Дорогая моя, дорогая. Кора

В пьесе "ДОРОГАЯ МОЯ, ДОРОГАЯ (КОРА)" - использованы стихи Юлии Листвицкой:
http://stihi.ru/author.html?listvicka

 Пьеса впервые была поставлена в 2006 году Ирэной Грегор в рамках Открытого театрально-художественного проекта на сцене Государственного культурного центра-музея В.С.Высоцкого. Художественный руководитель проекта - Ирина Гречаник, арт-директор - Галина Филаткина
 Премьера состоялась 27-28 октября. Афиша проекта на сайте:
 http://www.irenagregor.ru/rus/teatr/db.htm



КОРА
("Дорогая моя, дорогая...")

Пьеса в 2-х действиях

 "Любовь... покрывает все..."
 Св. Апостол Павел

От автора.

 В этой пьесе все выдумано. В этой пьесе все реально. Прототипы героев прошли через жернова событий пьесы и остались живы. Впрочем, кто-то из них все же умер - с точки зрения влияния ирреального на реальность. Главная героиня пьесы распорядилась своей жизнью вопреки пожеланиям автора. Отчаяние и радость, боль и страсть, дыхание любви и зов смерти, невозможность и еще раз невозможность родили эту пьесу.
 Предметы и вещи могут быть и не быть. Быт в пьесе существует в категории "параллельной необязательности" - именно так его воспринимали прототипы героев.
 Иногда воображение автора переносило события пьесы внутрь огромной розы, распускающейся по мере развития коллизии и увядающей после смерти героини. Но это козни кинематографического влияния и автор не настаивает на сюрреалистическом педалировании.
 Автор просит относится к этой пьесе как к истории трагической любви - прочтение в контексте проблемы сексуальной дезориентации неизменно уничтожает чувственность и психологизм пьесы.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА :

Кора
Александр
Юлия
Анна

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина 1

Здесь и далее квартира Коры и Александра.
Стремительно входит Александр. В его руках шампанское.
Он пересекает комнату, включает музыку и возвращается,
пытаясь на ходу открыть шампанское.

АЛЕКСАНДР (кричит). Кора, тащи ее сюда, она ни за что не помешает! Юлия, не лги, тебя дома никто не ждет! Кому ты нужна кроме нас? А мы тебя любим. Больше, чем все остальные вместе взятые! (Смеется.)

Входят Кора и Юлия. Кора с цветами. В руках
Александра, наконец, выстреливает шампанское.

АЛЕКСАНДР (возбужденно). "Вошел - и пробка в потолок!"
КОРА. Где бокалы, гусар?
АЛЕКСАНДР. Вообще-то это был одноразовый салют в твою честь. Если не впечатлило - есть настоящие венецианские петарды. Принести?
КОРА (улыбается). Пожалей пожарных и скорую помощь. Лучше бокалы.

Александр выходит за бокалами.

ЮЛИЯ. Это было потрясающе.
КОРА. Спасибо.
ЮЛИЯ. Я поймала себя на мысли, что я тобой не просто восхищаюсь: я тебе завидую.
КОРА. Не придумывай, мы с тобой никогда не будем соперницами.
ЮЛИЯ. Теперь уже никогда.

Возвращается Александр.

АЛЕКСАНДР. Юлия, не кисни! Успехи друзей должны радовать. Вот я ей нисколько не завидую.
ЮЛИЯ. Ты известный режиссер. Что тебе зависть?
АЛЕКСАНДР. А ты изумительная актриса второго плана. Номер один! (Разливает шампанское.)
ЮЛИЯ. Второй план у меня всегда ассоциируется со вторым сортом.
АЛЕКСАНДР. Я обещаю поставить спектакль на тебя. Сыграешь с Корой. Чудная пара ... Где было раньше мое чутье?
КОРА. Лови момент, подруга, он редко бывает таким щедрым.
ЮЛИЯ. Завтра он протрезвеет и скажет, что пошутил.
КОРА. Я не дам ему отвертеться.
АЛЕСАНДР. Мне не верят? Эй, вы с кем разговариваете, дорогие мои? Кора, я никогда...
ЮЛИЯ (провоцирующе). Он никогда?
КОРА (поддерживает игру). Он? Никогда.
ЮЛИЯ (поднимая бокал). Тогда за мужчин, которые "никогда"!

Обе смеются и пьют.

АЛЕСАНДР. Девушки, девушки! Так нельзя. Я чувствую запах заговора.
КОРА. Это запах шампанского, дорогой.
АЛЕСАНДР. У меня абсолютный нюх. (Приближает лицо к волосам Коры).
КОРА. И что ты учуял, милый?
АЛЕСАНДР. Женщину, в которую безумно влюблен.
КОРА. Это что-то означает?
АЛЕСАНДР. Надеюсь, что не только для меня.
ЮЛИЯ (улыбаясь). Вот так всегда. Сначала тащат в дом, а потом... Ну ладно. (Собирается уходить.)
КОРА (высвобождаясь из рук Александра). Юлия, он шутит.
АЛЕСАНДР. Милая, как я могу шутить, когда речь идет о любви?
ЮЛИЯ. Вот что, Ромео, я с удовольствием оставляю тебя наедине с возлюбленной, но пообещай мне, что финал ночи будет не по Шекспиру. До завтра.
 
Юлия идет к выходу. Александр смущенно ее сопровождает.

АЛЕСАНДР. Я веду себя как мальчишка?
ЮЛИЯ. Ты ведешь себя как мужчина. Мне всегда в тебе это нравилось
 
 Юлия выходит.

АЛЕКСАНДР (кричит). Спектакль за мной!

Голос Юлии: "Александр, занеси цветы!
Шофер заставил ими всю лестницу!"

АЛЕСАНДР. Пусть так и стоят! Это опознавательные знаки удачной премьеры!

Александр возвращается, выключает музыку.
Кора задумчиво перебирает цветы.
 
АЛЕСАНДР. Ты была сегодня великолепна.
КОРА. Я так не считаю.
АЛЕСАНДР. Внутренние ощущения актрисы редко совпадают с силой воздействия ее таланта.
КОРА. Ты не на кафедре и я не студентка.
АЛЕСАНДР. Извини. Я заведен.
КОРА. Трудно не заметить.
АЛЕСАНДР (вкрадчиво). Что ты делаешь сегодня вечером?
КОРА. Ты имеешь в виду ночью?
АЛЕСАНДР. Ты очень проницательна.
КОРА. Как и все нормальные люди сплю.
АЛЕСАНДР. Нескромный вопрос - одна?
КОРА. Это так важно?
АЛЕСАНДР. Как тебе сказать...
КОРА (рассеянно). Еще не знаю.
АЛЕСАНДР. Но надежда у меня есть?
КОРА. Сегодня в ночном эфире будет сюжет о премьере?
АЛЕСАНДР (опешив). Не знаю. Завтра будет точно. Завтра все каналы разорвут нас на части. Так как насчет надежды?
КОРА (мягко). Я несколько не в форме.
АЛЕСАНДР. Терпеть не могу женщин в форме - ее очень неудобно стаскивать.
КОРА. Ложись, я скоро приду.
АЛЕСАНДР. Вот он, момент мужского счастья. Я тебя жду.
 
Александр целует Кору в щеку и выходит в спальню.
Кора включает телевизор, переключает каналы и натыкается
 на свое интервью. Диалог Коры и Анны только слышен.

 АННА. У любого успеха есть свои слагаемые. У вас есть личные профессиональные секреты?
 КОРА. Секретов нет. Есть мера отпущенного таланта, опыт, каторжный труд и счастье иметь своего режиссера. Без своего режиссера в современном театре актер взлететь не может.
 АННА. Вы довольны приемом зрителя?
 КОРА. Не знаю. Для меня всегда остается загадкой то, что зритель ощущает на моих спектаклях.
 АННА. Но вам же пишут письма, звонят...
 КОРА. Восторженные отклики зрителей это те же комплименты женщине - и в том и в другом случае возможен "нас возвышающий обман".
 АННА. Вы видите глаза зрителей со сцены?
 КОРА. Я же не в обмороке играю... Иногда в зале возникают одни на всех глаза. Вы понимаете, о чем я говорю?
 АННА. В наиболее сильных моментах?
 КОРА. В наименее слабых, я бы сказала.
 АННА. Вы счастливый человек?
 КОРА. То есть?
 АННА. Вы ощущаете себя счастливым человеком?
 КОРА. Не знаю... С точки зрения многих я счастливый человек. Возможно так оно и есть.

Появляется Александр.

