Маленькие разборки и оценки от Шуры Борисовой
Я зачитался. Я читал давно
С тех пор, как дождь пошел стучать в окно.
Весь с головою в чтение уйдя,
Не слышал я дождя.
Р.-М. Рильке
Надеюсь, что больше ни одному организатору не придет в голову звать меня в жюрики. Но случись такое, соглашусь только в том случае, если конкурсные работы будут оцениваться по двухбалльной системе. Да – нет, плюс – минус. Легко и просто быть триггером. И, действительно, если рассказ понравился, уже не хочется разбирать его по словечкам да по косточкам, от этого он несколько теряет в очаровании. А если не понравился, то и нечего время терять...
Я оценивала рассказы очень субъективно. Не в том смысле, что приятелям балл завышала, а незнакомцам занижала. А в том, что в первую очередь рассуживала по принципу: интересно читать или неинтересно лично мне. И еще – насколько оригинальной показалась идея. Например, в номинации «Лифты и люди» семь рассказов написаны от имени лифта. Согласитесь, об оригинальности здесь говорить смешно. Ну и язык для меня важен, конечно. Опять же, чистенько-гладенько написано, без зацепочек, или наоборот – не главное соображение. Как автор строит фразы, как подбирает слова – вот что мне важно. И чувствую ли я благодаря тексту интонацию автора, его дыхание. Иногда случается, интонация есть, но она не совпадает с авторской – получается диссонанс, фальшь. Что там скрывать, я весьма привередливый читатель.
Впрочем, хватить говорить не по существу. Вот вам оценки.
Номинация «ЛЮДИ И ЛИФТЫ»
_______________________
Иди, сынок… Иди… (Shter)
Еще одна гармоника в лифтерском спектре. Достоверно и, увы, нудновато.
5.5
Восточная чайная церемония (Клуб Животных)
Иокогама. Сидзуки. Оригами. Икэбана. Сеппука. Харакири. Хокку. Кэндзюцу. Нэцке. Ча (так звучит по-японски «восточная чайная церемония». Это мне один знакомый японец сказал). Если напрячься, можно еще несколько слов вспомнить. Но и все вместе они вряд ли помогут мне понять, о чем этот текст.
2.0
________________
Sol… (Ольга Чука)
Пронзительная история. Емкая. Точно выстроенная. Ей веришь. Хороша и без всякого лифтового конкурса.
7.0
_________________________
Лифтоофан (Виктор Иванов)
Всего лишь одно небрежно выбранное слово может решить судьбу отношений между рассказом и его читателем. Пример? Пожалуйста.
«Лифтоофан» – будто бы детективная история. По мотивам. А значит, в ней должна быть динамика (я же помню, первоисточник очень динамичен). Итак, понеслись. Начало рассказа, герои знакомятся. Обмениваются первыми репликами: чпок-чпок, чпок-чпок. И вот:
– Это? Ну, как бы вам лучше объяснить.
– Да уж извольте, по какой такой причине я должен опаздывать на работу и соответственно ее лишиться.
Тр-р-р-р. Торможу. Не понимаю, почему если один ПЛОХО объяснит, другой опоздает на работу. Так, читаю еще раз. Не понимаю. Вот если бы первый ДОЛГО объяснял, опоздание второго было бы неизбежным. Значит, не «как бы вам лучше объяснить», а «как бы вам покороче объяснить». Все. Динамика чтения нарушена. Дальше все может быть замечательно. Просто классно! Но уже не для меня. А жаль. Автор ведь старался: тончайшие намеки, аллюзии, ловкие сюжетные ходы. Но все это не для меня, мимо меня, я безнадежна, я не понимаю. Автор может возразить: ну и что, меня другие прочтут и поймут. На что у же я возражу: эээ, зачем разбрасываться читателями, даже одним, если есть возможность не делать этого.
Словом, избегайте небрежности.
5.0
Спасибо, сестрица (Марфуша Валгалло)
В лучших традициях мировой «зверской» литературы.
6.5
_________________
А годы летят... (ES)
Вряд ли целесообразно помещать в начале рассказа утверждение, о справедливости которого можно спорить и спорить (и которое сам же автор в конце опровергает). Иной читатель, наткнувшись на него, не согласится и дальнейший текст будет воспринимать в свете этого несогласия. И для того чтобы минус в читательском мозгу поменялся на плюс, текст этот должен быть необыкновенной красоты и силы.
