11. Рыбалка с Саней

Если вы не рыбак, но горите желанием почувствовать все прелести рыбной ловли и впридачу узнать полный список своих физических и умственных недостатков, настоятельно рекомендую отправиться на рыбалку с Санькой. Я, например, так и сделал. Правда, изначальной и единственной моей целью было провести день отдыха с удочкой в руках, а свою нелицеприятную и убийственную характеристику я получил уже в качестве бесплатного приложения, но ведь не бывает худа без добра.
Тут я должен еще раз повторить, что я не рыбак, и честно признаюсь, что уже порядком подзабыл многие сугубо профессиональные особенности той рыбалки: чем ловили, на что ловили, как ловили и где ловили. Поэтому прошу все возможные рыбацкие несуразности в этом рассказе отнести исключительно на мой счет и ни в коем случае не на Санькин.
Санькина моторная лодка, как вы знаете, стоит на лодочной станции судоремонтного завода, и рано утром в один из выходных дней мы с Саней отправились туда. Над головой вахтера красовался солидный транспарант: “Посторонним вход воспрещен! Предъявляй пропуск в развернутом в виде!”
Санька явно был здесь своим человеком, ибо они с немолодым и величественным вахтером тут же обменялись приветствиями:
- Привет, Михеич! Что новенького?
- Александру Николаевичу мое почтение! – и, не отвечая на Санькин вопрос, грозный охранник выразительно уставился на меня.
- Все в порядке, Михеич! – затарахтел в несвойственной ему манере – скороговоркой – Саня. – Это свой человек, проверенный. Правая рука академика Кузнецова. Они там все проверены, вплоть до третьего колена. Так что можешь не сомневаться.
- Да что ты городишь? – возмутился я. – Какая правая рука? Какие проверки до третьего колена?
- Ну, что я говорил? – Санька подмигнул вахтеру. – Они ведь о себе ничего не имеют права рассказывать. Даже фамилии свои держат в секрете. Да ты не боись, - это Санька уже говорил мне. – Михеичу можно знать. Он всю жизнь в органах проработал и лишнего болтать не обучен.
Как ни странно, но именно мои возражения убедили Михеича в обратном. Охранник подобрел и доверительно сообщил нам:
- Афанасий Степанович с генералом Виталием Севастьяновичем уже отбыли на рыбалку. Вместе.
- И давно?
- Да уж минут сорок, как отчалили. Сегодня судачки должны хорошо хватать.
- Ясненько! Спасибо, Михеич!
И мы с Санькой прошли на боны, где на цепи среди сотен других болталась Санина моторка.
- Ну, вот, - стал ворчать Санька, - : “Посторонним вход воспрещен!”, “Предъявляй пропуск в развернутом в виде!”, “Стой, стрелять буду!“ А со стороны реки подплывай кому ни лень! Никак на ограждение денег собрать не могут, жмоты несчасные!
Санька уверенно вел моторку среди живописных берегов древней и могучей реки, воспетой сотнями знаменитых и безвестных поэтов, писателей, художников. Я любовался плавным, совсем незаметным течением реки, зелеными берегами, деревьями на берегу, песчаными косами.
- Приехали! – прервал мои мечтания Саня, бросая сразу два якоря.
- А два якоря - это потому, что один нас двоих не удержит? - попробовал пошутить я, но Санька мою шутку не поддержал:
- Два потому, что ты судака сегодня ловить вздумал.
Санька раскрыл сундук с рыбацкими принадлежностями. Я ахнул, увидев, какие у него там богатства.
– Вот тебе одна закидушка, с большим числом ты не справишься, - почему-то ухмыляясь, заявил Санька.
- А тебе?
- А чтобы все было на равных, и себе я тоже беру одну закидушку. - Санька продолжал хитро посмеиваться.
- Не понимаю, зачем у тебя столько удочек, если ловить будем только двумя закидушками?
