Философия игры на гитаре

 -Играть на гитаре – все равно, что заниматься философией, - сказал Антон Мраморов.
 -Это как так? – Сергей Каневский уставился на него.
 -Да-да, поэтому я тебе не дам просто так трогать струны и извлекать из них немелодичные звуки, - Антон обхватил двумя руками гриф гитары.
 Оба приятеля сидели в небольшой плохо меблированной комнатке с окном, выходящим в сад.
 Антон продолжал:
 -Разве ты мог бы сыграть так, чтобы было в тон шелесту этих деревьев? И этому солнечному свету, врывающемуся в открытое окно?
 -Нет, а ты смог бы?.. - Сергей подошел к окну, - а кстати, головомойка, здесь очень красиво, почти как на той картине, которая висит в комнате твоей матери. Так ты смог бы?
 -Еще как. Ты же знаешь. И не зови меня головомойкой.
 -Прости, - Сергей рассмеялся, - ты столько раз, приятель, выходил из душа с непромытой от шампуня головой, что...
 -Да, я понимаю, но все равно не зови.
 -Хо-ро-шо... Ничего я не знаю, - Сережа игриво толкнул приятеля рукой, - Как играть в тон шелесту? Докажи, что сможешь!
 -Я умею делать со своей гитарой такие вещи, которые тебе и не снились.
 Сергей посмотрел на Антона.
 -Ну-ну...
 Антон заиграл...
 Когда он закончил, Сергей молчал некоторое время. Потом произнес:
 -А ведь и правда у тебя получилось.
 Антон расхохотался, и приятель поглядел на него несколько удивленно.
 -Чему же ты смеешься, голово... ох, извини, я же обещал...
 -Тому, что я надул тебя.
 -Надул?
 -Да, тупица. Я не играл в тон шелесту. Просто я тебе это сказал, и ты воспринял все именно так. Стал прислушиваться и правда подумал, что я играю в тон шелесту. На самом деле, я мог бы сказать, что угодно другое.
 -Но как так получилось?
 -Очень просто, друг. Я сконцентрировал твое внимание именно на шелесте, и ты соотнес его с музыкой. Достаточно только, чтобы она была более или менее мелодичной, - Антон помолчал с минуту, потом добавил шутливо, - вот тебе еще один постулат теории относительности. Ведь ты слушал не саму музыку, но музыку относительно шелеста.
 -Здорово, - Сергей кисло улыбнулся, - чудесный фокус. Что еще?
 -Вкладывай частичку души своей и ума в каждое прикосновение к струне. Это фундамент мастерства.
 -Но я не сумею этого сделать, вот почему ты не дашь поиграть мне на этой гитаре.
 -Вот почему я не дам поиграть тебе на этой гитаре.
 -Но с чего-то же мне надо начинать!
 -Возможно, - Антон пожал плечами и состроил вредное лицо.
 Последовала минутная пауза.
 Сергей спросил:
 -Какие еще будут советы?
 -Это не советы.
 -А что же это?
 -Ну... рассуждения, быть может. Советовал бы я, если бы ты умел правильно взять хоть один аккорд. Что ж, давай поразмышляем дальше, - Антон с видом знатока откинулся на спинку стула, - я не спроста сказал тебе, что играть на гитаре все равно, что заниматься философией. Если предположить, что самая тонкая из струн – человеческая душа, то, когда я коснусь струны, услышишь, как она ранима и печальна.
 -Это твоя душа?
 -Возможно. Я начинаю зажимать струну пальцем здесь и там – это жизненные обстоятельства, на которые по-разному реагируешь. Печаль и радость. Послушай, где печаль, а где радость, - и Антон несколько раз коснулся струны, зажав ее в разных местах.
 -Поразительно, - Сергей заворожено смотрел на друга. И было так ему странно, что вот они сидят здесь в этой бедной квартирке и обсуждают такие необыкновенные и, как он думал, странные несколько вещи, - но... а если человек черствый, и его душу ничего не трогает?
 -Тогда возьмем нижнюю струну. Она грубее всех, не так ли? Что получится? Послушай... Что ты слышишь?
 -Я слышу... о, это... - лицо Сергея помрачнело, - это очень странно. Она будто бы звучит разными оттенками, но все время так гулко и напряженно-отталкивающе. Словно бы ударяешь по чугуну.
 -Правильно, - кивнул Антон. По медленному движению рук его, нахмуренному лицу, чуть сгорбленной спине – по всему виду можно было определить, что находится он в глубокой задумчивости, - вот такие, порой, люди, ранимые и грубые, вынуждены быть струнами на одной гитаре. И один неволит другого. Никто не может это изменить.
 -А остальные струны?
 -Общество, которое уравновешивает все это.
 -А оно уравновешивает?
 -Порой... – Антон запнулся на несколько секунд, -...да.
 -Готов поспорить, мало какому гитаристу приходило когда-нибудь такое в голову.
 -Может быть, - Антон рассмеялся, - но какая разница?
 Сергей пожал плечами.
 -Сам не знаю, почему я вдруг подумал об этом. Есть музыканты, величие которых трудно отрицать. Но можно ли отрицать его этим, и стоит ли? Не могу сказать.
 За окном вечерело. Листья деревьев осторожно балансировали на черенках, словно марионеточные куклы, сгущали свои оттенки от лимонно-зеленого до изумрудного, проникаясь неровным светом клонившегося солнца. Комната была ярко освещена. Неуловимой театральностью веяло от деревьев и листвы, и казалось, что окно выходит в огромный мир кукольных представлений, проникнутых напыщенным блеском лукавой торжественности, а также теней, веселых и таинственных, заглядывающих в самые отдаленные глубины человеческого восприятия.
 Антон заиграл какую-то старинную мелодию, одну из тех, которые исполнялись раньше странствующими актерами. Его пальцы, словно маленькие канатоходцы вышагивали по блестевшим струнам.
 -Что это за мелодия?
 -Я слышал ее в одном фильме.
 -В каком?
 -Не помню, - Антон пожал плечами.
 -Ладно, мне пора, друг. Ты преподал мне отличный урок.
 -О чем ты?
 -Я про игру на гитаре. Но когда-нибудь я научусь.
 Они попрощались. Когда Сергей спустя две минуты уже был на улице, он слышал, как через открытое окно квартиры доносится странная мелодия, похожая на китайскую пентатонику.
 -А все-таки здорово он сыграл в тон шелесту деревьев, - проговорил Сергей задумчиво, - да-да, просто здорово...
 


Рецензии
Ваш Антон действительно Мраморов:)
В своей роли он хорош.Но и с приятелем ему очень повезло.
Прочитала рассказ с удовольствием.
Удачи!

Ася Аськина   09.10.2004 14:42     Заявить о нарушении
Ася, я рад, что вам понравилось:)) Сейчас я пишу роман под названием "Падение". Скоро он появится на этом сайте. Заходите!:))

Пинкфлоид   10.10.2004 19:42   Заявить о нарушении