Black metal review!
Рок возник из поиска смысла жизни. Это красной нитью проходит сквозь творчество всех групп, корни которых отходят от рока. Музыканты всю жизнь были в вечном поиске смысла жизни. Они буквально переживали этот поиск в своей личной жизни, а то, до чего они додумывались или что-то постигали, они выражали в своих текстах.
Также рок – это был вызов устоям общественности и сложившейся морали. Это когда были поставлены под сомнение традиционные ценности, такие как армия, политика, религия, и возник новый взгляд на взаимоотношения между людьми ... Рок- это общение. Он - звуковой фон целого поколения, отождествляющего себя с ним. В начале 70-х наблюдается кризис рок сцены. Так получилось что со временем рок начал попсеть, музыканты погнались за длинным долларом, уже не было той мальчишеской экспрессии, авангарда и необходимого драйва, которого так не хватало публике. Рок становится все более коммерческой музыкой, происходит полный отход от духовных корней рока, рожденного и созданного для бунта. К середине 70-х назрела необходимость в появлении чего-то нового – бунтующего и протестующего. Этим чем-то стал панк.
Прежде всего, привлекало то, что панк был диким, злобным, но все же свежим ветром. Казалось, все уже перепробовано, впереди у музыки только повторение пройденного, и панки восхищали как последний буйный, скандальный, но честный праздник уходящего рок-н-ролла.
Правда, с развалом Sex Pistols панк тоже пришёл в упадок. Многие музыканты воспринимали панк по-своему. Одни, как Holly Moses, довели его резкость до предела - и получился c. Другие, наоборот, резкость убрали, как U-2, и вышел пост-панк, третьи просто постриглись по-модному и вставили в нос булавку – родилась «новая волна».
И тут на сцену выходит hard-рок, получивший своё распространение ещё в конце 60-ых годов, но в законченном виде его донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, hard-рок с тех пор предполагает исполнение виртуозными инструменталистами, что пошло только на пользу и музыке, и ее поклонникам.
Не буду говорить про выдающиеся группы Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin, стоявших у истоков hard-рока и hevy метала, про это писано неписано, стоит лишь не полениться и полазить по и-нету.
В середине 70-х начинается зарождается новый стиль рок-музыки – hevy-метал. Логически он продолжает идеи hard-рока, выделив из музыки hard-роковых групп исключительно мощные гитарные риффы, доведенные до виртуозности соло и канонадные ударные. Толчком к появлению hevy-метал послужило творчество группы Black Sabbath.
Начало 80-х прошло под победное шествие hevy-метала, но он становился все менее тяжелым и более коммерческим, что конечно большинству молодежи, желавшей все также буйствовать, не нравилось. И вот в начале 80-х начинает зарождаться новая музыка – thrash метал. Thrash вобрал в себя панк-рок и hevy метал, вобравши в себя жесткость, скорость первого и мелодичность второго. Thrash стал самым тяжелым направлением музыки, в основном это было достигнуто за счет доведения скорости игры до физического предела, максимальным искажением звука гитары (благодаря все тому же эффекту Distortion) и максимальным убыстрением ритм-секции, которая стала походить на канонаду, за счет введения второй басовой бочки. Но thrash не состоял только из одной скорости, он был замечателен тем, что вместе со скоростью существовала мелодия, а частые резкие смены ритма сделали его неподражаемым. Thrash возник в Америки, и в основном как альтернатива начинающему становиться помпезным hevy-металу.
Вот тут-то и начинается самое интересное. Огромное влияние на «норвежский» black метал оказала английская группа Venom. Она была основана 1979-80 годах в Ньюкастле, когда три фаната-металлиста и музыканта решили сделать шаг дальше, чем все остальные их современники. Venom взял тяжесть и темный мистицизм от своих предшественников и осовременил его, сделав из него что-то вроде удара по морде, поскольку к тому времени многие металлические музыканты стали вести роскошный образ жизни благодаря своим коммерческим успехам, растеряв большую часть былого задора, что когда-то вызывал возбуждение. Они привнесли много нового в thrash метал и, грубо говоря, создали новый стиль – black!