- Потом поймешь, - засмеялся Санька. - Когда утопишь парочку. Тут очень важно правильно выбрать для каждой рыбы свою наживу: червя, мотыля, малька... Ведь иногда на простой хлебушко рыба клюет, как угорелая. Мальков мы не взяли, червей накопали зря - ловить судака будем закидушкой. Закидывать надо вот так, - Саня эффектно продемонстрировал мне, как это делается: - Теперь знай себе подтаскивай да вытаскивай рыбку.
Через минуту он закричал:
- Клюет! У тебя клюет! Подсекай! Да не так надо подсекать! Куда ты так дергаешь! Подтягивай! Кому говорят, подтягивай! Ведь уйдет! Ну вот, сорвалась! … Ладно, не переживай! Не боги горшки обжигают! Научишься еще… Ну чего ты спишь? Подсекай! Тебе говорю, подсекай!..
Я где-то слышал, что на рыбалке нельзя кричать – можно распугать рыбу. Теперь я могу подтвердить это под присягой. После того, как Санька принялся кричать на меня, вся рыба от него ушла и стала жадно клевать у меня. Я даже подумал, что, если рыба будет заглатывать крючок с такой скоростью, то нам придется тащить с рыбалки большой груз. Но ошибся. Сколько я ни пытался правильно подсечь, подтянуть и вытащить рыбу из воды, несмотря на ценные и темпераментные советы моего инструктора, у меня ничего не получалось. Постепенно к своим инструкциям Саня стал добавлять убийственные характеристики моих верхних и почему-то нижних конечностей, а затем и моих умственных способностей.
Высшей степени звучания достигла Санина критика, когда я умудрился запутать наши лески, оборвать обе и утопить их вместе с крючками и прочими принадлежностями. После этого Санька демонстративно отвернулся от меня и уставился на свой сонный поплавок.
Несмотря на явные промахи, я чувствовал себя прекрасно. Я пьянел от яркого солнечного света, чистого воздуха, обилия воды, медленного течения реки, и еще черт знает от чего. Скорее всего, от ощущения собственного здоровья. Санькины ядовитые замечания я воспринимал, как ласковые поглаживания по спине.
Лишенный какой-либо опеки, я все-таки ухитрился, несмотря на то, что все делал не по правилам, выловить крупого судака. Но лучше мне было его тут же отпустить на свободу – и Санина, и моя жена до сих пор уверены, что это Санька великодушно уступил мне свою добычу...
- Чего я терпеть не могу на рыбалке, так это готовых бутербродов, - поучал между тем меня Саня, аккуратно выкладывая на салфетке огурцы и помидоры, молодую петрушку и укроп, нарезая большими ломтями черный хлеб и ломтиками поменьше шпиг и колбаску. Даже о варенной картошечке он позаботился заранее. - Еду на природе нужно подавать не ранее, чем за пять минут до употребления.
Я не возражал.
И что интересно, по всем канонам мы просто обязаны были распить бутылочку известной всем жидкости, но я почему-то напрочь об этом не помню. Ну хоть убейте меня, вылетела эта бутылка у меня из головы. Вероятно, ее распитие было в этой рыбалке не самым главным.
... Возращались мы назад молча. Я не знал, как мне скрыть свою добычу, а Санька не знал, как ему скрыть отсутствие оной.
Возле подъезда сосед, известный в округе удачливый рыбак, поинтересовался, где и почем я купил судака. Я не стал его растраивать и сообщил, что с рук, возле хлебного магазина, а также назвал правдоподобную цену. Сосед потом долго обижался на меня, ибо оказалось, что цену я слишком занизил, и у него не хватило денег, когда он, якобы по моему совету, побежал к магазину покупать судака. Странно, зачем было знаменитому рыбаку и вдруг покупать рыбу?
... Больше Санька меня на рыбалку не приглашал.