5.0
А лифтов тогда не было… (Зажигалка)
Действительно, что мы все о лифтах да о лифтах. Вот автор Зажигалка предлагает поговорить о бревне. Смелость, между прочим, нужна и сила, чтобы притащить на лифтерский конкурс бревно.
6.5
Производственная история справедливой мести самой скромной девушки сайта (Зиночка Скромневич)
Пожалуй, это первый комикс, который я не захлопнула после рассматривания первой же картинки. И не потому только, что жюрительный долг обязывал выяснить, что же в конце. А еще и потому, что у художника, в смысле художницы, очень и очень неплохая техника.
7.0
____________________________
Я еду в лифте (Ирина Чинская)
Это же настоящая баллада, только нерифмованная.
Но текст выписан не слишком тщательно. Читая, цепляешься взглядом за шероховатости: вот здесь, вот здесь, вот здесь... И думаешь – повнимательнее, автор, повнимательнее.
5.0
Розовый лепесток фиалки (Shark, он же Евгений Акуленко)
Хорошо: легко, светло. Танцующий текст :)))
Каждая барышня мечтает о принце. И потому я растаяла, прочитав о далеком – неведомом и невидимом – Игнате, который дарит радость тем, кто готов этой радости радоваться. Ну просто герой моего времени!
А вот здесь: «В распустившихся бутонах шиповника копошились жуки-бронзовки, тотчас собранные Настюхой в карман шорт» и вовсе сомлела.
7.8
__________________________
Виртуальный лифт (Прокопыч)
По старой дружбе :)))
4.5
____________________________
Лифт (страшная история) (Жени)
Первый вопрос – о свисающем тросе. Хорошо, вот Петр Васильевич ждет, когда приедет лифт. Дом из старых, там лифт движется внутри заключенного в металлическую сетку лифтового колодца. Трос может быть виден. Но когда Петр Васильевич в кабине, откуда он может знать, что «Шланг, спружинив, покачался и затих». По звукам? («...не поверил своим ушам») А какие такие звуки издает пружинящий и затихающий шланг?
Далее. Герой смотрит на потолок и вспоминает фильм, где кто-то спрятался «на такой вот крыше лифта…» На какой такой крыше, смотрит-то он на потолок?
«...и Петр Васильевич близко-близко от своего лица увидел его острые клыки». Острые клыки своего лица?
4.0
_____________________________
Наедине с лифтом (София Панова)
Вторая половина текста исполнена довольно небрежно. А поскольку сам текст короткий, то
2.0
____________
ТКО (Carapax)
Самый смешной, на мой взгляд, рассказ на конкурсе. Короткий и вместе с тем информативный. В двух тыщах знаков – как на ладони – боксерское прошлое Сергея Геннадьича, не боксерское настоящее и открытое будущее (как и подобает будущему, стоит ли в него заглядывать?).
7.0
___________________
Туда-сюда (Юрча)
Замечательный рассказ. Я читала его как триллер. С каждой фразой обстановка в районе свежевырытой могилы становится все тревожнее и тревожнее: что-то должно случиться, что-то должно случиться... И какое наступает облегчение, когда понимаешь, что все закончилось хорошо, все живы. Обманул автор, обманул! Спасибо ему за это.
Конечно, рассказ неплохо было бы подвергнуть небольшому редактированию. Но мелочи это.
7.5
Россия, которую мы потеряли в лифте (Марк Азов)
Придраться не к чему. Написанному верю. Грустно и смешно.
8.9
__________________________
Слепая любовь (Тоска Зелёная)
Остроумно: название + идея. Но миниатюре недостает изящной выделки. Хм, даже не изящной, а просто выделки.
«Он такой сильный и надежный. Он меня не подведет. С Ним я чувствую себя в безопасности». До первого сбоя. Вот застрянет где-нибудь между этажами... И получится обманутая любовь. В отношении слепой девушки – очень жестоко.
4.5
Вознесение в рай (Фурта Станислав)
Мне кажется, рассказ передуман и недоделан.
О недоделанности свидетельствуют такие фразы, как:
«Еще муторнее…, когда замутненный...»
«…травинку, буравящую… зеленью, пробившуюся… из комьев». Пусть бы травинка и пробивалась из комьев.
Мало верится, что когда человеку муторно (пьяный он потому что!), его пробивает на философию. Естественнее думать, как бы не стошнило в неудобном месте. Но, с другой стороны, может, кого и пробивает.
Что касается передуманности. Однажды я разговаривала с талантливым художником. Он сказал, что главный его принцип в творчестве – «лучше недо, чем пере». На удивление, этот принцип в большинстве случаев срабатывает.