АЛЕСАНДР. Милая, ты скоро?
КОРА. Да, сейчас.
АЛЕСАНДР (скептически). Узнала о себе что-нибудь новое?
КОРА. Нет.
АЛЕСАНДР. Тогда выключай и пойдем.

Александр подходит к телевизору.

КОРА. Не трогай.
АЛЕСАНДР. Ты же не собираешься смотреть это до утра?.. (Вздыхает). Ладно, будем смотреть.

Пауза.

КОРА. Не могу понять...
АЛЕСАНДР. Что?
КОРА. Да нет, ничего. (Пауза.) Она эффектная женщина?
АЛЕСАНДР. Что? Кто?.. Не знаю. Наверное. Я не воспринимаю женщину, если она не актриса. Профессиональная болезнь.

Интервью заканчивается. Александр выключает телевизор.

АЛЕСАНДР. Кора...
КОРА. Ты ложись... Не жди меня.
АЛЕСАНДР. Кора, я не совсем понимаю... Мы же решили...
КОРА. Так будет лучше. Сейчас я вряд ли буду так же восхитительна, как на сцене. Извини.
АЛЕСАНДР. Кора, я...
КОРА. Не обижайся. Спокойной ночи.
АЛЕСАНДР ( не сразу). Нет проблем. (Идет к спальне.) Финал откровенно не шекспировский.

Первое неотправленное письмо

 Сегодня у нас с тобой праздник. Правда, ты о нем не знаешь, - сегодня исполнилось тридцать дней нашей с тобой любви. Я говорю "нашей с тобой" прекрасно осознавая, что честнее будет сказать - моей любви к тебе. Но я намеренно повторяю - сегодня тридцать дней нашей с тобой любви. Ты ведь простишь мне эту слабость? В эти два слова я прячу всю боль, всю горечь, все сумасбродство, всю нежность, все блаженство, весь хаос моей души.
Нашей с тобой, как имя моей надежды. Нашей с тобой, как волшебство пути вдвоем. Нашей с тобой, как ежедневная молитва во имя... Наш с тобой праздник... Тебя, наверное, удивит эта дата - тридцать дней? Ведь у нашей любви нет точки отсчета. Во всяком случае я не смогла его обнаружить, хотя бесчисленное количество раз перелистала каждое мгновение самых первых наших соприкосновений - в театре, на фестивалях, на телевидении. Я помню все до тончайших деталей и оттенков. Это мой бесконечный фильм о тебе. Это история нашей любви. Моя тайна, мое печальное счастье.
 Ты, наверное, уже обо всем догадалась. Да, я изобрела день рождения нашей любви. Мне пришлось выдумать точку отсчета. Память подсказала один из самых щемящих моментов, когда я задыхалась от нахлынувшей на меня нежности к тебе. Ты должна это помнить. На тебя свалилось незапланированное интервью, а ты была не в лучшей форме. Вокруг бурлил фестиваль, а ты по-детски кусала губы и пыталась что-то писать в блокнот. Я стояла рядом и видела как подрагивают твои пальцы. Ты почувствовала мой взгляд, обернулась и смущенно сказала: "Я ужасно волнуюсь". Затем ты наклонилась к блокноту, но вновь повернулась. Ты узнала меня: "Это вы...". И покраснела. Я ободряюще улыбнулась и отошла в сторону, чтобы не смутить тебя еще больше. А если честно - чтобы ты не увидела, как покраснела я. Сердце выпрыгивало из меня. Весь вечер я возвращалась к этому. Я многократно повторяла твой тихий выдох - "это вы...".
 Это было тридцать дней назад. Сегодня наш праздник, но ты об этом не знаешь. Так хочется верить, что пока не знаешь.
 Я прочла письмо и заперла его в стол - подальше от тебя и от себя. Глупо было писать о том, в чем никогда не смогу признаться. Анна, девочка моя.

Картина 2

Вечер спустя две недели.
Появляется Александр со свертком и наглухо упакованной в
целлофан охапкой цветов. Подходит к Коре, стоящей у окна,
 прикладывает к ее щеке большое красное яблоко.

КОРА (отчужденно, не оборачиваясь). Что это?
АЛЕКСАНДР. Яблоки. Твой любимый сорт.
КОРА. Я не люблю яблоки.
АЛЕКСАНДР. С каких пор?
КОРА (раздраженно). Неужели так трудно понять - я не люблю яблоки.
АЛЕКСАНДР. Ясно. (Пауза.) Корм не из тех рук? (Пауза.) Ты очень изменилась.
КОРА. Мы оба изменились.
АЛЕКСАНДР. Это навсегда?
КОРА. Не знаю.
АЛЕКСАНДР. Кто знает?
КОРА. Я не знаю.

Кора оборачивается и видит цветы в руках Александра.

 Цветы? Почему ты молчишь?
АЛЕКСАНДР. Боюсь, что их постигнет участь яблок.
КОРА. Не говори глупости! (Разворачивает.) Бог мой, орхидеи. Милый, ты сошел с ума, никто никогда не дарит орхидеи в таком количестве. Во-первых, это целое состояние, а во- вторых... Во-вторых, в присутствии друг друга они теряют свою индивидуальность. Орхидеи... Какое чудо...
АЛЕКСАНДР. Подари каждой свой угол.
КОРА. Ну где, где я найду столько углов в нашей квартире? Какой роскошный подарок...
АЛЕКСАНДР. Десять лет мы вместе.

Пауза

КОРА. Прости.
АЛЕКСАНДР. Все в порядке. Ведь все в порядке?
КОРА. Нелепая ситуация. Я чувствую себя так... Прости.
АЛЕКСАНДР (улыбается). Ладно тебе.
КОРА. Спасибо. Ты такой... Я тебя обожаю. Сейчас, сейчас мы все устроим - ужин при свечах, шампанское и все прочее.
АЛЕКСАНДР. За шампанским придется сходить.
КОРА. Не надо никуда ходить. Обойдемся без шампанского.

Кора обвивает шею Александра руками и целует его.
Входит Юлия, сдерживает улыбку, глядя на целующихся.

ЮЛИЯ. У вас появилась опасная привычка не запирать дверь на замок... Даже не здороваюсь - я на минуту. Дождь застал, а я без зонта. Не стоять же в подворотне. Надеюсь, не прогоните?

Кора и Александр не отводят друг от друга глаз.

КОРА. Входи.
ЮЛИЯ. Вошла уже. Да, давненько я у вас не была.
КОРА (смеется). Давненько.
ЮЛИЯ. Как я люблю вашу квартиру! Я просто в экстаз прихожу от атмосферы покоя и уюта. У меня с собой бутылка шампанского. Десятилетней выдержки.

Кора и Александр смеются.

ЮЛИЯ. Я сказала что-то смешное?
КОРА. Юлия, ты просто прелесть.
АЛЕКСАНДР. Так говоришь, дождь застал?
ЮЛИЯ. Застал.
АЛЕКСАНДР. В подворотне?
ЮЛИЯ. Ну не в подворотне, но...
КОРА (Александру). Раскупоривай шампанское и тащи сюда свои яблоки!
АЛЕКСАНДР. Опомнись, дорогая, ты же не любишь яблоки.
КОРА. Кто тебе сказал такую чушь? Я жить не могу без яблок.
АЛЕКСАНДР. Я не ослышался?
КОРА. Нисколько. Неужели ты не понимаешь?
ЮЛИЯ. Меня не покидает ощущение, что я здесь несколько лишняя.
АЛЕКСАНДР. Юлия, ты наш семейный ангел-хранитель. (Александр откупоривает шампанское).
ЮЛИЯ. Это другое дело. Я вас люблю. Я вас очень люблю. Поэтому хочу выпить за вас. За вашу любовь - сумасшедшую и красивую.
 
Пьют шампанское. Юлия надкусывает яблоко.

