Зачитанная книга, субъективный фактор
Направляясь по неотложным делам, я сел на ближайший фирменный поезд. Перед отправлением захватил с собой газеты и пару журналов с кроссвордами. Мой попутчик — не молодой мужчина в старомодном, но дорогом костюме — встретил меня приветливо. Он представился, назвав свое имя, и, порывшись в кармане, протянул визитку: «Профессор Beergunter». Мне не было чем похвастаться, и я просто назвал свое имя — Алекс. Поезд медленно тронулся, и мы невольно прильнули к окну, как будто старались не упустить что-то важное. За стеклом проплывали унылые заборы предместья. Вскоре проводник предложил свежую прессу. — Я редко путешествую на поезде, чаще летаю на самолете, — проговорил профессор, всматриваясь в пейзаж. — Но в железной дороге есть свой аромат. Иногда совершаю дальние поездки....
Мы обменялись несколькими безразличными фразами о погоде и углубились в просмотр прессы, время от времени поглядывая в окно и бросая друг другу реплики. Он быстро разобрался с кипой газет, равнодушно отложив их в сторону. Я предложил ему свою порцию, но он и ее стремительно обработал, словно сканируя взглядом. Лишь однажды он задержался на журнальной статье, кивнув: — Вот встретил новое имя. Редко получаю удовольствие от прессы, хотя читаю много. Получив от него свой журнал и быстро перелистав его, я тоже зацепился, вероятно, за ту же статью, и прочитал ее ср вниманием.
— Газета остается свежей, пока ее кто-нибудь не развернул. Редко кто читает уже просмотренные газеты, хотя в них вся информация остается нетронутой, если, конечно, речь не идет о специальных исследователях старины. Изучение психологии прессы в некотором роде моя специализация, — продолжил он, словно разговаривая сам с собой....
Иногда достаточно взглянуть на название статьи и имя автора в газете, чтобы составить полное представление о теме. Порой даже псевдонимы не скрывают истинного лица. Не правда ли, именно ежедневные издания нередко выдают наименьшее количество полезной информации, хотя должны, казалось бы, чувствовать пульс жизни вокруг? Меня заинтересовали его рассуждения. После продолжительной паузы, к моему удовольствию, он продолжил свой рассказ.
— Однажды в своих исследованиях мы задались вопросом: оставляет ли первый читатель книги свои следы на этом произведении, помимо автора? Как влияет его интеллектуальное взаимодействие с книгой на восприятие последующих читателей?
— Как это можно определить? Эксперимент получил название «Зачитанная книга». Для исследований был выбран один европейский университет при содействии крупного издательства....
С самого начала мы собрали туристическую группу из дюжины человек, ранее незнакомых между собой. Среди них были представители разных возрастов и социальных слоев: студенты, коммерсант, домохозяйки, сотрудник правоохранительных органов и художник. Для них организовали автобусный недельный тур по увлекательному маршруту, и они почти постоянно проводили время вместе. Каждый день участникам предлагали написать небольшой отчет о прошедшем дне, поделиться своими размышлениями и заметками о событиях в группе. При этом они не имели возможности знакомиться с записями друг друга, что добавляло интриги. На втором этапе, основываясь на собранном материале, мы подготовили общую книгу. Она была написана от первого лица, но с попыткой взглянуть на события глазами соседей в группе. Книга сопровождалась великолепными иллюстрациями, которые оживляли каждую страницу....
Двенадцать пронумерованных экземпляров этой книги были вручены авторам. Каждый из них, сидя перед зеркалом, внимательно читал ее впервые, держа в руках свое произведение. Я, как редактор, также прошел этот ритуал. Одну книгу мы доверили дежурному охраннику нашего офиса. Таким образом, у нас оказалось специальная партия экземпляров, к которым добавились еще две нераспечатанные книги.
Каждая книга была оформлена красочной обложкой с фотографиями и аннотацией, сообщающей о том, что данная серия включает шестнадцать произведений различных авторов. Список авторов был дополнен именем редактора, случайного охранника и двумя вымышленными персонажами. Следующий этап — знакомство с книгой массового читателя. Каждый экземпляр передавался поочередно студентам и сотрудникам фирмы, группами по сто человек. После чтения им предстояло определить имя автора из предложенного списка с фотографиями. Таким образом, перед нами предстояло собрать мнения почти полутора тысяч читателей о более чем дюжине книг....
Предварительные результаты исследования выявили явных лидеров и аутсайдеров. В нескольких группах наблюдалась схожая картина: одни авторы уверенно занимали верхние строчки, но их ранжирование в списке отличалось. Это слегка нас озадачило. Среди выделенных авторов в большинстве групп безусловными фаворитами стали Курсант, Блондинка, Каноник и Редактор. Их успехи неожиданно изменили наши ожидания, но по мере дальнейшего анализа ситуация начала проясняться. Мы заметили, что выбор авторов зависел от различных факторов: яркости фотографии, звучности имени и позиции в списке. Особенно это проявилось в группах с "чистыми" экземплярами книг.