Black первой волны (1982-1986): это такие группы как Venom из Великобритании, Hellhammer (1982) из Швейцарии, преобразовавшийся в 1984 году в Celtic Frost, Bathory (1983) из Швеции, Sodom (1983) из Германии. Позднее Celtic Frost и Sodom отошли от Black cтилистики. Музыка была жесткой, грязной и агрессивной. В основном использовался стандартный для экстремальных команд тех времен набор музыкальных иструментов - барабаны, ритм и соло гитары, басс. Вокальные партии были в принципе типичны для ранних Thrash/Speed/Death групп. Новатором среди этих групп был Quorthon Seth - который со временем стал использовать разнообразные инструменты и эффекты. Но на начальной стадии своего зарождения Black Metal был близок к Thrash/Speed/Death стилистики, с более размытым и жестким звучанием.
Классикой black-metal считается второй альбом Venom - "Black Metal" 82-го года выпуска. Что же такого нового они привнесли в металлическую музыку. Во-первых: наиболее распространённые атрибуты современного black – пентаграмма и/или бородатый козел: присутствует и то, и другое. Во-вторых: чёрно-белая обложка. В третьих: по возможности, более-менее "закорюченный" логотип – ну, можно считать, что тоже есть (делая поправку на год выхода альбома). В четвёртых: псевдонимы участников - есть: Мантас, Кронос и Абаддон. В пятых: зашифрованная информация о названии инструментов - есть. Следуя информации со вкладыша, музыканты Venom играют на следующих инструментах:
Cronos - rabid raptor of bestial malevolence,
Abaddon - barbaric guardian to the 7-Gates of Hell
Mantas - grand master of Hades and Mayhem.
Следующий атрибут - какое нибудь пафосное послание или обозначение самих себя - есть: на вкладке красным по чёрно-белому написано: "666 Legions". Вдобавок ко всему этому - всенепременно долженствуют наличествовать "сатанинские" или, на худой конец, "богохульные тексты" - ну и это, естественно, есть. Всё вышеперечисленное является, как уже было сказано, неотъемлемыми атрибутами классического современного black Метал. И "законодателями мод" во всём этом являются именно Venom.
Хотя Venom играли ускоренный thrash, что-то в стиле power thrash, на то время они были просто до невозможности брутальны и экстремальны. Их музыка сносила башни практически всем металлистам того времени поголовно. В музыкальном плане Venom внесли новшество, которое присутствует здесь – это изуверски звучащий (для тех лет, естественно) вокал. Ибо до того были, конечно, вокалисты, которые обладали хриплым голосом, но, тем не менее, все они именно пели. Venom же петь даже не пытаются. Второе: нехарактерно, для металлической группы тех лет, настроенные гитары и выведенный общий звук. Так "грязно" тогда играли только панки. Флаг вовремя подхватила другая шведская группа Bathory. Они усложнили и довели до совершенства саму концепцию black, как в идеологическом, так и музыкальном планах. Именно они первые установили стандарты идеологии т. н. «true black» - эта группа почти не играет концертов, почти не снимает видеоклипов и нечасто дает интервью большим журналам, а настоящие имена музыкантов, принимавших участие в записи альбомов, не удалось раскопать даже самым дотошным журналистам.
Bathory была основана в 1983 году году в Стокгольме усилиями гитариста и вокалиста, скрывающегося под псевдонимом Quorthon Seth. Настоящее имя этого персонажа до сих пор не известно.
В 84 году вышел первый альбом с одноименным названием группы «Bathory». Его Куортон записывал дома на обычный магнитофон, что являет собой отличный пример true-андерграундного звучания, но особенно это касается барабанных партий. Музыка сего творения являет собой настоящий, тупой, однообразный, но очень энергичный и злой black, с коего тогда всё и начиналось. Все песни сыграны примерно в одном и том же темпе, стиль игры не меняется на протяжение всего альбома, а классические thrash'овые гитарные риффы блещут от начала до конца. Второй альбом Квортона Сета под смутным названием "The Return" вышел в 1985 году. Альбом, доверху наполненный зверским black/death металлом с агрессивными текстами и жуткими звуковыми вставками. Сей альбом, как уже было сказано, является, как и первый, сборником сильной агрессивной и злой музыки, не столь мощный, как типичный северный black начала 90-х, но не очень быстрый и оттого достаточно качественный. Потом в 1987 году вышел в свет альбом "Under The Sign Of A Black Mark" – это самый лучший альбом Квортона Сета из классических представителей жанра black, содержащий в себе шедевры творчества сего музыканта, что сыграны в более тяжёлом, мощном и громыхающем ключе, нежели предыдущие творения ровно, как и вокал Квортона, ставший теперь менее сиплым и более похожим на современный гроулинг. Музыка Bathory набрала силу и теперь её уже можно считать полноценным потрясающим black'ом, а не death-black'ом, как кличут альбомы до 1987 года. Мрачное и скрипичное интро вводит слушателя в мир злобнейшей и аргессивной, рычащей всеми инструментами музыки, в которой изредка появляются действительно жуткие вставки.
