Настройщик
(Музыкальная история)
Настройщик - профессия почтенная и всегда востребуемая, настройщик нужен народному или заслуженному артисту, или артисту без всяких титулов, певцу и музыканту, или даже - драматическому, когда тому, бедному, приходится петь по ходу пьесы по прихоти режиссёра... Нужен он вокалистам-любителям (чаще - любительницам...), которые терзают наш слух канатной крепостью своих голосовых связок на домашних вечеринках, частично возмещая нам наши пытки чудесными тортами, собственноручно изготовленными и, действительно, звучащими божественно-музыкальной классикой... Нужен он несчастным вундеркиндам (иногда - Моцартам и Паганини, но чаще - мирным еврейским детям), которым безжалостные родители всеми доступными мерами пытаются насильно внушить добровольную любовь к музыке и способности к достижению сверкающих вершин высокого искусства. В отдельных случаях так оно и получается, и дети потом слюняво благодарят своих мучителей: "Правильно, мол, делали, что привязывали меня к ножке рояля - или скрипку ко мне - теперь я могу испытывать резервы нервной терпимости соседей или способствовать личному благосостоянию путём концертно-исполнительской деятельности в подземных переходах метро...". Но иные юные таланты, с болью в душе покидая светлую дорогу постижения прекрасного, уходят потом в совсем другие сферы деятельности и приложения своих развившихся и, конечно (не без этого!), - генно-закодированных способностей... Одни становятся юристами, другие – бизнесменами, третьи - киллерами... А что? Тоже – профессия и тоже - популярная: можно заказать официанту бифштекс или котлету по-киевски, а можно заказать и официанта...
Но настройщик нужен всем! И уважаемые музыканты не гнушались деятельностью на этом поприще. Один из моих любимых родственников, очень содержательный человек, прекрасный оркестрант Грузинского радиокомитета, в трудные военные годы подрабатывал настройкой роялей и пианино... А помните предприимчивого молодого человека из рассказа О. Генри, который решил заработать на жизнь, воспользовавшись тем, что все фермеры Дальнего Запада враз захотели учить своих дочек музыке и все обзавелись пианино, а интру- инструментам ведь нужен был настройщик... И вот он приобрёл ключ для настройки и стал ходить по домам. Не обладая абсолютным и, более того, вообще каким-либо музыкальным слухом, он смело открывал крышки инструментов, решительно ставил ключ на струнные колки, после чего тихонько поворачивал ключ влево, а, затем, - вправо... Этим "настройка" завершалась, но фермеры, во всяком случае, были довольны!..
... Нам настройщик был "положен", даже два раза, в течение годового гарантийного срока с момента радостной покупки прекрасного советского пианино "Родина", для чего мы одолжили деньги у нашей тогдашней квартирохозяйки Надежды Александровны Букетовой - светлая память ей и мужу её Михаилу Матвеевичу, хорошие и добрые они были к нам! Нам стало радостно уже тогда, когда полупьяный продавец, - маленький, толстенький, отвратненький в своей вертлявости, каким-то своим лисьим нюхом сразу "вычисливший" в нас евреев ("Аиды, да? Аиды?.." - это он, сладенько и гаденько улыбаясь, бормотал несколько раз), - старательно и, даже, - подобострастно принялся (видимо, - из любви к евреям!) - якобы выбирать нам пианино "получше", побренчав на нескольких инструментах ("нет, не это!") и надеясь на небольшие чаевые, которые он, конечно же, получил от уже восторженно и обалденно настроенных покупателей... "Вот ещё один добрый человек любит евреев!.." - думалось мне и верилось, что в далеко ушедшем пятьдесят втором году или при других сходных обстоятельст- вах он также проявлял нежные чувства свои к моему музыколюбящему народу , на которого, к тому же, любовь всегда лилась со всех сторон и, я верю, - будет литься, - ныне и присно, и во веки веков...
И не было покупателей в магазине пианино и роялей – счастливее нас... Советское - значит отличное! - пели наши души и радостно вздымалась грудь от осознания нами сопричастности своей, в меру наших сил, - высокому искусству!..
