смерть Саида

 14.01.2004 г.Уфа, кафе «Седа»

                СМЕРТЬ САИДА

   Богатым и удачливым был купец Саид , но был у него один недостаток, с которым он, как не старался, справиться не мог. Саид был чрезвычайно суеверен. Он верил во всякие предсказания и приметы. Не ускользали от внимательного взора Саида многочисленные черные кошки, чихающие на дорогу верблюды и вороватые цыгане. А перед каждым кара-
ванным переходом Саид непременно навещал гадалку-прорицательницу , сидящую в вонючем цветастом шатре на главной площади родного города Саида.
    И в этот раз , перед караванным переходом в Каир ,с грузом шелка и пряностей, Саид направился к прорицательнице , чтобы привычно пуститься в свой поход со спокойной душой.
    Прорицательница долго темнила , впрочем как и обычно, рассуждала о бренности всего и вся, попутно плакалась о своей безденежной судьбе, жаловалась на бездушие и жадность редких клиентов. Саид привычно помалкивал, кивал и пропускал болтовню мимо ушей, а в положенный по ритуалу момент выложил на цветистый ковер, заранее отобранный золотой кругляк со строгим латинским профилем. Прорицательница , тут же оживившись , перестала болтать, смахнула золотой в свой кошель и резво принялась мешать волшебные камушки в мешочке, поминутно доставая их по одному и шепча что-то себе под нос. Потом она внимательно, и как-то необычно строго посмотрела на Саида.
- Ты отправляешься в Каир… - произнесла она осторожно, скорее утверждая, чем спрашивая.
- Да,- Саид почему то подумал, что об этом она могла и на рынке узнать, но тут же устыдился своих подозрений.
- Там тебя поджидает твоя смерть.
   И все. Больше она ничего не стала говорить, как Саид не пытался выведать у нее подробности . Купеч был вынужден вернуться к своему снаряженному каравану в глубоком смятении.   Верблюды ,уже навьюченные и напоенные впрок,
меланхолично перебирали губами. Погонщики ,больше для вида, в который раз проверяли хорошо ли привязана поклажа. Все ждали последней команды отправляться в путь. Но Саид все медлил. Он пытался уговорить самого себя, что слова полоумной рыночной гадалки нельзя воспринимать всерьез, но у него ничего не получалось. Саид верил в предсказания, и в конце концов, они никогда не подводили его…  Наконец торговец решился и подозвал к себе старшего погонщика.
- Мы не идем в Каир, мы идем в Дамаск, - объявил свое решение Саид.
- Но , господин…- начал было старший погонщик верблюдов.
- «Но» здесь говорю только я! – вскричал Саид, - я сказал в Дамаск, путь туда короче, а денег я вам заплачу, как уговаривались до Каира. Все!
  Старший  погонщик не стал больше возражать. Смиренно поклонившись, он ушел отдавать распоряжения своим людям, и вскоре караван уже был на пути в Дамаск.
   Переход каравану удался легко и почти без потерь( один верблюд сломал ногу, и его пришлось прирезать, да пара погонщиков пропала по дороге – то ли львы поживились ими во время ночевки, то ли заплутали неразумные люди во время короткой, но жестокой песчаной бури). Саид переходом  остался доволен. Но в легкости  и безмятежности пути есть, как известно, и другая сторона – слишком много времени на размышления. И хорошо, когда эти размышления отрадны. А размышления Саида ,отнюдь, не были радостными, он всю дорогу до Дамаска думал о злополучном предсказании . Вспоминались случаи из жизни, а иногда и из старинных сказок, о всяческих пророчествах. В сказках, да и в жизни тоже, пророчества были сплошь страшными и, как правило, сбывались с точностью… Несчастный Саид не мог решить, как ему относится ко всему случившемуся – верить и остерегаться, или отмести в сторону болтовню прорицательницы и спокойно жить дальше… Не верилось ни в то, ни в другое, а человеку так трудно быть в гармонии с самим собой без веры…
   За всеми этими мыслями и сомнениями Саид почти позабыл о небольшом событии , которое , пожалуй, было единственным развлечением за весь длительный и скучный переход до Дамаска.
   В самом начале пути , когда караван Саида еще не отошел далеко от родного города , вереницу тяжело нагруженных верблюдов нагнали всадники на дорогих , быстроногих лошадях . Всадники были богато одеты и заговорили строго и властно .Они быстро выяснили, кто в караване главный и один из всадников повелительным тоном обратился  к Саиду.
