Вперед к неизвестности уще одна не состоявшаяся повесть о массов

ВПЕРЕД К НЕИЗВЕСТНОСТИ
Пролог
Очередной год апрельское подмосковье удивляет жаркой летней погодой. Вроде бы для студентов самое благоприятное время года. Весна уже набрала обороты, а до сессии еще долгий месяц, да еще какой. Май! Сколько лет подряд я пытался затащить народ на майские праздники на острова с ночевкой, соблазняя всех ночным костром, песнями под гитару и красивыми пейзажами? Кто-то боялся холода, кто-то боялся не сдать сессию, кто-то ужасался при мысли об энцефалитных клещах, кого-то не пускали родители. Кто-то не шел из-за того, что по вышеперечисленным причинам не шел кто-то из его друзей или подруг. Но все равно все организовывалось, шли три-пять человек, и отрывались по полной программе. Остальные смотрели на такое времяпрепровождение с недоумением: “Сидеть задницами в мокрых байдарках, захлестываемых волнами? Ночевка в палатке при ночных заморозках? Ужас!” Или, в лучшем случае, к нам относились с безучастным восхищением: “Ну вы монстры”. И “монстры” двигались вперед, становясь все “монстрее” и “монстрее”. Эта весна, однако, особенная. Произошел некоторый качественный скачок. Мы еще не раз будем возвращаться к истоку, к осмыслению этого скачка, а пока в путь!

Суббота, 28 апреля.
Около трех часов дня. я выхожу из дома с увесистым рюкзаком и начинаю движение в сторону конечной автобусной остановки. Я пытаюсь сообразить, насколько тяжел рюкзак и смогу ли я вышагивать с ним десятки километров по серпантинной горной дороге и носиться в спешке по вокзалам. Для проверки сотню метров пробежался трусцой. Все отлично, большой запас, еще и в руках килограмм 8 можно будет тащить. Вот я и на автобусной остановке. Через несколько минут я замечаю, как ко мне бодрым шагом приближается Lenox. Смотрится она очень экзотично и жизнерадостно. Я пытаюсь вспомнить, видел ли когда-нибудь ее в таком походном снаряжении, с рюкзаком? Во всяком случае, если это и было, то уже очень давно. Мы залазим в автобус и едем, на улице начинает накрапывать дождик. О господи, неужели путешествие началось? Меня прошибает первый красивый символ.
– Прежде чем покинуть наш городок, мы совершим круг почета по нему, проезжая в одну сторону на автобусе, а в другую на электричке.
 Настроение радостно-азартное, все-таки предстоит столкнуться с чем-то абсолютно новым. 2000 км вдвенадцатером на электричках – наверное, мы первые, кто осуществляет такую авантюру. Автобус потихоньку катился к месту общего сбора, поляне на окраине леса, расположенного возле улицы Мичурина. Итак, с чего все началось?
После “дикой” осенней поездки в Крым в 2000 году у меня было жуткое желание подключить к подобным авантюрам как можно большее количество близких людей, но сложившаяся ситуация диктовала свои условия. Многие уже впутались в “серьезную” взрослую жизнь и вырваться оттуда смогут вряд ли и, скорее всего, дверь для таких мероприятий они захлопнули крепко и надолго. Их накатанная дорожка проложена среди учёбы, работы, маленьких и больших радостей от приобретения относительного материального благосостояния. Если они и будут путешествовать, то цивилизовано, глазея на зоопарк жизни из окон туристических автобусов и гостиниц. Это в лучшем случае. А в худшем, социальные сети и “экономические реалии” навсегда привяжут их к месту проживания.
Итак, сессия у всех в разное время, тоже серьезная помеха сбору народа с разных курсов и направлений. В общем, все уверенно катилось к тому, что поедет два-три, максимум четыре человека. Уже шел март месяц, приближалось время поездки, я старательно пытался что-то придумать. У меня ничего не получалось.
