Несчастный николай васильевич гоголь - рассказ-памфлет

          НЕСЧАСТНЫЙ  НИКОЛАЙ  ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

                ИЛИ

          ЭХ, ХОРОШО В СТРАНЕ СОВЕТСКОЙ ЖИТЬ!..

         (Автобиографический рассказ - памфлет)


      ... А, действительно, - разве мы плохо жили? Мы жили в социалистической стране, не угнетаемые всякими буржуями и капиталистами,  и  радостно, воодушевленно пели:  "Растём всё выше и свободней, идём всё дальше и смелей, живём мы весело сегодня, а завтра будет веселей!"... А вот там, за границей, - негров линчуют, безработные рыщут по помойкам, спят на улицах, дети голодают  - помните кинофильмы:  "Рваные башмаки",  "Карл Бруннер", фильмы великого Чарльза Чаплина - горькая ирония тяжёлой, невыносимой  жизни  бедных  людей и безработных в условиях "капиталистического ада" - да мало ли?  Опять же, - везде портреты Эрнста  Тельмана в кожаной фуражке и рубашке с белым отложным воротничком, который с другими революционерами - в тюрьме, а то и - в концлагерях.  В советской свободной стране разве такое возможно?! "За столом никто у нас не лишний" и, даже, "по заслугам каждый  награждён" - вот так,  не как-нибудь!  Да и слово это - "концлагерь", применимо было лишь к фашистской Германии, у себя о таком мы и думать не смели... И ещё - фильмы: "Болотные  солдаты", "Семья Оппенгейм", "Профессор Мамлок"- там, в Германии, вообще разгул антисеми- тизма и издевательства над трудящимися (а у нас - рай земной!..), и ещё - антифашистские песни Эрнста Буша: "Марширен, марширен...", "Унд линкс,  цвай-драй,  унд линкс, цвай-драй!", и его же песни в русском переводе: "Товарищ, товарищ, в застенках холодных... Проверьте прицел, заряжайте ружьё, на бой, пролетарий, за дело своё!" - всех песен его и не помню, много их было, этих песен, звучавших, оравших, рвавшихся с утра до вечера из круглых чёрных "тарелок" -  репродукторов...  Они, эти песни,  и упомянутые кинофильмы, а также появившийся в 1938 году "Александр Невский" с гениальной музыкой  Сергея  Прокофьева,  -  внезапно  исчезли в 1939-м году (вы знаете,  почему!), чтобы вновь появиться в 1941-м... Кстати, концы жизненных путей  Сталина и  Прокофьева  необъяснимо пересеклись,  но об этом - в другой раз...  В газетах пишут, что Гитлер провозгласил: "Пушки вместо масла!" - голодные немцы сидят на скудном карточном пайке, едят эрзац –масло и эрзац-хлеб из эрзац- муки: сделанной из опилок… Пьют эрзац-кофе, - не то, что мы, советские дети – пьём «настоящий кофе» - «Колос», «Ржаной», «Желудёвый» с цикорием или  - без, «Ячменный», да мало ли, чем безмерно счастливо, заботами партии и правительства, живёт советское детство!..
