Настройщик

                Н А С Т Р О Й Щ И К ...

                (Музыкальная история)


       Настройщик - профессия почтенная и  всегда  востребуемая, настройщик  нужен  народному или  заслуженному артисту,  или  артисту  без  всяких  титулов,  певцу и музыканту,  или даже - драматическому,  когда тому,  бедному, приходится петь по ходу пьесы по прихоти режиссёра...  Нужен он вокалистам-любителям (чаще -  любительницам...),  которые терзают наш слух канатной крепостью своих голосовых связок на домашних вечеринках,  частично возмещая нам наши пытки  чудесными  тортами,  собственноручно  изготовленными  и,  действительно,  звучащими  божественно-музыкальной  классикой...  Нужен он несчастным вундеркиндам (иногда - Моцартам и Паганини, но чаще - мирным еврейским детям), которым безжалостные  родители  всеми  доступными мерами пытаются насильно внушить добровольную любовь к музыке и способности к достижению  сверкающих  вершин высокого искусства.  В отдельных случаях так оно и получается, и дети потом  слюняво  благодарят  своих  мучителей: "Правильно,  мол,  делали,  что  привязывали  меня  к  ножке  рояля - или скрипку ко мне -  теперь  я  могу испытывать резервы нервной  терпимости  соседей  или  способствовать  личному благосостоянию путём концертно-исполнительской  деятельности  в  подземных  переходах  метро...". Но  иные  юные  таланты, с болью в душе покидая светлую дорогу постижения  прекрасного,  уходят  потом  в  совсем другие  сферы  деятельности  и  приложения  своих   развившихся  и,   конечно   (не  без  этого!),  -  генно-закодированных  способностей...  Одни  становятся  юристами,  другие – бизнесменами, третьи - киллерами... А что? Тоже – профессия  и тоже - популярная: можно заказать официанту бифштекс или котлету по-киевски, а можно заказать и официанта...
       Но  настройщик  нужен  всем! И уважаемые  музыканты  не  гнушались деятельностью  на этом    поприще.  Один   из  моих  любимых  родственников,  очень содержательный человек, прекрасный оркестрант Грузинского радиокомитета,  в трудные  военные  годы  подрабатывал настройкой роялей и пианино...  А помните предприимчивого молодого человека  из  рассказа О.  Генри,  который решил  заработать  на  жизнь,  воспользовавшись тем,  что   все   фермеры Дальнего Запада враз захотели учить своих дочек музыке и  все  обзавелись  пианино, а интру- инструментам ведь нужен был настройщик...  И вот он  приобрёл  ключ  для  настройки и стал ходить по домам.  Не  обладая  абсолютным  и,  более того, вообще  каким-либо музыкальным слухом, он смело открывал  крышки  инструментов,  решительно  ставил  ключ   на  струнные колки,  после чего  тихонько  поворачивал  ключ  влево, а, затем, - вправо... Этим  "настройка" завершалась, но фермеры, во всяком случае, были довольны!..
      ... Нам настройщик был "положен",  даже два раза,  в течение  годового  гарантийного  срока  с момента радостной покупки прекрасного советского пианино "Родина", для чего мы одолжили деньги у нашей тогдашней  квартирохозяйки  Надежды  Александровны  Букетовой - светлая память ей и мужу её  Михаилу  Матвеевичу,  хорошие   и  добрые  они  были  к  нам!  Нам стало радостно уже тогда, когда  полупьяный  продавец,  - маленький,  толстенький,  отвратненький  в своей вертлявости,  каким-то своим лисьим нюхом  сразу  "вычисливший" в нас евреев ("Аиды,  да? Аиды?.." - это он, сладенько и гаденько улыбаясь,  бормотал несколько раз),  - старательно и, даже, - подобострастно принялся (видимо, - из  любви  к  евреям!) - якобы  выбирать  нам пианино "получше",  побренчав  на нескольких инструментах ("нет, не это!") и надеясь  на  небольшие чаевые,  которые он,  конечно же,  получил от  уже  восторженно  и обалденно  настроенных  покупателей...  "Вот ещё один добрый человек любит евреев!.." - думалось мне и  верилось, что в  далеко ушедшем пятьдесят втором году или при других сходных обстоятельст- вах он также проявлял нежные чувства свои к моему музыколюбящему народу , на  которого, к тому же, любовь всегда лилась со всех сторон  и,  я верю, - будет литься, - ныне и присно, и во веки веков...