- Правитель нашего города узнал, что ты ,купец, направляешься в Дамаск. Правитель повелевает тебе доставить эмиру Дамасскому этот ларец, -  всадник наклонился к седлу и передал Саиду ларец, замотанный в парчу, - А чтобы тебя не ограбили по дороге, или помыслы твои не помутили разум твой, правитель дает  дюжину лучших воинов в охрану. Радуйся же, купец , чести , оказанной тебе!
    На этом и порешили. Всадники галопом умчались обратно в город, а караван продолжил свой размеренный путь , под надежной охраной грозных, но скучающих воинов правителя. Саид же опять погрузился в свои невеселые размышления…
    По приезду в Дамаск купец первым делом сбыл свой товар, что далось ему на удивление легко и быстро, выручив даже сверх того, что ожидалось. Погонщики верблюдов во главе со старшиной получили расчет, как положено заикнулись о надбавке, но и не получив ее отбыли восвояси вполне довольными. А приставленные к каравану воины отделились от каравана у стен Дамаска,  ибо считается  неучтивым пребывание чужих  солдат в дружественном городе. И только завершив привычный круг дел, Саид с ужасом вспомнил о ларце. « О, Аллах! Горе мне неразумному! Вместо того , чтобы первым делом отправиться ко двору эмира и передать ему ларец, я выгадывал цену на свой товар и ломал комедию с погонщиками! Не сносить мне головы, и поделом…» С этими невеселыми мыслями Саид поспешил во дворец эмира Дамасского. Стража у входа во дворец ,едва услышав по какому делу прибыл купец, мгновенно расступилась и Саид беспрепятственно и в срочном порядке был препровожден к эмиру.
   К великому удивлению Саида эмир не проронил ни слова упрека , по поводу задержки с доставкой ларца. Эмир выслушал , явно в пол уха ,  витиеватые  извинения Саида , в которые хитроумно были вплетены льстивые пассажи и ужасающие подробности путешествия , призванные смягчить вину купца. Но не дослушав Саида эмир вдруг резко встал и , воздев руки кверху вскричал:
- Купец! Довольно я услышал твоих глупостей! О таких скороходах , как ты , в народе говорят « только за смертью посылать»… Где ларец?
   Саид с поклоном протянул  запертый ларец, и эмир  не скрывая волнения принял его  в обе руки , будто бы стеклянный сосуд . Помедлив немного эмир развернулся на месте и стремительно выбежал из зала. Саид понял, что аудиенция благополучно завершена, купец облегченно перевел дух и улыбнулся. Пора было выбираться из дворца эмира. Он знал, что несмотря на благополучное завершение приема, во дворце его отнюдь не ждут угощенья и отдых. В самом разгаре был Священный Месяц , не могло быть и речи о пирах и удовольствиях. Саид притворно вздохнул и было засобирался восвояси, когда   из-за занавески его кто-то  окликнул. Кто-то звал  Саида по имени. Купец стал шарить по стенам взглядом, пытаясь отыскать зовущего. Тихий голос опять окликнул Саида, голос был еле слышен , но при этом необъяснимо приятным. Саид  воспрял духом, предчувствуя  хоть какое то приключение в стенах дворца. Быть может эмир все таки  решил отблагодарить добросовестного курьера за труды, но не стал делать этого сам, из благочестивых соображений, поручив вассалам ?  А вдруг это одна из многочисленных жен эмира? Интересно было бы увидеть жену эмира Дамасского, говорят их у него больше семидесяти , и все отборные красавицы, даже старшие…
    Саид, как и все торговцы со времен Магомета, был чрезвычайно мечтателен ,но слегка глуп. Его грезы оборвал окрик, уже совершенно нетерпеливый :
- Саид , ну что же ты!? Иди сюда!
   Из-за занавески  показалась рука с тонким, изящным запястьем и кольцом белого металла на среднем пальце. Рука манила Саида, и купец ринулся за занавеску, позабыв о всяких приличиях и прикидывая на ходу во что эмир оценил его , Саида, услуги…
   Проникнув за занавес купец  буквально столкнулся с женщиной, звавшей его .Она была закутана в какое то непонятное одеяние , какого Саид не встречал у женщин ни в чужих краях, ни у себя на родине. Одежда, сотканная из почти невидимых нитей, почти не скрывала фигуры незнакомки, но при этом искрилась и создавала сияющий ореол, не позволяющий рассмотреть детали… Саид опешил на мгновение, растерявшись, и не зная что же делать ему дальше. Слишком быстрая смена мечтаний на  неожиданно близкую реальность смутила купца. Однако женщина (как это впрочем,  бывает почти всегда в подобных ситуациях), похоже лучше Саида знала как поступать дальше. Она взяла купца за руку и мягко , но уверенно повела его за собой по коридору, уходящему из-за занавеса вглубь дворца.