У Вас – с этим «аллах акбаром» – получилось «пере», чрезмерно.
5.5
_________________
Лифт (В. Шимберев)
Идея замечательная, но слегка недотянута. Если существует это самое лифтовое ГАИ, и у героя там даже брат работает, чего его тогда в начале миниатюры колет, как при радикулите? И почему он как будто не понимает Серегиных приготовлений? Мне кажется, про пристежку для безопасности и про штаны – лишнее.
6.0
Не ездийте с хачами у лифте! (Тереза Кураж)
За попытку воплощения в литературе образов пламенных птушниц –
5.5
Феноменосно, подруженька! (Михаил Лезинский, Эдуард Угулава)
Смешно!
7.0
_____________________________
Вот так бывает (Сергей Хирьянов)
Извините – не решаюсь судить.
Лифт с надписью «Жизнь» (Pomka)
Автор романтично и вместе с тем ясно (не такое уж и частое сочетание) изложил свое понимание проблемы лифтов и лифтеров.
Мне не совсем корректной показалась фраза «вся наша жизнь состоит из лифтов». В крайнем случае из поездок на лифтах – или чего-то в этом роде.
4.0
_____________________________
Между шестым и седьмым (fedos)
Поведение главного героя логично и не вызывает вопросов. И он мне очень симпатичен. Пьяница только. Шесть (шесть, я не ошиблась?) бутылок «777» – не перебор ли?
Но барышня… Тоже, вроде, симпатичная. Но ведь соврала, что корреспондентка.
А-а-а-а… А может, ее, барышни, и вовсе не было? То есть налицо эзотерическое повествование?
5.5
Великое висение (Анастасия Галицкая)
Ну что же… Как человек, не гнушающийся лифтозастреванием во время свадьбы, скажу автору: Рот-фронт! Но пасаран! Белое платье форева! Черные шубы маздай! И все это не в застрявшем лифте, а на воле:)))
6.5
L”Ascenseur pour l”echafaud (lawrence)
Рассказ написан хорошо, в смысле его язык хорош. Но он весь почти состоит из тривиального. Обычные для интеллигентного человека размышления, облеченные в обычные для хорошо владеющего словом автора фразы. Идея: жизнь – это лифт на эшафот. Или я ошибаюсь?
Три момента понравились:
1. «…и она убежала, немножко пританцовывая (вс-таки немножко здесь не самое удачное слово, на мой взгляд. – Ш.Б.) и бесшумно шевеля губами.
Странно, а когда я последний раз видел, чтобы вот так подпевали?..»
2. «…а сам лифт, казалось, не просто подымался, а двигался как-то странно: шаг вверх, шаг вбок – их мир за спиной…». Чей это «их» мир, за чьей спиной и почему за спиной – не слишком понятно, но думаешь: и черт с ним, что непонятно, здорово-то как!
3. «В гости к Богу не бывает опозданий».
5.5
____________________________
Не надо товарищ! (Ion von Donn)
Читается легко.
5.5
Диагноз: лифтофобия (Элла Дерзай)
Рхспс. Один из моих любимых в здешнем собрании.
8.8
____________________________
элен и мойва. (Инга Маховецкая)
Как будто бесхитростный, ни на что не притязающий рассказ о трех подружках и лифтере.
Но сколько тем затронуто!
Достижение гармонии в жизни: раз есть мойва, должно быть и пиво.
Склонность студентов к злостным прогулам самых важных семинаров.
Женский пивной алкоголизм.
Неисповедимость божиих путей: кандидат наук уже двадцать лет работает лифтером.
Склонность абитуриентов к нервным расстройствам в период вступительных экзаменов.
Кто свой, а кто чужой в славной столице нашей родины.
Ну и так далее.
Жаль, что схема «три девицы под окном…» не завершена. Слово о себе сказала только одна девушка. А может, и не жаль…
7.0
Пассажирский лифт как способ лечения некоторых хронических заболеваний (Фанатик)
Уважаемый автор. Я понимаю, что от темы, которую Вы взялись осветить в своем рассказе, никуда не уйти. Она естественна, как сама жизнь. Но что-то мне не очень нравится читать про это в художественной литературе, хотя я отдаю должное Вашей находчивости. А также остроумию.