ЮЛИЯ (Коре). Ты помнишь, как его называли в юности?
КОРА. Откуда?
ЮЛИЯ. Он тебе не рассказывал?
КОРА. Ни разу.
АЛЕКСАНДР. Юлия.
ЮЛИЯ. Яблочный обольститель.
КОРА. Ни много, ни мало?
АЛЕКСАНДР. Да ладно вам.
КОРА. Ну-ка-ну-ка, признавайся жене в грехах молодости!
АЛЕКСАНДР. Это малоинтересно.
КОРА. Нет уж, что за секреты на сотом году супружеской жизни?
АЛЕКСАНДР. Юлия, кто тебя за язык тянул?
КОРА. Я жду.
АЛЕКСАНДР. Я всегда дарил девушкам, которые мне нравились, огромные красные яблоки. Каюсь, я был пижоном.
КОРА. И много их у тебя было?
АЛЕКСАНДР. Яблок?
КОРА. Девушек?
АЛЕКСАНДР. Девочки, у нас годовщина свадьбы или исповедь старого ловеласа?
ЮЛИЯ (Александру). Кстати, за одно расскажи, чем закончилось твое яблочное пижонство.
АЛЕКСАНДР. Ты меня решила окончательно дискредитировать?
КОРА. Это становится интересным. Я считала, что знаю о тебе все.
ЮЛИЯ. Кора, ты представить себе не можешь, какой цирк он устроил!
АЛЕКСАНДР. Юлия, перестань.
КОРА (Александру). Не мешай.
ЮЛИЯ. Он явился на свадьбу одной из его бывших подружек в качестве дружка со стороны невесты. И не просто явился, но притащил в подарок ведро яблок.
АЛЕКСАНДР. Это был жест прощания с разгульной юностью.
ЮЛИЯ. Он не расставался с ведром ни на минуту, тщательно оберегал его и относился к нему подчеркнуто любовно...
КОРА. Еще бы! Целое ведро несостоявшихся романов.
ЮЛИЯ. ... И даже в церковь он его прихватил. Так они и стояли - жених, невеста, дружка, Александр и ведро. И вот, когда священник, огромный толстяк с зычным басом, вручил дружкам венцы и велел молодым трижды следовать за ним, кто-то из гостей опрокинул ведро и яблоки раскатились по всей церкви... Дальше произошло кино в лучших чаплиновских традициях: первым рухнул свекор и потащил за собой будущую тещу. Теща лягнула крестную мать и та, охнув, повалилась на двух богомольных старушек, которые даже лежа на полу, продолжали неистово креститься. Священник, кося одним глазом на царящий хаос, стоически продолжал обряд, но на втором круге святая нога скользнула по грешному плоду и мощное тело свалило на пол жениха и невесту. И именно в этот момент святой отец в сердцах изрыгнул такое изощренное ругательство, что падения прекратились и в церкви повисла что называется гробовая тишина. И в этой тишине Александр спокойно поднял с пола уцелевшее яблоко, аккуратно вытер его о рукав и с хрустом вонзил зубы в аппетитный бок.
КОРА. И что дальше?
ЮЛИЯ. Дальше? Дальше все пошло своим чередом. Кино закончилось. А через три года он увидел тебя на сцене и сказал - я женюсь на этой пантере.
КОРА. И принес мне за кулисы пакет с яблоками.
АЛЕКСАНДР. Это были первые яблоки после случая в церкви.
КОРА. Не оправдывайся. ( Юлии.) Ты так живописно все рассказала, будто это произошло на твоих глазах. Ты была на этом венчании?
ЮЛИЯ. Конечно, в качестве невесты.

Пауза.

КОРА. В качестве его бывшей подружки?
АЛЕКСАНДР. Договорилась.
ЮЛИЯ. Кора, мы учились на параллельных курсах, ты это прекрасно знаешь.
КОРА. И он дарил тебе яблоки?
АЛЕКСАНДР. Я ухаживал практически за всеми красивыми девчонками, но это ничего не значило.
КОРА. Ну ты, подруга, даешь. Столько лет ты молчала об этом?
АЛЕКСАНДР. Ты ревнуешь? Кора? Юлия, ты волшебница! Ты реанимировала нашу супружескую жизнь: Кора впервые ревнует за долгие годы супружеской идиллии!
КОРА. Перестань.
АЛЕКСАНДР. Отелло, я растроган до слез!
КОРА. Не трогай меня.
ЮЛИЯ. Отстань от девочки, Александр! Кора, я не думала, что это будет для тебя потрясением. В конце концов, он стал твоим мужем. Кора, брось. Ну? Вот что, мы еще раз выпьем. Выпьем за театр, за твой, Кора, талант, за твоего необыкновенного мужа, который ставит удивительные спектакли. Одним словом, за искусство!

Молча пьют. Пауза.

ЮЛИЯ. А знаете, кого я встретила возле вашего дома? Ни за что не угадаете! Мадмуазель "Театральные встречи" собственной персоной! Сидит в машине и задумчиво смотрит куда-то в верхние этажи. Я говорю - привет, а она как-то странно посмотрела на меня, развернула машину и уехала. Александр, уж не по твою ли душу она приезжала?

В ладонях Коры лопнул бокал. Ее лицо умерло.

АЛЕКСАНДР (предостерегающе). Кора.
КОРА. Не подходи ко мне.
ЮЛИЯ. Тебе плохо?
АЛЕКСАНДР (Юлии). Думаю, тебе сейчас лучше уйти. Ничего страшного.
ЮЛИЯ. Ты в этом уверен?
АЛЕКСАНДР. Постпремьерный синдром. Извини. Как друг семьи ты была сегодня на высоте.
ЮЛИЯ. Кора, я позвоню?

Кора не отвечает.

АЛЕКСАНДР. Конечно же позвони. Шампанское было превосходным!
ЮЛИЯ (Коре). Если захочешь, позвони мне.

Юлия уходит. Александр возвращается к Коре.

АЛЕКСАНДР. Пока это только твоя тайна. Наша тайна. Но если ты будешь так реагировать при посторонних на ее имя, в театральном мире не останется ни одного непосвященного. Учись держать себя в руках.
КОРА. Да.
АЛЕКСАНДР. Ты же не хочешь, чтобы желтая пресса трепала ваши имена?
КОРА. Нет.
АЛЕКСАНДР. Вот и умница.
КОРА. Зачем она приезжала?
АЛЕКСАНДР. Почем я знаю? В доме полно людей искусства. Мало ли с кем она могла договариваться об интервью.
КОРА. Она смотрела в сторону наших окон.
АЛЕКСАНДР. В доме десятки окон.
КОРА. Так сказала Юлия.
АЛЕКСАНДР. Хорошо, хорошо, она смотрела в сторону наших окон. Что из того?
КОРА. Как это - что из того? Тебя она просто боится, ты все сделал для этого. Значит...
АЛЕКСАНДР. Ты же говорила, что она ни о чем не догадывается.
КОРА. Не знаю. После этого не знаю...
АЛЕКСАНДР. Кора, это обычное стечение служебных обстоятельств. Я видел ее у нашего дома десятки раз.
КОРА. И ни разу не сказал мне об этом?
АЛЕКСАНДР. Я не хотел, чтобы все наши вечера заканчивались как этот.
КОРА. Когда ты ее видел?
АЛЕКСАНДР. Какое это имеет значение?
КОРА. Когда ты видел ее здесь в последний раз?
АЛЕКСАНДР. Вчера.
КОРА. Вчера?
АЛЕКСАНДР. Она делает программу с Домбровским.
КОРА. Авангардист с верхнего этажа?
АЛЕКСАНДР. Да. Они уехали вдвоем на машине.
КОРА. Ты можешь дать полную гарантию?
АЛЕКСАНДР. Чего?
КОРА. Того, что она смотрела не на наши окна?
АЛЕКСАНДР. Я не господь Бог.
КОРА. А если да? Представь себе хоть на мгновение, что она может догадываться.
АЛЕКСАНДР. О чем конкретно?
КОРА. Да, ты прав... Все это глупости. Я все придумала. С чего ей вдруг караулить меня под окнами? Бред, конечно, бред.
АЛЕКСАНДР. Кора, уже поздно. Не создавай проблему на ночь.
КОРА. Оставь меня.
АЛЕКСАНДР. Сегодня годовщина нашей свадьбы, милая...
КОРА. Я хочу побыть одной.
АЛЕКСАНДР. Кора...
КОРА. Я могу сегодня остаться одной?

Пауза.

АЛЕКСАНДР. Ты можешь остаться одной на всю жизнь. Спокойной ночи, дорогая.

Александр уходит в спальню.

Второе неотправленное письмо

...Ты мое счастье, мне не с кем и не с чем тебя сравнить... Как я люблю атмосферу над тобой. Твоя аура - тонкий-тонкий мир, тонкий-тонкий запах, ниточка грусти... Жизнь моя, любовь моя, я смотрю на тебя с холмов обожания, стараясь не потревожить твой мир. Мой цветок, мой остров, не ускользай окончательно. Будь со мной хоть иногда, хоть иногда. Мое близкое небо, мой нежный свет...

Картина 3

Утро через несколько дней.