Если у нашего ребёнка сохранилась совесть (а она у него есть!), то он должен признать и вспомнть, что первоначально он стал заниматься музыкой охотно, без наших направляющих усилий!
... Настройщик явился к нам по нашему вызову (по условиям покупки в магазине), ввиду перевозки инструмента на грузовике, - для первичной настройки. Ну, что ж, раз надо, так надо! Это был подвижный, общительный и очень (даже - слишком), разговорчивый человек, но, видимо, - знающий своё дело. Первым делом он открыл нижнюю крышку пианино, под клавиатурой. Взору предстала красивая светлая доска - резонатор, дека. Но он не стал любоваться красотой: "Что это?"- сурово спросил он, указывая на деку. Я не понял его суровости: "Ну, дека, резонатор...". "Нет, вы посмотрите, в каком она состоянии!". Вначале я испугался, решил, что чего-то не досмотрел в магазине при покупке, или что-то повредилось при перевозке, и теперь это помешает нашему наследнику в ближайшем будущем стать Эмилем Гилельсом, Яковом Флиером, Яковом Заком или другим заслуженным музыкальным евреем Советского Союза!.. И, всё же, я сказал: "А что? Нормальное состояние, доска, вроде, целая...". Он поглядел на меня с сожалением: "Смотрю я на Вас и удивляюсь: ну, что я могу Вам сказать?.. Вы – человек ученый, врач, а я - простой рабочий! Как Вы не можете понять, что дека, важнейшая деталь пианино, деревянная доска, нуждается во влаге, иначе она высыхает и коробится!". "И что для этого нужно?" - "Немедленно поставить между крышкой и декой стаканчики с водой, и время от времени пополнять их!".
..."А ведь он прав! - подумал я, - как это я сам не догадался?!". Сказано - сделано: немедленно мы нашли для этой цели подходящую посуду - маленькие гранёные стаканчики-"лафитнички"… Они были, правда, предна- значены для другой цели, но ведь пианино - дороже!.. В указанном месте мы поставили четыре стаканчика и, подумав, прибавили ещё два - для верности... С чувством исполненного долга мы спокойно легли спать и спали спокойно ещё много ночей, а наш сын радовал нас (до определённого момента, см. ниже!) своими музыкальными успехами.
... Покой наш был нарушен неожиданно: через несколько месяцев (по условиям покупки) пришёл другой настройщик, менее разговорчивый, но тоже вежливый и приятный в обращении. Первым делом он открыл ту же нижнюю крышку пианино, под клавиатурой.
…Взору предстала красивая светлая доска - резонатор, дека. Но он не стал любоваться красотой: "Что это?"-сурово спросил он, указывая на деку. Я не понял его суровости: "Ну, - резонатор, дека...". "Нет, что это за стаканчики?!" - "С водой стаканчики, чтоб, значит, дека не высыхала...". Он посмотрел на меня с сожалением: "Смотрю я на Вас и удивляюсь: ну, что я могу Вам сказать? Вот Вы - человек учёный, врач, а я - простой рабочий, ну как Вы не можете понять, что от постоянной влаги будут ржаветь струны, и Ваше пианино придёт в негодность!". "И что теперь нужно сделать?"- "Немедленно убрать эти стаканчики и никогда их больше не ставить!!!".
... "А ведь он прав! - подумал я - как это я сам не догадался?!". Сказано - сделано: убрали мы эти стаканчики и вернули их в буфетик для законного применения по назначению... Мы окончательно запутались: вроде - тот прав, но, с другой стороны, - и этот тоже прав!!!
А вы что-нибудь поняли?..
... А закончилось всё тем, что наш ребёнок музыку решительно забросил, пианино больше не звучало, и пришлось его продать... Зря, выходит, покупали, да ещё и настраивали два раза!..
... Но, может быть, этим правдивым повествованием хоть вас я, всё-таки, сумел настроить?! И, конечно же – на весёлый лад: ведь не всё же только про войну писать, и про несчастную любовь... И да звучит над нами и в нас вечная и прекрасная музыка жизни!..
Август 2002 г. Ашкелон
Свидетельство о публикации №204063000176