Весна в Канакере
Хачатур Абовян. «Раны Армении», 1841 г.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть попра и сущим во гробех живот даровав.
Канакер – пригород Еревана, в XIX веке маленькое село – родина просветителя, педагога и писателя Хачатура Абовяна, создателя нового и современного литературного языка – ашхарабар, в основу которого лег отуреченный канакерский диалект, заменивший отличающийся добротностью и выразительностью древний язык - грабар. В своем произведении «Раны Армении» воспел присоединение Армении к России в 1828 году. По официально-идеологической версии Х.Абовян убит консервативно-клерикальными кругами, по народной легенде – не вернулся из похода на гору Арарат.
В настоящее время в Канакере находятся радиомачта, раковая больница, русский православный храм и мотострелковый («канакерский») полк вооруженных сил Российской федерации. Архитектура – собственные дома, казармы середины XIX века, дом-музей Х.Абовяна, хрущовские трущобы, военный городок. Это один из самых «русских» районов Еревана.
В настоящее время политические взгляды Х.Абовяна считаются устаревшими, а языковая реформа подвергается сомнениям.
Примечание автора.
1.
Пришла весна в Канакер,
взорвались склады садов,
и через дорогу тутовник
поспешил подать цветы.
2.
Дерево обрастает кораллами
белых цветочков,
и стайкой воздушных рыбешек
зелень плывет.
3.
На единственной улице
попадешь в перестрелку:
бой ведут, из-за стен стреляя
вишен старинные стволы.
4.
В Канакере дорога одна
к Еревану сползает,
и сползают дома
с гребня волны.
Только мы их придержим, упершись
ногами в пол земляной.
5.
У моего друга свадьба.
Он взял себе невесту
с верхней улицы,
где она по-деревенски
смотрела на горы в окно.
6.
У моего друга друзья
на свадьбу достали "линкольн"
и в коньячные бутылки
наливали самогон.
7.
У моего друга есть брат-
поэт и этажерка с книгами,
и темный желтолистый Пабло Неруда
ушел на кулечки для семечек.
8.
Он просил, умолял меня
подарить ему эту книгу,
а я надписал ее другу,
и она никому не досталась.
9.
Здесь каждый второй шофер
или механик или продавец
бензина. –
В банках березовый сок
изогнутого тела улицы.
10.
Тело улицы поит и кормит.
В стеклянных банках бензин -
то березовый сок продается.
11.
Поздоровайся
со всеми братьями
друга, они входили и входили
за каждым твоим словом.
12.
У младшего руки
татуированы маслом и грязью.
Не скажешь, что он не касался
длинных ресниц местной красавицы.
13.
Обкраденный,
проедешь в машине
через цыганский квартал.
Но деньги и ручка на месте.
14.
От Алагеза отделилось облако.
И к вечеру до нас дошло
дыхание персидской конницы
и дикий топот - прямо в мозг -
арабских скакунов.
15.
Весна в Канакере с трудом
осилила подъем.
Внизу Ереван
как огромная рыбина
задыхается в мареве лета.
А Ара-лер виден и Алагез в снегу
поверх пасущихся хребтов
как замороженные туши;
и каждое белое сухожилие
там стягивает красную плоть;
от холода дрожат глаза,
как будто бы перед морозильником;
от вершин клубятся облака -
поднимает пыль персидская конница;
зима ушла, но нас
доконают эти набеги;
и вот уже в мороси стрел
исчезает радиомачта.
16.
И значит, будут дожди
и будет печка стоять
как ржавое напоминанье
о старой и сдохшей зиме.
17.
А печка в прихожей
опасно прогнулась
от огромных кастрюль,
где кипятится белье.
18.
А печка в прихожей -
бурый и ржавый остаток
перегоревших споров
и высохших крестьянских обид.
19.
Над Канакером знаменем полощется
родная синева.
Но дыхание снежных отрогов
и пар от наших кастрюль
вновь к ней подмешивается.
20.
Сирень легла на сетку забора
всем туловищем, и тутовник
через дорогу коснуться ее
тянется.
Лужи, как зеркала,
показывают дома
и синеву, плывущую
куда-то.
Здесь все сравнения
автомобильны.
В Канакере
не у кого спросить времени,-
даже нищие ездят на попутных,
ленясь ходить пешком.
Рождаются мухи.
Изумрудные жуки
вокруг жасмина примеряют
ожерелье.
Душно.