4.0
Влияние лифтового транспорта на становление личности (Designer)
Идея – хорошая. Язык – душевный. Но по прочтении остается ощущение недовысказанности. А еще что окончание слишком торопливо «схлопнуто»
6.0
_______________
Против (Зазанова)
Интрига обозначена, но не разработана. Это не миниатюра. Это пролог эпопеи о тяжелой борьбе маленькой дефачки с большими лифтами. Выполнен неплохо. Не до конца, правда, отшлифован. И что там говорить, в некоторых местах автор перебарщивает, стараясь сделать смешно.
5.5
Писатель Зажигалкин и конфуз с лифтом (Эратический Валун)
У автора достает воображения придумать интригу, но недостает усидчивости работать над текстом. В нем (в тексте) конь не валялся.
4.5
_____________________________
Еду в лифте… (Юрий Тубольцев)
Как будто абсурд. Но уж больно искусственный. И потому не сильно впечатляет.
3.0
Номинация «ЛИФТЫ И ЛЮДИ»
История старого лифта (ТатьянаПаршикова)
Хороший рассказ, обстоятельный, с неожиданныи приключениями.
Может быть, излишне обстоятельный.
5.5
________________________
Загадка (Марфуша Валгалло)
Автор кокетничает, задавая вопрос «кто испортил?», потому что ответ знает.
Простота и ясность изложения, легкое лукавство.
6.0
____________________________
Дружите с лифтами (Сэм Дьюрак)
Безукоризненно написанный рассказ. Но. Если предположить, что любой рассказ существо живое, и у него есть лицо и спина (могу я себе позволить такое допущение?), то у этого слишком общие черты, а за спиной встает мировая художественная литература практически в полном объеме, она отвлекает мое внимание. :)))
7.6
_______________________
Таковы правила (Лилу Блю)
Отличная миниатюра. Каковы характеры!
6.5
История о том, как лифт попытался изменить мир (Лучик Солнца)
Очень задорная идея.
Про сплетни, из-за чего поссорились окно с форточкой, понравилось.
Но над текстом – работать и работать.
Прочитав «А я лишь простой лифт, с огромным зеркалом в половину стены, которое украшено массивной дорогой рамой. Лифт с мягкими сиденьями по периметру и позолоченным потолком…», подумала: ничего себе, простенький такой лифтец. Мне кажется, автор, что Вы немного подставились.
4.5
Вечер начался в лифте... (София Панова)
Э-э-э... А что случилось-то? До лифта? Эротическая миниатюра с открытым началом?
Многовато для такого короткого текста неувязок в словах.
1.5
_______________
Мастур… (Жени)
Весьма динамично.
Почему-то вспомнился Михалков из «Вокзала для двоих», говорящий Гурченко «сама-сама-сама». Впрочем, дословно не помню.
2.5
Фрикционный труженик (Алена Смирнова)
Вот вам и пожалуйста. И у лифтов бывают разные характеры. У здешнего – не характер, а характерец! Судьбой своей мало доволен, завидует соседям. Окружающее ему скорее не нравится, чем нравится. И все мысли его заняты исключительно собственной лифтовой персоной! Встреть я человека с такими же привычками и качествами, вряд ли он покажется мне симпатичным. А написано неплохо.
5.0
Немолодой лифт мыслит самостоятельно (Анна Рулевская)
Из серии рассказов «Сказки старого лифта», а их в номинации «Лифты и люди» несколько, этот, на мой взгляд, самый лучший. С удовольствием познакомилась с главным героем. Очень уж душевный... лифт.
7.0
Легенда о Звёздных Лифтёрах (isaak neumann)
Героический рассказ. Но мне кажется, что:
а) до легенды он не дотягивает.
б) «гримасничающие» (силуэты) – не самое звучное слово. Да что скрывать, оно труднопроизносимо.
в) «Многие неправильно считают, что лифт есть средство передвижения туда (вверх) и оттуда (вниз)». Но автор нигде объясняет, как правильно.
г) последний абзац, хоть и сопряжен с первым по смыслу, но написан исключительно с прицелом на красивое окончание. И про «Божье Откровенье» это вместо «аминь?».
5.0
Лифтер (о происхождении вида) (Lisnerpa)
Люблю этимологические исследования. А сказочно исполненные – в особенности. И вообще этот текст напоминает мне булочку с изюмом :)))
8.0
_____________________
Лифт (Аркадий Гердов)
Написано очень хорошо. Про «внутренний голос» – выше всяких похвал.
Но идея? Автор заинтриговал читателя, да так и бросил – заинтригованным.
Можно только догадываться, зачем герой оказался внутри описываемого лифта. Мне показалось, чтобы посмотреть через прозрачную крышу на звездное небо – заглянуть в бездну... Но где результаты заглядывания?