Вот наш автобус и подъехал к нужной остановке. Я с трудом протискиваюсь в узкие двери автобуса со своим здоровым рюкзаком, сверху которого поперек прикреплен один из главных символов “диких” путешественников – туристический коврик или просто “пенка”. Через несколько минут мы на поляне. Еще через несколько минут уже все в сборе. Самое время представить участников авантюры – тем взглядом, каким я смотрел на них в тот момент, в момент начала Путешествия. Сначала те, кого я знал. Lenox, которую я знаю с первого курса, мотор одной из лучших компаний, в которой мне приходилось когда-либо находиться – нашей студенческой группы на первом курсе. Обаятельная, обладающая способностью сплачивать компанию, в общем, говорить можно долго. Просто скажу, что давно считаю ее одним из нескольких самых близких мне людей. Идем дальше. Костя. Его я тоже знаю давно, но сдружились относительно недавно, в прошлом году. Костя является серьезным и ответственным человеком и в то же время открытым для новых идей и увлечений. Сочетание очень редкое. Я знаю таких людей единицы. А остальные девять человек? Две-три недели назад я никого из них не знал, кроме как в лицо. Семеро весьма активно участвовали в совместной подготовке к Путешествию, и я с ними чуть-чуть пообщался, с Ксюшей и Лизой успел по набережной погулять, Лизе даже показал самую знаменитую и большую крышу в нашем городе. Настя, Катя, Маша и Андрей – они были на лекциях Лапшина, на сборах в буфете. С Естаем общался чуть меньше, а с Рустамом и Альмиром познакомился за сутки до отъезда. И вот сейчас передо мной стоят почти незнакомые люди. Но, боже, какой короткий миг они были незнакомыми – сближение и становление дружной команды произошло очень быстро, практически в тот же самый день отъезда. И вот 12 человек с массивными рюкзаками и сумками, а также 4-5 провожающих двинулись по направлению к вокзалу. Ватага по-туристически выглядящих студентов выглядит очень эффектно. Располагаемся в вагоне электрички, забрасываем свои вещи на верхние полки (они занимают едва ли не половину вагона ) и рассаживаемся по местам. Электричка отправляется. Вперед!!! Но на этой электричке (Дубна-Москва) все ездили не один десяток раз и пока никто похоже всерьез не чувствует того, что он едет на электричках за тридевять земель. Но для меня это уже второе такое путешествие, я уже почувствовал drive и горю азартом, с жадностью вперив свой взор в расписания электричек по всему маршруту. Что нас ждёт? Как сложатся отношения между нами? Будем ли мы ссориться и, вообще, какова цель всего Путешествия? Я думаю, каждый решал эти вопросы сам для себя.
Уже месяцев восемь я тщательно пытался найти книгу, которая ярко и толково бы объясняла явления, которые происходили в молодежных кругах США в середине 60-х. Нет, я не собирался идти путями “хиппи” и уже давно решил, что если в своем развитии и возьму что-то от “хиппи”, то только самое лучшее. Очень долго мне попадались статьи с яркими заголовками типа “бархатная революция”, “психоделический бум”, “поколение любви” или “дети цветов”. Но все они имели одно и то же содержание и объясняли суть молодежного движения в самых общих чертах. Читав эти статьи, а также книги Лири, Грофа, Маккены и т.д., я чувствовал, что есть в этом движении что-то такое, что позабыто в наше время и что стоит позаимствовать. И вот, в начале весны мне попалась книга Тома Вулфа “Электропрохладительный кислотный тест”. Прочитав несколько страниц, я понял, что это именно то, что я искал. По окончании прочтения я поставил это произведение наравне с творчеством моих любимых писателей. Именно эта книга является главной причиной того, что Путешествие состоялось. Причем не просто состоялось, оно получилось феерическим!
 Главная проблема заключалась в том, что Путешествие подразумевало групповую ответственность в том смысле, что единая компания попадала в новые и нестандартные условия, в которых глупость, неосторожность или каприз одного из участников могли привести к неприятным последствиям для всей группы. Это заставляло думать о том, что неразумно собирать для такого мероприятия “сборную солянку”, людей, о физической и психологической подготовленности которых ничего неизвестно. Это пессимистическая точка зрения, но…
- Вот что, как я надеюсь, произойдет во время путешествия,- говорит Кизи. - Точнее, как я надеюсь, будет продолжаться, потому что это уже начинается. Все мы начинаем делать общую вещь. и мы будем продолжать ее делать, совершенно открыто, причем ни один из нас не станет отвергать того, что делают другие.
- Чушь собачья, - говорит Джейн Бёртон. Эти слова заставляют Кизи на мгновение умолкнуть, однако он попросту проглатывает обиду.
- Вот такова Джейн,- говорит он.
- Она делает свою вещь. Чушь собачья. Такова ее вещь, и она ее делает. Ни один из нас не станет отвергать того, что делают другие. Если чья-то вещь - говорить "чушь собачья", он говорит "чушь собачья". Если кому-то нравится давать пинка под зад, этим он во время путешествия и будет заниматься - давать пинка всем подряд. Он будет делать это совершенно открыто, и никто не станет по этому поводу кипятиться. Он просто может сказать: "Сожалею, что дал тебе пинка, но ничуть не сожалею, что мне нравится это делать. Это мое занятие, я даю людям пинка под зад". Каждый будет тем, кто он есть на самом деле, кем бы он ни был, не должно быть поступков, за которые пришлось бы извиняться. Во время всего путешествия мы будем мириться с тем, какие мы есть.
