Память
О войне я знаю совсем не много. Но в прошлом году мне довелось лично познакомиться и поговорить с одним из её участников. Эта встреча изменила моё отношение к войне, тронула мою душу, я почувствовала боль, которую она причинила людям, осознала важность Дня Победы…
***
Утром восьмого мая к нам приехал Андрей Владимирович из Петербурга. Это наш дальний родственник. Он ветеран Великой Отечественной Войны. Ему восемьдесят один год. Брови, волосы, усы, борода его чисто-белого цвета. Глаза впалые, тусклые, добрые, но от чего-то очень печальные. Все лицо его изрезано глубокими морщинами. Говорил Андрей Владимирович тихо, голос его порой дрожал.
Каждый год Андрей Владимирович приезжал в Москву на майские праздники. Он останавливался всегда у других своих родственников, и в этом году впервые у нас.
Вечером мама достала большой кожаный портфель, плотно набитый разными документами, старыми открытками, фотоальбомами, и принесла его нашему гостю. Андрей Владимирович осторожно открыл его и достал пачки черно-белых фотографий. На них были молодые солдаты, военные медсёстры, просто юные девушки, какие-то семейные фотографии. Всё такое незнакомое мне… Наш гость с небывалым трепетом рассматривал каждую фотографию, очень долго всматривался в лица каждого изображённого, а потом с непередаваемой теплотой и любовью в голосе рассказывал: « А это Владик- мой боевой товарищ… Как лихо играл он на гармошке, эх! Красивый парень был, смелый, горячий…», « А это же Лидочка- медсестра наша. Скромная, добрая, милая…», «Узнали? Это ваш дедушка. Ах, какой был молодец!» – всё было такое родное, до боли в груди знакомое для Андрея Владимировича. На этих фотографиях была вся его молодость, его друзья, знакомые, родные… Мы все сидели и слушали интересные истории военных лет. Вдруг на лице Андрея Владимировича показались слёзы. В руках он сжимал какую-то фотографию. Я попросила показать её мне. Молодая и очень красивая пара была изображена на фотографии.
- Кто это? – спросила я.
- Это? Это я и … моя невеста… Катенька. – с горечью ответил Андрей Владимирович.
- А где она сейчас?
Наш гость опустил голову и, тяжело вздохнув, начал свой рассказ:
- Катенька где? Война отобрала её у меня. Мы были совсем молодые, любили друг друга, хотели пожениться, вместе воспитывать детишек…своих. Катюша очень красивая была, смеялась всегда… А потом… Великая Отечественная началась. «Я люблю тебя! Всегда буду любить только тебя!» – поклялись мы друг другу. Впервые увидел я, как моя Катенька плачет. Она крепко обняла меня, поцеловала, будто знала, что в последний раз. Но я не верил тогда, что нас может что-то разлучить, не верил… И я вместе с миллионами солдат ушёл воевать за свободу, за мир, за любовь, за слёзы женщин и детей. Я был в группе артиллерийской разведки. А Катюша на фронте была связистом. Она участвовала в захвате 22 фашистских генералов. Она дошла до Польши в полном боевом снаряжении, за спиной катушка и телефонный аппарат, в составе гвардейского Краснознамённого артполка. Там и пробила ей сердечко проклятая немецкая пуля. Не выжила Катюша, душа моя. Не дождалась победного дня. А я тогда ещё не знал, что один на земле этой остался. И только девятого мая, когда всё уже было кончено, сообщили мне об этом. Я не мог осознать этого… Как такое могло случиться? Я боролся за мирную, спокойную жизнь других людей, за их счастье, свободу, но заплатил за это судьбой самого дорогого и любимого человека на планете… Я хотел жить только для неё, только ради неё.
Похоронили Катеньку здесь, в Москве. На Данилевском кладбище. Каждое девятое мая я приезжаю к ней, рассказываю о том, как прошёл год, как живут люди, как падает снег или льёт дождь, греет солнце и пахнут цветы. И в сотый раз клянусь ей в своей любви и верности. Я жалею её, говорю, какая она милая, добрая, красивая, ласковая…была. Прошу, чтобы дождалась меня там, на небе. Скоро я приду к ней. Рядом с её могилкой есть свободное местечко… оно моё.
