Предчувствие хризантем

   Они были красивой парой. Он - высокий блондин с большими серыми глазами, она - стройная брюнетка с темно-карими вишенками глаз. И все у них было хорошо, даже  квартира у них появилась сразу после свадьбы. Была она правда маленькая и далеко от центра, но зато в тихом и зеленом районе. Прямо перед окнами росли три липы и когда они цвели, вся квартира наполнялась густым медвяным ароматом. И сверчок стрекотал им свои колыбельные где-то в углу старой кладовой. И весело кричали воробьи по утрам, устраивая бои за старую скворечню на балконе.
Соседи были тихими и всегда с радостью и удовольствием провожали их взглядами.
  Они, правда, были очень красивой парой. Он работал на стройке, а вечерами учился на заочном, а она разрисовывала деревянную детскую мебель и посуду в одном маленьком кооперативе. Денег едва хватало на то, чтобы оплатить жилье и купить немного еды. Но они не печалились этим, жили будущим. Он не зря работал на стройке, там была хорошая возможность заработать большую квартиру в новом районе. Только вот дома он бывал редко, и она скучала, сидя в кресле и завернувшись в теплый плед. Иногда с книгой, иногда с вязанием. У нее было мало подруг, да ей и не очень-то хотелось расширять их круг. Ей было так радостно в этом маленьком мире, в этом осмосе, где живут они вдвоем.
   Это случилось однажды вечером, когда,  сварив гречневую кашу и, завернув ее в старое одеяло, чтобы не остыла и разбухла, как следует к его приходу, уселась она в свое любимое кресло смотреть на снег, который весь день тихо падал за окном. Снегопад был такой тяжелый, густой, так плотно окутал он все вокруг и утопил в этой пушистой тишине, что ей казалось, будто осталась она совсем одна в этом белом  немом пространстве.
   Звонок в дверь прозвучал так пронзительно громко, что она вздрогнула, и испугалась. Почему-то ей показалось, что этот звонок не к добру, что в ее дом входит что-то чужое и недоброе. Дрожащей рукой открыла дверь. На площадке перед дверью никого не оказалось, только у самого порога лежал букет цветов и маленькая записка, собственно и не записка вовсе, а только ее имя «Ника...». Она повертела бумажку в руках, но никаких пояснений не нашла, заглянула вниз в лестничный проем – никого. Плотно закрыв дверь,  прошла в комнату, машинально набрала  воду в вазу  и поставила цветы. Забравшись с ногами в кресло, стала рассматривать листочек со своим именем. Она вертела листочек в руках, пытаясь разглядеть в нем что-то такое, что скажет,  – кто же принес  этот букет? Но листок ничего не сказал ей, кроме ее имени.  Тогда она  стала долго и внимательно рассматривать цветы: пять хризантем, таких же белых, как и снег за окном - чуть тронуты морозом нежные лепестки,
   Кто и зачем принес ей цветы?  Это не могло быть ошибкой, в доме жили старушки, одна толстая женщина с маленьким мальчиком в очках, он ходил в музыкальную школу и носил большой кожаный футляр со скрипкой. Была еще одна женщина на четвертом этаже, но ее имя Ника знала – Лида. Нет, определенно букет предназначался ей. Но кто принес его? Почему?
   За окном смеркалось, скоро вернется муж, и они вместе попробуют разгадать эту загадку. В тайне она даже надеялась, что это именно он послал ей букет. Правда, ни дня рождения, ни годовщины свадьбы не намечалось, но вдруг причина праздника ей пока не известна? В раздумьях, тихо сидела она у окна, разглядывая букет и, незаметно для себя, уснула. Проснулась также неожиданно, как и уснула, гулко и часто билось сердце. В те несколько часов, пока она спала, ей успел присниться сон, как едет он на их стареньких Жигулях через снежный туман, вот свет в глаза, скрежет тормозов и крик. Да, именно от крика она и проснулась и, похоже, кричала она сама. Ника прислушалась, в квартире было тихо, цветы по-прежнему стояли на столе у окна. Он не пришел. С тревогой посмотрела на часы: полтретьего ночи. Подошла к окну. Снег уже не шел и лежал у дома белым нетронутым полотном. Никаких следов. Сердце опять часто забилось, мысли возвращали ее ко сну, который напугал и заставил, так тревожно биться сердце. Время тянулось медленно. Ника не могла больше смотреть в эту немую белизну ночи. Она оделась, сунула ноги в валенки и вышла из дома. Ника не знала, куда ей идти, знала только одно – дома ей оставаться нельзя, она просто сойдет с ума. Дорога, которой шла, долго петляла между домов, сначала таких же пятиэтажек, потом среди деревянных домиков окраины. Все вокруг словно утонуло в снежном безмолвии, было тепло и тихо. Окна домов были темными,  на дорожках и ступеньках крыльца тоже лежал снег – никаких следов, словно никого не осталось в этом городе, утонувшем в снегу.