Да, мириться ради общей Вещи, либо выпадать из команды. Либо ты в автобусе, либо вне его. В общем, после прочтения того, что сотворила ватага “Веселых Проказников”, вооружившись этой исходной идеей Кена Кизи, я взглянул на сложившуюся с поездкой ситуацию с другой стороны. И вскоре вывесил по всему университету объявления, приглашая всех желающих принять участие в Путешествии.
Вот и вся предыстория. Как видите, она достаточно проста. А теперь вернемся в электричку, несущуюся вдаль от лекционных залов и привычного образа жизни. Мы начинаем находить общие темы для разговора, узнаем об интересах друг друга и приближаемся к Москве. Одно из значимых событий – первый контролер. Скидываемся по пять рублей с человека. Проблем абсолютно никаких. Как выяснилось позже, это слишком большая мзда и можно отделываться гораздо меньшей суммой.
“Осторожно, двери закрываются, следующая станция – Москва Савеловская. Конечная.”

Платформа, перрон, опустевший вагон.
Да нет, не конечная, это все гон.
Навстречу романтике мчимся мы вместе.
На плечи рюкзак. Вперед, шире шаг.
Рутинная жизнь – заклятый наш враг.
12 нас вроде? Ура! Все на месте!!!

Вывалив дружной толпой из вагона, мы двинулись назад, к концу платформы. Сбоку был проход, который позволял спуститься в подземный переход, а потом в метро, минуя нелепые турникеты Савеловского вокзала. Что ж, власти додумались устроить автоматическую проверку билетов при входе и выходе с вокзала, но забыли обнести весь вокзал высоким непроходимым забором с колючей проволокой. До Голутвинской электрички оставалось совсем немного времени, поэтому пришлось поспешить так, как на всем оставшемся пути до Черного моря нам больше спешить не приходилось. Это был великий марафон с рюкзаками, особенно если учитывать то, что среди нас не было опытных туристов. Итак, минут через 40 мы уже на Казанском вокзале. Об обходах турникетов в здешних местах нам ничего неизвестно. Поэтому мы берем рубля за три билеты до ближайшей станции и заваливаемся в Голутвинскую электричку. Один из интересных моментов езды в электричках большой компанией состоит в следующем. Когда мы в спешке заскакивали в электрички и забрасывали на полки многочисленные рюкзаки – рассаживались мы каждый раз по-разному и, таким образом, в каждой электричке получалась новая комбинация, как бы новые микрокомпании. Получалось довольно интересно. Если собрались довольно-таки творческие и открытые люди, то можно петь песни, играть в ролевые игры и полноценно шутить и общаться, в то время как за окнами проносятся красоты нашей необъятной родины.
В Голутвинской электричке первый раз мы столкнулись с ситуацией, когда нужно было делать выбор. Ситуация заключалась в следующем: либо мы ночуем в Коломне, где ожидалась вписка, либо последней электричкой едем в Рязань и ночуем на тамошнем вокзале. По моим расчетам ночевка в Коломне не замедлила бы нашего продвижения, так как, выехав первой электричкой из Голутвина на Рязань, мы бы догнали ту же самую волну электричек и просто меньше времени  висели бы в Мичуринске, но при опоздании одной из электричек –  эту волну мы могли и упустить. Я изложил эти факты всей компании и вынес  вопрос на голосование. Сам я воздержался – голосующих таким образом было 11. Демократия – это очень веселый бардак. Сначала вроде общественное мнение склонилось к тому, чтобы вылазить в Коломне, к которой мы уже подъезжали. Некоторые уже было отправились к выходу, но тут, в другом конце вагона, пара человек изменила свое мнение, и желающие переночевать в Коломне оказались в меньшинстве. Таким образом, где-то около полуночи мы вылезли на платформу станции Голутвин и стали дожидаться электрички на Рязань.
Голутвин встретил нас прохладным ночным воздухом и свежестью. Электричка на Рязань задерживалась. Но настроение у нас было хорошее. Вдруг по платформе на поводке провели здоровенную собаку – кавказскую овчарку. Такой огромной собаки никто из нас никогда не видел. Естественно, многие побежали с ней фотографироваться. (фото1,2) Пес относился к любопытным деткам-студентам на редкость пофигистично, видимо являясь ярко выраженным флегматиком. Тем временем подоспела электричка на Рязань.
