Любовная история

Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле...               
      А. Ахматова

Помните, как пел Окуджава? «На фоне Пушкина снимается семейство». Семейство на фоне искусства. Искусство на фоне семьи… О чем это я? Да конечно же – о любовном романе. О сентиментальном романе. О женском романе. Почему же о женском? Да потому что читают их только женщины. Неинтересно мужчинам читать о женщинах и любви. Это как в сценке «Асисяй»: «Чирик-чирик-чирик любов…» - «Бу-бу-бу детектива!» В этом сущность различия полов.
Из чистого любопытства перечитала массу любовных романов, сейчас их пруд пруди, и в основном переводные. О страсти дона Родриго к сеньорите Эльвире. О нежных чувствах техасского рейнджера Макгрегора к сиротке Молли. О тайных терзаниях миллионера Джека Смита, влюбленного в свою секретаршу Саманту Блекуэлл-Джонс. Имен великое множество, место действия – земной шар, содержание одно – любовь. По крайней мере – очень похоже на любовь. Западный труженик пера ведь как, - если почувствовал золотую жилу, разрабатывает до полного истощения. Спрос-то есть, почему же не сделать предложение!
А что же у нас? Миллионеров нет или сироток не хватает? Похоже, дефицит - в другом: в любви. Больше чем полстолетия внушали нам, что любовь – пережиток, секса нет, а семья – ячейка общества. А кто же тогда снимается на фоне Пушкина? Ячейка, или все общество стремиться вместиться в кадр, как в конце фильма «Формула любви»? Времена меняются. Уже и секс у нас появился, уже и порнуха полилась помоями с телеэкрана, а добротных любовных романов – раз, два и обчелся. Как ни напрягала память, а кроме «Путешествия дилетантов» на ум ничего не приходит. Нет, конечно, слово любовь упоминается повсеместно, но слезы от этого не наворачиваются. Ну даже близко не подступают! Поэтому, должно быть, мужчины и не читают любовные романы. Фыркают с пренебрежением: бабское чтиво, «сопли и вопли»! Поделикатнее – «слезы и розы». Не мужское это дело. А почему, собственно?
Сто лет назад общество было увлечено незамысловатой историей женщины, заимевшей любовника, шокировано дальнейшим развитием событий, спорило, как отнесется к этому муж, выгонит вон или простит. Конец истории был скандален и обсуждался на всех раутах, чаепитиях и прочих светских мероприятиях с оглядкой, не услышат ли незамужние девицы. Есть что сказать по сюжету было и у дам, и у господ. Героиня скандала Анна стала излюбленной темой пересудов. «Какой же это любовный роман! – скажете вы, - Это же «Анна Каренина» Льва Толстого. Классика.» Вы правы и не правы: это классика любовного романа. Такая же, как истории Джейн Остин или сестер Бронте. Продолжить список?
Не будем мелочиться на короткие любовные истории доморощенного дон-жуана Печорина, копнем под наше светило. А там, если абстрагироваться от «энциклопедии русской жизни», - простенькая любовная история. Простенькая – в незамысловатости сюжета. Вот на фоне ее и снимается наше русское семейство: на фоне девичьей влюбленности,  пренебрежительной отповеди, тайных слез, замужества, женской гордости и ослепительного прозрения. На фоне любви: «…сегодня должен быть уверен, что завтра я увижу вас…» Есть подозрение, что после этих слов и может навернуться скупая мужская слеза. Только мужчины-то наши сентиментальные истории не читают. Им подавай детектив! Триллер! Бандитский Петербург, воровскую малину! Мордобой, кровь, изнасилование…
Изнасилование, как бы художественно оно ни было описано, не научит нынешних мальчиков любить. Вот и вернулись мы к тому, с чего начали.  Отчего же мужчины разучились за сто лет читать любовный роман? Неинтересно? Или стыдно, что застанут за неподобающим занятием? Ведь в школе еще внушали, ссылаясь на Горького и его пьесу «На дне», что забивают себе голову разными там «Парижскими тайнами» лишь дуры-бабы необразованные. Ну, о пользе чтения «Парижских тайн» говорить не будем, прошли их времена. Но с водой мы выплеснули и ребенка. Не любовь теперь в моде, а секс, а частенько – изнасилование. Не физическое, так моральное.
В заключение следует пояснить, что наш доморощенный любовный роман – так же один другому рознь. Я  не имела в виду историю о том, как секретарша Эльвира Воронцова-Зарайская затащила в постель шефа своего, крутого бизнесмена Ваню Петрова. Это, господа, не сентиментально! И совсем уж не про любовь…  «Тщательнее» надо выбирать героев и сюжет, как авторам, так и читателям, жаждущим приобщиться к сильным чувствам. Попался вам один такой «шедевр» - отложите его и забудьте, не дайте ему отбить охоту к дальнейшему поиску. Повезет еще вам с нетленной любовью.


Рецензии
Марина, я думаю, что о Любви не пишут, потому что МЫ любить то не умеем!!! Мы не умеем выражать свои чувства, и ни кто нас этому не учит. А кто научить может, МАМА? - так она все время на работе! Да и кто из юных созданий расскажет маме о своей первой любви. Всем известная истина "Школа учит всему"! Если прочитать нашу школьную литературу, то любить не захочется. Я не помню ни одной книги из школьной программы, где была описана счастливая любовь, или хотя бы за ЛЮБОВЬ боролись!!! Наталья ("Тихий Дон") горло перерезать собиралась, Лиза ("Бедная Лиза") утопилась, про Наташу Ростову ("Война и мир) вообще сказать не чего, она сама не знала, чего хотела. (Это сугубо мое мнение). Да и мужчины в нашей литературе хороши: Печорин, Онегин, Мелихов, Болконский... можно много перечислять, объединяет их одно СТРАХ перед собственными чувствами! а кто читал "Ромео и Джульетту", "Унесенные ветром" и "Скарлетт" главные герои этих романов верили в свою любовь, боролись за нее как могли, а главное они ЛЮБОВЬ не ПРИДАВАЛИ. Только общество почти единогласно осуждает Скарлетт, за что? да за то что она не боялась идти наперекор всему и всем, не боялась ждать надеяться и верить, она не боялась Любить! Я думаю, если воспитывать новое поколение на другой "Обязательной" литературе, у нас будут создаваться красивые, искренние, смелые, чувственные романы о любви. А в детективах будут искать того, кто заступился за честь женщины, а не украл сына банкира

Любовь Кожухова   13.07.2007 07:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.