Базар по-Хайфски или

Центральный городской базар  Хайфы находится  в нижней части города. Чтобы попасть на базар, надо с центра Хайфы  спуститься вниз. Спускаясь, вы словно скользите по  наклонной вниз, но это еще не конец Вселенной и не преисподняя. За базаром -  нижний город, там находятся районы, которые когда-то принадлежали арабам. Они покинули свои дома во время войны за независимость Израиля в 1948 году, но потом так и не вернулись. По  законам молодого государства Израиль,  эти дома  ждали своих хозяев пятьдесят лет, постепенно ветшая и разваливаясь. Теперь, когда время истекло, их начали сносить, и на месте старых развалин  рождается новая нижняя Хайфа, на фоне порта и серебрящегося вдалеке Средиземного моря.

На нижних улицах, примыкающих к рынку, прочно поселились евреи, выходцы  из бескрайних просторов многонациональной России. Постепенно, они вытеснили из дешевых квартир нижнего города  местных наркоманов. После прихода "русских"  улицы  стали чище, и порядка на них стало больше. Наркоманы постепенно исчезли. Местные наркоманы – это евреи, выходцы из стран Востока и Северной Африки, в Израиле они получают пособие и даже легкие наркотики для поддержания жизнедеятельности, но все равно с социального  дна мало кто из них выбирается.

С одной из таких нижних улиц я познакомилась ближе, когда мы с папой покупали  швейную машинку, правда не "зингеровскую", а "Веритас" - предел моих мечтаний  на нашей бывшей родине. На Украине, я оставила свою знаменитую, по тем временам, машинку "Чайку".  И вот здесь, по объявлению, написанному от руки, пришли на улицу Барзилаи (это фамилия одного из сионистов, создателя государства),   хотя у  меня  эта фамилия вызывала совсем другие, щенячьи ассоциации.

Мы быстро нашли дом и квартиру, которую искали. В этих старых квартирах потолки были такие высокие, что комнаты казались больше в высоту, чем в длину и ширину. Так и тянуло поделить их на два этажа. Швейную машинку продавала молодая женщина, которая на тот период уже три года жила в Израиле. Они с мамой бежали из Грузии, из Тбилиси. Бежали, как говорила она, в прямом смысле под пулями и разрывами снарядов. В Грузии  они жили в центре Тбилиси и, когда все вокруг горело и взрывалось – было  очень страшно. Перед самым отъездом им удалось отправить морем багаж, но получить  его они не надеялись.

В Израиле им присвоили статус беженцев, что дало возможность Лиле, так звали нашу "грузинку", бесплатно учиться в  Хайфском Технионе на престижных строительных курсах с компьютерной ориентацией. Лиля работала в Тбилиси в проектном институте  инженером-проектировщиком. В Израиле все надо было начинать сначала. Она училась, мама  не работала, жить было  тяжело, и она решила продать швейную машинку, их у нее было две. Откуда же взялась у беженцев швейная машинка или даже две, справедливо поинтересуетесь вы. Оказывается,  багаж, отправленный из Тбилиси, все-таки дошел.  Плыл он, не спеша, морем, и прибыл в Израиль через полгода, когда Лиля с мамой уже потеряли всякую надежду его получить. Но багаж пришел целым и невредимым.

К моему удивлению, багаж состоял в основном из книг.  Они стояли на простеньких деревянных стеллажах, уходящих в бесконечный потолок. Ах, какие книги там были! Чего только стоило прекрасно иллюстрированное юбилейное  издание пьес Шекспира, я такого никогда не видела. Для меня все эти книги были настоящим сокровищем. Пока мой папа занимался  с Лилей торгово-рыночными отношениями, я рассматривала библиотеку.

В мои руки попал миниатюрный сборник китайской поэзии. Это были стихи женщин-поэтов 15 века. Я открыла книгу,  и меня уже на улице имени Барзилаи "не стояло". Шелестел от порывов ветра камыш, плыла лодка, падали капли дождя. Я с первых строк влюбилась в эту книгу. И не выпускала ее из рук  до самого ухода. Я  просила Лилю продать мне эту книгу за любые деньги. Она  купила ее в букинистическом магазине  Хайфы, заплатив за нее, кукую-то ерунду. Лиля наотрез отказалась продать книгу, сказав, что в дождливые зимние вечера, она открывает  книгу и ей, после всего пережитого, так помогают ощутить  тишину и покой эти утонченные строки давно ушедших от нас китайских поэтесс.

