Страсти по бесплодию творческих личностей

Людям творческих профессий знакомо состояние угнетения своего творческого импульса при возрастании потребительских возможностей их бытовой жизни. Об этом же говорят и исторические факты, литературные произведения, откровения мастеров искусств. А ведь для людей творческого склада характера угнетение и тем более полное прекращение проявления их способностей к творчеству чревато потерей смысла жизни со всеми вытекающими из сего печального факта последствиями.

Посудите сами. Некий творец, будь то художник, литератор, архитектор, чеканщик, дизайнер, садовник и т.д., длительное время блиставший своим талантом, завоевавший в обществе авторитет непревзойдённого мастера предмета своего творчества, а то и получивший признание своей гениальности, вдруг, неожиданно для себя, теряет способность творить. Как ни напрягается, как ни заставляет себя – ничего не получается. Представьте, какую личную трагедию он переживает, когда общественные ожидания его новых шедевров оказываются неудовлетворёнными?!

Культурная элита любого общества не может существовать без почитания, обсуждения, критики или безудержных восторгов по отношению к творческим достижениям дерзающих на то людей. И если тот или иной известный творец какое-то время не тешит общественное мнение очередным своим произведением, внимание общества быстро переключается на другого творца, забывая вчерашнего властителя дум и чувств культурно образованной части этого общества. Мало того, что от подобного внимания культурных слоёв общества зависит материальный достаток художника-творца – без такого внимания он просто не может существовать как творческая личность, ибо только люди могут оценить его творения, а хвалебные оценки людьми его творений стимулируют его творческий процесс. Да собственно только для людей он и творит: глупо думать, что можно творить только ради собственного интереса. Любой творец, ставший затворником или отшельником, в отсутствии людей, интересующихся его творчеством, перестаёт творить на материальном уровне – его творчество приобретает нематериальную, духовную природу. То есть он о чём-то мыслит, что-то воображает, открывает в себе каналы подключения к ноосфере, познаёт трансцендентальным образом явления духовной жизни различных миров Вселенной, но материализованные творения он перестаёт создавать, ибо это становится абсолютно не интересным ему.

Короче говоря, угнетение собственных творческих способностей для многих людей – невосполнимая утрата, коренным образом влияющая на состояние их психики, а также на всю их дальнейшую жизнь. Многие творческие личности, утратив способность к творчеству, начинают всячески восхвалять и афишировать свои прежние свершения, тиражировать их, устраивать пышные творческие встречи, капустники и т.п. мероприятия, основанные на старом багаже их творческих наработок. При этом явно прослеживаются их побуждения по упрочению своего материального благополучия, а также стремление вписать своё имя в культурные анналы общества, то есть стать признанным классиком на своём творческом поприще.

Подобными шумными и броскими кампаниями люди, потерявшие собственный  потенциал творчества, всеми силами пытаются скрыть от общества наступившую у них пору творческой бесплодности. Эти растерявшие свой божественный дар вчерашние творцы стараются богемной суетой обмануть даже самих себя, ибо осознавание переживаемой ими бездарности на фоне воспоминаний о высотах своего творческого взлёта недавнего прошлого – невыносимая пытка для творческого человека.

Охлаждение общественного интереса к прежним творческим заслугам, потеря творческой харизмы среди друзей и знакомых, отчуждение среди родных и близких людей может привести таких неординарных личностей к стойкому расстройству психики,  а то и к физической гибели.

Процессы угасания таланта творения и их нелицеприятные последствия для общественного положения творческого деятеля, пафосные итоги его творческого пути и всё тому подобное хорошо известны в культурных слоях общества. И вместе с тем во всех описаниях подобных драматических для самих творцов явлениях их внутренней жизни, во всех разговорах на эту щекотливую тему всегда чувствуется некая недоговорённость. Как будто во всём этом присутствует нечто таинственное, о чём не принято говорить.

Так, что же это за мистическая компонента, провоцирующая угасание у человека творческих способностей?

В действительности всё оказывается весьма обыденно и даже примитивно по своей сути. Вся таинственность и мистика  этого круга недомолвок – всего лишь фантазийные перлы тех, кто уже расстался со своим талантом или стоит на пороге подобной реальности. Фантазии, призванные надёжно сокрыть от широкой публики слабость человеческой натуры и духовное обнищание творческих личностей, не выдержавших испытание популярностью и поддавшихся искушениям потребительского изобилия.