      ... Сколько "карточных" периодов в нашей стране даже я  помню, да голод на Украине, да проклятую коллективизацию, когда селяне вымирали целыми деревнями,  да и жители маленьких городков  замертво  падали на улицах от голода,  а в магазинах - ничего!  А дедушка с бабушкой приехали из Умани к нам в Харьков  спасаться от голода - мама настояла,  всё-таки у нас были хлебные карточки,  и папа работал в часовой артели гравёром и кое-что зарабатывал - на хлеб,  во всяком случае;  об этом времени,  вернее - лихолетьи,  тоже есть стихи - как же мне хоть не коснуться этой темы!  Папа и моя любимая тётя Рахиля, оба - коммунисты, активно, по призыву партии, участвовали в коллективизации, а что там было, как люди вымирали,  как было  распространено людоедство и трупоедство, - мы, дети, не знали, как не знали и многого другого. Мама, наверное, знала, да нам не говорила - к чему? Я помню только,  что папа и моя дорогая Рахилечка (мир праху её!) имели пистолеты - ведь кулаки были с "обрезами"!..  Тогда же появился герой-пионер,  мученик Павлик Морозов,  об этом же -  "Поднятая целина" Шолохова  (помните смерть Нагульнова и Давыдова от подлой руки  пособников раскулаченных  бандитов?..).  Не  могу не вспомнить и другие,  этой же теме посвящённые, также, несомненно,  высокохудожественные фильмы, например - "Член правительства" с любимыми артистами - Крючковым,  Ваниным и, в главной роли,  - Верочкой Марецкой (Помните - "мужем битой, попами пуганной,  врагами стрелянной..."). Везде - кулаки, враги, ну, прямо житья нет из-за врагов...  Это они гноят зерно,  создают голод, убивают активистов...  Ударим же по врагу-кулаку организованным колхозным строем!..  В колхозе жизнь прекрасна - вот вам "Богатая невеста", и вот вам "Трактористы", а если вам и этого мало, то, будьте любезны, - ещё и "Кубанские казаки"!..
        ... А помните "Одиночество" Николая Вирты?  Это уже - Тамбовщина.  Вот где, при подавлении крестьянских волнений и восстаний, свой  талант  военачальника  показал командарм, маршал  Тухачевский, который и сам потом плохо кончил! А наш дорогой Ильич,  великий Ленин,  требовал "бомбардировать мятежные сёла с аэропланов" и - "Вешать,  вешать!!!".  И легендарный Котовский  тоже "погулял" хорошо!.. За что убит - до сих пор не известно... Папа вернулся больным,  ел там хлеб с "устюками"; знаете, что такое "устюки"?  И считал он, что так надо, партия велит воспитывать в народе коммунистическую сознательность,  учит понимать и правильно  объяснять  народу  временные  трудности...  Папа был честным,  сознательным коммунистом, добросовестно выполнял партийные поручения,  был агитатором и пропагандистом...  То,  как жила во все времена партийная элита, которая якобы разделяла с народом эти самые трудности и довольствовалась лишь "партмаксимумом", - и та элита,  и нынешняя, перешедшая в нашу теперешнюю действительность и удобно в ней обосновавшаяся, - мы никогда не узнаем, от нас это умело скрыто, а отцы наши свято верили партии!..
         Гитлер, ограбив  всю Европу, хоть не уничтожал,  в  общем, свой народ, а Сталин, наша слава боевая, истреблял (!!!) народы Советского Союза!..  Нет,  как хотите, а "Я другой такой страны не  знаю,  где так вольно дышит человек" и "Золотыми буквами мы пишем всенародный Сталинский закон"! А старенький, ещё в маразме  не почивший тогда Джамбул Джабаев,  дрынькая струнами своей домбры,  "выдавал":  "Я славлю великий советский закон - закон, по которому радость приходит, закон, по которому степь плодородит, закон, по которому юность цветёт, закон, по которому сердце поёт!  Пойте,  акыны, пусть песни льются во славу Сталинской конституции!"... А поэтому цените, дети, свою советскую Родину, собирайте копейки, даваемые родителями на завтрак - для покупки марок МОПР-а,  Международной Организации Помощи Революционерам, а  на  марке  - тюремная решётка,  через которую высунута рука, сжатая в кулак,  это рука революционера, "Рот Фронт!". Как наши копейки  доходили  до этих международных революционеров - этого мы не знали,  да и зачем нам было знать?  Мы знали,  что своими копейками  помогаем борцам революции и несчастным детям капиталистических стран и были ужасно этим горды, а деньги, наверное, посылались  им  почтой,  простой  или телеграфно - распишитесь, мол, товарищи международные революционеры, это вам прислали пионеры  613-ой  средней  школы Куйбышевского района города Москвы...  А сколько со всего района? А сколько - со всей Москвы? А со всего Советского Союза?..  Подумать только!!! А то, что наши копеечки спокойненько проедались  партийными  и  комсомольскими функционерами,  мелкими и большими,  - этого мы тоже тогда, конечно,  не  знали...  И  ещё -   пионеры  должны  быть  "охвачены" членством БГТО, ГСО, ПВХО - а как же? Мы ведь деятельно готовились к войне,  и пионеры были, так сказать, в первых рядах... И это ничего,  что мы примитивно были одеты и питаемы, были и такие многодетные семьи,  где мама варила в  обед  на  всю  семью только большую кастрюлю щей и больше ничего,  и это было ещё не самым худшим; и ничего, что мы никак не могли согреть наше коммунальное жилье сырыми дровами, которых тоже не хватало, что наши мамы экономили на всём, и готовили даже не на газе, а на керосинках и примусах (это - в Москве, а что в других местах?..).