 И  не было покупателей в магазине  пианино  и  роялей – счастливее  нас... Советское - значит отличное! - пели наши души и радостно  вздымалась  грудь от осознания нами сопричастности своей, в меру наших сил, - высокому искусству!..
      Если у нашего ребёнка  сохранилась  совесть  (а она у него есть!), то он должен признать и вспомнть,  что первоначально он  стал  заниматься музыкой охотно, без наших направляющих усилий!
 ... Настройщик явился к нам по нашему вызову (по условиям покупки в магазине), ввиду перевозки инструмента на грузовике, - для первичной настройки. Ну, что ж, раз надо, так надо! Это был подвижный, общительный и очень (даже - слишком),  разговорчивый человек, но,  видимо, - знающий своё дело. Первым делом он  открыл  нижнюю крышку пианино,  под  клавиатурой.  Взору  предстала красивая светлая доска - резонатор,  дека. Но он не стал любоваться красотой: "Что это?"- сурово спросил он, указывая на деку. Я не понял его суровости:  "Ну,  дека, резонатор...". "Нет, вы посмотрите,  в каком она состоянии!".  Вначале я  испугался, решил,  что  чего-то  не досмотрел  в  магазине при покупке,  или что-то повредилось при перевозке, и теперь это помешает  нашему  наследнику   в  ближайшем  будущем  стать  Эмилем  Гилельсом,   Яковом Флиером, Яковом Заком  или  другим заслуженным музыкальным евреем Советского Союза!..  И,  всё же,  я сказал:  "А что? Нормальное  состояние,   доска,  вроде,   целая...". Он поглядел на меня с сожалением: "Смотрю  я на Вас и удивляюсь:  ну, что я могу Вам сказать?..  Вы – человек ученый, врач, а я - простой рабочий! Как Вы не можете понять, что дека, важнейшая деталь пианино, деревянная доска,  нуждается во  влаге,  иначе  она  высыхает  и  коробится!". "И что для этого нужно?" - "Немедленно поставить между  крышкой  и  декой  стаканчики с водой,  и время от времени  пополнять их!".
       ..."А ведь он прав! - подумал я, - как это  я сам не догадался?!".  Сказано - сделано: немедленно  мы  нашли  для  этой   цели  подходящую  посуду  -  маленькие  гранёные  стаканчики-"лафитнички"… Они были, правда, предна- значены для другой цели, но ведь пианино - дороже!.. В  указанном  месте  мы  поставили  четыре  стаканчика  и,  подумав,  прибавили ещё два - для  верности...  С  чувством  исполненного  долга  мы спокойно легли спать и спали спокойно ещё много ночей, а наш сын радовал нас (до определённого момента, см. ниже!) своими музыкальными успехами.
      ... Покой  наш был  нарушен  неожиданно: через несколько месяцев  (по условиям покупки) пришёл другой настройщик, менее разговорчивый, но тоже вежливый и приятный в обращении. Первым делом  он открыл ту же нижнюю крышку пианино,  под клавиатурой.
    …Взору предстала красивая светлая доска - резонатор, дека. Но он не  стал  любоваться красотой: "Что это?"-сурово спросил он, указывая на деку.  Я не понял его суровости:  "Ну, - резонатор,  дека...". "Нет, что это за стаканчики?!" - "С  водой  стаканчики,  чтоб,   значит,  дека  не высыхала...". Он посмотрел  на меня с сожалением:  "Смотрю  я  на Вас и удивляюсь: ну, что я могу Вам сказать? Вот Вы - человек учёный, врач, а я - простой рабочий, ну как Вы  не  можете понять,  что  от  постоянной влаги будут ржаветь струны,  и Ваше пианино придёт в негодность!". "И  что  теперь нужно сделать?"- "Немедленно убрать  эти  стаканчики  и  никогда  их больше не ставить!!!".
       ... "А ведь он прав! - подумал я - как это я сам не догадался?!". Сказано - сделано: убрали мы  эти  стаканчики и вернули  их  в  буфетик  для  законного  применения  по назначению...  Мы окончательно запутались:  вроде - тот прав, но, с  другой  стороны, -  и  этот  тоже  прав!!!
А вы что-нибудь поняли?..
      ... А закончилось всё тем, что наш ребёнок музыку решительно забросил, пианино больше не звучало, и пришлось его продать... Зря, выходит, покупали, да ещё и настраивали два раза!..
    ... Но, может быть, этим правдивым повествованием хоть вас я, всё-таки, сумел настроить?!  И, конечно же – на  весёлый лад: ведь не всё  же только  про  войну писать,  и про несчастную любовь... И да звучит над нами и в нас вечная и прекрасная музыка жизни!..

                Август 2002 г. Ашкелон


Рецензии