* * *

Этот рассказ я несколько раз переписывал, ибо каждый раз мои непрофессиональные ляпсусы в рассказе, даже самые несущественные, вызывали резко отрицательную реакцию у одного пренеприятного типа, считавшего, что рыбацкая тема является его монополией. Остальным читателям не было до них никакого дела, так как их интересовало в рассказе только то, чего я хотел достичь, - его общий настрой.
В конце концов я обратился к Саньке, и получил от него ответ, который привожу без единого изменения:
"Будешь писать о рыбалке - открой Сабанеева, чтобы не было рыбацких проколов. Мы рыбачили на леща, а не на судака. Лодку ставили на якоря поперек хорошего течения, чтобы перекрыть большую ширину форватера. Стояли на глубине 10-15 метров. Рыбачили на донные удочки - так называемые сторожки. Опускали прикормушки, а удочки - поводки опускали в струю прикорма и ловили дуру-рыбу. Вот так! (Ха-ха!) Судак - он хищник, я его промышлял на блесну, на малька, как щуку с руку. А сейчас рыбачу все в магазине, при капитализме - любой рыбы навалом и икры тоже, только давай баксы. Салют! Пиши не ленись."
Думаю вопрос исчерпан, поэтому никаких изменений в рассказ я больше вносить не буду. Удачной всем вам рыбалки - кому на реке, а кому в магазине...

=========
© Copyright: I.Pismenny, 2002   Код: 2201120037

Количество прочитавших на 8.7.2004 в виде
http://www.proza.ru:8004/2002/01/12-37 : 159

====
 РЕЦЕНЗИИ

 Буду благодарен рыбакам-любителям за любые профессиональные поправки.
С уважением,

<I.Pismenny> - 2002/01/12 12:53   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Да, рыбалка была хороша!

Не могу дать ни каких замечаний по граммотности, потому что сам их получаю . В остальном - живой, добрый рассказ, а главное, полезный!

Помню, в школе задавали читать книги на лето. Сейчас бы я рекомендовал давать школьникам задание летом посещать ПРОЗА. РУ и список авторов, на которых стоит заходить. В этот список и Вас включить полезно.

Роговской.

<Роговской Пётр> - 2002/01/13 18:09   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Спасибо на добром слове.
С уважением,

<I.Pismenny> - 2002/01/13 19:17

--------
Непонятно, для чего написано. И уже второй раз. Первый раз я промолчал.
Если это Волга, а не старица, то на течении с одним якорем лодка ставится кормой вниз по течению, и ловить можно только, сняв мотор,с кормы одной-двумя удочками или по бортам с одной удочкой.
Если два якоря, то лодка ставится поперек течения, и ловить можно с одного борта, в проводку.В проводку только одной удочкой ловят. Шесть удочек - это ерунда.
Это где-нибудь в затоне, без течения. Один с одного борта, другой с другого. Но судака без течения не поймать. Он только на течении, на блесну или на малька. И кричать можно, сколько хочешь, судак не боится.
Не понимаю, как иожно так писать о рыбалке.

<Степан Волжский> - 2002/01/13 18:51   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Г-н Степан Волжский!
Во-первых, спасибо за профессиональные поправки - именно их я и просил с самого начала (правда, не предвидел, что они будут в таком тоне). Сейчас уже не помню деталей той рыбалки - придется уточнять, а это потребует времени (и сколько удочек было у каждого, и в каком месте Волги или Самарки мы ловили, и как - на блесну или на малька?) - я ведь и начал с того, что не рыбак.
А во-вторых:
" Непонятно, для чего написано. И уже второй раз. Первый раз я промолчал". Для чего написано, я не смогу Вам объяснить. Просто приятно вспомнилось. Но вот когда это, - да будет позволено мне спросить,- Вы промолчали в первый раз?

<I.Pismenny> - 2002/01/13 19:14
------
Написано, конечно, один раз. Это я неправильно выразился: я второй раз встретил рецензию - так правильнее.
А память надо тренировать. Одно дело - что-то воображать и при этом просить рекомендации, консультироваться. Другое - вспоминать. Тут никаких особых знаний не надо.
Прошу простить за мой тон, поймите старого рыбака, что всякое искажение для меня - нож в сердце :))
С Новым Годом!

