Самосуд? О, это лихо...
Один из подсудимых, Фатхуллин дико орет от боли, схватившись руками за лицо.
Женщина с печальным лицом спокойно возвращается на свое место и садится. По ней видно, что она отомстила за смерть своего сына и умиротворена. Все происходит за несколько секунд.
Женщина эта - мать, потерявшая сына, В. Воробьева. Она сделав свое дело, считает, что выполнила свой материнский долг. На ее лице печать спокойствия, хотя в зале в эти секунды предпринимаются меры по оказанию медицинской помощи... потерпевшему от материнского самосуда. Потом его отправят в стационар тюремной больницы.
Случилось то, что могло случиться, - самосуд. Потому что несчастная мать не верила, что убийца ее сына получит то, что он заслужил.
Это случилось несколько лет назад. А вспомнил эту историю не просто так: вынужден к ней вернуться, точнее к проблеме, которая в ней заключена. Объяснить?
Как-то я был в прокуратуре области. Там состоялся разговор с одним из ответственных сотрудников, опытным юристом. Разговор был конфиденциальным, а потому доверительным. Собеседник, как я понял, не хотел бы, чтоб я ссылался на него, поэтому фамилию его не называю. Не во всем с ним согласен. Но среди прочего разговор вышел на проблему самосуда - на проблему, касающуюся или затрагивающую многих и не только специалистов.
Вот что говорил мой собеседник:
- Гуманизм, буквально перехлестывающий через край, захватил в целом нашу судебную систему. Судьи, безрассудствуя, в погоне за тем, как бы получше угодить общественному мнению, постановляют либо оправдательные приговоры, либо выкосят условные наказания. И делается это под флагом гуманизации жизни общества. Демонстрируя необычайную жалость к подсудимому, судьи доходят до абсурда. А знаете, кого за это надо «благодарить»? Так называемых «правозащитников» и... - он сделал многозначительную паузу, - вас, журналистов...
Я пожал плечами. Потому что ни я, ни газета, которую я тогда представлял, не замечены в избытке либерализма по отношению к убийцам, насильникам и прочей дряни.
Да, я писал, что права и свободы одинаково дороги как для законопослушного гражданина, так и для преступившего закон. И коли эти права, записанные в Конституции России, бессовестно попираются в милиции, суде, прокуратуре, то для меня неважно, кто от этого пострадал - нормальный человек или преступник. Плох человек или хорош - это еще не основание для нарушения законности.
- Посмотрите, - продолжал собеседник, - сколько слез пролито по поводу тяжелого положения осужденных в местах лишения свободы? Им там и тесно, и душно, и холодно, и голодно. Плачущие господа жалеют уголовника, которому небольшой, но кусочек масла и мяса, хлеб и каша гарантированы. Не оставят его и без крыши над головой, без кровати и чистого постельного белья. А кто здесь, на свободе, может хотя бы это малое гарантировать одинокому старику или старухе? Скажите, кто?!
Если собеседник, произнося этот монолог, имел в виду меня, то он ошибался: я не написал ни одной строчки, не пролил ни единой слезинки по поводу бедственного положения тех, кто оказался за колючей проволокой. Они сами, добровольно избрали преступный путь, я их к этому не подталкивал, не провоцировал, поэтому сполна должны нести свой крест. Как говорится, умели кататься, пусть найдут теперь и терпение саночки повозить.
Да, я не раз говорил в газете, что наши следственные изоляторы и колонии - не курорты и намного уступают в комфортности американским или шведским. Но я, одновременно с этим, говорил, что россияне и на свободе живут во много раз хуже американцев или шведов. В таких «хрущобах», в каких живут наши люди - абсолютно честные и необычайно трудолюбивые, - там обитают самые-самые низы общества.
Мой собеседник продолжает:
-А в результате скособоченной жалости люди перестают верить в такой принцип права, как справедливость. Они не верят, что убийца получит то, что ему положено. Они уверены, что насильник может отделаться смехотворным, сроком заключения.
От себя добавлю: так бывает и нередко. Благодаря странным действиям судей (кстати, благодаря и следователям прокуратуры) те, кому место только там, в колонии, оказываются через год, другой на свободе и преспокойно разгуливают среди нас.
- А в результате, - продолжает собеседник свой монолог, - люди, не верящие в правосудие, вынуждены идти на противоправные деяния.
И ответственный сотрудник областной прокуратуры привел два примера.
В одном из районов Екатеринбурга грабитель забрался в квартиру стариков и унес у них последнее. Соседи по дому, собравшись, нашли грабителя и перебили ему руки. Народные мстители убеждены, что больше не сможет протянуть лапы за чужим. В другом районе подонок изнасиловал малолетку. Родные нашли этого негодяя, взяли за ноги и несколько раз ударили головой о стену дома. Насильник жив, но больше никогда уже не сможет сделать свое грязное дело.
Собеседник восклицает:
- Варварство, скажете? Средневековье? Это так. Но что остается делать в нынешней ситуации. Ждать? Они не хотят ждать, они жаждут возмездия сейчас, сегодня. Людям опротивело смотреть, как носятся с отпетым уголовником, как оберегают его права и свободы, начисто при этом забывая права, скажем, того же потерпевшего от рук преступника.
Позиция моего собеседника ясна и мне понятна. Он – опытнейший юрист, я – нет. Однако и мне очень часто приходится недоумевать и задавать самому себе один и тот же вопрос: это еще что за принцип справедливости, когда рецидивист, изнасиловав ребенка, в результате получает каких-то шесть-восемь лет лишения свободы?
Случись с моим ребенком что-либо подобное, я не знаю, как бы я поступил. Вряд ли бы я действовал рассудочно.
Значит, я также за самосуд?
Но все же, все же... Не могу, что-то мешает мне согласиться, что самосуд - выход из положения.
Меня удерживает одно: как-то по телевидению показывали, как в Грозном (еще при Масхадове) на площади толпа забила до смерти мужика, заподозрив его в грабеже стариков, а через неделю оказалось, что подлинный грабитель-то жив-здоров и преспокойно разгуливает на свободе. Ошибочка произошла? Да, но невиновного-то до смерти забили, и его уж к жизни не вернешь.
Я все-таки вижу выход в другом: наши правоохранители и правоприменители обязаны работать по-другому. Они не должны подыгрывать толпе и все время оглядываться на общественное мнение. Нынешние законы им позволяют спрашивать жестко с любого, кто нарушил закон. И не ради красного словца или мишуры записали в новый Уголовный кодекс Российской Федерации такой основополагающий принцип, как принцип справедливости. В особенности наш суд обязан думать не только о правах и законных интересах подсудимого, но и в равной мере, может, даже в первую очередь о правах и интересах потерпевших, свидетелей, то есть об интересах законопослушного большинства нашего общества.
Такой, вот, мой взгляд на САМОСУД.
А вы, читатели, как считаете?
Самосуд? О, это лихо
И отважно, говорят.
Дико, братцы, право, дико
Возвращаться нам назад.
ЕКАТЕРИНБУРГ, май 2004.
Свидетельство о публикации №204050200095
Иванко 2 27.11.2013 18:23 Заявить о нарушении
Мурзин Геннадий Иванович 27.11.2013 21:30 Заявить о нарушении