Демон в караганде...
ДЕМОН В КАРАГАНДЕ
(Размышления об искусстве вообще, театральном –
в особенности и случившемся, - в частности).
... Скажите, какие, так сказать, главные составляющие любого театра? Я подчёркиваю - главные! Хотя, конечно, нужны и не главные: фойе, где можно в антрактах погулять и рассмотреть большие фотографии знакомых артистов и достоверно порассуждать: вот этот бросил ту и сошёлся с этой (известное дело, артисты - они и есть артисты, меняют жён и мужей, это все знают...), туалеты, где можно привести себя в порядок и даже покурить, и – прочее, - нy, cкажем,- буфет, куда вы, вместе с другими такими же, по окончании первого акта, что называется - "сломя голову" (что соответствует неемецкому: "Uber Stock und Stein") бежите наперегонки в общем, грозно топочущем в совместном облаке пыли – табуне доисторическких мамонтов или носорогов, могущем смести, во всеобщем стадном воодушевлении, всё и вся на пути своём, дабы ранее других занять место у стойки, где вы можете, если только вовремя прибежите, приобрести за свои наличные - (крайне необходимое вам в эту минуту!): бутерброд с той самой "осетриной второй свежести" - на тонко, но изящно нарезанном, слегка подсохшем ломтике белого хлеба, или - с папирусного вида, ломтиком сыра, покоробленным с краёв от сухости, или - с почти прозрачными, кожемитовой твёрдости, ломтиками твёрдокопчённой колбасы, нарезанной профессионально-ювелирно, подобно лабораторным тканевым срезам, или - пирожное "эклер", или песочное, с которых, бывает, действительно песок сыплется... Всё это вы будете, победно торжествуя (Успел, Достиг, Ухватил!!!) усиленно и торопясь в ограниченном времени антракта, - жевать, запивая стакан за стаканом - здесь же купленной пенной тёплой фруктовой водой, пока не оглушит вас императивным трезвоном театральный звонок, и тогда, уже давясь в доедании и допивании (запла- чено!), вы через минуту, в полном удовлетворении, опять же стадно чувствуя дружеские локти, или - бивни, или, если хотите, - рога (чужие, конечно же, - не свои, с нарочитой грацией носимые, благоприобретенные в счастливом супружестве в награду от добродетельных и благоверных подруг ваших…) - вприпрыжку помчитесь с другими в зрительный зал...
Конечно же, нужна и "вешалка" - а как же? Ведь театр, как известно, начинается с неё... Но, всё-таки, главные - это, в первую очередь - сцена, разумеется, - современная, механизированная, оборудованная последними достижениями осветительной и звуковой техники и, разумеется, достаточно просторная, - в общем, приспособленная для любых сценических постановок; затем - зрительный зал, по возможности - удобный для видения с любого места, и ещё, представьте - оркестровая яма... Да, да! Ибо совсем недавно я был в театре с непомерно роскошным фойе, не плохим, в общем, залом, но - не понятно почему, отсутствующей этой самой ямой. На сцене может разместиться большой симфонический оркестр, но как быть, если ставят оперный спектакль или, тем более - балет?! Куда прикажете, в таком разе, деваться вокалистам или танцовщикам? Где им место найдём?.. Вот и пришлось мне однажды "наслаждаться" балетным спектаклем, поставленным хорошим балетным коллективом, но не в сопровождении оркестра, а "под фанеру"... Не знаю, как для других, а для меня в этом было что-то оскорбительное, какое-то надругательство над высоким музыкальным искусством! И, напротив, если я встречался с каким-нибудь необычным, нетрадиционным, словом - не канонически предусмотренным вариантом выражения, если не любви, то хоть - уважения к искусству - всё равно, какому: классическому или народному, профессиональному или самобытно-самодеятельному, изобразительному или литературно-музыкальному, или исполнительскому в любых жанрах, я всегда относился к этому с пониманием, иногда - с добродушной усмешкой, но всегда - с одобрением этих искренних, даже иногда примитивных усилий. Конечно, в лучших своих примерах, высокий уровень самодеятельного искусства заметно приближается к искусству профессиональному, а высокое качество произведений искусства достигается лишь мастерством их создателей, но не средствами их создания и не соблюдением принятых, иногда - навязанных традиций, и не противопоставлением профессионального - народному и самодеятельному, классического - самобытноу и, неожиданно, - оригинальному.
