Атлантида или...
будет найдена в ближайшее время, так как
к настоящему моменту накопилось
достаточное количество неоспоримых
доказательств ее существования...»
(Из сообщения посвященного проблемам поиска Атлантиды)
***
СОКРАТ, ТИМЕЙ, КРИТИЙ, ГЕРМОКРАТ.
СОКРАТ. Ну что же, вот мы и собрались. Приветствую тебя Тимей и тебя Критий. Рад видеть вас в стенах моего дома. И после того, как Тимей исполнил свой долг гостеприимства по отношению ко всем нам, я приложу все усилия, чтобы отплатить ему и вам тем же.
ТИМЕЙ. Приветствуем и тебя.
СОКРАТ. Я вижу, что нас пока трое. А где четвертый? Неужто он по доброй воле отказался от нашей беседы? Или присоединится к нам позже?
ТИМЕЙ. Я видел его утром на площади. Он обещал быть, но вид имел задумчивый и нездоровый. Боюсь, что мог он заболеть. Наверно сильно долго мы засиделись прошлой ночью и холодный южный ветер мог застудить его больную спину.
КРИТИЙ. Да, не радостную весть принес ты нам, но будь что будет. Однако я думаю, что мы начнем, пожалуй, а он, присоединившись позже, сумеет поддержать беседу.
ТИМЕЙ. Начнем, пожалуй.
СОКРАТ. Что бы беседа наша текла свободно и непринужденно я приготовил вино и фрукты, а также сыр, особенно тобой любимый, Тимей.
ТИМЕЙ. Приятно быть в доме гостеприимного хозяина и мужа.
СОКРАТ. Так. Но помните ли вы, какие темы предложил я вам для рассуждения?
ТИМЕЙ. Кое-что помним, но будет лучше, если ты напомнишь вкратце и этим освежишь нам память.
СОКРАТ. Будь по-твоему! Но для начала, позвольте я повторю, о чем вели мы речь на прошлой нашей встрече. А именно о формах рифмопостроения и о способах удобных для изложения событий. Тогда же мы определились, что можно рассмотреть три формы слова – божественный, небесный и земной. И три ритма, делящие рассмотренную троицу на три.
ТИМЕЙ. И того мы получаем девять. Число объединяющее и завершающее. Дающее нам все разнообразие, устроенное в правильной гармонии
СОКРАТ. Да Тимей. А также их дополняющий и завершающий священную декаду особый способ свободного сказания, не знающий ни формы и ни ритма. Всего десять. Не больше и не меньше.
КРИТИЙ. И здесь опять мы находим подтверждение, что мир устроен в совершенном виде и сводится в священную декаду.
ТИМЕЙ. Мне помнится, что девять первых вариантов построенья слова мы закончили рассматривать вчера, а вот десятый... Успели ли мы его коснуться в полной мере или...?
СОКРАТ. Нет Тимей, не успели. Вот потому решил сегодня я продолжить наш разговор, что бы завершить и тему и число. Позвольте я начну.
КРИТИЙ. Да. Сделай нам любезность.
СОКРАТ. Мне видится, что, подчиняясь высшему закону, десятый способ должен быть тоже разделен на три. В зависимости от того насколько допустил рассказчик свободу изложения событий. Был точен он в повествовании или допустил свободу мысли. Три, разделив единое на составные части, откроют полноту и красоту его божественного устроения. И помогут нам понять все, не упустив малейшего.
КРИТИЙ. Ты как всегда прав. Пожалуйста продолжай.
СОКРАТ. Мне видится, что первым будет пересказ вещей событий и явлений, без вымысла и без преувеличения. Как есть, что бы точно донести все то, что мог он слышать и видеть. Вот скажем, как если бы присутствовал он сейчас при нашей встрече, а завтра взялся бы рассказывать своему соседу о том, чему был свидетелем. Не приукрасив и не изменив событий. В точности передав ход разговора и отнеся слова тому кто их сказал. А также описав наши одежды и предметы соответственно их виду.
ТИМЕЙ. Так и есть. Ведь если происходит какое словное деяние в наших краях или где-то еще, но дошедшее до нас, мы запечатлеваем его в записях и храним в наших храмах. Для детей и их потомков. А также все государственные дела, законы, науки и многое другое.
КРИТИЙ. И чем точнее будет записаны события и документы, тем больше будет в них потребности и пользы. Ведь если трактовать законы, повинуясь свободному движенью мысли, или строить дом, переписав размеры произвольно, то не хотел бы житья в этом государстве и этом доме, даже рядом.
СОКРАТ. Согласны вы, что в нашей жизни мы часто встречаем этот тип повествования.
ТИМЕЙ. Да.