Мы провели усреднение результатов по этим "чистым" книгам и вычли выявленный перепад предпочтений из итогов каждой группы, который составил около 23 процентов. В конечном итоге все группы показали результаты, превышающие среднее распределение: почти 37 процентов респондентов точно определили названного автора, около 28 процентов указали на Редактора, почти 23 процента выбрали Охранника, а чуть более 12 процентов отметили вымышленных авторов....
Книга — это не просто материальный объект, а портал, позволяющий читателю настроиться на волну мыслей автора, запечатленных в символах, которые легко воспринимаются человеческим умом. Этот предмет становится связующим звеном между читателем и его мыслями, активируя процесс взаимодействия с текстом. Читатель, как источник вторичного воспроизведения, наполняет пространство откликами и флюидами своих интеллектуальных волнений и переживаний. Мы можем предположить, что влияние последующих читателей тоже оставляет след, хотя и в меньшей степени. Это похоже на зарубки на коре дерева, которые со временем становятся всё более размытыми, как метки на годовых кольцах — они растягиваются, но интенсивность чувствительности к этим меткам, вероятно, снижается по логарифмическому закону.
Вы когда-нибудь задумывались, почему даже идеально оформленный журнал может оказаться скучным? Читатель ищет не только эстетическое наслаждение — красивое оформление, изящные буквы и грамотно расставленные слова. Он стремится к мыслям и чувствам авторов. Иногда фирменный стиль редактора удаляет всё "лишнее", но именно в этом "лишнем" и кроется изюминка, которая оживляет текст....
Это удивительно, но наиболее скучная книга из нескольких свеже изданных будет книга "В мире мудрых мыслей", потому что по "мудрым мыслям" прошлось столько редакторов, что от натуральных мыслей почти ничего не осталось...
- Интересно, получается, что кто первый прочитал книгу тот помимо автора и больше всего влияет на мысли возникающие у последующих читателей, а реакции его на эти дополнительные мысли могут быть, как отрицательные, так и положительными.
На некоторое время он замолчал, глубоко погрузившись в свои мысли.
Я представил, как книга впитывает в себя мысли первого читателя, и они незримо накладываются на слова автора, искажая восприятие картины, рассеивая свет, как тонированная разноцветными дымами атмосфера, отвлекая читателя и запутывая акценты, следы от мысли читателя остаются незримо на белой странице, как следы ветра придают рельефный узор свежевыпавшему снегу.
-Моя жена четко чувствует чужое влияние, однажды почта задержала газету на пару дней, так жена сразу же смекнула, что ее уже прочитали, а потом принесли...
Тут мы решили немного подкрепиться, а после завтрака разговор перешел на другую тему.
Приятель задался вопросом : “Влияет ли носимый кем-то свитер, на твое поведение и мировосприятие, когда ты начинаешь его носить? И как долго? “ .
Думаю, что какое-то влияние все же есть. Иногда встречается ситуация, когда при встрече с разными предметами тебе неожиданно через них открывается что-то еще, помимо собственного, ( или это наверно может иногда действовать угнетающе), наверно особенно это проявляется при близком контакте, если это предметы личного потребления, например одежда. Часто в больших семьях младшим достается одежда от старших. Хотя со старшим братом мы погодки, но практически донашивать из одежды мне ничего не приходилось, просто он сам ее основательно изнашивал. Но подумав, вспомнил несколько других случаев.
Вот один из них для примера. После первого курса, во время летних каникул, нас отправили на пару недель строить здание цирка, работа с цементом, в общем-то, была довольно пыльной, и, несмотря на жару, нам пришлось переодеться в грубую брезентовую робу с чужого плеча, которую выдали на какое-то время - и парусиновые сапоги с загнутыми голенищами. Неизвестно, кто носил их до нас. Надевая все это на себя, возникало какое-то странное ощущение, что это вообще не ты, не внешне, там даже зеркала не было, а по внутреннему ощущению. Как-то, по чистой случайности, мы с приятелем задержались допоздна в конце работы на верхнем ярусе, и пока спускались, все разошлись и закрыли бытовку, так что нам пришлось добираться домой в этой робе.
Мы пошли до моего дома, идти было не так уж далеко, но выглядело это забавно, прохожие сворачивали с дороги еще на километр и старались побыстрее проскочить мимо, отводя глаза, как будто шли какие-то забулдыги, мы шли прямо и, хотя были трезвыми, невольно разговаривали громко и грубо смеялись. Было ощущение, что сидишь внутри танка или огромной медвежьей шкуры, и поэтому приходилось повышать голос. Знакомые собаки и соседские кошки разбегались в разные стороны. Но после душа и в обычной одежде нам самим порой приходилось уступать дорогу.
