Демидыч-3 окончание

* * *
Наверное взрывной характер Демидыча имел ввиду Эдик (Эдуард Телесфорович) Комоцкий, нарезавший однажды осенью участки для работы отделам ОКБ, когда отделы еще в полном составе выезжали собирать картошку в подшефный совхоз. Там были таблички типа “Львы Шнеерсона” (в отделе прочности Львами были начальник отдела Шнеерсон, Козлов, Фидман и кто-то еще), чьи-то пантеры, чьи-то гориллы. А у нас значилось - “тигры Печенкина”.

Вот тут-то вы вправе спросить меня: неужели не было ни одного случая, когда бы Печенкин спасовал перед кем бы то ни было? И я должен честно признаться, что мне лично известен один такой случай. Из песни слов не выкинешь, и я обязан о нем рассказать. Этот случай произошел незадолго до описанной выше командировки.

Но предварительно вот такая предистория.

В начале шестидесятых годов в советской науке отмечался период интенсивного развития одного модного тогда раздела теории автоматического управления, а именно теории экстремальных систем, оптимальных систем, самонастраивающихся, самообучающихся, саморазвивающихся систем автоматического управления.
В МАИ должна была состояться конференция по этим системам, и мне очень хотелось на нее попасть. Тем более, что среди докладчиков были двое ребят из моего выпуска, оставленных в аспирантуре.

Но на нашу фирму пришел только один пригласительный билет, и я понимал, что мне не светит его получить, так как мой начальник бригады Молчанов Эдуард Семенович тоже интересовался возможностью внедрения таких систем на двигателе.
И тогда я условился с начальником отдела Печенкиным, что если я договорюсь с оргкомитетом конференции, и нам пришлют еще одно приглашение, то вторым на конференцию в Москву поеду я.

Пришел второй пригласительный билет, я уже готовлюсь в дорогу, и тут Эдуард Семенович говорит мне, что никуда я не поеду.

- Вы, что, поедете один?
- И я никуда я не поеду.
- В чем дело? Кончились фонды на командировки?
- Нет. Просто Симак пошел к Печенкину и убедил его нас не посылать.

Мне это показалось весьма странным – я хорошо знал, что в теме конференции Симак разбирается как мало популярное животное в апельсинах.
“Что-то Молчанов темнит”, - подумал я и пошел к Печенкину за разъяснением.

- Все верно, - говорит Демидыч. – Я тебе обещал, но ничего поделать не могу. Симак узнал, что вы с Эдиком собираетесь ехать, и заявил мне, что раз он все равно едет в Москву в командировку, так зачем посылать туда еще двоих? Он будет там и заодно пойдет на конференцию.

- Но ведь он никогда не занимался этими вопросами.

- Иосиф, все это я знаю. Но ведь как он маскируется, стервец! Он, видишь ли, заботится о государственных интересах, об экономии государственных средств. А против государственных интересов я ничего поделать не могу.

Я пытался что-то доказать, но Демидыч не стал слушать мои доводы:

- Ты, что, хочешь, чтобы я потом полжизни отмывался от его обвинений? Уволь! – и добавил:
- Не горюй, будут у тебя еще интересные конференции.
- Но на этой должны выступать мои однокашники.
- А на тех ты сам будешь докладывать. Не переживай, Иосиф.

Вот так, Демидыч, который не боялся спорить ни со своим Генеральным, ни с чужими директорами, спасовал перед обычным склочником. Конечно, он не боялся его, но и не хотел в будущем тратить нервы и время, доказывая, что он не верблюд.

А Симак, будучи в Москве, на конференцию даже не пошел.

- Я решил, что нам там делать нечего, - нахально заявил он мне по возвращению.

Впоследствии оптимальные системы так и не появились на авиационных двигателях, и я иногда шучу, что к этому приложил руку Симак.

* * *
Я уже упоминал, что в той поездке в Москву в одной комнате с нами проживал П.Д.Вильнер, начальник бригады вибропрочности из отдела прочности. Печенкин очень подробно распросил Павла Даниловича о волнующих того проблемах. Оказалось, что тот пробивает в Министерстве приказ, чтобы одной приборной фирме начать разработку бортовой аппаратуры для контроля уровня вибрации двигателя в полете по требованиям нашей фирмы, а значит - по требованиям, составленным Вильнером.