    Они долго и шли по коридору с глухими, ничем не украшенными стенами в полном безмолвии. Саид , как ни напрягал свой скудный на амурные выдумки ум, не мог придумать , с чего бы начать разговор с незнакомкой, увлекающей его в неизвестность. А женщина , похоже вообще не считала нужным тратить слова попусту раньше времени. Она плыла по коридору, легкой походкой молодой девушки, но при этом Саид почти видел под удивительной одеждой зрелое и влекущее тело настоящей женщины…
     Неожиданно коридор повернул направо и кончился , женщина ввела Саида в комнату, которая ему сразу же показалась странной. Здесь не  было ни кальяна, ни ковров с шелковыми подушками, что грезились купцу всю дорогу. Не увидел Саид в этой странной, почти пустой комнате  даже  лампы с благовониями. Ничего в этой комнате не наводило Саида на мысли об отдыхе и удовольствиях. Саиду вдруг стало страшно. Он почему то вспомнил базарную байку чернокожего торговца сандалом о том, что дескать, у эмира Дамасского есть в услужении особые женщины, обладающие нечеловеческой жестокостью , и эмир прибегает к их услугам в случаях, когда хочет расправиться со своими самыми заклятыми врагами и обидчиками… Лоб Саида мгновенно покрылся холодной испариной, рука сама собой вырвалась из руки незнакомки.
- Ты кто? – голос Саида стал сухим и ломким.
   Женщина обернулась к Саиду и скинула с лица паранджу, богато расшитую жемчугом.
Лицом она оказалась необычайно красива и неожиданно бела. Глаза излучали ласку, и осязаемую, буквально струящуюся жалость. Женщина спокойно смотрела на Саида, будто бы успокаивая  его. И Саид действительно обмяк, даже внутренне усмехнулся своим  бредовым страхам…
- Я – твоя смерть , Саид, - вдруг ответила женщина.
  Саид глупо улыбнулся , нелепо взмахнул рукой , и тут до него дошел смысл только что произнесенных слов.
- Но.. но ты же в Каире! Ты должна быть в Каире! – Саид кричал, женщина тихо
улыбалась. В углу комнаты попугай тупо стучал клювом в бамбуковые прутья клетки.
Наконец Саид накричался и охрипнув опустился на пол, закрыл лицо руками и обессиленный заплакал. Женщина шагнула вперед и положила ладонь ему на голову.
- Не ко всем смерть приходит так , как к тебе, Саид. Обычно ее не замечают, а ты даже поспорить со своей смертью успел. Молодец, – женщина по прежнему улыбалась, - так что полагается тебе ,Саид, последнее желание. Но ,учти, для себя тебе желать нечего, а другим мои благодеяния могут и не понравиться…
   Саид тупо  смотрел на свою смерть и неожиданно понял, чего он хочет в свой последний час всей душой. Он с трудом разлепил спекшиеся губы и произнес:
- Я хочу знать, что было в том ларце… который я вез эмиру. Что там было? 
   Саид всю дорогу до Дамасска смутно чувствовал великую ценность ларца. Но мудрый правитель все правильно рассчитал – надежная охрана не давала даже родится дурной мысли в голове вороватого Саида… Теперь же купца пронзила мысль о том, что если в ларце была какая то неимоверная ценность, то ему следовало бы подумать, как ускользнуть незаметно с ларцом в песчаную бурю…И теперь бы он не стоял в этой последней комнате перед лицом своей собственной смерти…
   Смерть усмехнулась, уже не так по-доброму как раньше, будто прочла мысли Саида.
- Саид, в ларце было самое лучшее средство от запора, которое с таким мастерством готовит придворный лекарь твоего правителя. Эмир Дамасский страдает несварением уже много месяцев, и это снадобье – последнее ,не опробованное им… Ну все, купец, я выполнила твое желание. А теперь закрой глаза и слушай меня внимательно….


28 февраля 2004г. 
 


Рецензии
замечательная притча в которой тесно переплетены интрига, колорит востока и юмор

Распект.

Гоблин Отморозков   25.01.2008 20:08     Заявить о нарушении
спасибо...
восток - моя слабость, приходилось бывать в разных странах региона, от Египта до Афганистана....

Пас   27.01.2008 15:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.