      Ну и что же? Страна ведь была окружена врагами, надо было готовиться к войне, мы и приготовились...
      Через много лет,  "на окраине войны", в Восточной Пруссии, я увидел в квартирах бюргеров (и бауэров!) газовые колонки фирмы "Юнкерс" (!!!) - в ванных,  а в кухнях - тоже маленькие  колонки,  для мытья посуды горячей водой... Оказывается, немецкие военные фирмы тоже выпускали  товары  народного, так  сказать, потребления... А советским людям, воодушевлённым великими идеями,  ни к чему была такая роскошь!  Воду для мытья посуды можно было  нагреть в тазу,  или вообще мыть холодной;  да её,  воду, если нет дома водопровода,  можно брать в водоразборной колонке на улице,  а то и вообще из колодца... В многонаселённых коммуналках - один туалет на десяток и более семей, а в ванную - вообще не пробиться,  ну и что? А бани для чего? Каждую неделю (а чаще - зачем?..) можно помыться и,  даже, попариться! Мы не рабы,  но и не бары!  Нет, что ни говори, советская детвора купалась в радости и веселье счастливого детства!..  После этого  - "Ну, как не запеть в молодёжной стране?"... И мы пели: "Эх, хорошо в стране советской жить,  эх, хорошо страной любимым быть, эх,  хорошо  стране полезным быть,  красный галстук с гордостью носить,  да, носить!". "Вся страна ликует и смеётся, и весельем все  озарены,  потому  что  весело  живётся детям замечательной  страны! О детстве счастливом, что дали нам, весёлая песня, звени! Спасибо великому Сталину за наши счастливые дни!"...
        Наверное, я испытываю ваше терпение,  вы спросите:  "А где же здесь Гоголь?!" Да будет вам Гоголь, будет, дайте ещё немного попеть,  вспомнить пионерское детство, вообще, - то далёкое, трудное, но всегда тепло вспоминаемое время, когда мы, действительно, думали, что мы самые счастливые дети на Земле... Ведь к этой теме я, видимо, больше возвращаться не буду.  Итак, -  "Взвейтесь кострами,  синие ночи! Мы - пионеры, дети рабочих. Близится  эра  светлых годов, клич  пионеров: "Всегда будь готов!". «На  просторе  Родины  чудесной,  закаляясь в битвах и труде, мы сложили радостную песню о великом друге и вожде». «Сталин -  наша слава боевая,  Сталин - нашей юности полёт! С песнями, борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идёт...», "О Сталине мудром,  родном и любимом,  прекрасные  песни  слагает  народ", "Пионер,  не теряй ни минуты,  никогда ни за что не теряй, пионерским салютом солнце Родины встречай!", "Работай, учись и живи для народа,  советской страны пионер!", и тогда, может быть, удостоишься путёвки в прекрасную страну Пионерию  -  Всесоюзную здравницу "Артек" - для рафинированных,  проверенных, заслуженных пионеров, детей революционеров из стран мирового капитализма и (вне конкурса), - детей партийной элиты. А для прочих мест не было!  А уж такой я был "примерный  пионер"  -  все  семь  лет (седьмой класс  я окончил как раз в 1941 году...) у меня ни одной "четвёрки" не было - все "пятёрки"!  И общественной работой занимался - редактировал стенгазету... Ну, почему я не мог считать себя кандидатом на отдых во всесоюзной пионерской здравнице?.. Ан - кукиш  с  маслом, чего захотел, только меня там и не хватало, примерного отличника, да ещё, не угодно ли, и еврея!..
