1. Леопольд и Тобик

До сих пор не могу взять в толк, как простая дворняжка сумела посcорить Вовку, Саньку и меня со Славиком. Со Славиком, с которым мы дружили более тридцати лет, начиная с детсадовских времен. В армии и на гражданке, холостыми и женатыми.
Все началось с того, что Славики купили себе щенка ризеншнауцера. Как доверительно сообщила нашим женам Славикова, они отдали за него три Славкины месячные зарплаты. С тех пор в их лексиконе появились новые слова – дрессура, окрас, прибылые пальцы, вязка, стойка, выставка, родословная. И круг знакомых изменился – кинологи, то-бишь собачники, ветеринары, собачьи судьи, собачьи парикмахеры.
Тем не менее на Славкин день рождения мы приехали, как обычно, всем коллективом. В коридоре нас встречал виновник торжества, рядом стоял торжественный, усатый, бородатый и бровастый пес.
Славик не стал, как прежде, обниматься со мной, Санькой и Вовкой и хлопать нас по плечу, а со значением жал нам руки. Пес также величественно протягивал каждому из нас свою правую лапу.
- Знакомьтесь, Леопольд! – представил Славка усатого-бородатого.
- Очень приятно, Владимир, - невозмутимо пожал собачью лапу Вовка.
Пришлось и нам с Александром подойти к ручке аристократического песика.
За столом, на том месте, где в былые годы торжественно восседал имениник, почему-то стояло два кресла. Все стало на свои места, когда в одно из них уселся Славик, в во второе невозмутимо забрался Леопольд.
- Ай да Левушка! – восхитилась Санина, но Славка и Леопольд оба посмотрели на нее так строго, что у нас у всех пропала охота фамильярничать со Славкиным псом.
А между тем Славикова подошла к креслу, где восседал ризеншнауцер, с торжественной миной повязала ему вокруг шеи салфетку и, вызвав шок у мужской половины стола, первому навалила с блюда на тарелку чуть ли не половину плова (во всяком случае не менее одной пятой!). Пес принялся уплетать с нами на равных. Хорошо еще, что не требовал, чтобы мы делились с ним спиртным. Правда, к ужасу наших дам, Славикова на десерт откромсала собаке почти половину торта. Славик гордо восседал рядом с величественным псом и бросал на нас самодовольные и одновременно хитрые взгляды. Смысл этих взглядов мы смогли оценить лишь в конце приема, когда вышли в коридор прощаться.
Сначала мы все столпились в коридоре, а потом стали по одному выходить на лестницу. Гнусный пес хладнокровно пропустил всех, но не дал выйти Вовику. Принялся на него рычать и скалить зубы. Славиковы, вместо того, чтобы прикрикнуть на Леопольда, были в восторге от этого его поведения.
Оказалось, что Вовик по ошибке сморкнулся в салфетку и небрежно сунул ее в карман. (С ним такое уже случалось, обычно Вовикова дома стирала использованные не по назначению салфетки и при следующей встрече они возвращались хозяевам в чистом виде.) Леопольд не выпускал Вовку из квартиры до тех пор, пока тот не положил салфетку обратно на стол. Славиковы были счастливы и тут же вознаградили своего любимца шоколадной конфетой.

