Прощание с Прозой. ру

Станислав Фурта

Прощание с Прозой.ру

Уважаемые авторы и читатели сайта!

Как следует из самого названия этого текста, я решил уйти. Пока, правда, не решил, ухожу ли я насовсем или беру тайм-аут на месяц-другой-третий. Скорее всего, второе, потому что к Прозе я душой прикипел. Однако решение принято и обжалованию, как говорится, не подлежит. Речь не идёт о блокировании страницы или удалении произведений. В конце концов, у меня на сайте был свой читатель, и удалять тексты было бы несправедливо именно по отношению к нему. Просто я не буду ни появляться на "борде", ни отвечать на рецензии, ни писать их сам.

Почему? Причин для такого хода несколько. Есть внутренние, а есть внешние, которые послужили катализатором. Начну с изложения внутренних причин, наиболее важных. Я пришёл на сайт в конце января прошлого года, и более или менее равномерно по времени выкладывал произведения, которые были написаны ДО того, как я начал свою активную деятельность на Прозе. И должен сознаться, что за весь этот достаточно долгий период мною было написано всего три коротких рассказа, да куча статей в разделе "Критика и публицистика". И ничего нового, чем я мог бы своего читателя порадовать или, наоборот, огорчить, у меня просто нет. Можно было бы и дальше развлекаться пописыванием псевдокритических или квазипублицистических статеек на тему окололитературной жизни Прозы.ру, которые, может быть, даже имели бы успех, потому что самое большое количество читателей приходит либо на "Эротическую прозу" либо на произведения, в названии которых фигурирует магическая комбинация букв "Проза.ру". Но мне кажется, что для человека, всерьёз решившего стать писателем, это "путь в никуда". Я достаточно активно включился в общественную жизнь сайта (всё-таки "общественную", а не "литературную", поскольку таковая присутствует здесь лишь номинально), что стало отнимать у меня столько времени и сил, что собственно на "писательство" уже ничего не оставалось. Возможно, у кого-то и получается совмещать эти две вещи. Меня такое сочетание завело в тупик. К тому же я потратил достаточно много сил на издание и продвижение своей книги. Если хотите, меня поразил творческий кризис, и в этой ситуации сознаться себе в этом и уйти – самое честное решение.

Я очень благодарен нашей alma mater за то, что мне удалось познакомиться здесь со многими интересными людьми, которых я ценю и как литераторов, и чисто по-человечески. Кто-то из них превратился в моих настоящих друзей. Кого-то я знаю в "реале", и наша реальная дружба не прекратится с моим уходом с сайта. Ничего не изменится в отношениях с теми, с кем я переписываюсь по "мылу" и, даже ни разу не увидев этих людей в лицо, испытываю глубокую симпатию. Кому-то из сетевых авторов мне удалось помочь выйти на мало-мальский "реальный" уровень, и одно это говорит за то, что силы и время были потрачены всё же не зря.

А теперь о причинах внешних. За время моего пребывания на сайте сменилось две редколлегии. Первую "ушли" с грандиозным скандалом, который был совершенно неадекватен деятельности этой редколлегии. Не хочется быть пророком, но боюсь, что нынешний состав ожидает со временем та же самая судьба, потому что наше сетевое сообщество слишком легко "ведётся" на призыв "Ату!", и как только деятельность нового состава войдёт в противоречие с интересами авторов, которые позубастее, магическое "Ату!" непременно зазвучит. К сожалению, на сайте очень популярна старая русская забава "Таскать вам не перетаскать…" Всем ясно, о чём идёт речь? Так вот, в этих игрищах мне совершенно не хочется принимать участия.

Но напоследок всё же хотелось дать оценку тем кампаниям на сайте, которым я был свидетелем.

1) Кампания по устранению Елены Зейферт с "должности" координатора жюри. Весь анекдот заключался в том, что в постингах, посвящённых Елене, конкретных нареканий к работе жюри было не так уж много. Кое-что я знаю из кулуарных источников. "Дело сдано в архив", и я не стану сейчас заниматься анализом того, кто был прав, а кто не прав. Мишенью выбрали номинированный рассказ Елены "Слепые лошади", который, разумеется, шедевром не являлся, но уровень его был далеко не таким, чтобы превратить и рассказ, и самого автора в синонимы графоманства и кича в литературе. Кстати, у Зейферт были и есть вполне профессионально выполненные тексты. Однако, "Ату!" было произнесено, и началась коллективная травля Елены, причём, в основном, со стороны жителей сайта, чей виртуальный пол определяется, как мужской.