КОРА. Она мне приснилась.
АЛЕКСАНДР. Поздравляю.
КОРА. Ты не понимаешь. Раньше она мне никогда не снилась, никогда.
АЛЕКСАНДР. Ничего странного. Подсознание ставило блоки в зоне риска.
КОРА. А сегодня приснилась. Почему именно сегодня?
АЛЕКСАНДР. Именно сегодня у подсознания лопнуло терпение.
КОРА. Ты не можешь себе представить - насколько все было реально.
АЛЕКСАНДР. Куда мне.
КОРА. Мы стояли рядом, лицом к лицу, вот так...

Кора, закрыв глаза, приближается к Александру.
АЛЕКСАНДР. Ты что?
КОРА. Она вдруг сказала: "Можно я тебя обниму?" - и неловко наклонилась ко мне. Ее лицо утонуло в моем и я ощутила вкус ее губ. У нее такие нежные губы. (Кора притрагивается пальцами к губам Александра.)
АЛЕКСАНДР. Кора...
КОРА. Я понимала, что это сон, но все ощущения были реальней, чем в жизни. Ее язык проплыл по моим губам и проник к моему. Я почувствовала, я почувствовала биение ее сердца под языком...
АЛЕКСАНДР. Остановись, Кора...
КОРА. Да, да! Меня очень удивило: сердце - под языком. И вдруг меня обдало холодом: как мне быть с тобой? Как я буду смотреть тебе в глаза? Что я тебе скажу? А не сказать я не смогу, ты меня знаешь. Но я отвернулась от этих мыслей. Главное, что она была со мной, почти во мне, и все, что могло быть потом, отошло в темноту...
АЛЕКСАНДР. Зачем, Кора, зачем?..
КОРА. Я так не хотела просыпаться, я так старалась до последней секунды не шевелиться и не открывать глаза... Но когда поняла, что сон ушел, - во мне что-то оборвалось и я прокляла это утро, это солнце и этот недоделанный мир, где не было места нам двоим и нашей любви.

Пауза.

АЛЕКСАНДР. Кора, это уже за пределами нормы.
КОРА. Нормы чего?
АЛЕКСАНДР. Ты способна понять, что с тобой происходит?
КОРА. Мне снятся сны.
АЛЕКСАНДР. Я позвоню Ленцу.
КОРА. И что ты ему скажешь? Моей жене снится женщина?
АЛЕКСАНДР. Я хочу тебе помочь.
КОРА. Я не просила тебя о помощи. Извини, но это моя любовь, моя тайна. Ты не можешь ею распоряжаться.

Третье неотправленное письмо

... Сегодня я писала тебе письмо, но в коконе энергетического гула пришли стихи. Твои стихи, мое ощущение тебя, моя радость, моя боль, мое горькое счастье. Я буду читать их в ночь, как молитву. Может быть когда-нибудь, стоя вот так же у окна, ты услышишь меня.
 
Картина 4

Поздний вечер через несколько недель.

АЛЕКСАНДР (оживленно). Привет величайшим актрисам современности! Я вернулся, увенчанный лаврами и контрактами! Почему без света?
КОРА. Выключи, мешает.
АЛЕКСАНДР. Хорошо. (Пауза.) Мы не виделись три дня.
КОРА (отчужденно). Возможно.
АЛЕКСАНДР. Что-то случилось в мое отсутствие? Кора?
КОРА. В твое отсутствие - нет.
АЛЕКСАНДР. Посмотри на меня. Так... Рассказывай.
КОРА. Нечего рассказывать.
АЛЕКСАНДР. У тебя глаза потерявшегося ребенка. Что стряслось, что?
КОРА (плачет, уткнувшись ему в грудь). Она не позвонила.
АЛЕКСАНДР. Бог мой, ты меня напугала.
КОРА. Ни разу за три дня.
АЛЕКСАНДР. Она взрослый человек и имеет право на личную жизнь. Кроме этого у нее могут быть совершенно непредвиденные дела. Она что, обещала позвонить?
КОРА. Нет, но мы договорились созвониться.
АЛЕКСАНДР. Значит, она не обещала?
КОРА. Мы договорились...
АЛЕКСАНДР. Ясно. Милая, посмотри мне в глаза. (Берет ее ладони.) Ты не находишь некую странность в своем поведении? Ты даже не поздоровалась. Я уж не говорю об отсутствии хотя бы блика радости по случаю долгожданного возвращения.
КОРА. Здравствуй.
АЛЕКСАНДР. Это, как я понимаю, все, что мне причитается.
КОРА. Если я веду себя не так, как тебе хочется, - извини.
АЛЕКСАНДР. Хорошо. Тогда проведем маленький эксперимент. Ты готова?
КОРА. Оставь свои игры.
АЛЕКСАНДР. Мои игры? Нет, милая, речь пойдет о твоей игре. Ты же не откажешься узнать причины, по которым она не звонила тебе?
КОРА. Ты знаешь? Что ты знаешь?
АЛЕКСАНДР. Ты поражаешь меня своей недогадливостью. Она не звонит три дня. Я отсутствую три дня. Ну?
КОРА (не сразу). Ей разрешили освещать фестиваль?
АЛЕКСАНДР. Слава богу!
КОРА. И она все три дня... Дура, какая же я дура... Как я могла забыть? Она же говорила, что у нее есть шанс. Как я могла? (Смеется и плачет, прижимаясь головой к его груди.) Спасибо. Спасибо тебе.
АЛЕКСАНДР. За что?
КОРА. Не знаю. Спасибо.
АЛЕКСАНДР. И тебе спасибо.
КОРА. Мне-то за что?
АЛЕКСАНДР. За урок. Теперь я точно знаю, что тебя реанимирует.
КОРА. Ты ее видел?
АЛЕКСАНДР. Ее трудно не заметить. Вечно носится с микрофоном наперевес. Это все, что тебя интересует? Может, спросишь, как я провел эти три дня и по кому скучал?
КОРА. Она же вернулась.
АЛЕКСАНДР. Ты способна воспринимать что-нибудь?
КОРА. Да. (Идет к телефону.)
АЛЕКСАНДР. Что "да"?
КОРА. Она может позвонить.
АЛЕКСАНДР. Бог мой, конечно может. А может и не позвонить! Кора, я...
КОРА. Ты не понимаешь... Ты не понимаешь... Это не просто звонок. Это ее звонок.
АЛЕКСАНДР. А я не просто муж, я твой муж, Кора!
КОРА. Нет, я не могу ждать. Это невыносимо - ждать. Если она не позвонит... Три дня... Три дня...
АЛЕКСАНДР. Кора, послушай...
КОРА. Я сама позвоню. Да! Я сама позвоню ей!
АЛЕКСАНДР. Звони.
КОРА. Конечно, никто же не мешает мне позвонить ей?
АЛЕКСАНДР. Не уговаривай себя. Все равно ведь не позвонишь.
КОРА. Это почему?
АЛЕКСАНДР. Я видел эту сцену много раз. У нее всегда был один и тот же финал.

Пауза.

КОРА. Ты чудовище.
АЛЕКСАНДР. Я не видел тебя три дня. (Пытается обнять ее.)
КОРА. Отойди от меня.
АЛЕКСАНДР. Кора, нам нужно очень серьезно поговорить.
КОРА. Говори.
АЛЕКСАНДР. Поговорить я сказал. Нам обоим.
КОРА. Я тебя слушаю.
АЛЕКСАНДР (взрывается). Престань пялиться на телефон! Я хочу видеть твои глаза!

Кора медленно поворачивает к нему лицо.

АЛЕКСАНДР. Временами мне кажется, что ты меня ненавидишь.
КОРА. Тебе кажется.
АЛЕКСАНДР. И то, что ты избегаешь моих прикосновений, мне тоже кажется?
КОРА. Я этого не замечаю.
АЛЕКСАНДР. В том то и дело, что не замечаешь! У тебя даже не возникает желания узнать, что творится в моей душе. Благодаря тебе, между прочим! Я уже не говорю о сексе, который перешел из категории "острой необходимости" в ранг "хронической недостаточности". Что происходит, Кора? Что происходит? Ты же любила меня? Я боготворил тебя и твое тело. Я трепетал, как мальчишка каждой ночью, когда мы были вместе. И что? Теперь ты, скрепя сердце, позволяешь мне иногда собой пользоваться. Но я не хочу твое тело. В нем нет тебя. Мне не нужен секс с бездушной куклой, глядящей на меня потухшими глазами. Я не хочу тебя такую. Ты пронимаешь, что происходит?! Ты понимаешь, что ты сделала?!
КОРА. Не кричи на меня. Пожалуйста. Я стараюсь, но у меня, наверное, плохо получается.
АЛЕКСАНДР. Стараешься что?
КОРА. Любить тебя.
АЛЕКСАНДР. Любить меня?
КОРА. Конечно... Я люблю тебя.
АЛЕКСАНДР. Посмотри мне в глаза. Посмотри мне в глаза и скажи: кем заняты твои мысли? Рядом с кем обмирает твое сердце? Кого ты боишься потерять больше всего на свете? Меня?! (Пауза.) А теперь, если сможешь, скажи еще раз что любишь меня.