Интересно проводил ли профессор подобные исследования.
2. Как мы читаем
До появления Интернета подобные исследования иногда проводились редакциями популярных журналов с целью раскрыть секрет популярности некоторых изданий. Однажды, отправившись в парикмахерскую, я впервые столкнулась лицом к лицу с глянцевыми журналами, которые в свое время неожиданно заполонили журнальные столики приемных, залов ожидания, ателье и парикмахерских, где горожане знакомились с секретами гламура, изучая новости светской жизни (по старым номерам).
В те времена мужские прически были довольно короткими, а очередь к парикмахеру - довольно длинной. И пока тянулось время ожидания, я мысленно провел небольшое исследование о том, как мы читаем в общественных местах.
В узком коридоре парикмахерской клиентам предлагали скоротать время за чтением журналов о приятных моментах красивой жизни. Дотянувшись за такой диковинки, я с некоторым интересом стал рассматривать мелованные страницы в красивой обложке. Я изучал их, как будто это был свежий журнал Огонек. Сначала, на предпоследней странице, обычно юмор и фельетон, затем разворот с цветной вкладкой, затем просмотр по диагонали, обращая внимание на некоторые слова в заголовках и занимательные картинки.
Но в новом журнале многое было по-другому, больше красочных фотографий, различных интервью и полезных советов, обильно приправленных рекламными вставками. Так что было интересно ознакомиться с новым журналом, особенно с элегантно оформленными интерьерами и туристическими местами. В следующием номере журнала были похожие фотографии и советы, и уже более узнаваемая реклама, казалось, что это уже было (дежавю), интерес к следующему выпуску начал угасать. И я встретил его без особого энтузиазма и отложил его, просмотрев наполовину.
Мужчина средних лет (похожий на преподавателя), по-видимому, решил изучить материал более тщательно. Открыв журнал с первой страницы, он начал внимательно его читать, не забегая вперед, словно стараясь извлечь из него как можно больше информации, обращая внимание на фотографии только по мере продвижения по тексту. Он также внимательно читал полный текст объявлений. Казалось, ему нравился сам процесс чтения, независимо от материала. Когда он перестал читать из-за того, что подошла его очередь, он автоматически загнул нижний угол страницы и отправил ее на стол.
Другой, неугомонный, персонаж нашего исследования начал изучать журнал как предмет для коллекции, осмотрел обложку, нашел выходные данные, затем лихорадочно начал листать страницы, не задерживаясь ни на одной, как будто что-то искал (чью-то заначку или какие-то пикантные подробности). Просмотрев один журнал, он так же быстро переходил к следующему. Затем я начал разбирать всю кипу по номерам. Это было похоже на кино, он просмотрел все журналы и, обнаружив, что некоторых номеров не хватает, потерял к ним всякий интерес. Отвернувшись, он начал читать свою книгу, которую достал из широкого кармана куртки.
Молодой человек скромно просмотрел только один журнал, который выбрал по яркой обложке, читая заголовки, неторопливо рассматривая фотографии и обращая внимание на подписи к ним. Он подольше задержался на фотографиях кинозвезд, автомобилях и фотографиях красивых мест природы, в конце концов нашел интересную для себя статью и углубился в чтение, проглотив ее почти целиком.
Мальчик-школьник взял верхний журнал, ознакомился с листом оглавления, водя пальцем от строчки к строчке, открыл нужную страницу и внимательно прочитал статью, затем сделал пометки в своем блокноте, это был рецепт яблочного кекса. Затем он занялся разгадыванием головоломки.
Пожилой мужчина с густыми бровями (швабрами) увлеченно принялся разглядывать страницы журнала, переходя от одного снимка красотки к другому, он громко вздыхал, качал головой, иногда подталкивал соседа локтем в плечо, совал журнал с пикантной картинкой ему в нос, похабно улыбаясь, но сосед лишь равнодушно махнул рукой. Не встретив поддержки, старик протер очки, обиженно отвернулся, продолжая вкушать "запретный плод".
Молодой мужчина спортивного вида выбирал исключительно спортивные разделы (руководствуясь оглавлением номера), прочитав статью и посмотрев на фотографию, он перешел к такому же же разделу следующего номера.
Теперь клиенты чаще посещают парикмахерскую по предварительной записи, и если вы встречаете ожидающих клиентов в коридоре, то, как оказалось, они сидят в социальных сетях, через свои мобильные телефоны.