В стеклянных банках мутный
березовый сок бензина
для задыхающихся авто
иногородних.
Продавец
апельсинов никого не интересует,
как если б он торговал
теннисными мячиками разного
цвета, сорта и вкуса;
и сидит он, сам экзотичен,
в сомбреро, наблюдая, -
как
в гараже трое мужчин
оперируют дряхлое "жигули",
по закону экономии и родства
расстаться с ним не хотят
третью неделю.
Тополь, вернее, его жирные листы,
менингитовые головы отпрысков
скрывают срубленное тело -
пенек в семействе цыганской
поросли.
А где-то тонкие прутья,
облизанные и высосанные зимой,
торгуют словно семечками
своими почками.
Здесь
на единственной улице
собраны вместе
все стадии весны,
все месяцы,
все родственники
опять по закону нищеты;
как на похоронах
пустынно.
В домах
люди ютятся в коридорах,
где до сих пор стоят печи,
а остальные полдома,
комнаты с приданым, холодны
как склепы.
Дворы,
они же прачечные и огороды,
и дети в них добывают
косточки, гвозди и шланги
для своего хозяйства.
Дворы
они же дом и беспредельность
бездомности.
Увы!
Что может путного
быть в Канакере.
Слово
еще здесь влажно от слез,
словно память
об убиенном.
Канакер
одевается в мимолетную ветхость
ереванских базаров,
но в нем постоянно сквозит
ветром поэзии.
21.
Канакер наводнила свита
генеральских и посольских чинов
из Москвы.
Какая роскошь достоинства
и скромности - в бархат
молчания прячем
осунувшиеся лица!
22.
Будто и смуглая красавица
с огненною прядью
здесь сварена из авточастей,
и глаза ее ранят
очерненными заусеницами
длинных ресниц.
23.
Над русской церковью взлетает
тройка голубей.
И они летят обратно
к сапожнику Мхо.
24.
Туман надвинулся сверху
и снег принес на горы,
вновь одеваем сапоги.
Как призрачна дымка весны,
прижатая легким морозцем.
А из тумана, как из ковчега,
по узкому отрогу, в тесноте,
по тротуарам, попарно
спускаются, ломая тишину
и друг на друга наседая и давя,
истощенные и взбешенные,
перемазанные навозом и сеном,
хибарки, сады и высотки
Канакера -
в сторону Еревана.
25.
Тяжел и замедлен обман,
будто льющийся мед.
И пока он льется,
успеем еще досказать.
26.
Не спрашивай о песнях и досуге.
У них нет времени.
У нас нет времени.
Дыхание и грудь, как вакуум и цилиндр:
поршнем ходит бешенство,
колотит в грудь.
27.
Весна пришла в Канакер...
И последней возможностью ее удержать
был крестный ход со свечками,
три раза намотанный на русскую
церковь.
28.
Новая песня родится
так редко,
как редко открывается
черный армянский молитвенник.
29.
Каждый в отдельности личность.
В группе они бедолаги.
Но прищурим глаза и представим,
когда они мир.
Миру песня моя.
30.
У нас свой крест -
до Царствия Небесного работать.
И только тогда руки отмоем
в блаженстве - горячей водой.
31.
От страха смерти теперь
трепещет, как лист на ветру,
целый народ,
а когда-то
гибли только одинокие
поэты в бессмертье своем.
32.
Еще ничего не пропало,
хотя стерлись наличники,
истоптана обувь,
и порог ушел в землю,
и в Канакер врывается пустыня
воздуха.
33.
Старинный пригород.
И не разгадан, не развязан,
но уже расслаблен
жесткий узел нравов отцовских
на теле невест и женихов.
34.
Истоптан пригород.
И над старой подошвой
часами возится сапожник-вельможа.
Из печальных рук валятся дела,
и краткий вздох вмещает
столько радости ушедшей,
сколько памяти ресничный взмах
старинных мастеров вмещает.
35.
Будто стук раздается
у кого-то во дворе -
да то показалось.
Нет кузнеца,
как когда-то
не стало
нашего солнца,
нашего слова,
нашего Абовяна;
только муравей
старый булыжник
перебегает,
сдвинутый от скорби
в наших сердцах,
в нашей гортани.
36.
Просветитель
желчными речами
мешает мед ночей грабарских,
и кажется, что ради света
можно звезды расколоть, как орехи.
37.
Вишни эти - Кровь Абовяна.