<Степан Волжский> - 2002/01/13 19:40

-------
Рад, что Вы уже отошли. Ведь я пишу совсем не о рыбалке, а с грустью вспоминаю своих старых друзей. И цикл весь так и называется: "Ностальгические рассказы". Приглашаю почитать с самого начала, тогда будет более понятно.
А что касается трех удочек на брата, то я специально назвал такое число, чтобы было мне в чем запутаться (или что запутать). Ведь суть-то в том, что опьяненные рекой, солнечным светом, чистым воздухом, и в придачу - собственным здоровьем, мы совсем не имели обиды друг на друга.
Желаю Вам жереха или стерлядку в ближайшую рыбалку.

<I.Pismenny> - 2002/01/14 21:15

--------
Ну, блин, рыбачки! Давно я так не смеялся :)))) Вот ведь насмешили, до слёз, до слёз :))) Исправили, называется... Вас надо не ласково поглаживать по спинке, а веслом шандарахнуть за такую рыбалку! Вы хоть знаете, что такое блесна?! Ее к спиннингу привязывают, блесну-то. К спиннингу! Или на закидушку, если, к примеру, спиннинг не взяли, а судак играет. Взял катушку лески, привязал к ней блесну, если надо - то и грузик, и закидывай!
В любом случае надо забрасывать блесну подальше и тут же вытягивать. Судак блесну - хам! - а вы его вытаскивайте. Никакого поплавка тут не надо. И наживки не надо, и насадки, и подкормки не надо.
Что касается пожеланий, то ловля стерлядки запрещена, а зимняя рыбалка - не по мне. Мне вот именно: рассвет, спокойная водичка, небольшое течение, поплавок круги дает. Две удочки максимум. Ловлю сорожку, чехонь, подлещичков, язиков. Язи иногда крупные попадаются, килограмма на полтора.
Ох, рыбачки-и-и-и...

<Степан Волжский> - 2002/01/15 16:22

-------
Дорогой Степан! Вы даже не представляете, как меня обрадовала Ваша реакция. Ведь для того, чтобы развеселить читателя я и пишу.
Я отлично знаю, что ловля стерляди запрещена. Но скажите, как на духу, что Вы с ней делаете, если она попадается?
А теперь относительно Вашей сказки. Сказка хорошая, и над нею нужно и стоит поработать. Сказка для самых маленьких, а их нельзя утомлять, поэтому прежде всего надо текст ужать. Ну, наприер, сцену на транспорте.
С уважением,

<I.Pismenny> - 2002/01/16 09:11
------
Чёрт побери. Ну не профессиональный я рыбак, не могу придраться. Так, для себя, для отдыха, для общения на рыбалки езжу... Удовольствие обалденное! А вот по грамотности я бы прокатился...:)
К примеру, ...", стоит на лодочной станции судорементного завода, и рано утром в один из выходных дней мы с ним отправились на лодочную станцию..." - ничего лишнего не заметили?
Ещё слово "транспарант" - по-моему так пишется...
Ну и в предложении "Да ты боись, - это Санька уже говорил мне...", наверное, Вы зхабыли поставить НИ перед боись?
Во, как!:)))
А рассказ мне понравился. Добрый он. Хороший. С грустинкой.
Прочитал "Спасибо, бабушка!" Очень. Мысли вот в кучу собираю...:) Чтобы ответить Вам большим письмом.
Спасибо Вам огромное!
Удачи!
Сергей С.


<kont> - 2002/01/16 12:22   •
------
 ЗАМЕЧАНИЯ:

Сергей!
Исправил все по Вашим замечаниям и в соответствии с критикой Степана Волжского (насколько я ее понял). Уверен, что теперь он вообще раздолбает меня, как рыбака, в пух и прах. Однако есть у меня и достижения: Степан сознался, что, попадись ему стерлядка, он бы ее обратно в Волгу не отправил.
Удачи Вам,

<I.Pismenny> - 2002/01/17 14:15
--------

Здравствуйте! Зашла почитать по Вашему совету. И мне понравилось. С точки зрения профессионально-рыболовных деталей придираться не стала бы, даже если бы могла. Главное-то - атмосфера. :-)))

<Mourena> - 2002/01/23 18:25   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Спасибо за добрые слова.
Советую все же читать по номерам. Там ведь действуют одни и те же персонажи. Тогда будет целостная картина.
С уважением,

