а если не идеального, то хотя бы, просто человека, который бы не особо тер скипидаром холст с их картиной мира. Но вот ты вырос. Теперь ты уже не бесполезный маленький мальчик. Тобой начинают интересоваться другие люди – они видят, что ты можешь помочь им осуществитеть их желания – благие и скверные. Поэтому нужно во что бы то ни стало добиться твоего расположения, сделать тебя готовым добровольно отдать себя ради чужой идеи. Если же им это не удается, то еще один вариант – сделать тебя обязанным отдаваться. И вот ты, личность, которая по природе своей подобна алмазу, но еще не обработанному, неограненному, делаешь шаг в сторону от своего «Я», от своего внутреннего мира. Ты пытаешься убедить себя, что идея этих чужих людей близка тебе, что цели их, в общем-то, и твои. Но... Ты убеждаешь себя или ты на самом деле чувствуешь свое сердце и слышишь его? Чего ты на самом деле хочешь?
А когда ты поступаешь в институт и, слыша вопрос «А почему именно сюда?», отвечаешь: «Чтобы получить хоть какое-то высшее образование», – куда ты спешишь? Ты же еще не знаешь, что тебе нужно. Зачем ты идешь сюда? Ты веришь в то, что кто-то лучше понимает твои желания и стремления, чем ты сам и поэтому иногда слепо следуешь родительской указке? Да, изначальной свободы уже нет. Ты не лежишь в кроватке и запястье твое украшено не биркой, а дорогими часами, что подарил тебе отец. Ты больше не свободен. Теперь ты – обязан. Обязан платить за те отцовские часы, за силы, вложенные в тебя, за любовь, данную тебе. Трагичная картина, не правда ли? Ты всем обязан и поэтому несвободен в своих решениях и действиях. Но подумай, неужели нельзя отдать долг так, как хочешь этого ты? Ты уже раздал себя по частям многим людям – родителям, друзьям, правителям, которые, посчитав себя вольными вмешиваться в личную жизнь человека, выдумали закон об обязательной воинской службе. Сам того не желая, ты уже потерял свою целостность и не слышишь, чего хочет твое сердце. Так попробуй же исправить ситуацию, начинай отдавать долги, но отдавай их, помня о себе. Не отдавай последнюю частичку себя. Помни о том алмазе, который никто, кроме тебя, не огранит. Ведь никому, в действительности, нет дела до него. Вряд ли кто-то вообще понимает, что такой есть. Они не видят его в себе, так как же они могут увидеть его в тебе?
Посмотри, сколько людей и сколько из них счастливых? Сколько из них тех, кто с уверенностью мог бы сказать: «Да, я живу так, как хочу». Может быть, кто-то так и скажет, но где гарантия, что его желания – именно его? Где гарантия, что он просто не изменил себе, предав свою природу? Сейчас он живет, иногда радуется, иногда грустит. Радуется редким успехам, а грустит о жизни, которая могла бы быть. О жизни, которую он оставил ради каких-то не совсем ясных вещей. Сейчас он живет этими вещами и не понимает зачем. Жизнь медленно проходит, кровь течет по венам, капает вода из крана – капля за каплей. Он все ближе и ближе к смерти, с пустым завораживающим взглядом которой он встретится не сегодня завтра. И, встретившись, он поймет, что всему пришел конец. Всему. Больше ничего не будет. Нужно расставаться. Он не любил грустить и поэтому не любил спрашивать себя «Чего же я хочу?» Он жил и иногда радовался, думая, что добивается чего-то значимого. Но вот пришла она – и улыбка постепенно сходит с его лица. «Что я сделал? Всю жизнь... Я делал то, чего на самом деле не хотел...» Слезы текут из его глаз, горло сжимается от обиды и боли за преданную мечту. «Я не слушал сердце...»
Но как понять, как услышать, чего именно хочет сердце? Как разрубить все, связывающее тебя и стать свободным, стать душевно свободным, и взлететь над миром чужих идей, амбиций, интересов?.. Взлететь в ясное голубое свободное небо и наслаждаться там своей неповторимой жизнью?.. Я так хочу этого... Своей неповторимой жизни...


Рецензии