Ещё добавлю пару слов про небезызвестный коллектив Celtic Frost. Их тоже можно причислить к первооткрывателям стиля black. Но снова оговорка не по стилю музыки есть сие причисление, а по идеологии. Стиль их музыки тяжелеет скорее к, новомодному тогда, thrash с большим уклоном в сторону death. Два их первых альбома "Morbid Tales" и "Emperor's Return" 1984/85 годов как братья близнецы по одинаковости звучания, почти по одинаковости длины – 23 минуты, одинаковая стилистика. Стиль игры же представляет собой классический death/thrash металл с чёрной идеологией и таким же оформлением. На современный black это мало чем похоже в смысле стиля, но по идеологии – самое то. Ведь многие музыканты, современной black сцены черпали своё вдохновение и равнялись именно на такие группы как Celtic Frost, Bathory, Venom и иже с ними. Следующий альбом Celtic Frost датируемый 1985-м годом "To Mega Therion", музыка этого альбома представляет из себя старый, а оттого и потрясный death/thrash, с типичными для такого стиля музыки риффами, барабанами и вокалом Tom Gabriel Warrior. Обложка же сего творения (by H.R.Giger) вообще шедевр из шедевров: такой мрачной серо-чёрной мертвенно-загнивающей субстанции во главе с товарищем Христом ещё никто не мог создать по сегодняшний день. "Vanity / Nemesis" 1990 года, про это творение можно сказать, что творческие идеи музыкантов в стиле black выдохлись, они сильно облегчились, стало больше мелодики появилось больше thrash, плюс вокал типичный для подобного вида музыки.
Это был предпоследний их альбом. После знаменательных творческих взлётов вышерассмотренных групп, black после 1986 года уходит в андерграунд, причём глубоко и надолго. Вырвать его на сцену попытались команды следующей волны black metal.
Black второй волны (1986-1990): в превалирующем большинстве это Скандинавия, та часть нашей планеты которая разразилась такой силы громом и молниями, что отголоски оных будут отдаваться еще не одно десятилетие и навсегда войдет в историю Black Metal. Darkthrone (c 1986 по 1987 как Black Death, далее как Darkthrone), Burzum (c 1987 по 1990 под названием Urukhai, с 1991 как Burzum), Mayhem (1984), Immortal (1990) из Норвегии, Beherit (1989) из Финляндии.
Небольшое лирическое отступление: стоит вспомнить, что black произошёл из рока, а рок это был поиск ответов на волнующие умы людей вопросы о сущности бытия, самого существования человечества и всего, что с этим связано. Вот и имеем отсюда разность течений в музыке, т. е. поиск + космогоническая тематика = doom metal, поиск + грусть, бессмертие, обречённость (вампирская тематика) = gothic metal, поиск + приземлённая тематика о человеке и человечестве как таковом, насущные проблемы, политика = death metal, поиск + мистицизм, потусторонний мир, оккультные науки = black metal. И тому подобное.
Гитарные рифы стали более плотнее, ударные партии намного жестче и быстрее, вокал видоизменился до сверхвысокого, истеричного, хотя и грубый-низкий применялся не менее часто. Следует отметить, что Darkthrone и Immortal (1990) на начальном этапе играли музыку, близкую более к Death Metal стилистике, чем Black. Фактически первым Black'овым альбомом Darkthrone является "A Blaze In The Northern Sky", выпущенный в 1992 году на английском лейбле Peaceville, поэтому эта команда скорее относится к группам третьей волны. Такой тип музыки приобрел название Скандинавского Black Metal'a. В это время блэковые коллективы зарождались практически во всех уголках мира - Master's Hammer (1988) из Чехии, Mortuary Drape (1984) из Италии, Mystifier (1989) из Бразилии, Necromantia (1989) и Rotting Christ (1987) из Греции, Sigh (1989) из Японии. Hа данном временном этапе это был все тот же жесткий, сметающий все на своем пути, злобный стиль в основном использующий стандартный набор муз.инструментов, хотя уже тогда начали встречаться элементы клавишных партий.