Так, я, беспредельно благоговея перед любимой мною скрипичной, фортепианной, органной и иной классической музыкой, выражаемой с помощью исторически утвержденных музукальных инструментов и в исполнительских традициях, переходящих из эпохи в эпоху, с удовольствием слушал виртуозов-балалаечников Трояновского, Нечипоренко, и других, знаменитое Всесоюзное трио баянистов (в составе, кажется, Рожкова, Попкова и Данилова), известный Русский оркестр народных инструментов имени Осипова и Казахский - имени Курмангазы, исполнявших сложнейшие произведения классики, написанные совсем для других музыкальных инструментов. В умелых руках музыканта, да ещё - с доброй душой, и пила нежно зазвучит, а на бутылках с водой можно исполнить, как на ксилофоне, - довольно сложные мелодии. Или, например, в маленьком городке, даже в селе, где нет возможности устроить выставку шедевров живописи и выступление артистических знаменитостей - разве нельзя организовать показ репродукций, выставку голографий, наконец, - прослушивание музыкальных записей, даже демонстрацию видеозаписей, и этим нести культуру в народ! Всё можно, если только захотеть и постараться! Вот об одном таком, не забытом мной примере, я и хочу рассказать...
Дела давно минувших дней... Как я уже рассказывал, свою врачебную деятельность я начинал в далёкие пятидесятые годы в Казахстане, в железнодорожной больнице станции Караганда-Сортировочная. Это был железнодорожный посёлок, и почти всё население работало там в различных службах железной дороги, и всё было подчинено железной дороге, и даже школы... В общем, как в сказке: "В Китае все жители - китайцы, и сам император тоже - китаец"... И, конечно, главным праздником был Всесоюзный день железнодорожника (кажется, это было в августе)! В скверике обновлялись павильоны и питейные палатки, привозили в обилии пиво и другое питьё, буфеты и магазины расширяли свой скудный в обычные дни товарный ассортимент...
... И был там вполне приличный Дворец культуры железнодорожников, фасад которого в праздники украшался высоко вывешенным транспарантом, на котором казахский текст начинался словами: "Темиржолы жолдастар!" - что значит: "Товарищи - железнодорожники!"...
Так вот, в этом периферийном дворце была, представьте, эта самая оркестровая яма и в этом-то дворце всё и произошло...
Своего театра в городе не было, да и находился основной город на значительном расстоянии от Сортировочной, их связывали так называемые рабочие поезда на паровозной тяге, ходившие редко. Поэтому дворец культуры работал, в основном, на самодеятельность, детскую и взрослую, которой руководили в различных кружках хорошие педагоги из числа ссыльных "врагов народа"... Примкнул к этой самодеятельности и я, аккомпанировал там детскому танцевальному коллективу и, набравшись никем не
укрощённого нахальства, даже выступал игрой на баяне, исполняя (по слуху!..) произведения серьёзных композиторов, например – «Полонез Огинского» и другие... Об этом я уже писал. Настоящие музыканты относились ко мне снисходительно, и успех у меня был…
Но иногда приезжали и настоящие артисты гастрольных коллективов республиканского масштаба со своими спектаклями - это было большим праздником для нас, изголодавшихся по театру, и мы не были придирчивыми к исполнителям - всё нам было хорошо и тепло нами принимаемо... Но почему я всё время говорю "был", "было"?.. Ведь всё есть и сейчас! И не так уж много лет назад я вдруг решился да и поехал навестить эти места, связанные с началом моего труда, с моей молодостью... После тридцатилетнего перерыва я опять выдержал, и довольно легко - четырёхдневную дорогу (правда, в купейном вагоне...), и даже нашёл некоторых давних знакомых и бывших моих сотрудников. Все постарели (ведь столько лет прошло!), многое изменилось в облике посёлка, но дворец и сквер - на месте, и в очень хорошем состоянии, хотя мне показалось, что уже выглядят по-другому... Но я, как это часто бывает со мной, - несколько отвлёкся... А что делать? Живу прошлым и незабываемым (и хорошо, что прошлое незабываемо!).
Итак, однажды читаем афишу: приезжает к нам оперный ансамбль(!) из Алма-Аты с двумя спектаклями: оперой Рубинштейна "Демон" и балетом Минкуса "Эсмеральда"... Что это такое, то есть - что означает в данном случае слово "ансамбль", стало понятным лишь тогда, когда публика, перестав кашлять, чихать и переговариваться, затихла на своих местах, а оркестровая яма заполнилась... струнным оркестром, состоявшим из мандолин, домр, балалаек и, даже - казахских домбр с длинными грифами... Вот оно что, и почему - "ансамбль"! Всё это - для удобства их, артистов, передвижной (я бы даже сказал: "подвижнической"!) деятельности... Я с любопытством ожидал начала звучания этого необычного сопровождения постановок музыкальной классики...