Оставим в покое улицу Барзилаи и начнем  движение к базару с другой стороны –  по улице Ахалуц, что в переводе на русский язык  означает "первопроходец", а если еще проще, то что-то вроде нашей  Пионерской. Эта улица, как предбанник, на ней расположено множество маленьких магазинчиков, лавок и лавчонок – здесь можно купить все: от иголки до мебели, не говоря уже о коврах, посуде, бижутерии, дешевых детских игрушках и таких хлебобулочных изделий местных пекарей, что пройти мимо просто невозможно.

 И пока мы с вами идем по этой улице,  я непременно вспомню и расскажу вам печально-смешную историю, происшедшую со мной почти сразу же по приезду. Я как всегда шла по улице Пионерской, заглядывая в витрины, и рассматривая таких разных прохожих в  пестрой толпе,  медленно текущей в направлении базара. В магазины я не заходила, денег было недостаточно, и потом я же шла на базар.

Где-то на полпути,  ко мне подошел  мужчина средних лет,  приятной наружности, и начал торопливо и сбивчиво рассказывать, что он физиотерапевт, что он должен доехать до Акко, а у него,  как назло, то ли украли деньги, то ли он их потерял. Я вся была внимание, пропитываясь, как губка чужой проблемой, как же –  меня просили о помощи! Мужчина продолжал повествовать о том, что бедные пациенты ждут его  в Акко, а он, застрял здесь, и не может до них добраться. На мой вопрос: "Чем я могу  помочь?". Он попросил у меня вполне умеренную сумму денег, которая  спасла бы его и его бедных пациентов.

 Я раскрыла кошелек и увидела там две довольно крупных купюры, никакой мелочи не  было и в помине. Чтобы удовлетворить желание просителя,  купюру надо было  разменять. Мужчина ловко выхватил из моих рук бумажку и побежал в ближайшую лавку разменять деньги. И тут я увидела, что мой проситель, которому я честно смотрела только в глаза, одет опрятно, но ботинки стоптаны, а штанины  истрепались до бахромы. Даже тогда, будучи совсем еще свежей израильтянкой, я понимала, что физиотерапевты –  это все-таки высшая каста. И до меня стало медленно доходить, что деньги, предназначенные для базара, уплывут и немедленно, в неизвестном направлении.  Но к  моему невероятному везению, деньги этому проходимцу никто не разменял, может, этого "физиотерапевта" уже хорошо здесь знали. 

Я быстро подошла к нему и забрала свои деньги. Спрятав их в кошелек,  зашагала в сторону базара. Он не отставал от меня, все еще пытаясь вернуть синицу, которая только что была в руке. Он  все что-то пытался мне объяснить, но  я уже была непреклонна, завеса с моих глаз упала, и я твердо знала, что деньги нужны и мне самой, чтобы купить овощи и фрукты  детям. Я одного не могла понять –  почему из всего людского потока  он выбрал именно меня. Продолжая сердиться на себя и на него, я  спросила, почему именно я стала жертвой его обмана? И тут он признался, что мое лицо отличалось от всех других  особой интеллигентностью.

 Это мое интеллигентное лицо еще не раз подводило меня в Израиле. Ко мне подходили на улице с подобными историями не только "русские", но и местные. Жалобно рассказывали самые нелепые истории о пропаже денег, и я каждый раз верила им и давала деньги. Я уже знала, что они прекрасные физиономисты и найдут меня в любой толпе. Но мое желание помочь всегда брало вверх над сиюминутными сомнениями,  и моя некрупная мелочь незамедлительно перекочевывала в карманы просителей. Для себя я сделала вывод: я оплачиваю  искусную актерскую игру, со слезами, дрожанием голоса и заламыванием рук. А за исполнительское мастерство, то бишь, за работу –  платить надо.
 
Улица Ахалуц или Пионерская упирается в базар, что на   иврите произносится как "шук" Это настоящий восточный базар, но он так не похож на базары Бэер-Шевы, Акко или Нацерета, где больше элементов арабской культуры, где они бесформенны и  организационно не собраны. Базар Хайфы находится на  двух  уровнях. Наверху вас встречают торговые ряды овощей и фруктов, тут же напротив, продают свежую и мороженую рыбу, щедро пересыпанную мелкими крупинками льда, которые не знаю, каким образом, но не тают даже в самые жаркие летние месяцы.