Пауза.

КОРА. Мне нечего тебе сказать.
АЛЕКСАНДР. Она не стоит твоей любви.
 КОРА. Ты стоишь?
АЛЕКСАНДР. Что в тебя вселилось? Это не может быть любовью. Это безумие.
КОРА. Любовь - самый прекрасный вид безумия. Жаль, что ты этого не понимаешь.

Кора уходит в свою спальню.

ПЕРВЫЙ ЧЕРНЫЙ СОН АЛЕКСАНДРА


АЛЕКСАНДР. Зачем ты пришла?
АННА. Ты пришел.
АЛЕКСАНДР. Я больше не могу.
АННА. О чем ты? Я не понимаю.
АЛЕКСАНДР. Я начинаю тебя ненавидеть.
АННА. Я ничего не понимаю.
АЛЕКСАНДР. Ты ломаешь чужую жизнь.
АННА. Она не чужая.
АЛЕКСАНДР. Если с ней что-нибудь случится...
АННА. Ты слишком взволнован.
АЛЕКСАНДР. Если с ней случится...
АННА. С ней ничего не может случиться.
АЛЕКСАНДР. Если с ней...
АННА. Может случиться...
АЛЕКСАНДР. Если...
АННА. Случится.
АЛЕКСАНДР. Я тебя убью.
АННА. Ты ее убьешь.
АЛЕКСАНДР. Я ее убью.
АННА. Ты меня убьешь.
АЛЕКСАНДР. Ты ее убьешь.
АННА. Я ее убью.
АЛЕКСАНДР. Я тебя убью.

Четвертое неотправленное письмо

 Милая моя, дорогая моя. Я не приглашаю тебя разделить со мной все то, что я поняла и прочувствовала за эти месяцы. Я просто хочу быть у тебя под рукой, под душой, под сердцем? - и знать, что ты знаешь, что я люблю тебя. Что знание о моей любви приносит тебе радость. Я гоню от себя даже возможность мысли, что моя любовь может быть тебе не нужна, что ты отвергнешь ее. Мы не можем знать, сколько ангелов нас хранит и сколько бесов губит. Любовь - это хранящая сила. Не бойся ее...

Картина 5

Вечер спустя несколько дней.

АЛЕКСАНДР. Возьми зонт.
КОРА. Зачем?
АЛЕКСАНДР. Небо сегодня ненадежно.
КОРА. Спасибо. (Пауза.) Мне нужно идти.
АЛЕКСАНДР. Конечно.
КОРА. В этой встрече нет ничего такого...
АЛЕКСАНДР. Естественно.
КОРА. По-моему, ты вкладываешь в это событие больше, чем я.
АЛЕКСАНДР. Ты провела у зеркала больше трех часов.
КОРА. При чем тут зеркало?
АЛЕКСАНДР. О ком ты думала все это время?
КОРА. Александр...
АЛЕКСАНДР. Можешь не отвечать. Это слишком очевидно.
КОРА. Я начинаю опаздывать.
АЛЕКСАНДР. Я понимаю. Твое сердце уже в пути.
КОРА. Если ты меня любишь, ты должен понять.
АЛЕКСАНДР. Понять - не значит принять.

Пауза.

КОРА. Все. Мне пора.
АЛЕКСАНДР. Тебе пора.
КОРА. Ну не на свидание же с мужчиной я иду?!
АЛЕКСАНДР. Свидания не знают пола.
КОРА. Ну что с тобой? Александр, пожалуйста... Не на всегда же я ухожу... Не смотри на меня такими глазами. Ты же знаешь, я тебя люблю.
АЛЕКСАНДР. Докажи.
КОРА. Что?
АЛЕКСАНДР. Останься и я поверю.

Пауза.

КОРА. Я не могу. Это невозможно. Сегодня, по крайней мере... Нет, не могу.
АЛЕКСАНДР. Тогда иди.
КОРА. Послушай...
АЛЕКСАНДР. Не надо. Иди. Тебя ждут.
КОРА. Мне не хотелось бы оставлять тебя в таком состоянии.
АЛЕКСАНДР. Не обманывай себя. Иди.
КОРА. Я не могу.
АЛЕКСАНДР. Чего не можешь?
КОРА. Я не могу не прийти к ней.
АЛЕКСАНДР. А-а... А я, грешным делом, подумал, что не можешь уйти от меня.
КОРА. Не могу.
АЛЕКСАНДР. Сможешь. Ради нее ты сможешь.
КОРА. Отпусти меня.
АЛЕКСАНДР. Я тебя не держу.
КОРА. Держишь. Всем своим видом держишь. Отпусти. Пожалуйста.
АЛЕКСАНДР. Иди.
КОРА. Прости меня.
АЛЕКСАНДР. Иди.
КОРА. Я прошу тебя, прости меня.
АЛЕКСАНДР. Я тебя тоже прошу, - перестань меня мучить.
КОРА. Ты меня отпускаешь?
АЛЕКСАНДР. У меня есть выбор?

Пауза.

КОРА. Я пойду? (Кора идет к двери).
АЛЕКСАНДР. Ты пойдешь. В этом я нисколько не сомневался.

Кора останавливается у выхода.

АЛЕКСАНДР. Древние говорили: если у тебя есть раб - не забивай его до смерти, он пригодится завтра... Не забивай меня, слышишь? Не забивай меня до смерти.

 Александр ухолит в свою комнату.
Кора остается стоять у выхода.

Пятое неотправленное письмо

Дорогая моя, милое мое существо, я так благодарна тебе - за тебя. Ты не представляешь себе, что ты значишь в моей жизни. В моей жизни и в моем искусстве. Да-да, милая, и в искусстве! Ведь ты не только моя любовь, но и в некотором смысле Муза, вдохновляющая меня на творческие удачи. Ты раскрутила в моей душе гигантский маховик, позволяющий мне проникнуть в немыслимые чувственные миры и в обжигающие истины. Когда мне становится особенно тяжело, когда я невыносимо остро ощущаю нехватку тебя, - я уговариваю себя, что искусство стоит моей боли, хотя это слабое утешение. Я ежедневно играю чужие судьбы и чужую любовь. Я имею возможность публично признаться в любви к чужому человеку и не могу позволить себе даже намек на свою любовь к тебе в реальной жизни. Чудовищная ирония судьбы! Почему, почему я не могу сказать тебе "люблю"? Только потому, что ты женщина? Только потому, что ты женщина...

Картина 6

Через день.

КОРА. Я ее поцеловала... Когда прощалась с ней.
АЛЕКСАНДР. Я видел.
КОРА. Так может, ты слышал то, что я ей шепнула?
АЛЕКСАНДР. Нет.
КОРА. Тебе это совершенно не интересно?
АЛЕКСАНДР. Нет.
КОРА. Зря.
АЛЕКСАНДР. Ты шепнула, что любишь ее.
КОРА. Как ты узнал?
АЛЕКСАНДР. Посмотри на себя в зеркало.
КОРА. У меня даже в голове помутилось... Как ты думаешь, она может ощутить то, что я вложила в эти слова?
АЛЕКСАНДР. Не знаю.
КОРА. Это ее слова.
АЛЕКСАНДР. А вот это я знаю.
КОРА. Послушай, но ведь не может же она ничего не чувствовать?
АЛЕКСАНДР. Не знаю и не хочу знать.
КОРА. Не хочешь говорить на эту тему?
АЛЕКСАНДР. А ты как думаешь?
КОРА. Значит, не хочешь.

Пауза.

КОРА. Она удивительное создание.
АЛЕКСАНДР. Таких миллиарды.
КОРА. Брось, ты понимаешь, о чем я.
АЛЕКСАНДР. Ты права, я переборщил. Таких миллионы.
КОРА. Ты постоянно пытаешься унизить ее в моих глазах.
АЛЕКСАНДР. Я реально смотрю на вещи.
КОРА. Ты хочешь сказать, что она посредственная личность?
АЛЕКСАНДР. Это сказала ты.
КОРА (раздраженно). Все. Хватит! Тебе удалось окончательно испортить мне настроение.
АЛЕКСАНДР. Стоп! Откуда это?
КОРА. Что?
АЛЕКСАНДР. Вот это - про испорченное настроение? Подожди... Ну да! Это же из нас с тобой! У тебя, благодаря ей, ежедневно хорошее настроение, а я каждый вечер тебе его порчу. В итоге все хорошее у тебя связано с ней, а все плохое со мной, потому что я не в состоянии выслушивать твои бесконечные монологи! Я устал от них! Я устал от сплошного потока предательств!
КОРА. Что? Ты... Не бросайся такими словами.
АЛЕКСАНДР. Подбери другие.