Основная волна black пришлась на 91/92 года. В основном из северной Норвегии, почему именно оттуда, вот так прямо тяжело ответить, я не норвежец и всей подноготной не знаю, но кое какие предположения имеются на этот счёт. В Норвегии очень сильным был народный эпос, скандинавские сказания викингов, они просто впитывались с молоком матери. Викинги – это было самое агрессивное и воинственное племя, поскольку они жили на ледяном севере и им приходилось всё время сражаться за свою жизнь, поэтому они были ещё и очень подвержены ко всякому роду мистицизму, зачастую общались со всевозможными духами, преклонялись перед своими богами. У них даже было почетно убить своего врага и чем больше врагов викинг убьёт, тем больше к нему было уважения и почёта, как в этой жизни, так и в загробной. Стоит лишь добавить, что врагом был всякий кто не викинг. Они ещё и разрисовывали свои лица, для устрашения своих врагов, чёрно-белой краской и это в блэк привнесли норвежцы-скандинавы.
Black третей волны (начало 90-х): начало расцвета Emperor (1992), Enslaved (1991), Gorgoroth (1992) и Satyricon (1991) из Hорвегии, Abigor (1993) и Summoning (1993) из Австрии, Dissection (1989), Marduk (1990) и Lord Belial (1992) из Швеции и многие другие замечательные коллективы поставили Black Metal на качественно новый уровень. Hоваторство, оригинальность, разнообразие эффектов, атмосфера клавишных, основанные на старых корнях блэка сделали свое дело. Именно эта волна взялась за разрушение стен и оков, сдерживающих группы в рамках определенного музыкального направления. Инструментальное разнообразие, применение различных вокальных способов – от ультравысокого и грубых до распевного и чистых хоралов. Многие команды стали образовывать side-проекты, обычно фольклорной направленности (Isengard, Storm, Wongraven, Vond, e.t.c.) с качественно новой музыкой – применяются фольклорные инструменты и нагнетается соответствующая атмосфера клавишными, вокал - преобладающе чистый, распевный, появились женские вокальные партии
Итак, шёл 1992 год …
На black сцене появляются: Darkthrone с альбомом "A Blaze in the Northern Sky", Immortal с альбомом “Diabolical Fullmoon Mysticism”, Marduk с альбомом "Dark Endless", Mayhem с альбомом "From the Darkest Past", "Wrath Of The Tyrant" (демоверсия, которая была переиздана в 1995г. с двумя ремиксами) от Emperor, Satyricon с демонстрационным мини-альбомом емкостью в 3 композиции под названием “Satyricon”, появляется группа Burzum (с натяжкой её можно назвать группой так как в основном она состоит из Варга Викернесса) с одноимённым названием альбома “Burzum”. Это была, если так можно выразиться новая, основная волна концептуальная волна black.
Между ними было много общего, но ещё больше была разница. У Darkthrone например превуалировал очень сырой звук гитар, звучание было на грани срыва, они как бы балансировали на тонком лезвие визжащих гитар, в основном настроенных на средней режущей частоте восприятия. У Immortal преобладало барабанное рубилово и супер мощное гитарное звучание, которое врывалось прямиком в мозг, чуть ли не сминая по пути барабанные перепонки, настолько агрессивный, просто подавляющий своей яростью звук.