3. Помощник Лит-Гибрид ИИ
Эту историю рассказал мне в одной поездке мой случайный попутчик Виктор, он иногда помещает свои рассказы на известную площадку.
Виктор не считает себя знатоком литературы, хотя читал много разных авторов. Если текст его не трогал, то после нескольких страниц он откладывал книгу и принимался за другую. Его интересовала не последовательность событий в книге, а красота произносимых фраз, которые могли бы пробудить его воображение и вызвать появление новых ощущений. Поэтому его больше интересовало то как будут описаны события. Виктор редко находил что-либо интересное среди книг современных писателей. Он предпочитал классику и зарубежных авторов. В одной анкете он как-то отметил, что среди его любимых авторов после А.С. Пушкина, «Афоризмы» Козьмы Пруткова и "Мужичок с ноготок" Н.А. Некрасова. А среди книг зарубежных авторов его привлекали книги, которые считались скучными, «Замок» Ф. Кафки (в переводе Р. Я. Райт-Ковалевой), «Улисс» Дж. Джойса ( в переводе В. Хинкиса и С. Хоружего). В Улиссе его особенно заинтересовала глава, в которой автор исследует использование различных стилей, он перечитал ее несколько раз с большим удовольствием, это глава - "Быки солнца". Здесь, конечно, восприятие очень сильно зависит от работы переводчика.
Еще будучи студентом, Виктор все же не отказывал, если его просили написать заметку в Стенгазету, когда срочно нужно. Так он особо не мудрствуя, мог облечь нужную тему в некую удобочитаемую оболочку и выручал коллег, имея к тому же хороший почерк, не нужно было переписывать текст, его листок просто вклеивали в газету. Иногда он участвовал в литературных конкурсах и посылал свои рассказы. С неизменным итогом была оценка: это не блеск, не фонтан. И к этому он относился спокойно, ведь крайне трудно объективно оценить чье-то творчество. Но на работе его часто привлекали к составлению всевозможных отсчетов, обзоров и материалов для докладов.
Виктор завел страничку и выкладывает свои работы, радуясь, если иногда на страницу забредет случайный читатель. И вот однажды он получает письмо по почте с Поздравлением, что рассказ был выбран лучшим в этом году по Версии Лит-Гибрид ИИ-1328. И если он не возражает, текст его истории будет процитирован в обзоре. Виктор воспринял это как шутку или развод. Но, порывшись в Интернете, он нашел веб-сайт, который, как было указано, Предупреждение: что Сайт и все сообщения подготовлены программой ИИ, Литературный критик создан по программе Версия Помощник Лит-Гибрид ИИ-1328. На сайте были различные разделы с рисунками, рассказами, баснями, стихами и лучшими работами за последние годы видимо из различных источников. Работы взяты из открытых источников и размещены с согласия авторов, все права принадлежат авторам. Но сами источники и авторы не были указаны, ссылаясь, что не проводят рекламу.
Его рассказ также был включен в рецензию, хотя согласия автора получено не было, рядом с ним нужно поставить галочку, и, видимо, пока что только ему было разрешено ее просматривать, после установки флажка, он сразу увидел свой рассказ в активной строке без указания автора, и в любой момент автор может отозвать свое разрешение, удалив флажок. Но посетителям это могло понравиться, и они могли ставить лайки, хотя рейтинг не был отражен. Виктор иногда просматривал этот сайт. Однажды он получил от него такое сообщение, что в связи с вашей успешной работой, мы приглашаем вас принять участие в редактировании текста, и литературный текст был предоставлен. Это все анонимно и бесплатно, ради интереса Виктор отредактировал пару текстов и получил благодарственный листок за сотрудничество в литературной работе.
Однажды он захотел схитрить и написал откровенную муру, на что его собеседник ответил: Не узнаю вас сегодня Виктор, к сожалению, ваш вариант неудачный. Виктору стало от этого неудобно перед новым другом. В каждом письме было Предупреждение, что все сообщения готовит программа ИИ. Виктор, как всегда, хотя бы бегло просматривал новые произведения писателей на нашем "человеческом" сайте, а затем случайно обнаружил рассказ одного автора, который как он вспомнил он отредактировал недавно совместно с ИИ, с его правками. В комментариях люди хвалили рассказ, и автор, казалось, был доволен, но Виктору нечего было добавить, он свои предложения уже высказал и согласился сотрудничать, но теперь, он не уверен действительно ли он связался с программой ИИ. Виктор посмотрел на меня, а вы не пользовались Помощником? На что я пожав плечами признался, что был не в курсе новых штучек, да и пишу я так редко и так коряво.
Свидетельство о публикации №204061000088
Диана Доронина 17.03.2008 20:47 Заявить о нарушении
Удачно провести бал!
Александр.
Alexfor 19.03.2008 20:14 Заявить о нарушении