Астафьев

В чём природа зла? Почему мы, русские, такие жалостливые по отношение к преступникам? Как бороться и как дальше жить?..
Вопросы за вопросами встают перед главным персонажем повести В.П.Астафьева «Печальный детектив». И как прав писатель, называя так своё произведение. Печалью веет со страниц этой небольшой (всего 9 глав), но такой насыщенной книги. Может, потому быстро прочитать её не удаётся.
Водопад историй обрушивается на читателя, пока бывший оперативник, а ныне инвалид Леонид Сошнин возвращается домой из издательства после беседы о своей первой книге. Вот, например, 22-летний молодец с двумя товарищами пошёл гулять и мимоходом заколол трёх человек («Хари не понравились!»). А другие четверо изнасиловали тётю Граню,  а после не помнили ничего: ни с кем были, ни что пили, ни что делали. Или угонщик, которому вздумалось «прокатиться» на самосвале, а в результате несколько смертей.
Истории теснят друг друга, как бы нанизываясь на общую ось повествования, перемежаясь с воспоминаниями Леонида Сошнина о прошлом и размышлениями о настоящем. С помощью такого композиционного приёма Астафьеву удалось охватить многие аспекты жизни, выявить философско-психологическую причину такого множества преступлений. И в этом, на мой взгляд, он смыкается с Достоевским. Недаром к книге с пророческим названием «Преступление и наказание» обращается Сошнин, когда пытается понять причину зла. Он пришёл к выводу, что рождается оно какой-то непонятной жалостью к арестантам, безответственностью, покорностью. Вернемся к первой истории. Когда происходило задержание троих преступников, люди возмущались действиями милиции против «бедных мальчиков». А тётя Граня? После справедливого суда над насильниками обвиняет Сошнина в чрезмерной строгости по отношению к ним. И как не согласиться с мыслью о том, что вольно и удобно живётся преступникам среди такого добросердечного народа, давно живётся.
Единственное решение видит он – борьба. И он борется. Когда читаешь о том, как он разбросал троих подонков в подъезде и какими трусливыми они сразу стали, встретив настоящий отпор, понимаешь, что добро должно быть с кулаками, уметь защищать и защищаться.
Но это лишь одна грань исследования. За неё цепляется вторая, третья. Невозможно без боли читать о полупустых бабьих деревнях, в которых появлялся бандюга и терроризировал всех. Так, например, Венька Фомин «загнал в телятник баб, запер их и грозился сжечь вместе с телятами, если они немедленно не выдадут 10 рублей на опохмелку». Чем он лучше фашистов? «Алкаш», «пакость», «мразь…». И вот такого жалеют опять, да кто? Те же самые бабы, которых он  чуть не сжёг. Что же происходит с нами? Где первопричина такого положения вещей? Сошнин, размышляя о соседях, близких, преступниках, находит её. Если родные забыли похоронить покойника, если одни родители бросают ребёнка на съедение червям, а другие откупаются от него вещами, если сын присылает 50 рублей на похороны матери, а сам не приехал, если…. Вот приходит то время, когда «никому никакого дела друг для дружки не будет». «Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья. Вместе с развалом семьи начало разваливаться согласие, зло начало одолевать добро», – к такому выводу приводит Сошнина в конце повести Астафьев, помогая ему самому найти дорогу на встречу жене и вновь обрести семью.
Какая небольшая. Но ёмкая повесть. Написанная умным и мужественным человеком, она помогает осмыслить ту правду, которая, по мнению В.П.Астафьева, есть высшая цель человеческой жизни.


Рецензии