Потом в 1994 году появились ряд новых групп с небольшими отклонениями от блэка. Такая группа как Ancient со своим первым альбомом "Svartalvheim" начали играть симфо-блэк, где прочно закрепились до сего дня; Satyricon с альбомом "Dark Medieval Times" (их первый совместный проект с Enslaved, не в счёт), я бы назвал их стиль лирическим блэком, не только из-за текстов, но в основном из-за их лирически настроенных гитар, печального подвывания, на втором плане клавиш и умело использованного хора и женского вокала, в некоторых местах; сюда также можно добавить Cradle Of Filth, хотя они и раньше выпустили три демки и аж один альбом, но слава им как самой вампирской блэк группе пришла как раз после “The Principl of Evil Made Flash”, их стиль, из-за уникальных данных вокала Dani Filth’a, определённой лирики, соответствующему имиджу группы, а также многочисленным вставкам как трешевых партий гитар, так и женского вокала вперемежку с хором, можно назвать по-моему simfo-vampiric-gothic-black! Сюда также относится Gehenna и их альбом "First Spell", точный стиль тоже не сразу-то и определишь это нечто среднее между simfo- и atmospheric black metal-короб. Следует заметить, что чистейшей водой atmospheric black metal это у Emperor, надо ещё не забыть об Австрийцах Abigor с альбомом "Verwustung - Invoke The Dark Age", правда они продолжали наследие предыдущих команд и исполнили сей и два последующих альбома больше в стиле unholy black, не в пример остальным.
Сюда ещё можно добавить такие группы как Behemoth, Dark Funeral. Правда эти группы пошли по-пути death/black, очень тонко балансируя на пересечении этих стилей, так, что иногда и не возможно чётко определить какой стиль конкретно звучит в данной композиции.
Black четвёртой волны (с 1995 года и по настоящее время): отражающий его современное музыкальное состояние. Окончательное крушение всех границ, рамок и оков. Воистину вершина музыкального расцвета этого Искусства. Характерные черты - симфоничность, использование практически любых музыкальных инструментов и способов игры, вокальные партии используются в абсолютно немыслимых вариациях - любых тонов и частот. Hаиболее яркие представители - Arcturus (еx.Mayhem), Cruachan, Cradle Of Filth, Pazuzu, Parnassus, Falkenbach, Empyrium, Bal-Sagoth и другие.
1996 год ознаменовал себя новыми коллективами которые пошли по новому пути в black metal: Borknagar, Solefald, Einherjer, Arcturus из Норвегии, их стиль можно охарактеризовать как эпический black, плавно переходящий в viking metal.
Необходимо заметить, что black, не что иное как слияние идеологии и концепции музыкального исполнения. Теперь расшифрую: идеология, как основная характеристика black’а по идейному признаку предполагает, прежде всего, четкую религиозную ориентацию. Идеология black-метал может быть объединена одной краткой приставкой «анти-». Под ее эгидой представлено, соответственно, всё мрачное и, наверное, очень страшное, прежде всего сатанизм (в самых разных вариантах) и различные древние верования, а также эстетика хаоса, войны и «разрушения до основания». Противопоставление, таким образом, происходит по отношению к ортодоксальной догматической религии Запада – христианству. Конечно, реально не всё так мрачно в black-метал: обращение к искусству символизма и жанру фэнтэзи, к сюжетам высшей мифологии – прекрасное тому подтверждение.
С музыкальной же точки зрения всё обстоит немного по-другому. Если идеологическая составляющая black-метала есть неукоснительно соблюдающаяся, и ни на йоту от неё отойти нельзя, то здесь, в музыкальном плане имеет место быть небольшие расхождения и добавления к существующим законодательным видам инструментального набора вариантов. Такие как: характерный тембровый мир, проглядывающий так или иначе у большинства исполнителей (даже у симфо- и атмосферик-black), скудный и девственно-жесткий, как зимний пейзаж норильской тундры. Тембр вокала и тембр гитар во многом схожи. Характерный для black-метал верещащий, пронзительный, «чернушный» вокал в духе раннего Квортона (BATHORY) возник у последнего волею случая (пятнадцатилетний андрогин пытался изобразить Лемми из Motorhead, однако отличия в возрасте и в стаже употребления виски не способствовали этому). Гитары с эффектом «дисторшн» (distortion) сильно искажают звук, создавая сыпучие, шершавые тембры. Образно и точно охарактеризован этот тембр в журнале «Death City»: «Басовые линии провалены – и специально, на переднем плане лесопильный звук гитар с интенсивными ударными».