В этой электричке, интересно пообщавшись друг с другом первые полчаса езды, все начали потихоньку засыпать. Уже на подъезде к Рязани нас взбодрили веселые названия станций. Особенно смешно было, когда объявили: “Следующая станция Недостоево”. Причем слово “Недостоево” было произнесено с каким-то укоризненно-пренебрежительным выражением. Насчет названия следующей остановки возник оживленный спор. Некоторым послышалось “Жилые Дома”, а некоторые услышали “Живые Дома”. Как это ни странно, дома на самом деле оказались Живые (очень интересно было бы познать этимологическую сущность такого любопытного названия).
Электричка прибыла на конечную станцию Рязань I. С этого вокзала отправляются пригородные поезда на восточное направление. В нужное же нам южное направление электрички отправлялись с вокзала Рязань II. Эти вокзалы находились приблизительно в километре друг от друга. Поэтому нам предоставилась великолепная возможность совершить небольшую прогулку по ночной Рязани. Дальше в наши планы входила попытка на ночь забуриться в стоящую в тупике всю ночь Мичуринскую электричку. Там бы мы расположились на ночлег и дремали бы аж до того момента, когда нас разбудят ревизоры или пока не приедем в Мичуринск. Однако машинист электрички лишил нас такого комфортабельного варианта, заявив, что посадка начнется только за 30 минут до отправления. Договориться с ним не удалось. Ну и ладно. Зато благодаря этому мы познали сущность вокзала Рязань II.
Я начинаю замечать, что стал частить с употреблением слов сущность. Здесь дело состоит в следующем. Когда читаешь произведения Антона Кротова – бросается в глаза частое употребление частиц “сей”, “коих” и философская категория сущность. Мне показалось, что употребление этих слов позволяет подчеркнуть или выделить ироничное отношение или комичность какой-нибудь ситуации. Может я и ошибаюсь, но я буду использовать сии термины именно для этой цели.
Так вот. Сей вокзал встретил нас обилием пыли, алкоголиков и бомжей. Некоторые отнеслись к этому брезгливо. Я же пытался кому-то (по-моему Ксюше) объяснить, что все зависит от нашего взгляда на вещи и ежели смотреть на окружающую обстановку философски и с юмором, то будет не так уж и противно. На это Ксюша ответила, что трудно смотреть с юмором на бомжей и алкоголиков. Действительно, трудно, согласился я. Ну что ж, от действительности никуда не деться. В любом случае, мы обогащали свои представления об окружающей нас объективной реальности. Мне сильно хотелось спать и я, расстелив пенку и сунув что-то под голову, сладко позевывая, растянулся прямо на полу вокзала. Андрей, а за ним и несколько девчонок возжелали последовать моему примеру. И вот, в самой середине вокзала на полу расстелено штук шесть пенок и мирно посапывают с десяток студентов. Однако, через некоторое время наш покой нарушила какая-то злобная тетушка, видимо дежурная по вокзалу. Она напомнила мне грозовую Кабаниху из произведения Островского. Она пыталась нам доказать, что спать на вокзале нельзя и электричку нужно ожидать сидя в креслах. Впрочем, кресел свободных не было. Ее этот аргумент не убедил. Вставать мы отказывались. Больше того, Естай достал фотоаппарат, решив увековечить нашу славную ночевку. (фото3) Тут тетенька совсем запаниковала, заявив, что фотографировать тут нельзя и что она отберет у нас пленку и засветит ее. Слава богу, за нас вступились местные представители органов правопорядка, за что им большое спасибо. После этого тетенька от нас отвязалась и ходила по вокзалу офигительно фрустрированная. Наверняка ее гнев обрушился на какое-нибудь другое невинное создание. Мы же, порассуждав о причинах существования сих властолюбивых тетушек и немного подремав, отправились в Мичуринскую электричку.
Это одна из дальнобойных электричек, находящаяся в пути больше пяти часов и имеющая длительную, сорокаминутную остановку посередине пути, в городе Ряжске. Там мы и повыскакивали из электрички ранним утром.