Я не буду здесь пересказывать всех бесед Печенкина с Вильнером, хотя, не скрою, они были мне весьма интересны и полезны. Но я интересовался только технической стороной проблемы, а Демидыч подошел к проблеме со своей позиции начальника отдела регулирования. К концу всех бесед он развернул перед Павлом Даниловичем весьма заманчивый план:

- Зачем тебе заниматься какой-то аппаратурой? (И он красочно расписал все те неприятности, которые связаны с внедрением и эксплуатацией аппаратуры. И, замечу задним числом, оказался полностью прав.) Пусть этим занимаются прибористы. (Потом, действительно, этим всю жизнь занимался Толя (Анатолий Петрович)Канакин.) Ты ученый, ты прочнист, твое дело – идеология аппаратуры. И нечего размениваться на мелочи!

Короче, в результате этих разговоров у нас в отделе появилось новое направление – контроль вибрации в полете и защита двигателя от опасного уровня вибрации, а Вильнер и его бригада были освобождены он несвойственной прочнистам работы, связанной с доводкой аппаратуры.

* * *
Назначение Печенкина замом главного конструктора по ЖРД в какой-то мере совпало с разделением ОКБ на два: ОКБ–1 – по авиационной (газотурбинной) тематике и ОКБ–2 – по ракетной (жэ-эр-диной, как мы говорили) тематике. Демидычу предстояло разделить свой отдел.
Можно было бы ожидать, что в этой ситуации зам главного по ЖРД будет отдавать предпочтение своей теме и лучших переводить на ЖРД, но этого не случилось.

Я ни разу ни от кого не слышал нарекания на то, что при разделе отдела Печенкин поступил несправедливо. Как люди были распределены по тематике в своих бригадах, так они и остались работать после раздела. Трудность состояла только в том, как разделить нашу бригаду, так как в виду ее малочисленности мы занимались обеими темами.

В этих условиях у меня была возможность выбора. Космическая тема очень влекла меня (не следует забывать, что это было время стремительного прорыва в космос, многие мои однокурсники работали в фирмах, связанных с космосом, да и сам я был подключен к новой и увлекательной теме, связанной с созданием системы аварийной защиты первого советского лунника с человеком на борту. Эта система в дальнейшем получила название КОРД - Комплекс Отключения Ракетного Двигателя.)

Если бы Печенкин позвал меня, я бы, не раздумывая, без оглядки, вприпрыжку, побежал в жэ-эр-диную тематику. Но Демидыч уже стал большим начальником, у него не было времени разговаривать с каждым конструктором в отдельности. И он поручил провести разговор со мной человеку, который должен был стать моим начальником бригады. Это был уже немолодой, опытный и весьма уважаемый в коллективе специалист.
Я спросил его, чем мне, конкретно мне, придется заниматься в его бригаде, и услышал:

- Систему разрабатывают королевцы, ты нужен будешь нам как электронник, чтобы, в случае чего, было кому разбираться в их электросхемах.

А в это время Молчанов, которого Печенкин при разделе отдела закрепил за газотурбинными двигателями, усиленно звал меня тоже идти в авиационную тематику.
Он живописал мне, в каких испытаниях на стендах 14 и 23 цехов, в термобарокамере ЦИАМ, на летающих лабораториях и самолетах мне предстоит участвовать, какие системы мне самому (а не дяде!) предстоит разрабатывать.

Решение давалось с трудом. (И тут мне хочется привести известную притчу о путнике, который проходил мимо большого строительства и задал один и тот же вопрос двум рабочим:
- “Что ты делаешь?”
– “Ты что не видишь? Таскаю эту проклятую тачку!” – ответил один.
– “Ты что не видишь? Строю прекрасный храм!” – ответил
второй.)