Спустя несколько месяцев мы с Вовкой и Санькой сидели в бане, и Санька сказал, что надо бы проведать Славика. А то он совсем отбился от коллектива, а мы, тоже хороши, бросили его одного.
- Мне что-то не хочется идти к нему в дом, - откровенно заявил Вовка.
- И не надо, он обычно по вечерам своего Леопольда тренирует на собачей плошадке.
- Только не тренирует, дядя Саня, а дрессирует, - тут же поправил Саньку Серега, Вовкин сын, который в последнее время заимел привычку ходить в баню вместе с нами. Выйдя из бани, Санька широко расставил руки, потянулся и изрек:
Выйдя из бани, Санька широко расставил руки, потянулся и изрек:
- Кайф…
Тут же к нам подбежал Тобик, стал на задние лапы, потянулся передними, раскрыл пасть и повторил:
- Кайф…
Санька заявил:
- Душевно…
 Тобик изрек, подражая Саньке: 
- Духовно.
- Серега, что он сказал? - оторопело переспросил Саня.
- Духовно, - повторил за Тобиком Серега.
- И мне так послышалось, - заявил Володя.
Саня удивленно покосился на Тобика правым глазом и поправил его:
- Добротно.
Тобик тут же прищурил левый глаз и ответил:
- Достойно.
- Ты научил? - спросил Санька Серегу.
- Обижаете, дядя Саша, - Серега пожал плечами.
- Кого обижаю? - чувство юмора изменило Александру.
- Тоба, конечно, - пояснил Серега.
Саня изумленно раскрыл рот и посмотрел на Володю. Тот тут же принял эстафету и сказал:
- Дружелюбно.
Пес немедленно парировал:
- Добродушно.
Вовик почесал затылок и изрек:
- Дифференцированно.
Тобик на остался в долгу, почесал темечко и продолжил:
- Демонстративно.
Тогда я внимательно посмотрел на псину и заявил:
- Демократично.
Пес пристально посмотрел на меня и отреагировал:
- Дебильно.
Вообще, Тобик обладал изумительной способностью копировать кого угодно. Я бы сказал даже: пародировать кого угодно, ибо у этого дворового пса было природное чувство юмора.
В отличие от породистого Леопольда, за Тобика не было заплачено ни гроша. Его притащил на дачу Серега из соседнего пионерского лагеря, когда там ощенилась сука, и сторож раздавал ребятам щенят. В маленьком Тобике было намешано много разных кровей. Но так как он был весьма лохматым, то Серега всерьез утверждал, что Тобик наполовину пудель, наполовину болонка. Мы с ним не спорили.
Пока было лето, и Вовики жили на даче, проблем с Тобиком не было. Вопрос о том, что с ним делать в городской квартире, возник в конце августа. Вовикова отказывалась пускать собаку в дом, Серега отказывался переезжать в город без щенка, Вовик благоразумно придерживался нейтралитета. Но когда стали грузиться в машину, вопрос решился сам собой, ибо Тобик вообще исчез. Напрасно Серега искал его по соседним дачам.
- Узнаю, кому ты отдала Тобика, и приведу его домой, - зло заявил Серега матери, садясь в машину.
Но Тобик неожиданно появился во дворе, когда стали выгружать вещи из машины. Он вертелся под ногами, радостно гонял по двору, первым рванул по лестнице, как только Вовик открыл дверь подъезда.
Когда Вовики, груженные вещами, поднялись на свой этаж, под дверью их квартиры уже сидел Тобик. От кого он узнал номер квартиры и как его прочел на двери, остается загадкой.

После бани Серега увязался за нами, а Тобик за Серегой. На собачьей площадке Славик дрессировал Леопольда. Он с гордостью продемонстрировал нам, с каким величественным видом Леопольд выполняет все упражнения, входящие в программу собачьей выставки. Заминка произошла только на
бревне. Пес ни за что не хотел с него спрыгнуть. И вовсе не потому, что ему там понравилось. Он просто боялся это сделать. Никакие уговоры хозяина не помогали. Напрасно Славик приказывал, просил его, даже умолял:
- Прыгай, прыгай! Ну, миленький, ну, хороший…
Спесивый до этого пес только жалобно скулил и перебирал лапами по бревну. Наконец, Славка не выдержал и заорал:
- Прыгай, скотина!
Пес взвыл и тяжело плюхнулся на землю.
Тобик немедленно вскочил на бревно и принялся на нем дурачиться. Напрасно Серега приказывал ему:
- Прыгай, Тобик, прыгай!
Тобик, как и Леопольд перед этим, отказывался спускаться с бревна. Он с ужасом смотрел вниз, жалобно скулил и перебирал лапами. Тогда Вовка не выдержал и заорал на собаку:
- Прыгай, скотина!
Тобик закрыл глаза лапами, потом взвыл, перекрестился и легко соскочил с бревна. После этого он в быстром темпе несколько раз вскакивал на бревно, весело подмигивал Сереге, подпрыгивал вверх и легко опускался на землю. Потом залез на бревно опять, стал на задние лапы, потянулся передними, раскрыл пасть, заявил:
- Душевно…
И после этого с радостным визгом сиганул домой.