2) Кампания по травле Ольги Чернорицкой, в которой, увы, приняли участие и люди, которых я считал, считаю, и буду считать своими друзьями. Говоря об Ольге, я нахожусь в несколько щекотливом положении. Дело в том, что именно ей я обязан тем, что приобрёл на сайте кое-какую известность, поскольку она номинировала мою весьма дискуссионную повесть о последних днях и часах жизни Пушкина "Кто там идёт?" И, несмотря на то, что сама Ольга, как редактор, совершила несколько довольно грубых ошибок (одной из них я считаю номинацию мемуаров Григория Залевского "Парадоксы жизни". Григорий Наумович, извините, что я поминаю Ваше имя всуе :о) У меня остался перед Вами долг – публикация II-й и III-й частей открытого письма к Вам, но по причинам Вам понятным, этих публикаций не будет, так что извините), а затем начала отвечать своим оппонентам в абсолютно непозволительном тоне, я очень благодарен ей за то, что она для меня сделала. Поэтому я и пытался урезонить "стаю товарищей", травивших Ольгу всеми дозволенными и недозволенными методами. Есть у меня такой принцип – никогда не сдавать тех, кто сделал мне добро. Да, у редактора Ольги Чернорицкой были явные проколы в работе. Да, как прозаик и драматург, она осуществляла лишь первые пробы пера. Но никто не удосужился обратить внимание на одно обстоятельство. Ольга Чернорицкая – АБСОЛЮТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД. Чтобы заметить это, надо было, как минимум, проштудировать её статьи о Достоевском, а это задача, конечно, не из лёгких. И ещё один сюжет. Ольга Чернорицкая – автор нескольких детских книжек. Тексты в них самые обычные, типа "Мама мыла раму", но она же, не будучи художником, автор дизайна этих маленьких книжечек. Моему сыну Егору сейчас три года, в тексты он пока не слишком вдумывается, но очень настойчиво требует, чтобы эти книжки клали ему под подушку. Никакие другие! Но об этом направлении деятельности Ольги Чернорицкой на Прозе не знали. Зачем?

3) Кампания, развёрнутая против ЖПшных авторов: Анастасии Галицкой, Эллы Дерзай, Ani, Ольги Чуки и других. Именно эта совершенно беспардонная кампания была последней каплей, переполнившей чашу моего терпения. Ну, наверное, было бы нечестно не дать собственную характеристику творчеству этих авторов. Анастасия Галицкая – писательница очень яркая, и её проза нужна читателю, потому что пишет Тася очень простенькие вещи о том, что найдёт отклик в сердце каждой женщины, о жизни, о женской доле, о судьбе. Пишет с присущей только ей иронией и грустью. Мир героинь Таси – особый мир, который далеко не каждому автору удаётся создать. Анастасия Галицкая – личность яркая, заметная, и потому не может не вызывать раздражения. Да, Тася – типичная "бытописательница", и сравнивать её творчество с абсолютными литературными вершинами просто неправомерно. Это про другое. Об Элле Дерзай. Я очень хорошо отношусь к Элке, как к человеку, однако, мне далеко не все её рассказы нравятся. Тем не менее, у неё есть несколько вещей, которые я считаю шедеврами ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ прозы, и это уже нечто, что может претендовать на звание высокой литературы. Все те же слова я бы мог адресовать и к текстам Ani. Что касается Оли Чуки, то она – автор, подающий надежды, но пока свежий, и надо смотреть, в каком направлении она будет развиваться.