Притчи, исторические анекдоты, пословицы, фольклор – везде присутствуют сюжеты о том, как бедные материально, но богатые духовно люди создают талантливейшие творения, которые вызывают у людей бурный всплеск эстетических чувств. Эти же сюжеты содержат и другую правду жизни: как только к творческой личности приходит успех, влекущий за собой материальное богатство, широкую популярность в различных слоях общества, толпы восторженных и экзальтированных поклонников, короче – всё, что распаляет гордыню избранника фортуны, так этот талантливый индивидуум начинает терять, быстро или медленно, свои творческие способности. И исключений от противного на тернистом пути славы и богатства творцов бывает мизерное количество, поскольку в этих случаях проявляется чрезвычайной мощности закон вселенского мироустроения. Уложения этого закона кратки, а последствия – жёстки и безапелляционны.

Суть происходящего заключается в следующем. Стихия безумства фанатичной толпы поклонников, бушующая вокруг получившей общественное признание творческой личности, а также быстрое обретение высокого личного потребительского статуса, когда человеком выставляются напоказ его непомерные возможности совершать много дорогих покупок и пользоваться эксклюзивными услугами, ублажающими его жизнь, являются, на самом деле, элементами  механизма отторжения творческой энергии от творца, продающего подобным образом свой талант. В результате такой продажи за ничтожные материальные побрякушки своего небесного дара его творческие устремления преобразуются в дешёвую популярность среди масс обывателей, в болезненную страсть к накопительству, в ничем не удержимое желание обретения материальных благ, в безумное пестование собственной, как ему кажется, индивидуалистически-исключительной избранности высшими силами. Другими словами этот индивид начинает подпитывать данной ему свыше энергией жизнетворения культ Мамоны.

И вот здесь вступает в действие указанный закон, в соответствии с которым подобные деяния относятся к разряду святотатства, что пресекается быстро и беспощадно. Именно поэтому, если человек-творец не осознаёт антагонизма  своего поведения, своих мыслей и страстей законам духовного мира, его  канал нецелевого использования божественной животворящей энергии на поддержание и развитие различных культов бездуховности быстро утончается вплоть до полного перекрытия. В итоге творческая личность перестаёт быть таковой.

Талант творца даётся человеку в качестве божественной благодати. А вот сохранение этого таланта зависит от уровня духовности человека, от чистоты и непорочности его душевных порывов. Если же человек, получивший свыше такой дар, обращает его на умаление духовности окружающего мира, что ослабляет силу духа и его собственной личности, он навсегда теряет свой талант. И в этом ему, кроме себя, винить некого – так Всевышний устроил наш мир, законы которого нужно хорошо знать, свято почитать и уметь применять в своей жизнедеятельности. Только при этом условии внутри человека нескончаемо будет звучать божественная симфония всеобщей гармонии сущего мира!


14.09.2002



Сергей БОРОДИН


Рецензии
Написанное очень близко.

Что есть творчество? Возможно это субъективное мнение о объективных вещах. Что заставляет нас творить? Возможно желание сделать мир таким каким видишь или хотел бы видеть его именно ты. Можно много написать о творчестве, как о выражении переживаний, желание оказать влияние и т.п. Но истина одна. Мне кажется это отражение уровня развития души в познании законов бытия.

Поднятый вами вопрос конечно же актуален. Думаю, что ответить на него сможем после того как узнаем истинные мотивы самого творца. Т.е. при достижении поставленных целей творческая личность либо ставит перед собой новую, либо задаёт себе планку которую невозможно достичь, либо перестаёт творить.

Данное явление проистикает лично во мне при отсутствии вдохновения. Пояснять надо? Для меня это фактор воздействия на меня внешних раздражителей. Оказание влияния на меня внешней среды и обмен эмоционально-информационными потоками вызавает чувства переполняющие душу. Хочется поделиться переживаемым состоянием с другими так чтоб сопереживая мне они ощутили в себе ту радость и то счастье которое испытываю я сам. Обычно я плачу когда сопереживаю вместе с кем то горе, так же я радуюсь за другого если ему хорошо. Все мы живые люди. И возможность сделать кого то чуть счастливее движет благородными людьми.

С уважением.

Максимкамакс   31.05.2004 01:37     Заявить о нарушении
Мы с Вами, действительно, очень близки в подходах к побудительным причинам творчества человека. Я свою позицию по этому вопросу изложил в эссе "Покаяние творчеством" (http://www.proza.ru:8004/2003/12/04-72). Приятно сознавать, что меркантильность не является доминирующим мотивом в творческой среде.

Сергей Бородин   06.06.2004 17:20   Заявить о нарушении