      Вот теперь  мне  легче  и  естественнее  подойти к тяжёлой судьбе несчастного Николая Васильевича,  а то он,  бедный, заждался, а связь одной темы с другой - сами увидите...
      С пятого класса мы начали изучать литературу, и Гоголь был одним из первых, и началось, кажется, с "Ревизора". И мы читали "Ревизор" в лицах,  и смеялись...  Но ведь всему есть конец,  и смеху - тоже!  Конец смеху наступил, когда мы подошли к биографии  Николая  Васильевича,  тут уже было не до смеха - оказывается,  Николай Васильевич в  юности  очень  бедствовал!  -  Ах, несчастный! Он,  бедолага,  одно время - кажется, не до конца, учился в Московском Его Императорского Величества университете, а мама его,  владевшая совсем небольшим поместьем с малым количеством крепостных (!!!), не могла его приличным образом содержать...
      Преподаватель русского языка и литературы  была  у  нас  - "так  себе"...  Это  уж  потом пришел к нам Владимир Николаевич Протопопов,  колоссального преподавательского таланта и  глубочайших знаний человек, о нём я уже немного рассказывал. Но и та преподавательница заболела,  и нам временно дали совсем молодую и  очень ( ну,  о-ч-е-н-ь!) сентиментальную,  и приятной притом внешности преподавательницу;  вот она-то и поведала нам  о  мытарствах и лишениях разнесчастного молодого Гоголя.  Ввиду бедности его матери, повествовала нам она, нежным, с каким-то надрывом,  плачущим  голосом  -  Николай  Васильевич  вынужден был «ютиться» в тесной двухкомнатной квартирке,  снимаемой  его  матерью" (это - один!).  Бывали дни,  далее продолжала она, и тут нам от жалости хотелось разреветься,  - когда у молодого Гоголя на завтрак ничего не было, кроме чая и хлеба с колбасой!!!
      Ну, не мудрено, что вскоре мы, действительно, услыхали тихие всхлипывания  -  это  рыдала  маленькая  Верочка  Халютина, совсем  крохотная,  этакая "Дюймовочка", "Детский ребёнок", как мы её называли.  Все в классе смотрели на неё,  как на ребёнка, нежно ей покровительствовали и никогда не обижали,  хоть особо ею и не интересовались. Впрочем, мальчишки нашего класса вообще ещё не уделяли внимания девчонкам (всё же, ещё - пятый класс!), а мне нравилась совсем другая девочка - Валя Дивакова, - пышноволосая блондинка с явно обозначенными формами; я поглядывал на неё (разумеется,  - тайно!), когда она в своей, ну, очень коротенькой юбочке шла к доске или стояла у доски... Простите - отвлёкся,  вы уж никому не говрите...  Так вот,  плачет  Верочка, горькими слезами заливается,  жалко ей, понятно, бедняжку-Гоголя,  сочувствует, наверное, трудностям и злоключениям его - так сумела  эта  милая  учительница  как  бы загипнотизировать нас, заставить забыть или совсем не понять,  в какое тяжёлое, жестокое и,  по сути,  голодное время мы сами-то живём,  большинство детей "самой счастливой" социалистической страны!
      "Ютился" в  "тесной двухкомнатной квартирке" - один! Наверное, к тому же ещё - хорошо отапливаемой заботливой хозяйкой! А мы жили вчетвером в нашей ужасной неблагоустроенной  коммуналке  с печным отоплением  и  не могли согреться ночью,  мама накрывала нас пальто поверх одеяла...
