Разговоры с родителями. разговор первый

Напечатано в Русском Информационном Вестнике. 2003 год.


Не вредные советы родителям, которым не безразлично, что знает их ребенок по математике и знает ли он вообще что-нибудь.

1.Вы должны знать программу по математике, по которой данная школа обучает Вашего ребенка.
2.Вы должны иметь ту книгу по математике, по которой учитель Вашего ребенка его обучает.
3.Каждый учебный день Ваш ребенок должен посвящать только математике 45-60 минут из того времени, которое он тратит на приготовление домашних уроков.
4.Вы не имеете права ругать ребенка за его незнание, если не в состоянии ему помочь и его научить.
5.Вы должны уметь контролировать его учебу.



Прочитали? Плохо. Я говорю Вам, что Вы плохо прочитали.Прочитайте еще раз, а лучше пять раз каждый совет. А после этого еще пять раз, расставляя смысловые ударения на разных словах в каждом предложении, чтобы понять, о чем там вообще говорится.
А теперь по пунктам. Не говорите мне, что программу Вам никто не даст. Кто очень хочет и наладил с учителем правильные контакты, я имею в виду по-настоящему правильные, показал учителю, что очень заинтересован в его предмете и очень хочет помочь ребенку в учебе и, более того, очень доверяет учителю, эти родители получили и программу, и дополнительные материалы, и адреса, где можно приобрести эти дополнительные материалы, например для подготовки к математическим олимпиадам, которые проводит Австралия или BNZ. Это вам маленький толчок по первым двум пунктам: что делать и куда идти.

Что такое 45-60 минут, посвященные математике . Это время можно просидеть и сказать: я посвятил это время математике. А можно позаниматься. А заниматься тоже надо уметь. Для начала сядьте со своим ребенком рядом и попросите его показать, что писали в тетради в школе, спросите, что объяснял учитель. Я знаю, что скажет Ваш ребенок: ничего не объяснял, дал листочки и мы делали. А вы постарайтесь понять, что же он делал в школе на уроке из тех записей, которые сохранились в тетради. Главное не вздыхайте и не сокрушайтесь, Вашему милому созданию на самом деле тяжелее, чем Вам. Он-то скорее всего совсем не понимает, что они там делали в школе и тихо, шаг за шагом превращается в растение, даже не задумываясь об этом. Задумываться должны Вы, пока не поздно. Итак, 10 минут в тихой и спокойной обстановке ушли на выяснение изучаемой темы. У Вас уже есть книга или какой-то материал очень приближенный к тому, что делают Ваши дети в школе и Вы вместе с вашим ребенком начинаете изучать эту тему заново и, главное, радуетесь в первую очередь сами: Вы поняли, что он должен знать, в то же самое время и ребенок начинает понимать. На это уйдет еще минут 20. Для Вас это просто разминка для мозга и возможность освежить в памяти что-то давно изученное и прочно забытое, потому, как не пригодившееся. Так, вот оно! Оно нужно и пригодилось: кто же кроме вас будет помогать Вашему ребенку. А для нашего ученика это начало процесса развития мозга. Развитие-то приостановилось, Вы упустили, Вы виноваты, давайте исправлять. Не дайте Вашему ребенку пропасть в безвестности. Вы даже не подозреваете, насколько наши дети умны и гениальны, и это наша вина, что свою гениальность они зарывают очень глубоко в PLAYSTATION и компьютерные игры. Вы просто не в курсе, милые мои, что эти развлечения тормозят развитие мозга, они являются наркотиками. Но Вам удобно, Вас не беспокоят по мелочам (домашняя работа) и хорошо, а потом Вы спохватываетесь и хорошо если спохватываетесь не слишком поздно. Даже в то время, когда вы спохватились и я скажу Вам, что это не поздно, Вам придется работать и работать очень мягко, очень терпеливо, но очень настойчиво. Я вижу, что многие дети просто забыли, как выглядят книги. Они видят только кнопки и экран. А Вы сами смотрели на Ваших детей, когда они играют в компьютерные игры, Вы, родители, замечали, что происходит с Вашим произведением. Понаблюдайте за ним минут 10, только сами смотрите не на экран, а на реакции сидящего за ним. Это же Вы его произвели на свет и Вы его таким создали, каким он сейчас стал.