Так первая наша попытка не дать Славику отбиться от коллектива закончилась провалом. Тем не менее на следующий праздник, который мы отмечали на этот раз у Вовиков, Славики пришли, как обычно. Застолье уже началось, когда Серега с Тобиком ввалились в квартиру.
- Мой руки и быстро за стол, - приказала сыну Вовикова.
Серега помыл в ванной руки, потом прошел на кухню и притащил в гостинную табурет.
- Зачем ты его тащищь? – спросил сына отец. – Вон же стоит для тебя стул!
Но тут влетел Тобик, вскочил на стул, приготовленный для Сереги, а Серега повязал ему вокруг шеи полотенце. И тогда мы увидели, что Серега постриг Тобика под ризеншнауцера. Лохматые брови, борода клином и пышные усы на веселой морде Тобика поневоле вызвали у нас улыбки, но мать строго спросила сына, где он пропадал.
- Тобика к Диане на вязку водил, - как ни в чем не бывало заявил Серега.
- Но ведь Диана раз в пять крупнее Тобика, - удивленно подняла глаза Славикова.
- Тетя Слава, тетя Слава, - укоризненно покачал головой двенадцатилетний Серега, - все-таки плохо было поставлено сексуальное воспитание в ваше время. Сейчас даже первоклашки знают, что при половом акте важны не габариты партнеров, а кое-что другое…
- Что именно? – в наступившей тишине отец строго посмотрел на сына.
- Ну, например, темперамент. Правда, Тобик? – и Серега стал накладывать Тобику на тарелку еду.
- Правда, - ответил Тобик и принялся уплетать за обе щеки.
Вообще-то Славкину жену зовут Светкой, но как Вы поняли, у нас в коллективе, не только мы сами называем жен по именам мужей, но и наши дети следуют этому правилу.

С тех пор Славики перестали ходить к нам и приглашать нас к себе в гости.


- - - - -

Рассказ опубликован в Журнале "Русское литературное эхо", N 20 (37), 2014.

- - - - -
Количество ранее прочитавших этот текст на http://www.proza.ru:8004/2001/09/04-27 159


 РЕЦЕНЗИИ (см. http://www.proza.ru:8004/2001/09/04-27)


:))))))))))))))
Хорошо всё же, что моя догиня Энька - не аристократка...:)))
Весело написано, смачно!
Только мне показалось, что в первых абзацах есть неоправданные повтороы. Может быть посотрите?!
С уважением,
Сергей Скрипаль

kont - 2001/09/04 17:43 •

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)
Благодарю Вас, подчистил кое-где немного.
С уважением,