      Чай (с  сахаром  "внакладку"!) и хлеб с колбасой,  да ещё, наверное - экологически чистой! Да мы лучшего завтрака и не желали,  колбаса была редким продуктом у нас дома. Это - в мирное время. А в период становления советской власти с его разрухой и хаосом! А во времена разных войн, больших и малых, которыми так богата была советская жизнь!  А в других городах и городках необъятного Союза,  где,  не в пример Москве, Ленинграду, Киеву и  некоторым другим городам - вообще не было достаточно  приличного, постоянного и планового снабжения! А что мы знали об очагах голода в других,  кроме Украины,  местах нашей необъятной Родины?.. А что знали о жизни крестьян-колхозников, ничего не получавших на так называемые "трудодни",  или  получавших  столько, что этим невозможно было прокормить орущих от голода детей?! Но советские люди привычны к трудностям,  партия учила нас  сознательно воспринимать и преодолевать их, а кто помогал несчастному Николаю Васильевичу, кроме его бедной крепостницы-мамы?..
      Доброй души  была  Верочка Халютина, ей было жаль будущего великого писателя, она не беспокоилась о советских детях ( среди которых тоже были будущие писатели, и, тоже,  возможно, - великие, и, которые, возможно, не состоялись по причине выпавшей им злой судьбы), о сиротах - детях расстрелянных родителей, потому что о них заботился самый лучший в мире друг советских детей, великий и любимый наш вождь - Иосиф Виссарионович Сталин!..
      ...Многие из нас мечтали: вот вырасту, заработаю много денег и буду есть колбасу,  сколько захочу! Вот я вырос, могу вас угостить чаем и хлебом с колбасой - ешьте,  сколько хотите,  за все годы недоедания! А пришёл бы (ну, а вдруг пришёл бы!) сам Николай Васильевич, я и его угостил бы колбасой и, даже (буде на то его воля!) – кошерной… Так что – милости просим!.. А что "касается до песен"... Друзья, никак нельзя нам быть без песен,  поскольку жизни путь без них не  интересен!...  Ну, почему мы должны забыть прекрасные песни советских времён? Разве песни виноваты в том, что в них "вкладывали" словесное лицемерие нашей жизни, верноподданнические славословия палачам народа?  Прекрасные композиторы создавали запоминавшиеся мелодии, и далеко не все поэты захлёбывались радостью пресмыкательства пе ред нашими "вождями", многие вынуждены были, ради жизни - своей и  своих  близких,  идти на компромисс с собственной творческой совестью, и не будем их осуждать за это. Как говорится - не судите, да не судимы будете!..
      ...Есть у меня большая аудиокассета - много песен на иврите, в прекрасном исполнении, но... на музыку советских и народных песен давно прошедших лет!  Наверное, их словесное содержание далеко не всегда соответствует русскому тексту,  ну,  и что из того? Обновлённые песни служат новым людям! "Тачанка", "Крутится,  вертится  шар голубой",  "Синенький скромный платочек", "Землянка", "Вечер на рейде", "Уходили в поход партизаны", "Ах, сторонка,  сторонка  родная",  "А  пушки,  пушки грохотали...", "Расцвела калина в поле у ручья",  "Вдоль по улице метелица метёт",  конечно,  -  наша  дорогая "Катюша",  и множество других прекрасных мелодий...  Но не могу не назвать хотя  бы  ещё  две прекрасные песни - "Уральская рябинушка" и,  ещё,  эта:  "А мне мама, а мне мама целоваться не велит!")...  Песни не виноваты в ужасах советского "рая" – или ада, это уж кому – как…  Вот, включил сейчас магнитофон, и с наслаждением слушаю...  Да и,  в конце концов - сколько раз Михалков  и  другие "обновляли" гимн Советского Союза и России и, давно написанные,  советские патриотические песни, приспосабливая  их к требованиям новых,  очередных хозяев страны!  Пусть и сейчас потрудятся,  снабдив старую советскую песню совремёнными словами,  например:  "Путин - наша слава боевая,  Путин - нашей юности полёт!  С песнями, борясь и побеждая, наш народ за Путиным идёт!"...

  ... Но вы спросите: о чём, всё-таки, рассказ?
  Да так, - обо всём!.. О чём хотел, о том и написал, что   на сердце пало!
   О Николае Васильевиче Гоголе, об ушедшей юности и о детстве нашем и о песнях - тоже...


       Июнь - август 2001 г. Ашкелон,Израиль.


Рецензии