Солярис тарковского с послесловием об американском римейке

РАЗМЫШЛЕНИЕ О "СОЛЯРИСЕ"
   
   "Человеку нужен человек"
   Снаут - Крису Кельвину
   
   
  Есть слова - "будничная", "пресная" жизнь. В переосмыслении этой кажущейся будничности - одна из самых сложных задач христианина. Потому что когда речь заходит о долге православного человека, дело зачастую не в том, следует ли беспрерывно поститься, изнурять свое тело и молиться где-то в пещере. Начинается все с другого: сумеешь ли ты не ругаться дома, вытерпеть рутину своей работы?
   
  Будничность в жизни как бы даже предполагается. Она иногда входит в кажущееся противоречие с чудом Православия. Но жизненный опыт свидетельствует: самое чудо достигается именно через терпеливое переживание будничности, через ее преодоление.
   
  Преодоление не в том смысле, как это понимают поэты: через отказ от повседневности, разрыв с "картой будня". А наоборот - принять свою "будничную" жизнь как реальную, самую что ни на есть настоящую. Какие бы тебя ощущения при этом ни преследовали - что ты бы мог жить совершенно иначе, уплывать куда-то, уноситься в молитвах в Небеса...
   
  Если ты об этом думаешь в момент, когда тебе надо, скажем, пойти по жаре за продуктами и ты этой "прозой" очень недоволен - то главная твоя задача, а именно пойти и купить продукты. И еще понять, что жизнь, вот эта жизнь - настоящая, подлинная.
   
  Мне кажется, это очень точно отражено в одном из лучших фильмов Андрея Тарковского, в "Солярисе".
   
  Я помню, как сильно отпечаталась во мне эта мысль сразу же после первого просмотра, году в 81-м, кажется. Меня влекло в кинотеатр модное тогда увлечение научной фантастикой, однако фантастика в фильме вдруг оказалась фоном, на котором мысль о важности "простого" бытия становилась только рельефней.
   
  Потому что Крис, главный герой, прилетая на эту самую космическую станцию, вдруг встречается там со своей умершей женой. Которая когда-то как раз из-за этих "будничных" ссор с мужем покончила с собой.
   
  Солярис, мыслящий Океан, возвращает ему жену. И Крис вдруг понимает, что он виновен в гибели жены, что он ее погубил, довел до самоубийства - именно из-за того, что так "скучно" относился к их семейной жизни. Он начинает ясно сознавать происшедшее между ними: были какие-то ссоры, ерунда, рутина, и... не было терпения это терпеть. Хлопнул дверью...
   
  Ему было скучно.
   
  А она, оставшись одна, приняла яд.
   
  Страшный грех - смерть человека - висит тяжким грузом на сердце главного героя фильма. И на станции он уже каждое событие, каждое явление воспринимает всерьез. В том числе и возвращение жены. Это уникальная возможность - исправить то, что, казалось бы, невозможно исправить!
   
  И вот, в фантастическом антураже вновь разворачивается обычная жизнь, со склоками, выяснением отношений. С самым обычным бытом. Со своими испытаниями.
   
  Но Крис уже совершенно другой - он понимает, что одним своим словом может все разрушить... И поэтому в моменты высшего напряжения он не срывается, как раньше, а молчит.
   
  Он недоверчив к сиюминутным искушениям, однако совершенно по-другому ведет себя, когда любовь побеждает в нем все дурное. Он дает выход только любви, а всякой дряни в себе приказывает: "Молчи". Он зарекается от лихого слова, которое, сказанное в суете, оказывается последним приговором, и способно разрушить любовь, семью, жизнь человека...
   
  Вот это понимание требуется в Православии. И самое неверное - считать Православие уходом от реальности.
   

ПОСЛЕСЛОВИЕ. РИМЕЙК «СОЛЯРИСА»

буквально три дня назад посмотрел новый "Солярис". И он оставил у меня ощущение тихого, изящного,.. но полного ПРОВАЛА. Возможно, как раз потому, что режиссёр делал римейк с Тарковского, фактически отказавшись пройти свой собственный путь.
      
      Странностей и вопросов - море! Хотя бы то, что фильм рецензенты считают более напряжённым, "триллеровым", чем ленту Тарковского. А на мой взгляд, Тарковский в этом отношении намного страшнее и напряжённее.
      
      Вспомните хотя бы, как ужасны три эпизода с Хари у Тарковского: когда Крис "выбрасывает" её в космос, и её крик слышен через броню капсулы и рёв двигателя; потом, когда она прорывает металлическую дверь, чтобы быть с Крисом; и снова - когда она пытается покончить с собой, выпив жидкий кислород - и её внутренности звякают от первого сотрясения оживающего тела словно битое стекло. Там ОЧЕНЬ страшно!.. (И это важно - потому что в эпизоде самоубийства страшно всем, но не Крису, и это показывает, насколько он любит свою жену). А чего боится Крис в новом фильме - понять трудно. Там практически нет напряжения, несмотря на какие-то выдумки с убийством Снаута, падение станции и пр.
      
      Потом, техническое исполнение: Тарковский не имел тех возможностей, что есть у Голливуда, но всё, что связано с Солярисом, у него сделано максимально "живо". Он много и подробно демонстрирует планету, космос, движение "солнц", и ему необходима достоверность, чтобы был понятней фон, на котором разворачиваются главные события в жизни его героев. А здесь это ни к чему, поэтому и Солярис - просто мыльный пузырь какой-то.
      