Для фактурно-гармонической стороны black’a характерны свои особенности: изложенные мелкими ритмическими длительностями квинтовые и кварто-квинтовые вертикали, игра параллельными квартами и квинтами, столь близкая по манере к игре на хардингфеле – скандинавской скрипке с двумя рядами струн. В ладовом и гармоническом плане наблюдается разнообразие: используются лады диатонические и хроматические, лады с уменьшенным трезвучием в основе, позднеромантическая расширенная тональность, фольклорные ладовые и гармонические структуры. Наибольшее распространение получили натуральный минор, фригийский лад и родственный ему лад, идентичный по строению андалузскому.
Имидж, как третья составляющая основу любой группы, особенную вычурность приобрёл именно в black-метале. В принципе, кожа, железо и черный цвет фигурируют во всех металлических стилях, хотя блэк преподносит их под своим углом зрения. Классический black’овый corpse-paint (раскраска «под труп»); тонны гвоздей на напульсниках, ошейнике, ремне, сапогах; «дьявольские» черные или арийские белые гривы; всевозможная колюще-режущая утварь; одежда из черной кожи; торс либо в черном, либо обнажен (независимо от того, что он демонстрирует – мужественную гиперборейскую грудь, высохший скелет или нордический пивной живот); балахоны и плащи с капюшоном; всевозможные амулеты – всё это атрибуты большинства black-метал-исполнителей, придающие им вид нормального сборища вурдалаков.
Можно сделать еще одно предположение о критериях отличия black-метала от других стилей металла – по отношению музыкантов к тому, чем они занимаются, к тем Силам, во имя которых живут. Black-металлисты, во всяком случае, североевропейские, оказались очень серьезными детьми, воспринявшими антихристианскую эстетику за чистую монету. Параллелью этому может быть детская жестокость, как способ познания мира. Игра с огнем стала для начисто лишенных юмора норвежцев (а именно за ними пошли остальные) реальностью, убийства и самоубийства – путём к познанию разных сторон бытия, ну а ночные прогулки по зимнему лесу – естественной потребностью. Это и есть – основной показатель стиля black – отношение к жизни. Всё что делается, а если не делается, то воспевается – серьезно и искренне, как солнце, встающее на Востоке и заходящее на Западе. Здесь и коренится отличие black’а от других стилей, повествующих об этой экзистенции, но не живущих ею. Трансформирующие на каждом шагу свои «потусторонние» воззрения в объективную реальность, порой очень грубо и варварски, black-музыканты одновременно безысходно романтичны. В этом испокон веков состоял весь фатализм скандинавского Мифа. Используя классификацию Вл. Мартынова, можно сказать, что black подразумевает магическое отношение к искусству, музыкант «живет» в ином мире и для иного мира, о котором повествует; другие же направления металла предполагают эстетическое отношение – описываемый мир является лишь созерцаемым, сам музыкант ни в коем разе не участник его бытия. И, на мой взгляд, именно с этих позиций должно происходить в black деление на true и trend, так как осуждаемое true black музыкантами стремление разнообразить музыку нисколько не влияет на верность идее, а вот стремление «изобразить» идею, репрезентировать ее в имидже, пожалуй, да.
Появлению этой разобщенности способствовали обвинения музыкантами друг друга в «неистинности» (как было сказано, black-исполнители очень серьезно подходят к своей идее), в результате чего выкристаллизовался true black, как матричное направление, где присутствовали основные идейные и саундовые критерии. К trend причислялись все направления, чей саунд не соответствовал этим критериям, даже при наличии гранд-идеи.
Итак, что же такое true? Если брать за основу кто первыми выдумал идеологию – тогда это Venom, но они играли чистый thrash. А если сам стиль музыки, то скорее Bathory, где уже начал выделяться отличный от предыдущего вокал и сам стиль музыки более утяжелился. Или быть может Darkthrone? На мой личный взгляд точно сказать нельзя это true, а это нет! Это удел лично каждого в зависимости от вкусов и самого восприятия какой-либо определённой группы. Самим же музыкантам (если они творят не для того, что бы показаться вот какие они хорошие, а ради самого искусства), то им глубоко наплевать считают их true или нет. Они создают музыку ради самой жизни, ради поиска духовного, тем самым, выражая своё отношение к жизни, которое они прочувствовали на себе. Ведь не стоит забывать, что рок – это вечный поиск, поэтому он не должен заканчиваться иначе в нём отпадёт надобность.
Свидетельство о публикации №204072600047