Так вот, когда Печенкин звал меня к себе в отдел, когда Молчанов звал меня к себе в бригаду, они строили прекрасный храм. А когда мой новый потенциальный руководитель приглашал меня к себе в бригаду, он предлагал мне таскать проклятую тачку, и я отказался.
Я пошел работать в бригаду Эдуарда Семеновича Молчанова, которая вскоре вошла в отдел Александра Павловича Анисимова. И теперь, спустя много лет, понимаю, что тогда, хотя и чисто случайно, сделал удачный выбор. О таком коллективе, как тот, где я проработал не один десяток лет, о тех людях, с кем я проработал не один десяток лет, можно было только мечтать. (Я не перечисляю их здесь поименно только из опасения забыть назвать кого-то и тем самым обидеть.) И о тех задачах, которые предстояло решать, тоже можно было только мечтать.



* * *
Под занавес мне бы хотелось привести одну крылатую фразу, впервые сказанную Печенкиным и которую мы все любили повторять: “было бы явление, а объяснить всегда можно”.

О ее происхождении мне рассказывал Владимир Иванович Саймуков, который всегда приводил ее, когда мы встречались с чем-нибудь неожиданным и непонятным.
Однажды Владимир Иванович развернул перед Николаем Демидычем большую осциллограмму и сказал, что не может разобраться, что там получилось.

Демидыч внимательно посмотрел, подумал, сказал:

- “Все правильно!” - и довольно убедительно растолковал Саймукову, что там получается.

Саймуков уже отошел от Печенкина, потом возвратился и сказал, что перепутал и подсунул осциллограмму задом наперед, и все процессы на ней идут в противоположном направлении. Печенкин снова внимательно посмотрел на осциллограмму, снова подумал, сказал:

- “Все правильно! Так и должно быть!” - и опять убедительно растолковал все, что там получилось.

- Как же так? - удивился Саймуков. – И так правильно, и этак правильно!

На что Печенкин тут же ответил:
- Эх, Володя, было бы явление, а объяснить всегда можно.


* * *
Я прожил счастливую и интересную жизнь. Мне с самого начала дважды повезло с коллективом, в котором я проработал более тридцати лет. Во-первых, по большому счету, что это был коллектив ОКБ Генерального конструктора Николая Дмириевича Кузнецова, и во-вторых, в частности, что это был коллектив регулировщиков, коллектив отдела регулирования двигателей.

И одной из самых больших удач в моей жизни было то, что в первый же день, когда я пришел на фирму Кузнецова, мне встретился и позвал работать в отдел регулирования чудесный человек Николай Демидович Печенкин.

… Демидыч.

Октябрь - декабрь 2000


=========
© Copyright: I.Pismenny, 2001   Код: 2106130026

------

Количество прочитавших на 15.7.2004 в виде

http://www.proza.ru:8004/2001/06/13-26 : 139

=======

 РЕЦЕНЗИИ


Интересно!

<Кот Бурков> - 2001/06/14 18:03   •

 ЗАМЕЧАНИЯ:

Спасибо за отзыв.
С уважением,

<I.Pismenny> - 2001/06/15 11:14

-------
Все знают Пратт-Уитни, а наших? Любая мелочь из картин торения дороги к звездам или обучения самолетов полету желанна фантастам (и пишущим, и читающим). Мне было бы интересно услышать, как представлялось будущее авиации и космонавтики инженерам, впрямую ответственным за это...

<Кот Бурков> - 2001/06/15 17:43


Рецензии
Очень живо и очень интересно. Опять же, что касается САР для ГТД типа РД-3М-500, насосов -регуляторов, золотников, наклонной шайбы и изодромной обратной связи - приятно вспомнить! Да и то, что потом, уже на 10-ть лет позже, случились исследования САР на устойчивость с использованием корневых годографов, в частности, критериев Михайлова и Найквиста - золотое время... А у сына Швецова я учился термодинамике. Спасибо Вам за столь познавательное повествование. С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Ансеров   15.10.2012 19:32     Заявить о нарушении
Дорогой Дмитрий!
Я рад, что мои воспоминания нашел интересными для себя бывший коллега как по САР (системам автоматического регулирования) авиационных двигателей - вообще, так и САР двигателей старейшего авиаконструктора Микулина А.А. - в частности. Как я понял, вы не только в ВВС имели дело с системами управления, так?
Приглашаю почитать и мои другие очерки из циклов "Из воспоминаний о коллегах по работе" и "Погибли при испытаниях".
С уважением, Иосиф

I.Pismenny   16.10.2012 12:08   Заявить о нарушении