      Или сравните сцены прилёта Криса на станцию - однаково плавное при подлёте, замечательная находка Тарковского - сигнальный огонь, чуть слепящий, а потом жёсткий, с мельканием деталей и вдруг возникшими звуками момент "швартовки"! И здесь - достоверность, напряжение! И это тоже важно, понятно почему важно: он не просто "погулять вышел". Он улетел в космос, расставшись навсегда с домом, с семьёй, и вот, за ним захлопнулась последняя "дверь": и махина затолкнула его в шлюз станции, и начинается для Криса новая жизнь, а к старой уже нельзя вернуться той же дорогой...
      
      Работа художника у Тарковского просто удивительна, разнообразна - а у "голливудцев" одна гамма (притом, что в классическом фильме много серых и бурых кадров - он кажется "цветнее" нового фильма). Потом, сколько работы для оператора у А.Т.! Усадьба Кельвинов; современное шоссе; мегаполис; "архивное "видео" с конференции по Солярису"; последнее "письмо" Гибаряна Крису (а КАК актёр произносит этот монолог!); подлёт к станции; планета Солярис; коридоры и каюты станции; гостиная на станции; цветное видео - осень, костёр, мать Криса; картина Брейгеля; невесомость - и всё снято ПО-РАЗНОМУ! Всё соткано в удивительный "ковёр", наполнено совершенно точно звуками и музыкой, и наконец, "вознесено" прелюдией Баха и кинематографическим способом воспроизведенной картиной "Возвращение блудного сына"!..
      
      Актёрам в новом фильме нечего играть, больше всего удаётся проявить себя Снауту (или как его там назвали?), которому, по американскому сценарию, практически и не нужно ничего говорить, а только дёргаться и делать разные движения руками и головой. И Клуни, и Рида неподвижные, "кукольные"...
      
      Ну и , наконец, к вопросу о сценарии. Вроде бы, не давая новому Гибаряну повторить важнейшие слова ТОГО Гибаряна о совести, сценарист, тем не менее, понял, что соль версии Тарковского именно в проблеме совести, тскупления, любви, человечности, а не в научно-фантастических гипотезах и проблемах. Но тут, пытаясь конкретизировать причины смерти Риды (которая Хари), сценарий совершенно извращает существо дела.
      
      По Тарковскому, Хари убила себя не из-за гнева Криса, не из-за того, что сделала аборт. Всё было проще, а оттого ещё страшнее: вдвоем они были одиноки; Крис был занят собой, мать Криса не любила Хари, любил ли сам Крис - он и сам уже не знал. И равнодушие, "бытовуха", отсутствие любви привели Крис к отчаянию, и она вколола себе яд... Есть много семей, живущих так вот, без любви, без внимания друг ко другу, в неимоверной скуке. И не думая о том, к чему это может привести.
      
      И вот, Крис задумался, и совесть его болит. Он теперь не может не любить, потому что цена равнодушия стала ему известна. Равнодушие, отсутствие ответственности за того, "кого приручил" - вина героя.
      
      А вот героиню фильма Тарковский судить не решается. Скорее всего, причина в том, что "Солярис" (как и все, в принципе, работы Тарковского) - это размышление режиссёра над собственной жизнью, и как совестливый человек, как человек, обращённый к Евангелию, Тарковский судит лишь одного себя, себя в образе Криса Кельвина.
      
      Такой сильной и глубокой мотивации у автора нового фильма, судя по всему, нет, и он приписывает героям какие-то конкретные вины, за которые (непонятно почему) они в финале прощены (а может, наказаны Вечностью к жизни в Крисовой квартире, как Мастер и Маргарита, навеки поселенные в домике у пруда?..). Единственный внятный мотив, который действительно как-то трогает, до боли напоминает знаменитое (после рязановской "Иронии судьбы") стихотворение "Балладу о прокуренном вагоне" Александра Кочеткова ("С любимыми не расставайтесь!"). Однако одному этому мотиву, мне кажется, невозможно настолько наполнить новый "Солярис", чтобы он перестал на фоне фильма Тарковского выглядеть очередным "мыльным пузырём".


Рецензии
Слабовато, Владимир. Я бы никогда не решился такое написать
автору со взглядами столь похожими на мои, но именно эта схожесть позициЙ заставляет меня быть таким категоричным в оценках. Некоторые предложения непонятны, смущает постоянное упоминание Православия как какой то особой, отличной религии. Не лучше бы было все же говорить о христианстве? Не стоило столько места и слов посвящать явно провалившемуся американскому блокбастеру. Его сравнение с работой Тарковского выглядит несколько неуместным. Тарковский общепризнанный гений, ясное дело, сравнение будет не в пользу Голливуда. Короче, желаю вам развить тему, потому что тема эта, как и сюжет Соляриса - нескончаема.
P.S. Кстати интересна реакция С.Лема на фильм Тарковского и на голливудский вариант. Первый "Солярис" (Тарковского) мастеру парадоксальной фантастики не понравился, он решил что русский режиссер излишне мелодраматизировал конфликт.
Лема, как европейца, ситуация интересовала более с технической точки зрения. И русская надрывность его раздражала. Но после просмотра голливудской версии, старик махнул рукой и сказал, лучше уж Тарковский, чем это дерьмо:)

Александр Арген   29.06.2004 12:23     Заявить о нарушении
Последнее отрадно:))) Не знал. А есть какая-=то ссылка?

Что касается остального - то для меня это важно именно в контексте Православия. Тут уж увы...:(((

С уважением,

Владимир Гурболиков   29.06.2004 15:03   Заявить о нарушении
К сожалению ссылки дать не могу, это "перехват" польского радио. Письменно, писатель не высказывался столь резко, он страшно боится скандалов. Хотя его негативное отношение к Голливуду общеизвестно. С Тарковским же он активно сотрудничал несмотря на все разногласия.

Александр Арген   29.06.2004 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.