Представьте - получилось очень даже не плохо, звучание было необычным и нежным, оркестр был довольно слаженным...
Первой постановкой был балет "Эсмеральда". Здесь всё прошло благополучно. Танцевала главную роль юная казашка - лицо широкое, скуластенькое, глазки - раскосые, это не сразу воспринималось и ассоциировалось с образом милой и нежной красавицы - приёмной дочери цыган - Эсмеральды... Но, зато -ножки... Они были безупречными, вне всякой критики, а это, согласитесь, далеко немаловажно в балете, и я, будучи внимателен к искусству ( и, в частности - к балету, к которому, вообще – то меня Леночка пристрастила, как и ко всему прекрасному…), но только - к искусству, чтоб я так жил, верьте мне, люди, если, конечно, можете, сам-то я за себя, всё же, не ручаюсь… - своевременно и справедливо их оценил, и не только я - публика восторженно рукоплескала и юной прекрасной танцовщице, и всему спектаклю в целом. Ах, ножки, ножки, где вы ныне... Но не буду, не буду, постараюсь не отвлекаться на нежные воспоминания, коими душа согрета… Вы видите, не только такие простолюдины, как я, но и великие уделяли этому милому предмету серьёзное и справедливое внимание... Нашли для спектакля даже козочку - вы помните, она тоже занимает определённое место в повествовании Виктора Гюго, и в балетной постановке тоже.
Но вторым спектаклем была опера Рубинштейна "Демон". Нас, не избалованных зрителей и слушателей, вполне устраивали голоса исполнителей, примитивные декорации и прочее. Естественно, для успешной передвижной деятельности они не могли возить с собой громоздкий багаж и в каждом месте использовали подручный материал для декораций. Первый и второй акты прошли благополучно: были пропеты арии Синодала и Гудала, пережиты были нами и разбойное нападение, как теперь бы выразились, террористов-моджахедов на спящих спутников юного князя... Неприятная "накладка" произошла ближе к концу спектакля - как известно, "дух изгнанья" пел свою знаменитую арию, откуда-то с высоты оглядывая "презренный мир"... Для этой высоты не нашли ничего другого, чем подставка для цветочного вазона, высотой метра полтора и с очень маленькой верхней площадкой. Как исполнитель взгромоздился на это сооружение - я не знаю, но выглядел он очень эффектно, а, чтобы не видна была подставка, она была задрапирована цельным куском тёмной ткани, спускавшейся от плеч певца до пола сцены. И всё шло своим путём до определённого момента, когда Демон, лицемерно утешая царицу Тамару, приступил к этой своей арии. Набрав сколь можно воздуха в грудь, певец постепенно усиливал звучание мощного баритона превосходной тембровой окраски, но на словах "И будешь ты царицей ми-и-ра!" - Демон, вложивший в вокал страсть, эмоцию и силу доступного ему уровня децибелов, вдруг качнулся и, чуть не потеряв равновесия, зашатался на крохотной площадке подставки... Публика замерла, кто-то в зале ахнул, другие зашипели, зашикали, артист чуть не свалился на пол сцены и едва избежал травматического повреждения или шока от оглушительного хохота зала... Однако, как говорил один мой приятель: «Кому – смех, а кому – гэлэхтэр!» – так и позвоночник можно сломать!..
Но, вынужденно снизив и не напрягая в дальнейшем усилия и резервные возможности голосовых связок, "Демон" перестал раскачиваться, устоял и привычно довершил своё гнусное демоническое воздействие на несчастную царицу Тамару, а там и занавес дали, и все облегчённо вздохнули...
Однако, вы, наверное, потребуете от меня "вернуться" в яму и доложить - а что же в это время происходило там? А ничего не происходило - оркестр продолжал спокойненько играть, оркестранты сидели глубоко внизу и не видели ни происходившего на сцене, ни взволнованных лиц в зрительном зале...
Дирижёр, правда, всё видел, что на сцене, а что было в зрительном зале - знал, но, сохраняя железную выдержку и спокойствие, продолжил своё дело до конца и никому ничего не сказал...
Май 2001 г. Ашкелон.
Свидетельство о публикации №204063000156