Град Интеллекта

Для начала определимся с "осознающими себя субъектами", далее - просто субъектами - это те люди, которые сумели разорвать порочный круг обыденности и осознали себя полноценными личностями с желанием целенаправленно развивать свои уникальные способности. Я уверен, что способности заложены практически в каждого человека: просто-напросто, он их губит, занимаясь не тем, к чему у него есть предрасположенность, а тем, чем необходимо, чтобы прокормить семью или хотя бы себя.
Это беда нашей современности, когда, например, великий писатель губит себя, становясь экономистом или просто частным предпринимателем. У него больше нет возможности заниматься литераторством, даже если он когда-то начинал. А занятие не тем трудом губит все зачатки и ростки гениальности. Он хороший экономист, но он мог бы быть гениальным писателем.
Но есть и такая категория, что смогла себя осознать и занимается не тем, что выгодно в сложившейся ситуации, а тем что определено их кармической задачей. То есть проявляют свою гениальность - будь то литераторство, математика, политика, медицина или что-то иное. Такие люди, далее - субъекты, оказываются в неблагоприятных, стесняющих их условиях. Зачастую они гибнут от банального голода или непонимания. Современное общество движется именно этими людьми, но не имеет будущего, так как "восставшие массы"(по Х.Ортега-и-Гассету) душат и убивают все недюжее в человеке, втаптывая в грязь гениальные личности. То есть государства созданы для управления людьми как аналог муравейника, где не нужны интеллектуалы, думающие субъекты, которые могут пойти против потока. Это нормальная в данных условиях концепция власти. Власть вообще основана на подавлении и уравнении.
Я, конечно, утрирую и схематизирую, но все же субъектам живется действительно несладко. Вместо того чтобы заниматься разработкой своих идей, они вынуждены заниматься еще и нелюбимым делом, так как любимое не прокормит их семью и не оденет их детей. То есть субъект, к примеру, работает в ларьке, а не пишет гениальный роман столетия. Непробуждение субъекта обусловлено также и сверхзанятостью (по А.Швейцеру), когда, работая с восьми до пяти, мы просто не успеваем подумать о том, что мы уникальные и неповторимые личности, что у нас есть божий дар, о котором мы, возможно, еще ничего не знаем.
Но хватит о субъекте. Достаточно очевидно, что думающему живется и всегда жилось несладко. Что же делать - главный вопрос. После длительного размышления о поднятии и образовании масс я понял бесполезность этого. Человек массы не готов поднять голову для того, чтобы из канавы посмотреть на звезды. Это бесполезное и опасное занятие - практика показала, что СССР - это была совсем не та страна, о которой мечтали Ленин, Маркс и Энгельс. Человек массы - это, по большому счету, все еще выходец из животного мира с обременяющим его интеллектом. Он не может ни понять, ни принять рай на земле: пока он еще не созрел для этого. Человека нельзя загонять кнутом в светлое будущее - его можно только лишь пригласить: и то не авантюристов, а только избранных. Дело в том, что лишь субъект способен принять такое приглашение, лишь недовольный своим настоящим положением и желающий лучшего будущего. А тех, кому и так хорошо, незачем беспокоить - они находятся в наиболее комфортных для них условиях.
Теперь ясно, кого и почему следует приглашать, остался вопрос, куда… Я пришел к выводу, что невозможно строить дом на старом фундаменте или даже поверх прежних стен. Дефекты и ветхость старых построек не дадут развиться дальше ограничений, заложенных прежними строителями. То есть модернизировать какое-либо государство неэффективно: там есть свои законы, традиции, жители, большинство из которых являются "массой". Конечно, велик соблазн поднять Россию с колен, но очевидно, что такую пьяную, коррумпированную и лживую нацию невозможно отмыть ни мылом, ни кровью праведников или грешников. Об этом я могу спорить где и с кем угодно, и это истина, с которой придется смириться.
Единственный выход - это создавать государство или хотя бы город на нейтральной территории. У этого города не будет прошлого ни хорошего, ни плохого. Это будет чистый город субъектов, Град Интеллекта. Да, я согласен, что это утопично, и далее поясню почему, но сейчас все же представлю концепцию этого града.
