Добрыня

ДОБРЫНЯ

Добрыня и Змей.

Мать одна вырастила Добрыню. Добрыня нарушает все ее советы: близ гор сорочинских потоптал множество змеенышей. Сняв с себя одежду, искупался в Пучай-реке. Там же он повстречался с девушками, стиравшими белье белое. Они предупреждают, что в Пучай-реке не купаются голыми, а лишь одетыми в тонкую белую полотняную рубашку. «Беломойницы вы, портомойницы! Ничего-то вы ведь не знаете. Только сами себя». Разговаривал он, естественно, голым, без всякого стыда. С западной стороны налетел на Добрыню, пока тот купался, Змей Горыныч о трех головах, о 12-ти хоботах. Добрыня не испугался и стал плавать от берега к берегу. Вышел он на крутой берег, а Змей его тело искрами жжет, а защититься нечем. Выручил Добрыню греческий колпак, которым он сбил на землю Змея, сбил и вскочил ему на белые груди.
Договор между Добрыней и Змеем: не съежаться более в чистом поле, не делать бою-драки, кровопролития между собой. Затем Добрыня быстро оделся и увидел как Горыныч, пролетаянад Киевом, выкрал племянницу Владимира Забаву Путятичну. Приехав домой, в Киев, Добрыня не стал хвастаться своими подвигами. Владимир: «Сильны русские могучие богатыри, еще все волхи бы все волшебники», Владимир жалуется, что задолжал иноземцам дань за 12-ый год, просит Добрыню отправиться в Швецию, но Алеша Попович советует ему отправить Добрыню за Забавой. Опечалился Добрыня, но мать советует выполнить приказание. Когда уезжал Добрыня, она заплакала-запричитала. Стал Добрыня топтать змеенышей у гор сорочинских, конь аж заспотыкался, Добрыня бил его плеткой совсей силы. У Змеиной норы Добрыня сошел с коня, одел снаряжение. Сбил Добрыня запоры и увидел, что в норах сидят очень много людей российских. Дошел он до Змея, с ним увидел Забаву. Змей без боя отдал Забаву и других пленных.


Добрыня и Змей.
(Вариант)

Мать Добрыни, Офимья Александровна, была вдовой.
Змей вышел из Пучай-реки. Добрыня испугался очень. Колпак греческий весил 3 пуда. Откуда ни возьмись, появился нож-кинжал. Змея предложила Добрыне быть братом и сестрой. Составление договора.
Приехав в Киев, стал хвастать. Добрыня рассказывал Алеше, что он крестовый брат Змее. Владимир наказывает Добрыне освободить Забаву, а не то голову с плеч. Мать советует Добрыне взять коня отца, который стоял в конюшне 15 лет, так что был по колено в назёме. Шамаханская плетка из семи разных шелков, наказала мать -–как трудно будет бить этой плеткой коня.
Змея вышла из пещеры. Взаимное обвинение в нарушении договора. Бился Добрыня трое суток, хотел бежать уже, да голос с неба: «Бился со Змеей ты трое суток, а побейся-ка со Змеей еще три часу». Кровь от востока до запада, а земля не впитывает. И стоит в крови Добрыня трое суток, испугался, ему голос сверху: «Бей копьем бурзамецким в землю. Расступись-ка ты же, матушка сыра земля, на четыре на все стороны, ты прижри-ка эту кровь да всю змеиную!» В пещерах не только русские, но и другие. «Кто откуда вы да унесены, всяк ступайте в свою сторону…» Добрыня Забаве говорит: «Вы есть нунчу роду княженецкого, я есть роду христианского! Нас нельзя назвать же другом да любимым».


Добрыня и Настасья.

Догоняет Добрыня богатыря чужестранного и тут же сходу: «Кто таков?» А тот не растерялся, мол, давай силой померимся. Добрыня для страха поломал палицей дуб. Палица в 40 пудов. Соскочил Добрыня с коня и подбежал к сопернику – Настасья Никулична из Земли Ханаанской. Добрыня предложил ей выйти за него замуж. Доложили об этом Князю Владимиру.






Бой Добрыни с Ильей Муромцем.