I.Pismenny - 2001/09/08 14:57

Извините, что не по тексту (а текст, кстати, очень киногеничен, может даже анимация). Не знаю о чьей жизни Вы тут рассказывали, но у меня полное ощущение, что мной это уже прожито. В течении года. Нам его принесли крошечным, но сразу предупредили, что это болонка с пуделем и еще с чем-то. Муж был категорически не согласен пускать его в дом и соорудил будку во дворе. Назвали мы его "Бобит", потому что дочка заменяла букву "к" на "т" (а "г" почему-то на "д"), а еще потому, что мы тогда подозревали, что он не Бобит, а Бабетта. Район был новый, заборов не было и Бобит привык к вольной жизни. Когда вокруг дома появился забор, он стал под ним пролазить и уходить на весь день. Потом подрос и уже не мог пролезть, но научился перепрыгивать к соседям и там выходить в открытую калитку. Мы наращивали забор, а Бобит все барьеры брал. Когда в кино показывают высоко прыгающих собак - верю, но понимаю как им далеко до нашего пса, они не видели, как он летал.Соседи называли его Бубкой. А у соседей была старая бородатая ризеншнауцериха (!) Неся, очень воспитанная, домашняя, спокойная, в три раза крупнее нашего Бобита. Когда ее выгуливали, он преображался в солидного спутника и степенно шел рядом, а она его терпела (не замечала?). Прилично себя Бобит вел только рядом с Несей. Характер у него был отвратительный - хватал зубами велосипедистов за пятки, кидался с лаем на машины, кусал тех, кто хотел его погладить, воровал у соседей декоративных курочек, но сам не ел, приносил и складывал, как добычу, а мы потом носили их обратно. Нашу дочь воспринимал, как личную игрушку: завидев его издалека, она начинала верещать, он налетал на нее с объятиями, она теряла равновесие и падала вместе с ним, а он довольный содеянным облизывал ей лицо (чуть не написала "морду"). После его гибели (попал под машину, разумеется) в соседних дворах появилось его потомство, такое-же лохматое, бело-рыжее. Еще раз извиняюсь, что размемуарилась в гостях, но согласитесь, что есть нечто общее :-).
С удовольствием почитаю дальше.
С уважением,

Ривка - 2001/09/11 05:00 •

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Милая Ривка! Очень Вам благодарен за Ваш чудесный рассказ о Вашей собаке.
Меня самого иногда пугают пророческие совпадения в моих рассказах. К примеру: у моего Тобика и Вашего Бобита одна порода (пуделя с болонкой плюс всяких кровей) и т.д. (Вы лучше меня найдете эти параллкли). Но дело в том, что я все это от начала до конца выдумал. Собаки мне понадобились как
образная возможность показать, как соображения престижности и непрестижности могут рассорить старых друзей. У нашего коллектива примерно так получилось.
С пожеланием удачи и приглашением почитать мои другие произведения,

I.Pismenny - 2001/09/11 12:22

Как дочитал до конца, понял нелогичность начала.

"До сих пор не могу внять в толк, как простая дворняжка сумела посорить..."
Ить не дворняжка-то посорила, а породистая.
А точнее снобизм хозяев, пытавшихся выделиться если не своим происхождением, то хотя бы происхождением собаки.

Хотя взгляд того-кто-водит-пса-на-поводке отличается от взгляда рядового человека с улицы. Собаководам присущ взгляд сверху-вниз, причем ни чуть не обоснованный.

Падла - 2001/12/02 16:05 •

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Я просто в восторге от того, как Вы правильно сформулировали то, что я хотел сказать этим рассказом.
В этом и состоит как раз ЛОГИЧНОСТЬ кажущейся НЕЛОЧИСНОСТИ его начала.
Благодарю, но на сегодня хватит,

I.Pismenny - 2001/12/02 16:12

Замечательные "Ностальгические рассказы"..)
Получила огромное удовольствие, спасибо..)

Ina Lot - 2001/12/02 20:09 •

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

И Вам спасибо.
С уважением,

I.Pismenny - 2001/12/03 09:19


Рецензии
Очень хороший рассказ о разумных братьях наших меньших.
Иногда они нам преподают уроки верности и, если можно так сказать, мудрости, своим предчувствием беды, защитой.
Спасибо за рассказ.
Светлых дней, радости, успехов и вдохновения Вам!!!
С уважением.
Евгения.

Евгения Козачок   08.06.2013 13:02     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова.
С уважением, Иосиф

I.Pismenny   08.06.2013 19:11   Заявить о нарушении
Иосиф, прочтите мои миниатюры о собаках: "Спарта", "Грант", "Бим", "Бездомный пес" и "Предательство".

Ваши рассказы мне так нравятся! И созвучны по мироощущению.

Мира Папкова   25.02.2014 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.