Распутин

Есть книги, которые со временем не только не устаревают, а наоборот, становятся всё значимее. К таким книгам, думаю, можно с полным основанием отнести повесть нашего сибирского писателя В.Г.Распутина «Пожар».
Написана она в середине 80-х годов 20 века, но интересна и актуальна и в наши дни. Причина, наверное, в том, что Распутин одним из первых именно в художественном произведении поднял современнейшие, архиважные проблемы, на которые много лет подряд закрывали глаза.
Сюжет повести довольно прост: в посёлке, расположенном на берегу Ангары, неожиданно загорелись склады с продовольствием и промышленными товарами. Жители посёлка бросились на пожар.
Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, то есть человек и всё, что с ним происходит, – а следовательно, не может не волновать и нас всех. На фоне пожара ярче проступает второй пласт повествования, связанный с образом главного персонажа повести – Иваном Петровичем. Картины внутренней борьбы, перемежаясь с воспоминаниями о прошлой жизни, с размышлениями о душе и совести, о земле, человеке, становятся, на мой взгляд, основным содержанием повести. И не столько о пожаре на складах, сколько, скорее всего, о пожаре в душе говорит писатель. Недаром автор предпослал повести эпиграф: «Горит село, горит родное…».
Этот пожар высветил нравственную болезнь нашего общества. Читая о бесчинствах банды архаровцев из 10 человек, которая неизвестно откуда свалилась на посёлок, захватила власть, держа в страхе всех, и которая на пожаре занималась грабежом, невольно задумываешься: до какой низости может опуститься человек? Что нужно, чтобы не превратиться в такого шабашника, перекати-поле? И вновь обращаешься к мыслям И.П.Егорова, который является не только персонажем, но и голосом автора, так называемым резонёром. Внешне он ничем не отличается от других жителей посёлка. Но только у него Распутин раскрывает внутренний мир: его мысли, чувства, так называемые «подпорки», которых у него четыре: дом и семья, земля, окружающие люди и работа. Именно эти «подпорки» и проверяются на прочность. Давно уже чувствовал Иван Петрович раздор в душе. Не нравилось ему, что люди забыли о совести, относятся безответственно к работе и жестоко друг к другу. Пытался понять, что происходит с его односельчанами, которые смирились, позволили так неуважительно с собой обходиться (архаровцы  оправляются на кладбище, хамят, угрожают и воруют), и вот уже сами волокут с пожара кто мешок сахара, а кто и драгоценности. Пробовал Иван Петрович воевать, говоря на собраниях о тех безобразиях, мимо которых проходили все. Но не нужен такой человек, думающий не только о себе, но и о других людях, о будущем. Мешает он всем, потому и чувствует Иван Петрович страшное разорение, своего рода пожар, что душа не в ладу с ним. Не случайно так потянуло его к сыну, что увидел он на Дальнем Востоке гармонию порядка и нравственного закона. Это единение человека и природы, которого лишились жители Сосновки. И решил Иван Петрович уехать. Если б не пожар…
Здесь при свете пожара проявились худшие черты людей: пили водку под шумок, грабили и даже совершили убийство дяди Миши Хампо. И делали это не только подонки, но и те односельчане, у которых сгорели все нравственные «подпорки». Возможно, Распутин имел в виду и такое выгорание души в человеке, когда так многозначаще назвал повесть.
Но этот же пожар показал и то лучшее, что ещё осталось в людях. Это самоотверженность как самого Егорова, так и его жены Алёны, и Афонии Бронникова, и многих других. Может, потому после пожара не уезжает Иван Петрович из Сосновки, в которой прожил 20 с лишним лет. Он вновь находит верную дорогу, потому что под ногами у него родная земля, а рядом близкие люди…
Какая небольшая, но ёмкая повесть. Написанная умным и добрым человеком, она предостерегает нас от пожара.


Рецензии