Рязань. Дед Добрыни Роман, отец – Микита. Про Добрыню 5-6 лет: «Да который хватит за правую руку, оторвет он у того ручушку или ножку». Научился бороться. Услышал о силе Добрыни Илья и поспешил. Добрыни не оказалось дома, он был на охоте. Ездит по полю Добрыня, и кричит: «Еще нету мне-ка поединщика». Бились Добрыня и Илья: палицами, саблями, боролись. Добрыня, свалив Муромца, спрашивает: откуда тот, а Илья отвечает, что на его бы месте он не спрашивал бы о пустяках, а зарезал бы и все. Но когда Добрыня узнал, кто его соперник, то тут же соскочил с него и извинился. Илья стал ему заместо отца.
В Киеве Владимиру Илья представляет Добрыню.



Добрыня и Маринка.

Киев. Марина Игнатьевна, колдунья. Добрыня запускает стрелу к ней в терем. Забрав стрелу, материт Маринку и уходит. Марина ножом подрезает его следы. Добрыня затосковал и возвратился к ней. В отличии от прошлого раза, он покрестился, поклонился на все четыре стороны, а Маринке особенно. Маринка ноль внимания: “Нынче Добрыня ты у меня в руках”. Превратила она его в тура. Сестра Добрыни, обернувшись сорокой, полетела выручать брата. Маринка обернулась сорокой и полетела к Добрыне, села к нему на правое плечо. Добрыня согласился жениться на ней. После свадьбы, в спальне Добрыня отрубил Маринке саблей голову. Утром же проснулся как ни в чем ни бывало, собрал протопопов, попов: «Вечор был Добрыня женат не холост, нынче Добрыня холост не женат, отрубил Маринке буйную голову». Попы зажигали костры, бросили в огонь тело Маринке, а у ней в каждом суставе по змеенышу да по гаденышу.



Добрыня и Маринка.
(Вариант)

Развлечение для Добрыне стрелять воробьев да голубей. Маринин переулок. Разбил у Маринки зеркало. Маринка набрала дрова со следами Добрыни и сожгла в печке: «Сколь жарко дрова разгораются со теми следы молодецкими, разгоралось бы сердце молодецкое как у молода Добрыни Никитичны. А и божья крепко, вражья-то лепко». С вечера Добрыня хлеба не ест, с полуночи не спит. Пошел Добрыня к заутрени, но церковь прошел и прямо к Маринке. А у нее веселье. Его не впустили. Змей Горыныч. Бревном в охват Добрыня вышиб двери. Змей и Мпринка ругают Добрыню: «Деревенщина ты, детина, засельщина», Впрочем, достаточно корректно. «А хошь ли тебя, Змея, изрублю я в мелкие части пирожные, разбросаю далече по чистому полю». Змей хвост поджал: «Взяла его страсть, так зачал срать, околышки метал, по три пуда говна». А Маринка высунулась в окно, в одной рубашке без пояса: «Воротись, мне надежа, воротись друг! Хошь, я Добрыню обверну клячею водовозною. Станет-де Добрыня и на тебя и на меня воду возить». Превратила в тура. Прошло полгода. На  пиру у князя Маринка, опьянев, похвасталась. Анна Ивановна, крестная мать Добрыни ударом по лицу сбила Маринку с ног: «А и топчет ее по белым грудям».- «А и сука ты, … еретница…! Я де тебя хитрее и мудрее, сижу я на пиру, не хвастаю, а и хошь ли, я тебя сукой обверну? А станешь ты, сука, по городу ходить, много псов за собой водить». Обернулась Маринка касаточкой, села Добрыне на правый рог. Маринка предлагает себя. Добрыня предупреждает, что отмстит, но Маринка не верит: «В чистом поле женились, круг ракитого куста венчалися». Повел он ее по городу по Киеву, а идет за ним Маринка раскорякою. Вначале Добрыня ей руку отсек, затем ноги, губы обрезал, глову с языком: «А и эта голова не надобна мне, и этот язык не надобен, знал он дела еретические».



Добрыня Никитич и
Василий Казимирович.