СОКРАТ. Второе – это пересказ жизни и деяний богов героев и великих людей. Живших до нас, но прославивших себя великими делами и речениями. О них рассказывая, мы для яркости повествования готовы немного изменить события произошедшие в их жизни. Добавить мощи им и стати, немного роста, и силу голоса. Или число врагов, сразимых на поле битвы, увеличить на треть. Сказать, что пользовался он успехом у женщин, хотя бы не смотрел он на них вовсе и был всю жизнь затворником вина и боевого дела. Так рождаются мифы о великих свершениях и житие богов. Который, как нам известно, часто спускаются на землю.
ТИМЕЙ. И в этом есть большая польза. Для воспитания полезных качеств характера не только юношей, но и мужей. Придания им силы духа, а также для наставления. И разных поучений. А что касается богов, то им не менее приятно сие преувеличение. Оно рождает большую радость сердца, боязнь и почитание людей. Это подобно жертвоприношению во славу и на благо всеобщего существования под единым небосводом.
КРИТИЙ. Такое также бывает часто, когда свидетель тех или иных событий их пересказывает одному, а тот другому. И так далее, проходя череду рассказчиков и слушателей. И каждый либо недослушав, либо подзабыв, чуть изменяет ход повествования. Не придав этому особого значения. И вот уже растет число погибших в бою, длина пути, и красота доспехов. Так вымысел мешается с действительностью, обретая совсем другую форму.
ТИМЕЙ. Совершенно верно.
СОКРАТ. Я вижу, вы разделяете уместность и пользу рассмотренных нами форм повествования. Теперь коснемся третьей и последней. Которая, завершая триаду, дает не только полноту картины, но и утверждает красоту закона творимого богами, лежащего в основе мирозданья.
ТИМЕЙ. Позволь, а что же будет здесь? Ведь уже все было и вымысел и правда. Предельная точность повествования и вольный пересказ. Двух крайностей коснулись мы, а что посередине. Что наполняет эту форму? Постой. Только если еще большая противоположность.
СОКРАТ. Да Тимей. Здесь будет вымысел от начала и до конца. Во всем, В событиях, делах и людях.
КРИТИЙ. Но зачем? Какой в этом смысл?
СОКРАТ. Какой? А какой смысл в движении облаков, и шелесте травы. Так устроен мир, в гармонии и полноте своих частей. Которым есть место, не взирая на наше непонимание или отрицание. И нам ли знать что будет жить через века. Мой дом из камня или ветер, который благодаря своему незримому существованию переживет гранит и медь.
ТИМЕЙ. Да, возможно. В природе есть всему и место и число, но среди люде не все находит свое место и необходимость. Зачем нужны события, которых не было, и люди которые не существовали. Науки, которые не опираются на законы природы и гармонию небес. Нет в чистом вымысле, не подкрепленном жизнью, ни пользы, ни нужды. Да и не жизнь это, а мираж, живущий лишь мгновенье. Он растворяется от дуновенья ветра или простого звука, изданного человеком идущим мимо.
КРИТИЙ. И даже если и родится в мире что-то подобное такому, то думаю, что не проживет оно и до захода солнца, или умрет с тем, кто сие придумал и рассказал другому. Поскольку жить будет лишь в его воображении, лишь одному ему давая интерес.
СОКРАТ. Но что если не правы мы и то, что не имеет корней, способно прорасти?
ТИМЕЙ. Не верю. Однако идея это очень любопытна.
КРИТИЙ. А что мешает нам проверить наше суждение на практике. Давайте создадим повествование о том чего не было, от начала до конца. Оправим его в подробности и всякие сужденья. Сошлемся на свидетелей и исторические даты. Вплетем его в канву повествования о делах знакомых и понятных каждому.
ТИМЕЙ. О чем же, например?
СОКРАТ. Пусть это будет, скажем, народ, живущий где-то в океане, свое имеет государство, законы и науку. Историю завоеваний и других свершений. Пусть называется оно красиво – Атлантида. А люди, населяющие его – атланты. А чтобы не смогли нас уличить в обмане, пусть это государство располагается на острове, среди бескрайних вод.
ТИМЕЙ. Ну, тогда уж, что бы скрыть следы от очень любопытных, лучше пусть остров это затонет и погрузится в глубины океана. Как если бы случилась большая катастрофа. Или прогневались боги и покарали остров, стерев его с лица земли.
КРИТИЙ. А кто поведает эту историю другим, не знающем о нашей затее. Да так, чтобы не возникло сомнения в подлоге?
СОКРАТ. Я знаю кто. Муж достойный и мудрый. Один из моих учеников. А чтобы еще больше спрятать правду об Атлантиде, пусть он расскажет о ней в ряду реального повествования о людях всем знакомым. Да вот хоть бы среди одной из наших бесед.
КРИТИЙ. Что же, так и поступим, еще вина и, пожалуй, обсудим кое какие детали о славной Атлантиде...
«...На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой,
возникло удивительное по величине и могуществу царство,
чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова...»
Платон. «Тимей».
Свидетельство о публикации №204061600140
координаты атлантиды, фото, расчеты - на моей страничке.
Владимир Репин 18.05.2009 22:17 Заявить о нарушении