Но у нас осталось минут 15-20 на решение того, что задали в школе. Сделайте это вместе. Не Вы за ребенка, а независимо друг от друга, сидя за одним столом, но на разных его концах, не подглядывая друг к другу, и потом сравните свои ответы и обсудите их, если у Вас оказались разные ответы, обязательно порадуйтесь, если ответы оказались одинаковые, но обязательно спросите, как ребенок решал это, обсудите его решение. Он ДОЛЖЕН Вам рассказать и объяснить, как он решал. Не должно быть ответа: я сделал это в голове. Это и так понятно, мы все делаем там, вы должны услышать на первых порах очень корявое объяснение, но это должно быть объяснение: что, как и почему. Мягко и с чувством переполняющей Вас любви к своему ребенку поправляйте его устное объяснение. Он же не только не знает математики, он практически потерял свои знания русского языка, он не знает английского тоже. Говорит он у Вас на слэнге чаще. Это все булыжники в Ваш огород. Для Вас нет оправданий: нам некогда, мы и сами еще не устроены в этой жизни, вот встанем на ноги и тогда возьмемся... Тогда Вы уже не возьметесь, не за что будет браться.

Я практически попыталась здесь объяснить не только пункт третий, но и четвертый, и пятый.

Я очень хочу верить и надеяться, что Вы найдете в своей душе любовь и терпение для своего ребенка и не только математикой будете с ним заниматься примерно таким образом, но поможете ему и в других предметах. Безусловно все эти советы не нужны тем, у кого все в порядке с учебой детей и таких очень много. Но уже здесь за 6 лет через мои руки и мои знания прошло очень много детишек. И от статистики никуда не уйдешь. 30% талантливых, сильных, которых надо уже не учить, а направлять и они, как губки впитывают и впитывают знания и радуются вновь узнаному, как открытию, которое сделали сами. 30 % , как мы говорим, средних, часто даже это ребята, которым очень не легко дается учеба, но они тянут свою лямочку и при этом приговаривают: надо. И 30% - это те, которым очень нужна Ваша поддержка, ваше умение посидеть с ними месяца 3-4 для начала, а потом само пойдет, и Вы будете смотреть на них и радоваться. Но самое главное, вы заметите чуть позже, какой ответной любовью вернется к Вам ваш труд.

Совет предпоследний. Обратите на него внимание: у Ваших детей часто не получается освоится с математикой и другими предметами только потому, что они очень мало занимаются английским языком, не понимают смысла задач и поэтому не могут решить. Возьмите себе за правило: три дня в неделю Вы в семье читаете книги на русском языке вслух (не смейтесь, мы до сих пор читаем вслух, когда собираемся вместе и нам есть,что почитать друг другу), три дня читаете книги на английском языке и тоже вслух (Вы когда-нибудь слышали, как Ваш ребенок читает? Я слышала. В 12-14 лет косноязычно и неумело, стыдно!), Ну а последний 7-ой день так уж и быть дайте ему пострелять и побродить в виртуальном мире, но не больше, чем полчаса. Пожалейте психику своего ребенка; Вы же не знаете, в какие игры можно играть, а в какие нет, и сколько сидеть за компьютерными играми.

Совет последний. А если из всего этого ничего не получается и невозможно пробить эту железобетонную стену местного образования, если все держится в секрете: и программа и действительные знания Вашего ребенка, позвоните и я скажу Вам, что должен знать по математике Ваш ребенок в его возрасте, подскажу, как Вы лично можете ему помочь, а если не можете Вы, то приводите Вашего ребенка и мы вместе сможем это сделать. У меня есть опыт, есть результаты и, главное, любовь к Вашим детям.