Чары зелена вина – в полтора ведра.
Первый скок – на три версты, второй – на двенадцать, третий – найти не могли.
Батур Батвесов – половецкий хан.
Василий Казимирович: «Я надеюсь на мати чудную пресвятую Богородицу, да на брата Добрыню».
Батур предлагает сыграть с ним в кости, в карты.
Батур играл с Добрыней, выиграл три раза - 1-е испытание. Стрельба в дуб за три версты – 2-е испытание. Лук несут девять татар, стрелу – шесть татар. Добрыня стреляет из лука Батура после него – лук ломается, Добрыня бросает рукой и попадает в дуб. Борьба – 3-е испытание. На Добрыню три татарина – 1-го разорвал, 2-го растоптал, 3-го схватил за ноги и стал им крушить врагов. Василий белодубовым колом в семь сажень. Батур: «Вы оставьте мне татар хоть на приплод». Князь Владимир им кланяется до земли.


Добрыня и Василий Казимирович.
Добрыня в отъезде.

Илья советует послать в Литву Василия, затем Добрыню, и еще Ивана Дубровича.
Кречет – птица из породы соколов.
Решили съехаться у камня Латыря.
Добрыня не рад, что родился. Добрыня хотел уехать, не простившись с женой, мать очень переживает поэтому поводу.Настя успевает. «Первые шесть годов жди за меня, другие шесть - за себя». Не велит идти замуж за Алешу – бабий насмешник, брат.
Король Ботиян Ботиянович. Ехали до Литвы три года. Богатыри грубо врут, что потеряли пошлину в поле. Ботиян предлагает сразиться в шашки, шахматы. Василий и Иван уповают на св. Богородицу и на Добрыню. Ботиян ставил всю свою золотую казну. Добрыня – коня. Король выиграл коня. 2-ой раз Добрыня свою голову, король – коня Добрыни. Добрыня выиграл. В 3-ий раз Добрыня выиграл золотую казну.
2-ое испытание – стрельба из лука. Добрыня лук ломает. Просит Ивана принести ему свой. В лук Добрыни были вплетены гусли.
3-е испытание – рукопашная борьба.
Ботиян и Иван с Василием смотрели на драку с балкона. Татар было очень много. Добрыня просит на выручку, сам хватает одного за ноги. Василий осью тележною, - бились трое суток.
«Буду вам платить дани-выходы, пока Владимир жив».
Добрыне об измене жены сообщает  голубь.
Добрыня сообщает матери о своей гибели, та его не признает. Переодевшись в скомороха, он идет на пир. Прорывается с силой. По игре на гуслях Настя догадывается. Добрыня наливает вина по очереди Владимиру, Алеше. Насте в бокал кладет свой золотой перстень. «Если хошь добра, так пей до дна». Настя, выпив до дна, бросает кубок об пол и перепрыгивает через стол к Добрыне, просит прощение. Алеша взял ее обманом, под угрозой Владимира. Добрыня схватил Алешу за кудри, дернув через стол, бросил на пол и стал бить шалыгой. Владимир от страха укрывается куньей шубой. «На пиру драться – дело нехорошее».
Илья: «Не убей ты из-за женщины богатыря».
Возвращение Добрыни.

Добрыня был охотником и разбойником 30 лет. Мать не признает сына, хотя тот говорит, что ее сын. Мать падает на землю. Добрыня на руках несет ее в Дом. Алеша, испугавшись, бежит.


Рецензии
Это в книжку для школьников "Краткое изложение литературных произведений"?
А откуда у Змия груди-то белые?
Ага.

Неко   08.07.2004 12:12     Заявить о нарушении
Изложение приколов. Былины натуральные.Такое сознание было у наших предков. Я думаю ,мало кто сейчас читает былины. "Ночной дозор" сейчас больше прикалывает. А у меня "Богатырский дозор".

Сибирянин Игорь   10.07.2004 09:19   Заявить о нарушении
Какое было сознание, такое и осталось.
Как были язычниками, так и есть сейчас.
с улыбкой,

Простой Обыватель   11.07.2010 01:03   Заявить о нарушении
Согласен. Особенно, если вспомнить историю с приморскими партизанами. Один к одному. Одного так даже и звали - Муромцев.

Сибирянин Игорь   11.07.2010 21:28   Заявить о нарушении