Звонит телефон. Кора и Александр неподвижны.
Звонок продолжает подчеркивать длину паузы.

АЛЕКСАНДР. Кому-то очень не терпится влезть в нашу частную жизнь.
КОРА. Подойди. Вряд ли это ко мне.

Александр берет трубку.

АЛЕКСАНДР. Слушаю. Да. (Иронично) Нет. Нет сегодня, нет завтра, нет никогда... (Жестко) Меня не интересует ваше мнение о моем спектакле... Если я кажусь вам недостаточно любезным, простите мне. Я же прощаю некоторым коллегам их назойливость и бестактность!.. Не за что.
КОРА. Кто это был?
АЛЕКСАНДР. Ты так и не поняла?
КОРА (отказываясь верить предчувствию). Это была она?
АЛЕКСАНДР. Не понимаю, какого черта ей от меня надо?
КОРА. Ты... Ты что себе позволяешь?
АЛЕКСАНДР. В чем дело?
КОРА. Как ты мог так с ней разговаривать?
АЛЕКСАНДР. Мне что перед ней расшаркиваться?
КОРА. Ты вел себя как...
АЛЕКСАНДР. Я всегда так разговариваю с самовлюбленными критиками!
КОРА. Она не просто критик, она женщина!
АЛЕКСАНДР. Неужели?!
КОРА. Не по-мужски перебрасывать свои проблемы в профессиональную сферу!
АЛЕКСАНДР. Чьи проблемы?
КОРА. ... Наши проблемы.
АЛЕКСАНДР. Сегодня же внесу в семейный календарь красный день! Ты впервые признала, что у нас есть проблемы!
КОРА. Ты должен оставаться мужчиной, как бы я к ней не относилась!
АЛЕКСАНДР. Да плевать мне на нее!
КОРА. Не смей так говорить!
АЛЕКСАНДР. Бездарная дешевка!

Кора бьет Александра по лицу.

Пауза.

АЛЕКСАНДР. Запомни этот день. Жесты красноречивее слов.
КОРА. Прости.
АЛЕКСАНДР. Это уже лишнее.
КОРА. Но ты действительно несправедлив к ней.
АЛЕКСАНДР. Это не имеет к тебе никакого отношения.
КОРА. Своей агрессивностью ты только усугубляешь ее неуверенность в себе.
АЛЕКСАНДР. Не надо было с букетом комплексов соваться в жестокую профессию.
КОРА. Пойми, в жизни она слабая, одинокая женщина. Ей очень тяжело.
АЛЕКСАНДР. Ей тяжело? Ай-ай-ай! Ей, оказывается, тяжело! А ты задумывалась над тем, каково мне?
КОРА. Ты мужчина.
АЛЕКСАНДР. Спасибо, что вспомнила. Хотя какой я мужчина? Тряпка. Всепрощающая размазня.
КОРА. Ты не прав.
АЛЕКСАНДР. Мне трудно дышать, больно смотреть на твою невменяемую влюбленность. Во мне угасли все нормальные человеческие инстинкты.
КОРА. Все образуется, не надо себя растравливать.
АЛЕКСАНДР. Я хочу, наконец, понять, кто я для тебя? Если я любимый тобою мужчина, - я хочу это не только слышать.
КОРА. Я тебя люблю.
АЛЕКСАНДР. Я этого не чувствую. Кроме слов есть внутренние движения, тонкие энергии, - тебе ли о них не знать?
КОРА. Давай не начинать снова.
АЛЕКСАНДР. Ты предала меня.
КОРА. Зачем ты?..
АЛЕКСАНДР. Ты увлеклась женщиной и потеряла всяческий интерес ко мне.
КОРА. Это не так.
АЛЕКСАНДР. Ты распустила свою психику настолько, что стала хотеть эту женщину!
КОРА. Прекрати!
АЛЕКСАНДР. И что ты оставила мне? Роль евнуха в гареме своей госпожи?! Все! Все-все-все. С этим надо кончать. Я тоже имею право быть человеком. Быть мужчиной, черт возьми! Я хочу любить нормальную женщину и иметь нормальную сексуальную жизнь! Металл, как говорится, устал!
КОРА. Если у тебя есть вариант, - я не стану тебя удерживать.

Пауза.

АЛЕКСАНДР. Ты готова меня потерять?
КОРА. Значит, я это заслужила.
АЛЕКСАНДР. Я не могу месяцами подавлять желание в ожидании подачки.
КОРА. У тебя есть кто-то?
АЛЕКСАНДР. Да.
КОРА. Господи... Кто? Я ее знаю?
АЛЕКСАНДР. Да.
КОРА (с мучительной иронией). Надеюсь, это не Анна?
АЛЕКСАНДР. Упаси меня бог.
КОРА. Тогда кто? Юлия?
АЛЕКСАНДР. Ты сбрендила.
КОРА. Кто это? Кто? Скажи, я прошу тебя!
АЛЕКСАНДР. Ты окончательно свихнулась.
КОРА. Кто она?! Кто она?! Кто?!

Кора бьет его кулаками в грудь.
Плачет. Александр сжимает ее плечи.

АЛЕКСАНДР. Ты.
КОРА. Кто?..
АЛЕКСАНДР. Ты... Я не могу без тебя жить. Я люблю тебя. Я хочу тебя. Вернись ко мне.

Шестое неотправленное письмо

...Дорогая моя, дорогая. Я помню столько моментов, переворачивающих мое сердце - уже не разберешь чем: счастьем боли? болью счастья?.. Сны о тебе навязчивы, как сама жизнь. Я путаю сны и реальность. Я не хочу верить, что этого никогда не было и не будет: ты рядом, твои пальцы под моими губами, твои волосы - их можно касаться легко, одним дуновеньем губ, а можно погружать губы в их тонкий темный лес и умирать каждый миг губами и сердцем над твоим виском. Твой нежный висок совсем рядом, на расстоянии вдоха, вечная моя молитва. Во сне я могу держать твою руку долго-долго. Могу целовать твои пальцы, гладить их своими, смотреть на тебя... Боль... Боль... Бесконечность боли. Невозможность сна стать явью. Невыносимость жизни без тебя...

Первый белый сон Коры

КОРА. Ты никогда меня не целуешь.
АННА. Я не могу.
КОРА. Почему? Почему, Анна?
АННА. Не знаю. Я не могу что-то преодолеть.
КОРА. Преодолеть что?
АННА. Не надо, Кора, не спрашивай.
КОРА. Но ведь ты разрешаешь себя целовать?
АННА. Это другое. Я не могу объяснить.
КОРА. Чего ты боишься?
АННА. Это не страх. Это другое.
КОРА. Что, Анна?
АННА. Не надо, Кора, я прошу тебя...(Анна прижимается к Коре, отстранив свое лицо.)
КОРА. Хорошо... Я не буду... Знаешь, иногда мне снится остров, населенный обними бабочками. Только мы и бабочки. Мириады миниатюрных амуров, хрупких и легкокрылых, порхают над нами, садятся на наши ладони. Когда мы просыпаемся, две самые красивые украшают наши волосы. Но каждое утро они новые, ведь их миллионы и миллионы - столько же, сколько дней нашему счастью.
АННА. Кора, ты не актриса, ты поэт.
КОРА. Может быть. Петрарка в юбке - так называет меня муж.
АННА. Разве он знает?
КОРА. А ты? Ты знаешь?.. Ладно, можешь не говорить. Я обожаю твои паузы.
АННА. А я люблю тебя слушать.
КОРА. Анна, девочка моя.
АННА. Кора.

В сон вторгается голос Александра: "Кора! Кора!" Анна исчезает.

Картина 7

Александр приближается к Коре.

АЛЕКСАНДР. Ты разговариваешь во сне.
КОРА. Возможно.
АЛЕКСАНДР. Ты забыла погасить свет.
КОРА. Я боюсь темноты.
АЛЕКСАНДР. Обычно свет тебя раздражает.

Пауза. Кора неподвижна.