Воскресенье, 29 апреля
Несмотря на то, что над горизонтом уже взошло весеннее солнышко, было прохладно. Один из буфетов Ряжска в столь раннее время не работал, а в другом ассортимент был богат лишь в отношении алкогольной продукции. Впрочем, некоторые из нас перекусили резиноподобными, слегка очерствевшими пирожками, которые запили кефиром. Я, припомнив наши хипповые обеды на лестничных площадках университета, купил килограмм сосисок, батон и бутылку кетчупа. Многие отнеслись к поеданию сырых сосисок с непониманием, однако на обратном пути, на вокзале города Горячий Ключ, компания оценила прогрессивность такого способа питания, устроив массовое поедание целлюлозо-мясной и хлебобулочной продукции. В этой электричке мы познакомились с мужиком-спортсменом, с которым интересно пообщались и сфотографировались (фото 4). К сожалению, лицо его на фотке получилось слегка не полностью. Мужик одобрял наше путешествие и выразил светлое чувство белой зависти, подняв, таким образом, наше и без того классное настроение, за что ему большое спасибо. В Мичуринске нам предстояло длительное ожидание электрички на Воронеж.
В Мичуринск все приехали сильно проголодавшимися, поэтому первое, чем мы занялись – это поиск нормальной столовой. Вскоре она была обнаружена. Заваливаясь в столовки неразлучной дюжиной, мы создавали резкое увеличение спроса на хавчик. В этой Мичуринской столовке наша компания заняла почти все столики (фото 5). Мы неплохо перекусили, потратив на кормежку рублей по 25 с носа, если мне не изменяет память. Здесь, в столовке мы извлекли из рюкзака диктофон и вставили в него батарейки. С этого момента Путешествия многие его моменты запечатлены на аудиокассетах. Помимо этого, еще в Москве Лена предложила делать всем дневниковые записи о своих впечатлениях. Этот дневник будет приложен в конце моего описания.
Покушав, мы отправились на вокзал. Придя туда, мы разделились на группы. Кто-то остался сидеть на рюкзаках, а кто-то отправился осматривать город. Я оказался во второй группе. Сначала Мичуринск казался нам обыкновенной деревней. Однако, как выяснилось позже, вокзал был расположен на окраине города. Выбравшись же в центр, мы изменили свое мнение о нём. Мичуринск запомнился яркого цвета домами, довольно-таки дорогими магазинами, обилием коммунистической символики и организаций, и книжным магазином, где мы лицезрели немыслимый ассортимент учебной студенческой литературы. Я не мог вспомнить какого-либо учебника, по которому мне приходилось учиться и которого здесь бы не было. Итак, погуляв по городу и испробовав какие-то местные пироженые, мы вернулись на вокзал, где тем временем наша компания не скучала, а устроила целый песенный концерт в несколько голосов. Во время исполнения одной из песен, кажется, во время слов “ла-ла-ла-ла-ла вертится быстрей Земля”, проходившая мимо нашей тусовки женщина, остановилась, посмотрела на нас и неожиданно разрыдалась. Утолив свою жажду к искусству, исполнив около двух десятков песен самой различной тематики, все расселись на пенках под расписанием поездов (фото 6,7) и стали играть в занимательную игру с похлопыванием друг друга по коленкам, за ходом которой я наблюдал со стороны и сущность коей мне так и не удалось постигнуть. После чего играли в еще одну занимательную игру под названием “испорченный телефон”. Суть ее заключается в следующем. Кто-то придумывает слово и говорит его быстро и шепотом соседу, тот своему соседу и так далее. Последний человек, сидящий с другого края, произносит услышанное вслух и все смеются над тем как немыслимо слово успело исказиться. Вот, наконец, и объявили посадку на электричку Мичуринск-Воронеж. Дружной ватагой мы двинули на платформу и расположились, по обыкновению, заняв своими многочисленными рюкзаками едва ли не половину вагона. Мы начали жадничать и скинулись на этот раз ревизорам рубля по два с человека. Впрочем, им хватило и этого. На вопрос ревизоров, контролеров и попутчиков о том, куда мы едем, мы радостно отвечали хором: “В Сочи”. В Рязанской, Тамбовской и Воронежской областях это вызывало удивленное полушоковое состояние. Итак, от Дубны до Воронежа (около 720 км), включая затраты на метро в Москве, на дорогу у нас ушло рублей по 25 с человека. Но волна электричек заканчивалась и самое трудное было впереди. Когда мы подъезжали к Воронежу, нас восхитили красивые виды из электрички. Спускающееся к горизонту солнышко, большое водохранилище, на противоположном берегу которого стояли величественные городские здания. Красота! На Воронежском вокзале мы пребывали меньше часа, так как вскоре отправлялась последняя электричка на Лиски.