 Напротив рыбных рядов –  торгуют жареными пирожками. Эта лавочка  с пирожками появилась недавно, когда русских понаехало столько, что как грибы после дождя  стали возникать русские магазины со свининой и свиными колбасами, а теперь вот и пирожками по внешнему  виду и форме, очень напоминающие наши советские беляши. Прежде,  чем мы  завернем  направо и подойдем к подземной части базара, мы пройдем базарный перекресток. Здесь машины лавируют среди покупателей и покупатели среди машин, голова кружится от такого водоворота.

В зависимости от времени года ассортимент фруктово-овощных лотков несколько меняется, но  всегда независимо от сезона можно купить яблоки самых разных расцветок, груши и виноград, который продают  практически круглый год. Клубничные ряды летом затихают и возрождаются в ноябре. Арбузы,  наоборот, в ноябре перестают громоздиться, а первые, непременно появляются в следующем году к Песаху, а это ранняя весна, как и первый урожай винограда,  очень мелкого, но очень сладкого.

 Зелень, орехи, какие хочешь:  чищенные и в скорлупе. Халва, конфеты, чай, яйца из близлежащих кибуцев, рыбные,  мясные, молочные ряды. Всего не перечислишь и  не упомнишь. Каждый раз, проходя  базарными рядами, находишь что-нибудь новое и яркое.

На базаре, напротив каждого торговца на краю тротуара стоят картонные ящики с помятыми и чуть порчеными фруктами и овощами.  У них несколько не товарных вид, но каждый, чьи финансы не позволяют покупать продукты товарного вида, может порыться в этих коробках и взять все это бесплатно или по таким бросовым ценам –  все равно, что даром.

Как-то в популярной российской передаче "Стирка" директор Московского цирка, рассказывая о гастролях в Израиле, с благодарностью вспомнил Хайфский базар. Цирк приехал,  договорившись о выступлениях с  импресарио, который,  не дождавшись конца гастролей, неизвестно куда испарился, и вся труппа актеров и животных осталась без денег, жилья и пропитания. И вот тогда главным действующим лицом выступил Хайфский базар. Именно он целый месяц бесплатно кормил московский цирк, да так, что даже  львы и тигры остались довольны.

В подземной части базара  торговые ряды очень похожи на те, что и на улице, но цены здесь намного демократичнее, правда, тесновато и крику больше. Но за все надо платить. Хотите воздуха –  поднимайтесь наверх. Торговцы кричат, зачастую не зазывая покупателей, а просто так. Как они сами объясняют за 12 часов работы, тяжелой работы, когда сам и грузчик и продавец, чтобы не сойти с ума и разрядиться,  надо  вот таким образом, во всеуслышанье " выкричать" усталость и подбодрить своих соседей.

Я никогда не торгуюсь на базаре, я никогда не знаю, что и сколько стоит, я хожу или протискиваюсь между рядами и любуюсь всеми этими сокровищами, выбирая то, что мне действительно по вкусу. Мой папа всегда торгуется, я этого не могу перенести. Все его торги не стоят выеденного яйца, и выторговывает  он иногда такие гроши, что просто стыдно. Но он утверждает, что не важно сколько, главное торг, а  это для него настоящее  представление. Так, что на базаре не только цирк, но и  театр тоже.

На базаре, если прибегнуть к статистике, согласно  цифрам и фактам, большинство  русских покупателей. Безусловно, покупают там и местные евреи, и ортодоксально-религиозные хасиды, которые отовариваются в лавках  и пекарнях, набирая десятки разновидностей бубликов, булок и хлеба для своих многочисленных семейств. Вот арабов на базаре мне не приходилось встречать, у них свой базар и тоже в нижнем городе, хотя среди торговцев много арабов-христиан, но покупателей арабов-мусульман я не  встречала ни разу.

На базаре не только торгуют,  на базаре еще и живут. Верхние этажи  старых домов заселены жильцами. В одном из таких домов жили мои знакомые –  молодая пара из Ленинграда. Их квартира располагалась над рыбными рядами, а въехали они в эту квартиру сразу по приезду. Их никто не встретил в аэропорту и они, произвольно выбрав город Хайфу, оказались в шумном незнакомом городе, гудящем как улей. Их сразу же нашел квартирный маклер и, взяв причитающие ему за работу деньги и квартирную плату за три месяца вперед, привел их в эту квартиру.

Маклеры вычисляют в Израиле вновь прибывших "лохов" на нюх. Они  знают, что государство Израиль вручает новичкам хорошие наличные деньги на первые месяцы благоустройства. Мои знакомые очутились в небольшой, насквозь пропахшей рыбой квартире, да еще и без кондиционера и уже без денег. Жара, одуряющий запах рыбы, крики и гомон с утра до вечера,  привели их в такое  состояние, что, не прожив там и пару недель, они бежали,  и бежали до тех пор,  пока не очутились в городе Йокнеаме.