АЛЕКСАНДР. Меня давит сложившаяся ситуация.
КОРА. Сейчас ночь.
АЛЕКСАНДР. Именно ночь. И мы с тобой в разных комнатах, на разных концах вселенной. Дико.
КОРА. Я не виновата, что так вышло.
АЛЕКСАНДР. Я не ищу виновных, я хочу вернуть тебя.
КОРА. Я здесь.
АЛЕКСАНДР. Это не ты. Это тень от тебя.
КОРА. Чего ты от меня хочешь?
АЛЕКСАНДР. Вернись ко мне. Верни мне себя.
КОРА. Ты хочешь вернуть меня такую, какой я была в первые годы нашей любви. Но я давно не та, да и ты не тот.
АЛЕКСАНДР. Ты ошибаешься, Кора.
КОРА. Ты не хочешь привыкнуть к мысли, что любовь меняется, все остывает. То, что раньше вызывало трепет, все реже будоражит воображение. Острая влюбленность переходит в теплую дружбу. Так живут десятки, сотни тысяч людей.
АЛЕКСАНДР. Зачем живут?
КОРА. Они просто живут и этим счастливы.
АЛЕКСАНДР. Ты говоришь как мертвец.
КОРА. А я и есть мертвец.
АЛЕКСАНДР. Со мной да. Но я знаю, что тебя оживляет.
КОРА. Нет. Уже нет. Все кончилось. Это уже не помогает.
АЛЕКСАНДР. Даже если она вдруг сама позвонит и скажет, что хочет видеть тебя?

Пауза.

КОРА. Ты думаешь, что это возможно?
АЛЕКСАНДР. Почему нет? Не даром же она дежурила под нашими окнами?
КОРА. Ты говорил, что...
АЛЕКСАНДР. Говорил. И не мог говорить иначе. Я не враг своей любви.
КОРА. Но у нее ни разу не возникло желание позвонить просто так, без дела.
АЛЕКСАНДР. Она не звонит, но это не значит, что она не хочет позвонить.
КОРА. Ты серьезно так думаешь?
АЛЕКСАНДР. Вот, вот, пошло, поехало... Давай, давай, - глазки заблестели, губки порозовели: мертвые встают из могил.
КОРА. Ладно тебе... Как ты думаешь, если я ей сейчас позвоню, в этом не будет ничего странного?
АЛЕКСАНДР. В третьем часу ночи?
КОРА. Так поздно? Черт! Черт!.. А если она все-таки не спит?
АЛЕКСАНДР. Она нормальный человек... Не будешь же ты будить, чтобы узнать не спит ли она?
КОРА. Я прогуляюсь.
АЛЕКСАНДР. Кора, это безрассудство. Куда тебя несет ночью.
КОРА. Я хочу на воздух.
АЛЕКСАНДР. Я открою окно. Кора, я не отпущу тебя ночью одну.
КОРА. Не останавливай меня. Я все равно уйду.
АЛЕКСАНДР. Тогда я пойду с тобой.

Пауза.

КОРА. Ты не можешь со мной пойти.
АЛЕКСАНДР. Почему? Я твой муж и просто не имею права отпускать тебя одну в такую темень. (Пауза.) Решила посмотреть: горят ее окна или нет?
КОРА. Ты телепат?
АЛЕКСАНДР. Я муж.
КОРА. Ты действительно все видишь?
АЛЕКСАНДР. Конечно. Ну что, что тебе даст этот звонок? Что ты ей скажешь? "Дорогая, я по тебе сохну, приезжай скорее?"
КОРА. Как ты все умеешь извратить! (Пауза.) Твое знание меня становится опасным.
АЛЕКСАНДР. В этом нет ничего опасного, если, конечно, жить без лжи.
КОРА. Я тебе не лгу.
АЛЕКСАНДР. Ты лжешь себе.
КОРА. Это моя проблема.
АЛЕКСАНДР. Вся твоя любовь построена на лжи.
КОРА. Замолчи.
АЛЕКСАНДР. Не перебивай. Я редко говорю тебе правду. Ведь ты не любишь правду об этом?.. Ты лжешь себе на каждом шагу. Ты уговариваешь себя, что способна любить сильными чувствами двух разных людей. Но любовь, настоящая любовь, неделима, как живое существо. Живое может разделить только смерть. Ты надорвалась. Это оказалось непосильной ношей. Ее ты не обрела, а вернуться ко мне у тебя не хватает ни сил, ни желания. Ты ведь разлюбила меня, Кора?.. (Пауза.) Куда все ушло? Почему ты смотришь на меня чужими глазами? Кора?
КОРА. Я ее слишком люблю.
АЛЕКСАНДР. Прости меня.
КОРА. За что?
АЛЕКСАНДР. Меня может скоро не хватить на нас обоих. Я устал бояться потерять тебя. Я кожей чувствую, как я тебе безразличен. Я вхожу в комнату: ты не реагируешь. Я выхожу из дома: ты не спрашиваешь зачем и куда. Я пытаюсь тебя обнять: ты отстраняешься. Ты вздрагиваешь, когда я прикасаюсь к твоим волосам. Ты отторгаешь меня. Я уже мешаю тебе. Скоро ты начнешь меня ненавидеть. Иначе и быть не может. Где-то же ты должна черпать силы? Ненависть хорошее топливо. Его надолго хватит. На все время твоего одиночества. Ты уходишь. Ты уходишь в топь и я ничего не могу сделать. Что может сделать разлюбленный мужчина? Только взаимно разлюбить. Методично, йота за йотой убить в себе все то, что раньше являлось смыслом жизни. Это будет мучительное время, но я буду убивать. Я не смогу жить одними воспоминаниями о тебе. Если однажды я не вернусь домой: не ищи меня. Это то будет означать одно: все кончилось. Я убил тебя. Ты убила меня. Она убила нас.
КОРА. Давай спать, уже поздно.
АЛЕКСАНДР. Так хочется верить, что не слишком поздно. Счастливых сновидений.

Седьмое неотправленное письмо

 Дорогая моя, единственная моя. Я очень тебя прошу - не прими мою любовь, как сумасшествие. Я нормальный человек из мира искусства, встретивший свою последнюю любовь в твоем облике... Милая моя, дорогая моя, мне кажется не самый последний из богов пометил меня любовью, которая заставила звучать во мне жизнь во всей ее остроте. О если бы ты смогла вслушаться в слово любовь, смогла услышать эту божественную музыку, звучащую во мне...
 
Картина 8

Вечер следующего дня.

АЛЕКСАНДР. Ты перечитываешь Уайльда?
КОРА. Здесь есть и твои пометки.
АЛЕКСАНДР. Врага надо знать изнутри.
КОРА. Что тебе сделал Оскар?
АЛЕКСАНДР. Дело не в имени.
КОРА. Оскар - мученик, сгоревший во имя любви.
АЛЕКСАНДР. Красивый миф для сексуальных меньшинств.
КОРА. Но красивый.
АЛЕКСАНДР. Не отрицаю.
КОРА. Раньше ты был к нему терпимей.
АЛЕКСАНДР. Раньше у меня была ты.
КОРА. Ты стал говорить обо мне в прошедшем времени. Это опасная привычка.
АЛЕКСАНДР. Извини. Ты знаешь, о чем я.
КОРА. Я знаю, ты знаешь, она не знает. Вот в чем вопрос. (Пауза). Бабочка... Посмотри, Александр, какое очаровательное воздушное создание!
АЛЕКСАНДР. Средина зимы, Кора.
КОРА. Бабочка любви не признает сезонов... "Китайскою бабочкой сесть на пустынное ваше плечо, а может быть, что-то еще..." Жаль, очень жаль, что ты разучился видеть бабочек. Считай, что ты наполовину умер.
АЛЕКСАНДР. С тех пор, как ты начала видеть бабочек, ты перестала видеть меня. Перестала видеть мир вокруг.
КОРА. А зачем, зачем нужен мир без бабочек?
АЛЕКСАНДР. Это походит на сумасшествие все больше и больше.
КОРА. Ты когда-нибудь видел сумасшедшую бабочку?
АЛЕКСАНДР. Кора...
КОРА. Я давно превратилась в бабочку. В ту самую, которую ты не видишь. Жаль, что ты перестал видеть бабочек. Ты слышишь? Слышишь шелест?
АЛЕКСАНДР. Это ветер.
КОРА. Нет, милый, это крылья.
АЛЕКСАНДР. "И должно быть это очень больно, когда они растут".
КОРА. Эта боль дарит радость полета.
АЛЕКСАНДР. Спускайся на землю, хоть иногда. Опасно так долго парить в облаках. Даже имея крылья.
КОРА. Ты стал пресным реалистом.
АЛЕКСАНДР. Сиделки при душевнобольных самые пресные существа на земле.
КОРА. Пытаешься меня обидеть?
АЛЕКСАНДР. Спасти.
КОРА. Странный способ спасения - подталкивать меня к сумасшествию.
АЛЕКСАНДР. Ты передергиваешь.
КОРА. Или тебе хочется, чтобы это, наконец, случилось?
АЛЕКСАНДР. Боже мой, Кора, что ты говоришь?
КОРА. Тогда не говори про болезнь. Никогда.