<I.Pismenny> - 2002/01/24 09:16

======
I.Pismenny!
Посмотрел...вещицу!
Почитал рецензии...Бурю вы подняли приличную:))
Я рыбак. Ловлю и зимой и летом.
Правда в Калужской области, масштабы не те, о которых пишет Степан.
В деталях особенно не копался:спорный момент.
Кто-то будет ловить именно так как описываете,и будет с уловом:)
А кому-то ни какие ухищрения не помогут...
Согласен с коллегой конт,ом.
Главное атмосфера.Настрой!
С уважением

<Матвей БЕЛЫЙ> - 2002/02/04 23:18   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Спасибо за добрые слова. Только я всех прошу читать этот цикл рассказов в соответствии с их номерами. Тогда впечатление будет полнее.
С уважением,

<I.Pismenny> - 2002/02/05 10:56

-------
Вот это другое дело! Хорошее дополнение одного из участников рыбалки!
И то я еще добавлю, что прикормушка(или просто кормушка) не только привлекает рыбу, но может являться частью рыболовной снасти. К капроновому шнуру, на котором крепится кормушка с грузом и приманкой, присоединяют металлическое кольцо. Кольцо скользит по шнуру и увлекает за собой леску с крючками. Получается очень точная заброска, крючки с наживкой всегда рядом с кормушкой.
Многие рыбаки на каждую донку ставят кормушку и кольцо. Тогда только успевай вытягивать!
А насчет настроения на рыбалке скажу, что улов и компания - вещи практически несовместимые :) Или веселись - или рыбу лови :)

<Степан Волжский> - 2002/02/05 19:39   •
------
 ЗАМЕЧАНИЯ:

Я рад, что мы, благодаря Сане, дошли до мирного разрешения конфликта. Я специально не уточнял свой текст по его разъяснениям, чтобы читатель увидел, что художественное произведение не должно в точности повторять действительность.

<I.Pismenny> - 2002/02/05 20:27

---------
"По моему не такому уж скромному мнению"(IMNSHO) - "никак"
Из текста можно без особого ущерба для сюжета и художественной образности выкинуть процентов 90. И то, что останется, все равно будет "никак".

<Дмитрий Жуковский> - 2002/05/03 19:10   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Наконец-то нашелся один правдивый человек. А то я из-за этих подхалимов совсем потерял голову. Продолжайте писать мне правду, у Вас получается!

<I.Pismenny> - 2002/05/04 17:36

--------
Психология бывалого рыбака правильно подмечена.
Да ещё и рецензенты добавили.

С уважением,

<Unforgiven> - 2003/11/16 21:57   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Спасибо на добром слове.
С уважением,

<I.Pismenny> - 2003/11/17 08:43
=======

Очень неожиданное послесловие у вас вышло - и весьма органично дополнившее рассказ :)) Когда читала, все время было ощущение, что не хватает - ощущения присутствия героев, их реальности. Они все время были словно поданные через штрих. И вот ваше послесловие очень легко вдруг поставило недостающий акцент ))

<Наталья Воронцова-Юрьева> - 2003/12/01 15:17   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Благодарю за внимательное прочтение.
С уважением,

<I.Pismenny> - 2003/12/02 11:42

--------
А ине после о-о-очень долгого отсутствия на российских просторах было приятно ностальгнуть.
Написано живо и правдиво.
Вот у меня тоже имеется рассказик НАУЧИСЬ ПЛАВАТЬ, как мы с отцом в детстве на Днепре рыбачили.
Только там не рыбалка была для меня главным, а - отец, который был целый день только со мною...

Каждый ловит то, что ему хочется и дорого.

С лучшими пожеланиями, Иегуда

<Утешителин> - 2003/12/01 20:31   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Вы правы: "Каждый ловит то, что ему хочется и дорого".
И не только на рыбалке, но и в рассказах, которые он читает. Комментарии под этим рассказом еще одно подтверждение этому.
С уважением,

<I.Pismenny> - 2003/12/02 10:40
=======


Рецензии