Жаркое пермское лето ракеты, экологи, менты

Жаркое пермское лето: ракеты, экологи, менты…

 
Заметка про жестоко разогнанный митинг активистов эколагеря в Перми 16 июля.

Митинг экопротестного лагеря 16 июля обещал быть жарким, и погода была лишь подтверждением общих ожиданий. Исход предыдущей акции 9 июля был мирным: милиция просто "не обратила внимание" на несанкционированную демонстрацию после митинга. В этот раз все было сложнее. Экоактивисты провели массовую расклейку пригласительных листовок по всему городу, где извещали горожан о том, что сам и.о. губернатора Чиркунов даст ответ на ультиматум экологов о прекращении сжигания ракет (пригласили его и "вживую" - на еженедельном брифинге). Таким образом, акция ожидала быть интересным и скандальным событием, ведь обещанный в листовке митинг не был санкционирован властями. На дух радикализма слетелись и журналисты, и молодежь и, разумеется, милиция.


Всего на площади перед кинотеатром "Экран" собралось около 150 человек, из которых не менее 70 представляли собой протестную молодежь, так или иначе связанную с какой-либо "левой" организацией и, непосредственно с лагерем протеста. Жители Закамска также проявили живой интерес к проблеме и активно требовали газет и листовок, особенную чуткость к проблеме ракет проявили старушки (однако их было не больше людей прочих возрастов). Отношение закамских аборигенов было в общем не враждебным - скорее, заинтересованным.


Чем же привлекали внимание экоактивисты? Начали они с наглядной пропаганды - показали театральную постановку. Суть ее заключалась в том, что алчный губернатор - под рэп песню "Дайте мне, дайте мне, дайте денег…" - договаривается с американцем о строительстве завода, приговаривая, что это безопасно; далее из трубы валит вонючий дым - экологи знают дело в химии! - и от него трагически погибают ранее беззаботно танцевавшие юные и очаровательные девушки… Губернатор панически бегает вокруг завода и в глаза его - ужас. В отчаянье он кидает зеленые купюры на землю… Трогательный конец спектакля провоцирует искренние аплодисменты зрителей. Если бы все так и продолжалось мило и "правильно"…


Но у экологической политики есть и другое лицо - то самое, что обеспечивало победы в Воткинске и Азове. Это радикализм.
Официально зарегистрированный ежедневный информационный пикет должен был окончиться к 17:00. Однако ведущий попросил внимание и заявил, что открывается несанкционированный митинг. Логичность и последовательность дальнейших событий даже организаторам акции было бы сейчас крайне сложно восстановить. Внезапно от толпы отделился некий работник Кировского завода с мегафоном, которого сейчас же "свинтили" менты. Никто так и не понял, что он конкретно хотел сказать - он просто застрял в памяти эпизодом, за которым последовали главные события скандального митинга.


Группа милиционеров рванулась к ведущему - Ю. Боброву, объявившему о начале несанкционированного митинга, - с явной целью его задержания. В тот же миг на защиту Боброва сорганизовались молодые активисты, оперативно сковавшиеся вокруг него живым "замком". Начался, как говорятся, экшен, притом небывалый для Перми. Ментов было явно меньше, и они уступали молодежи в напоре и решительности, так что отстоять товарища в первой стычке удалось без проблем. Живая масса из 10 человек переместилась на ступеньки, где удобно устроилась у всех на виду, пассивно отражая нападения милиции, пытавшейся вытащить из массы Боброва (однако все, что у них вышло, это лишь оторвать микрофон от мегафона). Началось яростное скандирование речевок: "Долой произвол", "Нет ракетам", "Пусть милиция отойдет", "Вместе мы победим" и др., причем каждая из них скандировалась раз по 20-30 во все горло. Милиция и впрямь отошла, хотя протестное "сидение" продолжалось более 10 минут. Все происходило стремительно и хаотично, хотя и слаженно и организованно. И все это при учете того, что "координатор" просто отсутствовал - его роль играли разные люди, выступавшие с инициативами.


Одной из таких стихийных инициатив было предложение перекрыть дорогу автозаку, увозящему из толпы "втихушку" задержанного Р. Юшкова. Предупредительно проскандировав "Свободу политзаключенным!" - "Свободу нашим товарищам!", активисты облепили машину с двух сторон, мешая проезду (удалось даже на время открыть дверь). Однако в то же время, "скованность" "массы" порядком разрушилась, что дало возможность подоспевшим ментам всерьез заняться задержанием активистов. Наиболее символичным событием того момента была попытка колоритного бородатого омоновца вырвать из "массы" одного из ребят (не самого "здорового") - он мастерски вывернул ему руку так, что парень закричал от боли. За другую руку его цепко держали товарищи, отступающие от машины в сторону деревьев. Наконец, все они уселись, а омоновец повалил парня на "массу" и продолжал выворачивать руку еще на протяжении минуты, садистски улыбаясь, - провоцируя страшные крики от острой боли, - и откровенно крича ему в лицо оскорбления.


Когда же под давлением обступивших омоновца горожан активиста отпустили, вид у него был такой, что товарищи подумали о вызове "скорой". Однако это был просто легкий болевой шок. Таким образом, вторая стычка, хотя и не спасла Романа Юшкова, но наглядно показала, что отстоять "своих" вполне реально (даже при учете того факта, что в непосредственных "боях" участвовало с десяток человек). Наступило "перемирие" - милиция покинула "отбитую" активистами территорию. Несколько минут отдыха позволили активистам задуматься над дальнейшими действиями и продолжить скандирование с высоко поднятыми кулаками: "Мы ваше будущее!"… Впрочем, это также выглядело трогательно и "правильно" - теперь уже по правилам раскрученных в массовом сознании "антиглобалистов". Последовавшие далее события стали поводом веб-сайту "Автономов" окрестить заметку об акции "Зверства ментов в Перми".