В Лискинской электричке мы вспомнили о том, что у нас была приготовлена специальная бумажка (ксива) о том, что мы едем не просто так, а по делу. У этой ксивы было два недостатка: во-первых, она была выписана на 10 человек, а нас было 12, так как в последние сутки перед отъездом к нам присоединились еще двое. Во-вторых, в ксиве не было ни чьей подписи. С шутками и прибаутками по этому поводу, кто-то из нас расписался витиеватой заумной росписью. Впрочем, после этого про ксиву совершенно забыли и до конца поездки про нее никто абсолютно не вспоминал. С ревизорами в этой электричке вышло и вовсе весело. Как обычно, мы скинулись по 2-3 рубля и нам выписали одну квитанцию на всех. В это время из динамика в вагоне привычный голос строгим тоном зачитывал нравоучение о том, что поезд проверяется бригадой контролеров-ревизоров, и что за безбилетный проезд полагается заплатить штраф + стоимость проезда до станции назначения. Не выдержав, некоторые из нас весело рассмеялись. Улыбнулась и ревизорша. Где-то в 23:40 мы вывалили на темную Лискинскую платформу. И вот здесь-то, в Лисках, нас ожидал первый глобальный облом. Дело в том, что неплохая волна электричек начиналась утром в Россоши, до которой за ночь я планировал добраться в общем вагоне какого-либо из пассажирских поездов, тайно надеясь, что в этом же вагоне в ночное время нам удастся проехать и дальше, хотя вероятность этого по причине нашей многочисленности была невелика. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что за всю ночь в нужном нам направлении не проходит ни одного поезда. Единственный поезд, перемещаясь в котором мы поспевали в Россошь на первую электричку, шел уже под утро. К тому же, в его составе не было общих вагонов и приходилось брать более дорогой билет в плацкартный вагон. Вся компания собралась в кружок и стала думать думу. Первая идея заключалась в следующем: разделиться на пары и ехать ночным стопом до Россоши, забив стрелку на россошанском вокзале или в первой электричке Россошь-Чертково. Те же, кто не взял машину до Россоши, вернулись бы на лискинский вокзал и уехали бы до Россоши в плацкартном вагоне. Эта идея была признана неразумной по причине того, что, как оказалось, автомобильная трасса обходила Лиски стороной и по причине отсутствия у нас снаряжения для ночного стопа. Тут ходившие на разведку девчонки сообщили, что в полутора километрах отсюда находится станция переприцепки товарных поездов. С рациональной точки зрения было сомнительно, что нам удастся вдвенадцатером впроситься в электровоз к машинисту, либо незамеченными влезть в пустой вагон-теплушку. Проще всего было расстелить пенки и отсыпаться, дожидаясь утреннего пассажирского поезда. Однако все проявили свойства безбашенности и безрассудства и решили с рюкзаками переть в ночь по железнодорожным путям на станцию переприцепки. Стимул побыстрее оказаться в горах, на море и изведать кавказских вин был очень велик. И вот, ужасая друг друга предположениями о том, как опасно ходить по железнодорожным путям ночью, когда нас может задавить любой проносящийся мимо локомотив, мы двинулись в сторону станции переприцепки. После того, как оттуда нас очень вежливо, но очень настойчиво попросила убраться местная милиция и охрана, мы спокойно возвратились на вокзал, расстелили пенки, достали спальники и легли спать. Отрицательный результат – это тоже результат. Мы сделали все от нас зависящее, чтобы ускорить наше продвижение. Поэтому мы были удовлетворены. Когда до пассажирского поезда осталось меньше двух часов, часть из нас проснулась, собрала со всех паспорта и деньги и отправилась в кассу за билетами. Тут нас ожидало еще одно треволнение. Когда принтер в кассе начал отпечатывать последний двенадцатый билет, во всем вокзале отключилось электричество, все заглохло и погрузилось в полный мрак. Лишь только из некоторых мест послышалась чисто русская речь, выражающая свое отношение к случившемуся казусу и предполагаемым его виновникам. Слава богу, через полчаса электричество появилось, и мы приобрели последний, двенадцатый билет. Еще через полтора часа мы уютно расположились в теплом плацкартном вагоне пассажирского поезда, в котором нам предстояло провести около трех часов.
Понедельник, 30 апреля
Россошь встретила нас сыростью, утренней прохладой и многочисленными тетушками, торгующими мёдом. Многие из нас занялись поеданием мёда. Через сорок минут ожидалась электричка на Чертково.
Мы двигались и двигались на юг. Блокнот Lenox обрастал потихоньку записями. И вот Естай сочинил гимн дубненских путешественников:

Такие дела, в три или в два,
В субботу ли в пять мы вышли из дома.
Строго на юг мы тронулись в путь,
Начав свой маршрут туда, там где клево.

Клонит ко сну, я скоро усну.
Я уже позабыл о мягкой кровати.