Кора внимательно вглядывается в глаза Александра.

АЛЕКСАНДР. Хорошо. Прости. Просто я не знал...
КОРА. Ты обещал. Никогда. (Пауза). Обними меня.
АЛЕКСАНДР (не сразу). Я забыл, как это делается.
КОРА. Не стоит, милый, забывать такие вещи. Крепче. Сожми мои плечи, как ты можешь.
АЛЕКСАНДР. А как же крылья?
КОРА. Не бойся, милый. С крыльями все будет в порядке, если ты, конечно, смиришься с их существованием.
АЛЕКСАНДР. Кора, мы с тобой так давно... Я не могу понять, насколько ты этого хочешь?
КОРА. Ты совсем разучился меня чувствовать?


 Их танец наполнен волнами возврата ощущений,
трепетом касаний, радостью узнавания и обладания...
Последний аккорд. Оба неподвижны и расслаблены.

КОРА. Какие забытые ощущения. Я с таким трудом вспомнила, как это прекрасно - ты и я. Чему ты улыбаешься?
АЛЕКСАНДР. Здравствуй.
КОРА. Здравствуй, родной, я вернулась.
АЛЕКСАНДР. Надолго?
КОРА. Какая разница. Главное, что я вернулась.

Александр вновь прижимает ее к себе.

 Не бойся, я не исчезну. Теперь все будет иначе. Бедный, как ты, наверное, измучился. Трудно тебе со мной?
АЛЕКСАНДР. Сейчас легко.
КОРА. Бедный мой, терпеливый мой.
АЛЕКСАНДР. Я так устал без тебя.
КОРА. Теперь я здесь. Все будет хорошо. Спи. Спи, мой хороший. Я с тобой. Я всегда буду с тобой...

Конец первого действия.


 ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Восьмое неотправленное письмо

... Каждый вечер я на тебя молюсь. Каждый вечер я тебя проклинаю - не тебя, а любовь, раздирающую мою душу. Каждое утро я просыпаюсь с привкусом твоего имени на губах. Я запираюсь в ванной и любуюсь твоим лицом. Ты не знаешь - я стащила твою фотографию. Этого ты не узнаешь никогда, как и моей любви - и это особенно невыносимо ощущать.Я очень боюсь разлюбить тебя от безысходности, от невозможности признаться в своей любви. Я не хочу этого. Я не хочу думать об этом. Но я думаю. Думаю, потому что боюсь. Я обреченно молюсь, молюсь, не знаю какому богу, чтобы твои нежные руки не сделали неосторожного жеста и не убили, не добили меня. Это так легко сделать - одним шевеленьем пальца. Одним взглядом. Одним словом.

Картина 9

Ночь следующего дня. Кора у окна.
Входит Александр.

АЛЕКСАНДР. Почему не спишь? (Кора не отвечает). Будем молчать? (Кора продолжает смотреть в окно). Я помешал тебе? (Никакого ответа). Поговори со мной. Пожалуйста. (Кора вздыхает). Я всего лишь прошу поговорить со мной.
КОРА. Я говорю.
АЛЕКСАНДР. Ты молчишь. Даже когда мы разговариваем. Я перестал тебя понимать.
КОРА. Может быть.

Пауза.

АЛЕКСАНДР. Мне уйти?
КОРА. Мне все равно.
АЛЕКСАНДР. Мне не все равно. Я хочу понять, как жить дальше. Чего ждать дальше?
КОРА. "Я потеряла перчатки..."
АЛЕКСАНДР. Что?
КОРА. В старой комедии. Она говорит: "Милый, я потеряла перчатки и полюбила другого, - а он ей, - да бог с ними с перчатками." (Кора печально улыбается.)

Пауза. Александр подходит к окну.

АЛЕКСАНДР. Что пытаешься увидеть?
КОРА. Ничего.
АЛЕКСАНДР. Ты смотришь в окно часами.
КОРА. Отсюда должно быть видно ее окно.
АЛЕКСАНДР. Ты думаешь?
КОРА. Просто его закрывают деревья.
АЛЕКСАНДР. Отсюда не может быть видно ее окно.
КОРА. Когда ветер очень сильный свет из ее окна пробивается сквозь ветви.
АЛЕКСАНДР. Ее дом находится в другой стороне. Отсюда невозможно его увидеть.
КОРА. Я вижу.

Пауза.

АЛЕКСАНДР. Хорошо. Ты видишь.

Кора уходит в свою комнату. Александр всматривается в ночь.
 
 Будь ты проклята. Будь ты проклята... Соберись. Соберись немедленно. Все не так плохо. Все устроится. Наилучшим образом... Вот так. Страдать, маэстро, надо красиво. Даже если ты в полном дерьме. Вот так.

Из спальни доносится крик Коры: "Александр!"
Кора почти бегом пересекает комнату и приникает к Александру.

АЛЕКСАНДР. Что случилось? Ты дрожишь.
КОРА. Обними меня.
АЛЕКСАНДР. Я принесу плед.
КОРА. Мне не холодно. Обними меня крепче. Не отпускай меня... Объясни мне, скажи, чем она меня держит?
АЛЕКСАНДР. Ты сама себя держишь.
КОРА. Я окончательно свихнулась?
АЛЕКСАНДР. Кора...
КОРА. Мне страшно, Александр.
АЛЕКСАНДР. Это усталость. Это от дикой нагрузки.
КОРА. Я стала порочным человеком?
АЛЕКСАНДР. Ты такая, какой себя ощущаешь.
КОРА. Ты по-прежнему считаешь, что я предала тебя? Не молчи, скажи честно: я предала тебя?

Пауза.

 Значит предала... И ты все еще любишь меня?
АЛЕКСАНДР. Да.
КОРА. Почему, скажи, почему это со мной произошло?
АЛЕКСАНДР. Кора, не надо.
КОРА. Я хочу вернуться назад. Я хочу от этого избавиться. Ты поможешь мне?
АЛЕКСАНДР (всматриваясь в Кору). Я... Конечно... Господи, ты...
КОРА. Я проснулась. Ты понимаешь? Я проснулась. Обними меня.
АЛЕКСАНДР. Я тебя обнимаю.
КОРА. Крепче. Держи меня. Я больше не хочу туда.
АЛЕКСАНДР. Я не отпущу тебя. Все будет в порядке. Завтра я приглашу Ленца и мы...
КОРА (отстраняется). Зачем? Зачем нужен Ленц? Он же психиатр!
АЛЕКСАНДР. Он просто умный парень, к тому же наш хороший знакомый.
КОРА. Хочешь упрятать меня в клинику?
АЛЕКСАНДР. Кора...
КОРА. Значит, решил помочь мне?
АЛЕКСАНДР. Ты совершенно не то...
КОРА. Отпусти меня.
АЛЕКСАНДР. Что ты надумала? Ленц сотни раз бывал у нас, Кора!
КОРА. Спокойной ночи.
АЛЕКСАНДР. Кора...
КОРА. Я сказала - спокойной ночи.
АЛЕКСАНДР. Хорошо. Где мне лечь?
КОРА. Там, где не будет меня.
АЛЕКСАНДР. Тогда я останусь здесь.
КОРА. Располагайся. Психолог.

Второй черный сон Александра

АННА. Кто ты?
АЛЕКСАНДР. Я должен тебе сказать.
АННА. Кто ты?
АЛЕКСАНДР. Твои волосы пахнут китайской розой.
АННА. Кто тебе это сказал?
АЛЕКСАНДР. Ты приходишь каждую ночь.
АННА. Ты меня зовешь.
АЛЕКСАНДР. Я знаю вкус твоей кожи.
АННА. Это приятно.
АЛЕКСАНДР. У нее вкус боли и запах боли. Ты украла ее у меня.
АННА. Я не виновата. Я ничего не знаю. Бедный.
 
 Их руки, а затем и тела, переплетаются.
Их движения пронизаны эротизмом с привкусом горечи.
Анна то провоцирует, то ускользает, то












Полный текст пьесы можно получить,
связавшись с автором по почt m_p_i@mail.ru




------------------
--------------------
------------------------


Рецензии