Встречала я на базаре и других обитателей. Однажды, возле мясного отдела,  я почувствовала такой резкий запах, который чуть не свалил меня с ног, оглянувшись,  я увидела нашего россейского немытого и нечесаного бомжа, с полным набором соответствующих "прелестей".

Продавщица, русская девушка,  презрительно глядя на него, сказала:
-Хоть бы его,  забрали.
- А куда, его могут забрать? – поинтересовалась я.
- Да, таких как он полиция забирает, но они их не могут долго держать. Подержат неделю-другую, вымоют, вычистят, приведут в порядок, а потом опять выпускают. Пошел вон,  отсюда! – громко,  по-базарному крикнула она бомжу.
И это неприглядное, пьяненькое и грязно-вонючее чудо скрылось из виду. Это был единственный случай, когда я видела бомжа на базаре. Обычно милостыню возле базара просят ухоженные религиозные евреи-старички.

 Базар  для меня, как и семь лет назад, остался  одним из лучших мест, где можно  раствориться и снять стресс, блуждая среди изобилия и неописуемой красоты плодов  Израиля, текущего молоком и медом.

Базарных улиц суета,
Где солнце спорит с торгашами,
Где краснобокими рядами,
Зардевшись, персики лежат,
Где в чешуе заморских рыб –
Прозрачных льдинок бриллиант,
Где средь арбузно-дынных глыб
Всегда отыщется гигант.
Звон неразменно мелких денег,
Крикливый голос, юркий глаз…
Базар кружит себя и пенит,
И завораживает нас.
Вдруг дно разверзнет на мгновенье,
Базарной пенистой реки,
Понятный нам со дня творенья –
Язык протянутой руки.


Рецензии
Уважаемый и дорогой Витя. Если тебе сказать честно, то я в шоке от прочитанного мной. За время нашего с тобой виртуального знакомства у меня сложилось о тебе мнение, как о настоящем русском мужике. Что я вкладываю в это понятие сказать тяжело. Человек с большой русской душой, надежный, очень спокойный. Я бы мог высказать тебе свое мнение о данном инцинденте приватно, если бы не публичность сказанного.
Мои родители учили меня всю жизнь очень нихитрым житейским вещам, которым я стараюсь следовать всю жизнь.
Не оскорблять женщин.
Не поднимать руки на женщин.
Всегда приходить на помощь людям.
Быть сдержанным в своих суждениях, имея ввиду то, что твое мнение, есть отражение твоего мира и не более, оно может не совпадать с другими в силу недостатка информации, избытка его и сложившейся ситуации.
Нести ответственность за взятое слово.
Нести ответственность за порученное тебе дело.
Нести ответственность за порученных тебе людей.
Говорить правду.
При выполнении дела, быть максимально честным с людьми, которых это дело касается.
Признавать свои ошибки и стараться их исправить.

В армии мне к этому добавили еще одно правило. В бою проявляй меньше эмоций. Проявив эмоции ты погибнешь.

Худо ли бедно, но я стараюсь придерживаться этих правил. Появившись на прозу я стараюсь постоянно рассказывать об этом наиболее эмоциональных рецензентов и перевести их эмоции на более профессиональный разбор текстов, исключающий взаимные оскорбления.

Исходя из всего вышесказанного, я могу тебе сказать только то, что высказанная тобой рецензия на текст девушки, нарушает многие мои принципы. При том, что ты имеешь право на свое мнение, ты не имеешь права оскорблять девушку и разговаривать в таком тоне с Иосифом. Когда я прочитал твои высказывания, мне стало страшно. Пожалуй, так же становиться страшно моей семье когда у меня съезжает крыша. Но даже в этот момент от своих жизненных принципов я не отступаю. Мне непонятна причина твоей злости и на текст, на девушку и на Иосифа. При любом раскладе, я не ожидал такой реакции от тебя и считаю, что ты неправ и должен извиниться.

