Звенья одной трагической цепи

Суды над корреспондентом газеты «Боевая вахта» Григорием Пасько во Владивостоке и отставным офицером Александром Никитиным в Санкт-Петербурге, которые сообщали за рубеж данные о радиационном загрязнении на Тихоокеанском и Северном флотах; скандал, учиненный в «Гранях» и.о. начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям А.Николаевым («Грани» № 135-136 от 20 июля и № 155-156 от 17 августа), пытавшегося воспрепятствовать публикации письма своего подчиненного П.Королева (и вынудившего последнего к увольнению) о злободневных вопросах выброса в атмосферу отравляющих веществ - события, произошедшие в разных концах страны и друг с другом на первый взгляд не взаимосвязанные, но на самом деле являющиеся звеньями одной цепи.
Их роднит стремление руководителей разного уровня, облеченных государственной властью, максимально скрыть свою деятельность (безразлично, какую) от общественности, а ослушников, даже в рамках существующего законодательства пытающихся вскрыть недостатки или злоупотребления, примерно наказать в полном соответствии с советским (и по наследству ставшим российским) правовым «принципом»: «Нельзя ничего, даже того, что можно». И все же, напомню, в конечном итоге суд смог назначить лишь символическое наказание Пасько, да и то за злоупотребление служебным положением, а Никитина и вовсе оправдал. С последним решением до сих пор не может смириться прокуратура, до сих пор опротестовывая его в различных инстанциях. Вот и в ответе «Граням» В.Петькова, республиканского руководителя гражданской обороны («Грани» № 155-156 от 17 августа), вроде бы осуждается поведение А.Николаева, но в то же время брошен камешек обвинения в некомпетентности в огород П.Королева. Возможно, справедливо, возможно, нет - об этом можно только догадываться, как, к примеру, в 1987 г., когда Пленум ЦК КПСС заклеймил выступление Б.Ельцина как политически ошибочное, не публикуя его текста (под прикрытием партийной тайны).
У известного аргентинского писателя Хулио Кортасара есть роман «Выигрыши», сюжет которого основан на том, что пассажиры морского прогулочного судна упорно (но безуспешно) пытаются узнать, что команда корабля тщательно и цинично скрывает от них на корме. Наша российская ментальность такова, что силовое руководство нередко, подобно капитану кортасаровского судна, полагает, что общественности ни к чему совать нос «не в свое» дело, а все, что ей можно позволить узнать, подадут в необходимой трактовке соответствующие пресс-службы.
Как это выглядит на практике, недавно вся страна с горечью и болью наблюдала на примере трагической судьбы подводной лодки «Курск»: сначала молчание; потом неохотное признание якобы не очень существенной аварии; затем скупые противоречивые сообщения, содержавшие, как оказалось, откровенную ложь; наконец, горькая правда о героической гибели 118 подводников, часть из которых, возможно, еще сумели бы спасти (при своевременном использовании иностранной помощи, чтобы ни говорилось сейчас о том, что она все равно оказалась бы бесполезной - попробовать все равно стоило без промедления), будь эта правда сказана с самого начала, тем более что согласно статье 7 Закона РФ от 21.07.93 № 5485-1 (в редакции 06.10.97) «О государственной тайне» не подлежат засекречиванию сведения «о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях».
Видимо, военное руководство боялось признаться (в том числе самому себе), что спасательные службы находятся в неудовлетворительном состоянии. 21 августа министр обороны И.Сергеев с горечью констатировал, что на их поддержание в должном состоянии не хватает средств, так что несмотря на все предпринятые меры спасти никого не удалось (народ тут же нашел «крайних»: в троллейбусе я слышал разговор, что за нехватку необходимых средств в бюджете следует повесить Чубайса, а заодно прихватить Немцова - довольно странное и ортодоксальное понимание справедливости). Не исключено, что кто-то (подобно упомянутым выше Пасько, Никитину, Королеву) предупреждал, что финансирование спасательных служб по остаточному принципу рано или поздно приведет к трагедии, но, очевидно, такого смельчака ожидало, образно говоря, то же самое выкручивание рук и затыкание рта вкупе с обвинениями в некомпетентности.
В итоге государство в очередной раз продемонстрировало, что отдельные его чиновники собственные интересы ставят выше человеческих жизней, а оно само со времен социализма меньше продвинулось в сторону гуманизации, чем это принято думать. Корни государственной машины так глубоко увязли в тоталитарном прошлом, что человеческое лицо, которое вроде бы искренне пытается обрести власть, постоянно обезображивают коммунистические гримасы. Задача общества - поддерживать все шаги власти навстречу стремлениям и чаяниям народа и не позволять ей пятиться назад к человеконенавистническому по сути режиму, для чего использовать имеющиеся рычаги (народных избранников, прессу), в противном случае страна рискует вновь оказаться изгоем в мировом сообществе.
г. Новочебоксарск, 22 августа 2000 г.


Рецензии