Наконец, из глубины протестных душ вырвалось решение двинуться к Кировскому ОВД, чтобы забрать товарища Юшкова. Решение было самоубийственное, ведь вокруг рассредоточились менты с парой-тройкой ожидающих автозаков. Но активисты все же организовались в колонну человек в 20 с гордо поднятыми анархистскими флагами. Несколько шагов колонны, и вновь раздался призыв "сцепляться, садиться на землю и держаться друг за друга". Третья стычка оказалась наиболее удачной для милиции: растащить по рукам и ногам, обхватывая сзади и даже за волосы удалось более 10 человек. Это была наиболее жестокая стычка. Людей тащили по земле, грубо запихивали в автозаки, местами даже били - кто-то и неизменно материли. Ментовская брань, кровь активистов и слезы женщин, пытавшихся отбить ребят, объективно отражали атмосферу последней стычки. "Верните детей" - кричали они в ходе задержания…


Наполнив автозаки десятком активистов, менты под крики "Позор милиции!" и "Долой ментовский беспредел" направились в КОВД. На перманентные просьбы представиться, конвоиры, потные и возбужденные потасовками милиционеры, наконец, огрызнулись (в лице славного бородача-омоновца): "Шамиль Басаев и Салман Радуев"…


Тем временем толпа из 90 человек отправилась за товарищами в КОВД. Не обошлось и без провокаций: по дороге встретился молодой человек на "Газели" и предложил шествию яйца, чтобы закидать отделение милиции. Поначалу "подарок" приняли радостно, однако потом стало очевидно, что это провокация (впоследствии та самая "Газель" оказалась припаркована у РУВД). Подойдя к отделению милиции, колонна натолкнулась на оцепление более чем в 30 сотрудников в форме и десяти в штатском. Милиция предлагала писать заявления, а люди отвечали: "Мы больше не верим милиции!" Один из сотрудников запретил журналистам делать аудио- и видеозапись. Представителей правозащитного центра в здание не пустили. Зато "впустили" четырех несовершеннолетних ребят, раньше всех подошедших к зданию. Сопротивление они не оказывали, да и вообще говорили, что пришли сами - в знак солидарности с товарищами.


В ментовке с задержанными не церемонились - обращались деловито-нахально; вещи конфисковали, в общем, все уже свыклись с неизбежностью долгосрочного задержания и обменивались "подрывной литературой". Впрочем, были среди ментов и сочувствующие, - те, что не участвовали в "винтеже", - жалевшие "наивных" ребят, которых "используют некие силы" ("проплаченные" и т.д.) в бесполезных авантюрах ("ну ведь сами понимаете, что это мир больших денег, власти и криминала - вам ведь их не одолеть, ребята..." - буквально заявил один из них).


К половине девятого все задержанные были отпущены. Слушание дела по поводу "нарушения порядка проведения массовых мероприятий" состоится в понедельник, в 11 утра, в мировом суде по адресу Федосеева, 15.

Все, что вами было прочитано выше, базируется на эмоциях и царившей тогда атмосфере: то есть людям было просто некогда задуматься над законностью или незаконностью действий милиции. Это был грубый эмпиризм, порожденный критической ситуацией. Однако если задуматься, то правда на стороне активистов - ведь милиция вела себя грубо и бескомпромиссно, более того противоправно: даже если закрыть глаза на насилие, кировская милиция - не такая выдрессированная левыми, как, скажем, ленинская или свердловская - вела себя по хамски, то есть не представлялась и не объяснялась. Более того, на любительской видеопленке запечатлено более трех кадров, проецирующих картину осторожно-точных ударов ментов по старушкам (которые мгновенно падали на землю). Впрочем, милиция (вернее уже сказать - полиция) всего лишь орудие в руках власти. Совершенно очевидно, что Чиркунов, не явившийся по приглашению экологов, повинен в насильственном разгоне мирной акции протеста. Пресс-служба лагеря отметила, что "
из неофициальных источников известно, что команду арестовать лидеров отдал заместитель начальника городского ОВД Константин Строгий", который основываясь на опыте задержаний 27 февраля, 19 марта (неудачно) и 1 апреля, знал "кого и как брать". Удары по активистам наносились точечные: об этом свидетельствует, например, факт того, что после задержания Юшкова и Боброва тот самый омоновец пытался выдрать из "массы" одного активиста отлично разбирающегося в управлении массовых акций и имевший судебный опыт. Также неизвестна природа здоровых молодцов, пристававших к активистам на митинге с обвинениями в "непатриотизме" и пр. Многочисленная шпана типично гоповского вида - избила одного из активистов, одиноко шедшего к лагерю, и пригрозила, что скоро наведается и туда.


Подводить итоги акции еще рано, ведь это был лишь эпизод кампании, которая по заявлению активистов будет идти до "победного конца". Очевидно, что такие скандалы только на руку бойцам эколагеря, а вся милиция и администрация напрашивается на судебные разбирательства, которые обернутся еще большими скандалами. И сложно сказать, на кого же работает время - ведь с развитием конфликтной ситуации внимание общественности будет возрастать по нарастающей… Так что впереди новые акции протеста. Крепко сцепившись, протестующая молодежь проскандировала: "В четверг в 9 утра у заводоуправления!"…


Алекс Кинзер


Вернуться назад

 


Рецензии