Нейтральным на нашей Земле остался лишь океан: никто не отдаст свою территорию, хотя бы она была даже бесполезна для владельца - такова природа человека. Поэтому единственный выход - это создавать технологическую утопию в виде искусственного автономного острова, способного обеспечивать жизнедеятельность субъектов и коммуникацию с остальным миром. Технологически это возможно или скоро будет возможно. Остров предоставит возможность физически отгородиться от всего остального мира "масс", не пускать на свою территорию чужаков и неугодных личностей.
Сама организация жизни и общества этого острова представляется еще смутно, но можно уже сказать несколько слов об этом. Политическая система - неодемократия после правления первого тирана, необходимого для создания этого города. Неодемократия - это управление "прозрачным сенатом" и общим голосованием жителей, это возможно при развитости коммуникаций. Сенат полностью прозрачен для всех жителей, которые вправе распустить сенат, если захотят. Это уже не охлократия - власть толпы, граждане являются мыслящими субъектами, которые не есть толпа, а отдельные, достаточно эгоистичные индивиды. Производство и обслуживание производится немногочисленным техническим персоналом и автоматизированными системами. Основная деятельность жителей заключается в работе интеллекта с последующей продажей продуктов интеллекта на мировом рынке. Не забывайте, что мы уже практически живем в информационном обществе, где главную ценность представляет информация.
Пока про устройство достаточно, теперь про утопичность этого острова Неоутопия (почти по Т.Мору). Исполнение этой программы не так уж и утопично, если найдутся материальные и людские ресурсы для ее выполнения. Вызывает опасение другое - об этом я уже написал в беллетристском произведении "Остров Солнца". Это человеческий фактор, который способен опрокинуть любой план или идею. Неизвестно кто и с какими намерениями будет находиться у руля. Допустим, за себя я уверен, но я не знаю достаточно даже своего самого близкого друга, чтобы доверить ему чемоданчик с красной кнопкой.
Велик соблазн уничтожить этот человеческий мир вместо того, чтобы давать ему дальше медленно уничтожать планету и все живое на ней. Но этот шаг символизирует презрение человеческой морали, способность убить человечество, подобных себе. Тогда уже не остается ничего святого, и к чему может идти такой остров, вполне понятно - это всегда ведет к гибели. Даже субъекты всего лишь люди, которые имеют слабости. Возможно, они захотят отомстить миру или просто увидят бесперспективность этого мира. Действительно, наша цивилизация неспособна достичь вершин познания и сознания, по крайней мере, до своего полного уничтожения из-за исчерпания ресурсов или безумных генералов. Мы слишком глубоко скатились в глиняный карьер, чтобы успеть выбраться из него в тропический ливень. Мы соскользнем и утонем.
Будь у меня Ноев Ковчег и инструмент, чтобы устроить Всемирный Потом, то я не знаю, что бы сделал. Это великий соблазн. А этот инструмент у субъектов-жителей острова обязательно будет как оружие защиты от агрессии внешнего мира масс. Но никто не гарантирует, что оно не будет использовано для нападения. Поэтому нельзя создавать этот город нам, тем, кто сам выходец из этого внешнего мира масс.

Поэтому плох этот мир или хорош - не нам решать. Не нам же переступать через моральную грань, нет у нас на это права. Хотя, кто-то и может назвать себя ницшевским Сверхчеловеком или Абраксасом, познавшим добро и зло и презревшим человеческую мораль. Но мы должны все же помнить, что и сами слабы, сами не в силах увидеть всей картины мира, у нас не самый мощный интеллект. Мы не можем быть уверены, что именно у нас объективная истина. Возможно, все, что мы думаем и говорим, уже сказано до нас. Вот в чем правда. Пройти через все испытания бытом, страхом, ленью и сохранить себя (развивать), сохранить и разжечь в себе божественную искру - вот настоящий подвиг современного человека, субъекта, личности…


Рецензии