По фактам тобой изложенным и являющимися началом скандала. Во первых седни выкинул бомжару засевшего ко мне в лифт. Эту вонь, не смог вынести мой далеко не нежный сержантский нос. Если тебе сказать честно – то более подходящего чем русский бомж подобрать невозможно. Ни шнобеля, ни пейсов у него не было. Зато было испитое лицо с носом картошкой, свалявшиеся космы. Я обладая вышеперичисленными принципами, приложил к этой гниде потерявшей человеческий облик свои руки и ногу. Потому, что эта гнида позорит мою нацию и звание русского человека. Даже мой сын прокричал ему в след – Дядя ! Мыться надо. Так почему я должен обижаться на метафору - увидела нищего, похожего на русского бомжа. Второе. В Грузии стреляли и еб его мать как. При смене Гамсахурдия – Шеварнадзе. Это конечно не была гражданская как в России, Афган или Чесня Мы в качалке счас качаемся с грузином, который сбежал оттуда в этот момент. Парень борец, сейчас борется в Германии. Приезжает к семье живушей в Ростове. Недоверять ему у меня нет ни прав ни возможности, зная как хреново они живут здесь. В Старочеркасске живет теща моего друга. Полугрузинка. Года три назад они туда ездили (кажеться в Поти). Он приехал в охуении от гостеприимства и от того как бедно живут люди. А его рассказы о тех событиях....А ведь это рассказывает Русский.

Ты имеешь право на свое мнение. Ты имеешь право послать меня к черту. Возможно я не понимаю и десятой толики конфликта. Возможно ты просто устал. Мы все рано или поздно устаем. Но ты не имел право так обливать грязью женщину и мужчину который за нее вступился. Ты наверняка старше и мудрее меня. Но если бы ты знал каких нервов и срывов мне стоили твои слова. Я тебя не узнал. Если это ошибка Витя – то ты должен извиниться. Лично я бы извинился, потому, что в моей жизни это было не раз, и это достойно русского человека и мужчины.

С Уважением Игорь Негорюй.

Негорюй   30.07.2004 16:38     Заявить о нарушении
Игорек, а если это не ошибка?

Усталый Путник   01.08.2004 17:29   Заявить о нарушении
Тут вот ведь Витя какая. Если ты считаешь Иосифа и эту девушку врагами, то ты знаешь чем русский солдат отличается . Он никогда не глумиться и уважает врагов. Даже если они злейшие враги. Я так и понял, что ты просто не сдержался. Я понимаю твою боль за Россию и ее народ. Но я еще раз тебе говорю

Если ты считаешь Иосифа и эту девушку врагами, то ты знаешь чем русский солдат отличается . Он никогда не глумиться и уважает врагов. Даже если они злейшие враги.

С огромным уважением к тебе.
Искренне твой Игорь.

Негорюй   03.08.2004 13:53   Заявить о нарушении
Думал, что весь этот базар (если угодно, спор) по поводу "Базара" давно затих, а он все тлеет...
Дам еще одно пояснение относительно "наших" ("русских", русскоязычных) нищих. Вообще-то, нищенство - это целая наука, лучше всего описанная в английской литературе. Были целые синдикаты нищих. Специалисты работали над тем, как нищий должен выглядеть, какие увечья или болезни он должен иметь - с учетом психологии жертвователя (т.е. жертвы). За "место" надо было платить. Вот и израильские РЕЛИГИОЗНЫЕ профессиональные нищие-старички имеют весьма благостный вид: чтобы верующим стало жаль благородного человека, вынужденного опуститься до попрошайничества.
Пока нас ("Русских") здесь (в Израиле) было мало, те, кто побирался, старались вести себя прилично. Пример: однажды много лет тому назад на рынке ко мне подошел вежливый мужчина и спросил, понимаю ли я русский язык. Я с гордостью ответил, что не только понимаю, но и предпочитаю на нем разговаривать. Тогда он извинлся и попросил небольшую сумму, чтобы он смог доехать до Акко (город на растоянии примерно 30 км от Хайфы) Я дал. Через пару дней он же подошел ко мне уже на Центральном автовокзале с тем же вопросом и с той же просьбой. "Как? - вскричал я. - Ты до сих пор не уехал? Я ведь тебе уже дал на дорогу два дня тому назад!" - "Извините, " - и он поспешил прочь... Думаю, что к Зине подходил тоже он. А был ли он русским или только русскоязычным евреем, какая разница? Его все здесь будут называть русским.
А по мере того, как евреев из бывшего Союза становилось все больше, то и "наши" нищие перестали стесняться. А чего стесняться? Ведь кругом "свои"... Вот и появился описанный Зиной бомж...
А вообще-то наши земляки стараются не попрошайничать, а зарабатывать, играя на своих инструментах (таких я видел и в Израиле, и во многих городах Европы). Многие специально едут на подобные гастроли из Украины или Белоруссии в Чехию или Германию. А это уже работа, а не нищенство...

I.Pismenny   05.08.2004 16:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.