Ты знаешь, попав в сердце Катеньки, пуля сразу же поразила и моё. Она всегда жила и будет жить в моей памяти до последнего вздоха. Катенька, Катюша, любовь моя… - он больше ни слова не сказал за оставшийся вечер. Слёзы текли у него, не высыхая. Папа задумался, загрустил. Мама расчувствовалась и всплакнула, вспоминая своих родителей, которые тоже были ветеранами войны. Мой дедушка был командиром отряда связистов. Прошел всю войну, имел награды и даже орден Красной Звезды за отвагу и боевые заслуги. А бабушка работала на военном заводе в г. Ленинграде, со своей семьей пережила блокаду. К сожалению, я не видела своего деда и бабушку, потому что они умерли ещё до моего рождения. Мне тоже стало как-то тяжело на душе, и слёзы побежали из глаз.
В тот вечер я очень много узнала о страшной Великой Отечественной войне, о страданиях, которые она принесла людям. Сколько жизней унесла война! Сколько людей, таких же, как и Андрей Владимирович, мучаются от боли утрат близких и любимых людей!
Я не могла заснуть. Меня мучили мысли о том, что молодое поколение слишком мало знает о войне. Что значит для него Великая Отечественная Война? Что-то связанное с уроками истории, наверное. « С 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года», разве дрогнет сердце у какого-нибудь подростка, когда назовёшь ему эти даты? Вряд ли.
Маленькие мальчики играют в «войнушку». Родители покупают им игрушечные пистолеты, автоматы, мины, ничего не рассказывая о настоящей Войне, о наших героях, о доблести и мужестве. А во что превратилась армия? Раньше было большой честью служить в армии, а теперь … Матери бояться отдавать сыновей на военную службу. Неравноправное и оскорбительное поведение старослужащих по отношению к новобранцам, молодым солдатам не знает предела.
Каждый день мы ходим по мирной земле, не слыша постоянных выстрелов, взрывов, не видя танков, ракет, видим небо, по которому не летают десятки истребителей, а только птицы и светлые пассажирские самолёты, засыпаем и просыпаемся в своих теплых, уютных квартирах, беззаботно проводим досуг. Но знает и помнит ли молодёжь своих ветеранов, которым обязана за мирную жизнь? Да, прошло уже около 59 лет со дня окончания Великой Отечественной, но это очень мало, чтобы начать забывать её. Нужно помнить, нужно знать. Конечно, ветеранов сейчас осталось мало. Чем дальше от нас ужасы этой смертоносной войны, тем меньше с нами тех, кто участвовал в ней.
И вместе с ними вымирает история, затихает боль. И, наверное, когда-нибудь День Победы вместо исключительно важного праздника превратиться в обычный выходной или станет просто устаревшим. Но, надеюсь, это не произойдёт. Память и благодарность за то, что мы живём в мире и согласии должны навеки остаться в нас, в наших детях.
***
Андрей Владимирович всю ночь вздрагивал во сне. Что ему снилось? Война, Катенька или друзья военных лет, я не знаю. Утром девятого мая Андрей Владимирович надел военную форму. Китель его был увешан разными наградами, орденами. Признаюсь, форма очень шла нашему гостю. Мы начали поздравлять его с Днём Победы, но никаких поздравлений он не принимал, так как не считал этот день праздничным. Нет, Андрей Владимирович не пошёл на парад, он поехал на кладбище, чтобы навестить Катеньку. Он вернулся лишь к вечеру.
На следующий день Андрею Владимировичу нужно было возвращаться в Петербург. Уезжая, он попросил подарить ему фотографию, на которой они с Катенькой вместе. Мы, конечно же, отдали её. Он поблагодарил нас за всё, и его печальные глаза стали немного радостней.
Свидетельство о публикации №204080700084
Николай Жуков 24.07.2005 10:45 Заявить о нарушении