Это по сути. Теперь по форме. Мне искренне жаль, что Андрей Ковалёв, codrajona, избрал целью своих нападок этот женский кружок и стал застрельщиком ещё одной кампании травли на сайте. А формальным поводом послужило, как я понимаю, несколько пренебрежительное, но ВПОЛНЕ корректное обращение Анастасии Галицкой к Андрею "Мой юный друг…" Я пишу "к сожалению", потому что два рассказа Андрея Ковалёва из цикла "Письма" я считаю очень толковыми и достойными бумажной публикации. Андрей достаточно образован и начитан, для того чтобы быть хорошим редактором, и, наверное, Дмитрий Сабаров, говоря о работе Андрея, вполне прав. Но! То ли в силу юношеского максимализма, то ли в силу (извините, все мы чуть-чуть того…) каких-то особенностей психической организации, Андрей абсолютно нетерпим к своим оппонентам, и его хамство, именно хамство, ведь вещи всё же надо называть своими именами, СОВЕРШЕННО НЕСОВМЕСТИМО с работой редактора, да и с литературным трудом вообще. И тут мне хочется обратиться к редколлегии сайта, к ОЭС, ко всему начальству Прозы.ру. Организованная Андреем кампания против Галицкой и Дерзай – не первая. Каким может быть Андрей, я испытал на собственной шкуре. Но я всё-таки мужчина, причём хорошо знающий свою истинную цену, поэтому меня наскоки Андрея совершенно не травмировали. Но уверяю Вас, по лексике и фразеологии они ничуть не отличались от его последних выступлений. Так где было уважаемое начальство? Почему не одёрнули, ни тогда, ни сейчас? Для чего Вы тогда, пардон, нужны? Сейчас муссируется вопрос, насколько была правомерна блокировка страницы codrajona. Я категорически против всяких игноров и блокировок. Это уже, как говорится, ultima ratio. Но почему, уважаемые члены редколлегии, члены ОЭС и прочих органов, Вы не вмешались в процесс ДО? Я не знаю начальство поимённо. Оно, начальство, по каким-то причинам скрывается, хотя было бы вполне логично список членов редколлегии, ОЭС, жюри и прочего публиковать прямо на главной странице сайта. Не стоит упрекать меня в некомпетентности, ссылки на соответствующие списки на сайте есть. Но для "чайника" они реально недоступны. Может быть, кто-то из списочного состава этих органов и вмешивался в драку, но лишь, как частное лицо… Сами же "компетентные органы" оставались в стороне. Почему? Было интересно, чем дело кончится? Повеселиться хотелось? "Таскать вам не перетаскать…" По моему мнению, блокирование codrajona произошло именно из-за бездействия и попустительства руководства. К настоящему моменту эта блокировка стала неизбежной. Так ведь раздаются призывы к модератору, дескать, верните юношу назад… То ли я ничего в жизни не понимаю, и то, что я считаю хамством и истерией, таковыми не являются, то ли уважаемые ОЭСы ещё не вполне насладились зрелищем.

Пару слов в адрес Виноградова, который обвинял меня в том, что я не заступался за своих друзей. Заступался, Алексей, заступался… Был пост, адресованный к Андрею Ковалёву и рецензия на одну из Ваших статей. Считаете, что я слишком мягко выражался? Что надо было в Ваш адрес написать что-то типа: "Алексей, я считаю Вас

а) мерзавцем
б) психопатом
в) ?удаком

(нужное подчеркнуть)"?

Так что ли нужно было выражаться? В том стиле, в котором ведутся дискуссии на Прозе.ру? Ну, уж извините, не в моих правилах. Я уважаю законы сообщества, в которое вступаю, но мои собственные для меня важнее. Алексей, я прекрасно понимаю, что Вы делаете… Я не могу точно определить авторство тех пособий по информационной войне, которые Вы используете, но то, что ноги растут именно оттуда, я абсолютно уверен, потому что развёрнутая Вами кампания предельно академична. Вы НЕ ИСПЫТЫВАЕТЕ ни какой неприязни ни к Галицкой, ни к Дерзай, ни к кому бы то ни было. Вы просто работаете, Вы просто оттачиваете технологию. Но я прошу Вас не забывать, что объектами Ваших экспериментов являются живые люди, и что понятие "нравственность" ещё пока никто не отменял.

В завершении хотелось бы обратиться к Андрею Ковалёву, с которым мы всегда ругались, как кошка с собакой, но когда-то были "на ты". Мне и жаль, что тебя отключили, а с другой стороны, я этому рад. Может быть, теперь и я, и ты займёмся каким-никаким, но делом… В ругани и в войнах никакого рационального зерна нет.

Ну вот, пожалуй, и всё. Так получилось, что о своих главных резонах по уходу с сайта я написал совсем чуть-чуть, а вот по поводу причин менее существенных – вагон и маленькую тележку. Но кризис жанра – сугубо личное дело, и чего о нём писать? С другой стороны, мне хотелось предельно ясно выразить свою позицию, почему я не намерен более принимать участие в том, что называется жизнью Прозы.ру.

На сайт буду заходить ещё сутки. Если у кого будет чего сказать – милости прошу. В дальнейшем придётся использовать "мыло".

Извините, если что не так.


Ваш Слава Фурта.


Рецензии
"...Вы НЕ ИСПЫТЫВАЕТЕ ни какой неприязни..." - опечатка: никакой.

Дмитрий Сухарев   09.07.2011 18:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.