Глагол неизреченный тяготеет
свинцовым небом,
и черные, как зеки, мы.
38.
Неразрешимость эта - ночь убийства
и свет вины, как отсвет, на лице.
Иного нет –
так день вчерашний
смешается навек с землей.
39.
Бессильные,
разрыв земной коры
мы в сердце наблюдаем.
Уходит ночь грабарской тени,
оставив утреннего света труп.
40.
Больная вечность нашей совести поет:
Уйдем туда, где Абовян живой
еще стучит по этой мостовой.
И как толпа, надвинется, плотна,
грабарской речи темная стена.
И чьей-то тени тонкий волосок,
за Абовяном медленно ползет,
чтоб совершить убийственный бросок.
41.
В быту с тех пор ничего не изменилось:
чуть свет встаем - и прямо по делам,
но дела испаряются и утекают.
И мы стоим, присмирев, с кулаками
ненужными в новом ювелирном деле,
никого не убив, никого не слепив.
42.
И с тех пор - беспредельно
уважение к человеку с бумагой.
Сникнем - какой он знак поставит
нашему молчанию.
43.
Разговор с незнакомцем во тьме,
что с размаху ножом
бьешь промеж пальцев чужих.
44.
Речь циника гортанна,
напомнила китайскую поэзию -
повеяло от него
невыразимой тоской.
45.
Постарел в нашем дворе
дурачок Рубик.
И благородным порывом мысли
врезались надбровные дуги.
46.
Дождь пошел - Страсти Господни.
Как нам его пережить?
Ночь прошла - дождь льется еще
и земля не принимает его.
47.
Пустынно так - развязан смысл.
А завязать его - на то умения
нашего не хватит,
Боже!
47.
Сколько звезд истлело,
сколько выцвело,
и мы понимаем,
как долго покойники ждут
часа сиянья.
48.
Мудрость народная тает
и зимы, суровы, бесснежны,
снег падает, тотчас серея
над разливами грязи.
49.
А русский полк стоит, бряцая
разводами, парадами и зорями.
И под него мы кяманчу настроим
и песню тихо допоем.
50.
Тебе ли дождь докучает?
Ослепла,
плетя из нитей его
время любви.
51.
Боюсь, осень придет,
и ты уедешь,
оставив цыганской лачужкой
дом твой на этой звезде.
52.
Вот срок тебе, милая.
Скажи своим братьям,
пусть добудут коньяк и белые скатерти
тебя проводить.
53.
День Выпрямленья Гвоздей.
Каждый да прикусит
свой масляный палец
и крови алый пузырек.
54.
На короткий промежуток
от потопа до воскресения
блеснет наша весна.
55.
Пусть май затрепещет
на этих двух тополях,
на третьем -
пусть подождет.
56.
И на мгновенье солнце припечатало
так тщательно
свой льющийся сургуч
на наших спинах.
57.
Как темен и затерт
брошенный черенок лопаты,
а сколько еще вещей
безымянных рядом
живут, пропадают.
58.
У языка столько слов
(в больших городах),
но мы их не знаем,
пользуясь мелочью
и пропадая в долгах.
59.
Ночь закончилась.
Приведем мысли в порядок.
И отправимся в город
за последними покупками.
60.
И отсюда - до ужаса ясно:
туча грозовая
зальет черно-мыльной водой
Норк и Канакер,
а там наши дети остались.
61.
Оставлена стирка.
Сейчас все мы хлебнем
дождевой черно-мыльной воды,
заодно и руки помоем.
62.
Что нам до горного хрусталя
высокого смысла.
Руки наши черны.
Скорбь и земля нам даны
как самая страшная рана Бога.
63.
Изрезаны сердец наших стены.
Вот скоро сгребем мы в охапку
наш дом скорбей,
на русскую Пасху понесем.
64.
Истлевший ковер
продать не удалось.
Предлагали за него - стыдно сказать -
на две автопокрышки.
65.
Град побил всю вишню,
дев канакерских увел, погубил.
И белые, розовые платья на земле
не брызнут летом кровью радости.
66.
И долго в ушах будет петь
"Христос воскресе..."
И небо уже отделилось, бледнея
над Канакером - без туч.
67.
Для пятых этажей
благовест церкви -
как мелодия телефона
в нагрудном кармане.
68.
До последнего удара,
до последней струны
кружился хоровод
гаражей, ворот и крыш.
3 – 5 мая 2002 года
Свидетельство о публикации №204052400159