Под “пенкой” лишь пол. Бомжи, пыль кругом.
Грязный вокзал распростер к нам объятья.

“Воронеж-Лиски”. Несут рюкзаки
Две дюжины рук, ног столько же, вроде.
Дюжина странников – неба посланников
Ловит свой кайф в многодневном походе.

“Россошь-Чертково”.
В электричке мы снова.
Народу–вагон. Коля съел все сосиски
Сошли на перрон.
Украинский жаргон: “Здоровеньки булы” да “Це шо за туристы”

Часа три на сон,
Потом снова вагон.
За чужой горизонт звезды манят туристов.
Рассвет впереди,
И надо идти,
Ведь мы почти подошли и наша цель уже близко.

Всю волю – в кулак,
Ни шагу назад,
Иначе – никак. Впереди ждет путь длинный.
Идем лишь вперед,
А где и что ждет?
Так ли уж важно в двадцать лет с половиной?

Чертково. Граница с Украиной. По одну сторону от железной дороги Россия, а по другую – Украина. Теплая солнечная погода. Хорошее настроение. Какой-то милиционер не поленился проверить у всех нас документы. Обнаружена дешевая вкусная столовка неподалеку от вокзала. До супердальнобойной электрички на Ростов еще куча времени. Мы отправляемся гулять по городу. Натыкаемся на детскую площадку, и начинается отрыв по полной программе. Качельки, карусельки. Я думаю, если бы там песочница была, то и в куличики не слабо было поиграть. Обнаружили колонку с водой. Сразу умылись, почистили зубы, в общем, привели себя в более менее божеский вид. Девчонкам понравился местный выговор и доброжелательные здешние жители, и они (Катя и Ксюша) поскакали с диктофоном с целью найти какой-нибудь фольклорный материал. Их попытка увенчалась успехом. Какие-то местные девушки исполнили на свой манер песню “в роще пел соловушка”. Мы покинули бы Чертково в эйфорическом настроении если бы не местная милиция, которая умудрилась нас оштрафовать за переход железнодорожных путей в не установленном для этой цели месте. Раскрутили нас всех вместе рублей аж на 40-50.
Электричка Чертково-Лихая-Ростов-на-Дону находилась в пути более 10 часов! Однако утомление и усталость особо остро не чувствовались. Ехали весело, все острее чувствовалось, что мы приближаемся к желанной цели. В этой электричке нам попался самый злобный из всех встречаемых нами контролеров. Сначала он хотел содрать с нас аж по 30 рублей с человека (собственно столько-то и стоил льготный студенческий билет на эту электричку). Когда мы наотрез отказались платить такие суммы, он попытался заставить нас вылезти на какой-то пустынной станции. Мы не изъявили желания его послушаться. После этого начался торг, результатами которого стало снижение требуемого штрафа вдвое. Ох, до чего же противный мужик. И по 15 рублей мы платить отказывались, после чего мужик ушел, разразившись угрозами привести милицию и заявляя, что после того, как он это сделает, наши материальные потери будут очень значительными. С этими словами он покинул наш вагон. Посовещавшись, мы все-таки решили заплатить ему по 15 рублей с человека. Потому как фанатичным людям перечить опасно.
Уже затемно мы прибыли на большой вокзал большого города Ростова-на-Дону. То ли по причине опоздания нашей дальнобойной электрички, то ли по причине изменения в расписаниях, на последнюю электричку, которая должна отправляться из Ростова в Староминскую, мы опоздали. Это был второй крутой облом, который случился с нами по пути туда. Пораскинув мозгами, мы решили не жадничать и взять билеты на пассажирский поезд до Краснодара. Оттуда всего две небольшие электрички до Черного моря. Дело в том, что много денег у нас уходило на еду в условиях вокзалов и городов. Да и вообще, мы тратили много денег на дорогу только потому, что у нас их (денег) было достаточно много. А в таком случае, чего их (денег) жалеть? Итак, завтра в обед мы уже будем на Черном море, где будем готовить еду на костре и наши денежные затраты резко сократятся. В вечернем Ростове все еще раз восхитились цветущими каштанами и погрузились в поезд, где неплохо выспались. И вот ранним утром мы оказались на Краснодарском вокзале.
Вторник, 1 мая
Вокзал вокзалом, но… вот мы встретили вольного путешественника, можно сказать своего коллегу, который уже налазился по Кавказу и возвращается домой в бодром настроении. Вот чувствуется, что мы уже в южном городе и первомайское солнышко начинает потихоньку рассеивать утреннюю прохладу. Да, сегодня праздник, с 1-ым мая, читатели. Такой первомай, я думаю, нам всем запомнится надолго. Итак, разделившись на несколько групп, мы поскакали обследовать утренний Краснодар.