6.5
Бесконечность отрезка (Рыжков Олег)
С удовольствием прислушалась к бормотанию старого лифта. Он рассказывает о жизни.
«...а лет после пяти бесконечной езды по ограниченному отрезку вселенной мы стали умными, но дребезжащими снаружи и брюзжащими внутри…». Дребезжащими и брюзжащими, дребезжащими и брюзжащими... Ну и что с того, что причастия, а звуки-то описывают те самые, исконно лифтовые.
6.0
_____________________________
Время и лифт (Юрий Тубольцев)
На лифт-то неча пенять... :))))
То, что герой решил прояснить для себя, почему его жизнь изменилась в худшую сторону (худшую – я ведь не ошибаюсь?), это плюс...
Но то, что он решил, будто все его проблемы родом из лифтовой кабины, минус. Идите в своих рассуждениях дальше, и у Вас получится роман. Даже закладываться ни на что не надо, не лифт там будет главным отрицательным героем.
3.5
Маленький мальчик на лифте катался (Евгений Шапиро)
Автор, пользуясь только ему известными и, видимо, очень секретными источниками, дал толкование едва ли не самого популярного садистского стишка. Его версия заставляет задуматься вот о чем: и остальные стишки – не просто ритмически упорядоченное, рифмованное изложение пусть печальных, но будничных земных событий, а зашифрованные сообщения, несущие в себе информацию о других успешных операциях Светлой коалиции.
Но! Автор много утаил от читателя. Это раз. И он слишком старался быть безупречным повествователем. И стал немного скучен. Это два.
5.0
как элен поступала в аспирантуру (Инга Маховецкая)
Рассказ хороший сам по себе.
6.5
_______________________
Лифтовой (Natella Osmanli)
Словесная ткань миниатюры при внимательном рассмотрении оказывается очень и очень симпатичной. Интересные наблюдения, мягкая ирония etc. Не хватает ерунды – хотя бы маленькой интриги.
6.0
__________________
Жуж-щелк (Зазанова)
Та-а-ак. Механизм с программным управлением, постепенно приходящий в сознание, ну то есть обретающий сознание. Извечный вопрос: можно ли научить мыслить машину?
Очень понравился эпизод с подпрыгивающим ребенком: тепло и нежно. Только уважаемый автор, что за влаговыделение Вы имели в виду? Человеческое дите может плакать (от огорчения или смеха), пИсать...
И еще: графоман женского пола. «Неоднозначность, неоднозначность, неоднозначность... Зона повышенной сложности...» Спасибо :))))
4.5
Лифты и люди (Рустам Хисаметдинов)
Лифт, помахивая крыльями, скачет по крышам домов. Замечательный образ.
Но все же подобное понятие свободы вполне общепринято. Я бы, например, не отказалась от крыш и крыльев за спиной. А ведь в тексте сказано, что лифт грезит о чем-то совершенно противоположном. Короче, логика немного сбоит. Ой, только не говорите мне, что настоящие писатели-поэты логики не знают:)))
2.5
_______________________
Откровение сниже (Carapax)
Автор искусно балансирует на грани между физикой и философией.
В конце баланс нарушается. Ни физики, ни философии – куча мала. Четырежды перечитала конец текста, но так и не поняла, в какую стену огромным шаром вошел Петька.
4.5
Номинация «СТИХИ И ПЕСНИ»
Как-то само написалось... Даже неловко... (Жени)
Ну что тут сказать, жанр испытанный, любимый миллионами. Ничего особенно остроумного я здесь не нашла, впрочем, этого и не надо. Садистские стишки должны быть дурацкими. Молодец автор.
5.0
_____________________________
Из истории трусов (Саша Стасова)
Этот стих еще раз подтверждает мысль о том, что историю следует разглядывать под разными углами. Всегда откроется что-нибудь неожиданное.
6.5
Бравые похождения барчонка (Юрий Тубольцев)
Ретроспектива лифтерского конкурса? Автор находчив. Но я сомневаюсь – можно ли этот текст назвать стихом?
4.0
______________________
Песня лифта (Вячеслав М.)
Слезовышибательный текст.
3.0
Свидетельство о публикации №204052500101
которые впрочем, никакого отношения к тексту не имеют...
София Панова 31.05.2004 08:52 Заявить о нарушении
Отчего же не имеют.
Несколько бы вступительных слов не помешали. А то ведь начинаете в лоб. И думаешь - с чего это барышню так разобрало...
Шура Борисова 31.05.2004 12:44 Заявить о нарушении