Рецензии
Скажу откровенно. Со своими детьми я занималась только английским - я имею в виду, систематически, каждый день - и то только до школы. Не говорю о первичных навыках чтения, письма, развития речи, счета и т.д.
Дальше просто продуманный выбор школы и успеть предложить ребенку допольнительное в качестве поощрения пока ему интересно, а не когда уже это воспринимается из-под палки. Для сына, напрмер, это были с 7 лет школа английского языка English First с носителем языка, не говорящим по-русски, прекрасными программами, внешкольными мероприятиями и выездами в лагеря, а также с 9 лет в качестве подарка на НГ - абонемент на подростковые курсы информатики при Бауманке и поездки в подростковые же компьютерные лагеря - приятно ребенку, когда старшие с ним на равных и уважают за знания...поживем-увидим, тем более что с программой матшколы я и не пыталась справиться.
По-моему, самое важное - это интерес. Горы свернут, если интересно.
И мне до сих пор непонятно, почему ко мне в тетрадки родители никогда в жизни не заглядывали и не интересовались, сделала ли я уроки - и в результате у меня за все школьные годы была не просто медаль -даже ни одной текущей четверки не проскакивало, и я при этом не была задвинутой зубрилой - а оказывается, от нас, родителей, ждут, что мы будем стоять над душой у ребенка и лишать его самостоятельности и ответственности за свое единственное серьезное дело - учебу...
Поймите, это не полемика, и я действительно не призываю родителей отвернуться от проблем своих детей. Просто мне кажется, надо отматывать гораздо дальше. И учить гораздо более базовым вещам, нежели конкретные школьные предметы - тогда, возможно, стоять над душой и понукать не придется...

С уважением

Алексадра Сосновская   25.06.2007 08:55     Заявить о нарушении
Александра, это было написано для родителей-эмигрантов. Учиться на неродном языке очень непросто. Ребенок идет за помощью к родителям (хорошо, если идет), а у тех свои проблемы и не только с языком. За 11 лет здесь через мои руки прошло не так уж и много, детишек 250 - 300 всего. А знаете, сколько из них таких звездочек, которые учатся с легкостью, с удовольствием, без особого напряжения? Не больше 10-ти человек. В чем причина? И одна ли она?
Звездочек примерно 10. Остальные подчиняются обычной статистике 30/30/30 процентов.
Устраивай - не устраивай полемику, она ничего не даст. Каждый идет своим путем. Если я могу помочь на этом пути и ученику и его родителям, я это делаю.
С уважением,

Vikingnz   25.06.2007 13:57   Заявить о нарушении
Vikingnz, низкий поклон Вам за это.
Вы внесли посильный вклад и продолжаете быть неравнодушной.

Я немножко о более общих вещах думала - звездочек так мало, а могло быть гораздо больше, если бы родители еще до обучения математике (английскому и т.д.) воспитывали бы самостоятельность и ответственность, и поддерживали бы интерес...Позиция моих родителей была всегда и во всем ожидать от меня самостоятельных решений и ответственности за них. Может, даже перегибали - даже в таких вопросах, как выбор не только хобби, но и вуза, не соглашались советовать. Предлагали себя здраво оценить и принять решение - которое они готовы были поддержать, чем могли. Так с самого раннего детства было - вот и не приходилось им тетрадки проверять, учеба была моей собственной ответственностью - одаренность тут вовсе не при чем. Брат тяжело болел, отставал - вот с ним занимались, помогали, но таких детей гораздо меньше, чем обычных...

Алексадра Сосновская   25.06.2007 16:53   Заявить о нарушении
Алексадра, а Вы знаете, сколько есть родителей, готовых придти ребенку на помощь при необходимости, но дающих ему полное право на самоопределение? Здесь так много тонкостей, столько надо знать, чувствовать. Многих родителей сначала надо научить быть ими)))
С уважением,

Vikingnz   26.06.2007 01:48   Заявить о нарушении
Я по себе это знаю, много раз были такие моменты, когда уменя быть родителем явно не хватало - и никакая изученная в вузе:) педагогика и опыт преподавания не помогали...
Вот именно, ключевое слово здесь "при необходимости" прийти на помощь, очень легко нарушить этот баланс и выйти за границу необходимого в помощи...

Алексадра Сосновская   26.06.2007 07:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.