Мягкое теплое южное солнце поднималось из-за горизонта. Краснодар встречает нас своими распростертыми зелеными объятиями с белыми цветущими гроздьями каштанов. Ура! Сколько вокруг интересных растений. Поначалу, чтобы указать друг другу на какое-нибудь красивое растение, мы тыкали в него пальцем и издавали неопределенные мычащие звуки восхищения. Однако, кто-то придумал все незнакомые растения называть жимолостью. Таким образом, внутри нашей компании начало зарождаться что-то наподобие собственного языкового сленга, то есть стали появляться обороты, совершенно непонятные людям из внешней среды. Про второй знаменитый оборот я расскажу как-нибудь позже, если не забуду, а сейчас продолжим прогулку по утреннему Краснодару. Некоторые из нас залезли в трамвай, однако, с ужасом выскочили оттуда при виде контролеров. Хотя перед этим успели выведать у местного жителя кучу любопытной краеведческой информации. Вскоре была обнаружена красивая церковь Святой Екатерины. Убедившись во внешней красоте здания, мы зашли в этот храм и созерцали его красоту внутреннюю. На выходе из церкви одна из бабуль, поющих в местном церковном хоре, взяла на себя роль миссионерши. Мы с интересом выслушали легенду о Святой Екатерине. На прощание нам была добавлена приблизительно такая фраза.
“Посмотрите вокруг. Это мироздание не могло возникнуть само по себе. Его создал Бог и Он заботится обо всех нас”.
Я оглянулся по сторонам. Голубое небо, яркое солнце, бархатный шепот ветерка, щебетанье птичек, о да, здесь легче уверовать в Божественное происхождение мира, нежели находясь на индустриальных помойках некоторых промышленных кварталов. Однако, подавляющее большинство верующих людей свободной жизни, нонконформизму и служению Богу предпочитают клетки офисов и смог городов. Ну что ж, Богу-Богово, а кесарю-кесарево. А мы, мы хотим, делать то, что мы захотим, а сейчас, сейчас мы хотим солнца, моря, гор и свежего горного воздуха. Ура!
Электричка Краснодар – Горячий Ключ была заполнена до отказа. Почти половина из нас ехала стоя. Между двумя скамейками электрички навалили рюкзаков. Мне досталось самое комфортабельное место “Люкс”, то есть я развалился на рюкзаках в горизонтальном положении и погрузился в сладостную полудрему. Слева и справа ватага ребят и девчонок что-то обсуждала. Я был жутко рад, что никто не капризничал и не вредничал. Все оказались готовы к романтике и за это нас вскоре ждали щедрые призы – призы победителям, но надо еще чуть-чуть потерпеть. У нас еще одна электричка до Черного моря, она должна перенести нас на противоположную часть Главного Кавказского хребта, из умеренного климата в субтропики. Вот длиннющий тоннель, вот изогнутые долины и ущелья гор, и бедная электричка изгибается интегралом, просачиваясь между горделивыми вершинами.
Оказалось, что эта электричка не последняя на сегодня. Приехав в Туапсе, мы приняли решение ехать вдоль побережья дальше, к моим родственникам, у которых имелся большой пустой гараж. Проехав с километр, электричка сделала поворот и выехала к берегу Черного моря. Мы с радостью метнулись к окнам. Местные жители, которые катаются по побережью почти каждый день, смотрели на нас как на сумасшедших.
Следующая остановка – Лазаревская. Не так уж здесь и жарко. Хотя и растут пальмы.
Мы вываливаем на перрон и, как обычно дружной веселой толпой движемся по курортному городу. Вокруг нас пальмы, магнолии, кипарисы, платаны и куча прочей жимолости. Мои родственники сообщили мне по телефону, что готовы разместить 12 человек.
Адлер (расставания)
Адлер – Головинка
За вином на водопады
Головинка – Туапсе
Прогулка по вечернему Туапсе
Туапсе – Горячий Ключ
Ночевка в Горячем Ключе
Горячий Ключ – Краснодар
Краснодар – Тимашевск
Тимашевск –Староминская
Встреча в Староминской
Староминская – Ростов
Ростов (все на трассу!!!)
Ростов – Новочеркасск
Новочеркасск – Шахты
Ночевка в Шахтах
Шахты – Миллерово
Миллерово – Верхний Мамон
Верхний Мамон – Москва
Москва – Дубна
Лига Чемпионов (все дома!!!)


Рецензии