   Она шла долго, уже наступило утро, когда вдали вдруг показались домики ближней деревни. Туда она часто ходила летом за молоком и творогом. Залаяли собаки, где-то хлопнула калитка. Эти звуки просыпающейся деревни как будто вернули ее к жизни.
 Ника ускорила шаг, как будто у нее вдруг появилась цель.
   Деревенская улица пахла дымом из труб и свежим хлебом. По улице старушка гнала большую рыжую корову, от боков коровы шел пар, видно только что вышла она из теплого хлева. Старушка с любопытством посмотрела на Нику, кивнула головой. Ника ответила ей, улыбнувшись, и пошла быстрее. Если любопытная селянка спросит ее, куда и зачем она идет, вряд ли Ника сможет ответить что-то вразумительное. Она прошла уже знакомый дом, где покупала летом молоко, свернула к колонке, там уже стояла очередь из местных мужиков с флягами. Они молча переговаривались, курили свои утренние папироски и долго смотрели вслед Нике, не окликая. Мысль о том, куда она идет и, как долго еще ей предстоит идти, пришла ей в голову тогда только, когда остановилась она у самого последнего деревенского дома. Чем-то привлек он ее внимание, что-то тянуло посмотреть внимательнее, еще раз. После первого мимолетного взгляда на окна у нее вдруг опять тревожно забилось сердце. Почему? Ника всматривалась в окна большой красивой избы с резными ставнями. Что же так встревожило ее и заставило остановиться? Ника всматривалась в темные окна и вдруг увидела в одном из них огромный куст хризантем, таких же белых и пушистых, как ее нечаянный букет.
   Ника бросилась к калитке, она еще не знала, – что она скажет, о чем спросит хозяев дома, как объяснит свой нечаянный визит, и сердце ее стучало громко и тревожно, как в тот момент пробуждения от ночного кошмара.  Ника вошла в темные сени, наткнулась на ведро с водой, громко загремел ковшик, что-то упало в темноте, она рванула дверь на себя и, ослепла вдруг от яркого света.
    За столом в теплом нутре дома сидел он, большие  серые глаза смотрели внимательно и удивленно. Она не сразу заметила  перевязанный лоб и ссадины на лице, не сразу услышала чужой женский голос,  тихо опустилась она на пол у его ног.
- Ника, - сказал он почти беззвучно,   - как ты...?
Кто-то хлопотал вокруг нее, стаскивал валенки, растирал озябшие ноги, укутывал в теплую шаль, пахнущую полынью и хлебом, и говорил, говорил непрерывно таким мягким ласковым голосом.
- Это ж виданное ли дело в такую непогодь да по нашим дорогам? Хорошо, что Михаил мой в соседнюю деревню к доктору поехал, зуб у него прихватило, а его одного разве ж отпустишь? Знамо как они зубную боль лечат. Там же у нас свояк самогон гонит, вот я и увязалась с ним. Еще и полдороги не проехали, глядим, а  в кювете-то машина перевернутая, а в машине вот он – красавец -  лежит и не шевелится.
Женщина всхлипнула, перекрестилась.
 - Мой-то сразу сообразил, что это со стройки паренек ехал, да решил покороче, через       нашу деревню махнуть. Виданное ли дело в такую-то снеговерть?
Она еще что-то говорила, Ника целовала его руки и почти не слушала. Женщина замолчала вдруг. Стала одеваться торопливо.
- Пойду теперь к доктору, парень он конечно молодой, сильный. Убился, да не очень, но доктору посмотреть все одно надо. Вы тут домовничайте пока. Вам –то кто про енто происшествие сказал? Неужто милиция нашла уже? Вот уж не ожидала от них такой прыти.
Ника посмотрела на хозяйку, потом перевела взгляд на большой куст белых хризантем, растущий у окна в большой деревянной кадушке..
Какие цветы у вас красивые, хозяюшка..
Ах, это чудо, что за цветы, милая! Дочка мне прислала цветочек из города, вначале приживаться не хотел, а потом как пошел в рост и цветет, цветет, как летом. Вся деревня ходит любоваться. У нас же отродясь, кроме герани ничего не водилось, а тут такой вот красавец. Гризантен называется.
Ника засмеялась вдруг так легко и радостно этому смешному названию. Крепко прижалась к любимому плечу, вдохнула родной запах.
- Вы знаете – это мой любимый цветок - "гризантен". Мой самый - самый любимый!


Рецензии
Прекрасно! я как-будто побывала в своей молодости, когда чувства любви и тревоги так остры и безрассудны, что толкают на странные, на первый взгляд, поступки. ещё раз:прекрасно!

Зинаида Галингер   05.04.2007 14:06     Заявить о нарушении
Спасибо. Зина. На самом деле рассказ слабенький. Но я его тоже люблю, вернее то время, в которое он был написан.

Наталья Шауберт   06.04.2007 03:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.